Непобедимый и бессмертный Кощей
Ещё в детских сказках мы узнаём о тайне смерти Кощея Бессмертного. Да, она хранилась в Яйце, которое, как говорится в преданиях, было сотворено самим Родом.
Здесь я замечаю особенный символизм, ведь яйцо – символ возрождения и энергии, постоянной жизни. Именно оно и указывает на бессмертную натуру Кощея, что никогда не исчезнет из мира людей. Возможно, наши предки ассоциировали этого бога с тёмной стороной души человека и, увы, она тоже наделена бессмертием.
Кощей Бессмертный
Символом Кощея был чёрный круг или, как называли его, Чёрное Солнце. Это заставляет призадуматься, ведь солнце являлось символом жизни и покровителем всего народа. Его чёрная ипостась – только противоположная сторона жизни, не менее могущественная, чем свет. Такой символ мог указывать на могущество Кощея, его власть над всеми созданиями Нави и мертвецами.
Также мощным знаком бога являлся меч в виде клыка, загнутого вниз. В старину те, кто занимался колдовством и тёмными обрядами, носили подобный оберег, который, как верили, охранял их от врагов и наделял качествами самого Кощея.
Кощей Бессмертный / Hicory Shido / hicory.artstation.com
Кощей Бессмертный однозначно принадлежит к «лагерю» тёмных божеств, от которых людям не стоило ждать ничего хорошего. Вот только, в отличие от своей супруги, Кощей не нёс смерть и болезни, холод и бедствия.
Он проявляет своеобразное благородство, нагоняя страх, однако не направляя свою силу против людей. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди божеств мрака и царства мертвых.
О книге
В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. С книгами жизнь становится интереснее и веселей, а многие жизненные неурядицы кажутся не такими уж и серьезными.
Книга «Кощей бессмертный» Народное творчество относится к жанру сказки и подойдёт тем, кто хочет ознакомиться с литературой подобной тематики. В своей работе автор детально рассматривает серьезные вопросы взаимоотношений между людьми и то, как это влияет на нашу жизнь в целом
Оригинальный сюжет произведения, описание жизни и испытаний главных героев, детальные описания местностей и интерьеров определенно завладеют вниманием читателя
Кащей бессмертный, русская народная сказка
Весело гудит-шумит на Посаде праздничное гулянье. Водит народ хороводы, песни поет, красны девицы голубей выпускают. Не весела только красавица Марья Моревна — ждет не дождется своего ненаглядного Никитушку.
А перед теремом молодые парни похаживают, на гармошке да балалайке поигрывают. — Выходи за меня замуж, Марья Моревна! — предлагает ей один. — Прежде чем свататься, отгадай три загадки! — смеется Марья.
Две загадки паренек угадал, а на третью: «Что дороже всего на свете?» — ума не хватило. — Знай, дороже отца с матерью, дороже всего на свете — родная земля. Внезапно небо заволокло черными тучами, загремел гром, засверкали молнии — это налетели на Посад черные слуг Кащея Бессмертного. Зажгли терема стрелами огненными, храмы разрушили, а молодых да пригожих девушек в полон угнали. Марью Моревну прежде всех.
Вернулся Никитушка в родные края и видит — одни головешки кругом дымятся, да воронье над падалью летает. Только кокошник Марьи Моревны да ее платочек нашел Никита, а самой ее и след простыл. Закручинился добрый молодец, жизнь ему не мила стала. И пошел он куда глаза глядят.
Видит — идет ему навстречу старичок-боровичок.
— Знаю про твою беду, добрый молодец. Помогу, чем могу. Вот тебе шапка-невидимка, кольцо и горсть родной земли. Они помогут. Иди смело на борьбу с Кащеем за родную землю, за близких своих, за Марью Моревну.
Долгий путь прошел Никита, пока пал в незнакомый город. На площади города раскинулся большой базар. Торгуют на нем всякой снедью, арбузами, дынями. А посреди площади — эшафот. Ждет казни молодой красавец Булат-балагур. Палач уже топором на него замахнулся… Подбежал Никита к Булату-балагуру, накрыл его и себя шапкой-невидимкой. Ахнула площадь — пропали оба. И начались тут на площади чудеса! Ковер-самолет султанский, что цепью был прикован, из-под носа у стражи кто-то выхватил. А когда ковер под облака поднялся, все увидели на нем Никиту-богатыря и свободного Булата-балагура. Летят они над городом, не землю любуются.
— Спасибо тебе, богатырь! Кабы не ты, не быть бы мне живу. Куда летим? — На Кащея!
Долго они летели. Но вот ковер-самолет опустился прямо у ворот замка Кащея Бессмертного. Надел Никита шапку-невидимку, сбросил стражу в пропасть, и никем не замеченный пробрался с Булатом-балагуром в логово Кащеево.
Бродили они, бродили по мрачным переходам замка и попали наконец в водопадный зал. Здесь увидел Никита Марью Моревну, спящую на роскошном ложе, посреди зала. Крепким сном спит Марья Моревна, мертвым сном.
Наклонился к ней Никитушка. — Очнись, моя радость, погляди на меня. Молчит Марья Моревна, не дышит. Заколдовал ее Кащей.
Вдруг грянул гром, сверкнула молния, и появился Кащей.
Никита и Булат успели за арку спрятаться. Подошел Кащей к Марье Моревне и надел ей на палец волшебный перстень. Вздохнула Марья и проснулась. — Выйдешь за меня замуж — озолочу. А Марья Моревна в ответ: — Как же за тебя замуж идти, когда у тебя сердца нет?!
— Есть у меня сердце! Есть! Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе. Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет. Снял Кащей с руки Марьи Моревны — перстень, и снова упала она замертво на ложе. — Только тогда ты проснешься, когда я умру. А я — бессмертный! — Бросил Кащей перстень в водопад и исчез.
А Никита подошел к Марье Моревне и надел ей на руку кольцо, подаренное старичком-боровичком. Проснулась Марья Моревна и увидела Никиту.
— Никитушка! Сокол ты мой ясный! — Марьюшка! Я за тобой пришел, за своим красным солнышком, и за смертью Кащеевой! Идем скорее!
Но не было иного выхода из замка, как только через водопад. А через водопад не перелетишь! Тогда сняла Марья Моревна с пальца кольцо волшебное и бросила в водопад. Вмиг бурный поток остановился, а Марья заснула мертвым сном. Бережно положил ее Никита на ложе и поцеловал. — Спи, родная, скоро мы опять будем вместе. На широком поле стоит стеной несметная черная рать Кащея. Посмотрел на нее Ннкита-богатырь и бросил через плечо горсть земли родной. Из каждой песчинки появился могучий воин, и встала за Никитой сила народная — великая русская рать.
И грянул бой. Смертный бой за родную землю, за свой народ. Вот уже две головы срубил Никита у Кащея, а тот все не сдается.
А Булат-балагур тем временем разыскал на черной горе черное дерево, сорвал черное яблоко, разломил его пополам. Из яблока выпорхнул черный голубь, а из голубя выползла черная змея. Убил Булат-богатырь змею, а сам тут же окаменел. …Прогремел гром, сверкнула молния, и Кашей провалился сквозь землю.
Расцвели на поле цветики… Проснулась Марья Моревна… Ожил Булат. И поехали они втроем на родимую сторонку. Художник А.Kлoпoтoвcкий
Сказки с картинками
+61
Кощеевы семья и помощники
В отличие от большинства своих тёмных соратников и родственников, Кощей не любит менять свой облик. Крайне редко легенды рассказывают, что он мог принимать вид чёрного ворона, предвестника беды.
Славянский бог Кощей – не дряхлый царёк, а величественный старец, у которого были длинные седые волосы, сверкающая серебром кольчуга и огромный меч, что делал его непобедимым в любой схватке. Колоритная деталь внешности Кощея появляется в отдельных мифах, где говорится, что лицо его – это голый череп с чёрными глазницами.
Кощей / Vasylina Holodilina / cruzine.com
Несмотря на не слишком привлекательный облик, Кощей-бог не похищал красавиц, а обзавёлся законной супругой себе под стать. Это была Морена, повелительница смерти и зимы. История встречи этой тёмной пары рассказывается в одном из мифов.
Когда Чернобогом были похищены Зорька, Вечорка и Полуночка, Морена по своей воле отправилась в царство мрака. Условием Кощея был обмен Морены на жизни похищенных девиц, и богиня согласилась на эту сделку.
Я хочу заметить, что семейная жизнь Кощея и Морены была вполне счастливой. К тому же у бога был ещё один верный помощник – конь. Как и его устрашающий хозяин, животное это было необычным: наполовину живым, наполовину мёртвым.
«Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну», 1904 годИллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Смерть в голике
Кощей пообедал и лег отдыхать; пришла к нему Василиса Кирбитьевна, стала спрашивать:
— Насилу дождалась тебя; уж не чаяла в живых увидать — думала, что тебя лютые звери съели!
Кощей засмеялся:
— Эх, ты! Волос долог, да ум короток; разве могут меня лютые звери съесть?
— Да где ж твоя смерть?
— Смерть моя в голике, под порогом валяется.
Улетел Кощей, Василиса Кирбитьевна побежала к Ивану-царевичу. Спрашивает ее Булат-молодец:
— Ну, где смерть Кощеева?
— В голике под порогом валяется.
— Нет! Надо расспросить его получше.
Василиса Кирбитьевна тотчас придумала: взяла голик, вызолотила, разными лентами украсила и положила на стол.
Вот прилетел Кощей Бессмертный, увидал на столе вызолоченный голик и спрашивает, зачем это.
— Как же можно, — отвечала Василиса Кирбитьевна, — чтоб твоя смерть под порогом валялась; пусть лучше на столе лежит!
— Ха-ха-ха! Волос длинен, да ум короток; разве здесь моя смерть?
— А где же?
— Моя смерть в козле запрятана.
Василиса Кирбитьевна, как только Кощей на охоту уехал, взяла убрала козла лентами да бубенчиками, а рога ему вызолотила.
Кощей — младший из сыновей
«Было у отца три сына»… Да, я именно так хочу начать рассказ о Кощее. Его отцом был знаменитый Чернобог, повелитель тёмных сил. Старшими братьями Кощея были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал отцовский талант, однако в младшем божестве качества тёмного божества отразились гораздо ярче.
В Навьем царстве, где жили злые божества, рождалась сама тьма, было особенное место – Лунный Чертог. Его и доверил Чернобог Кощею, а поскольку чертог этот был обителью владыки мрака, старшие братья стали почитать Кощея как царя Нави.
Кощей в представлении современного художника / kolgallery.spb.ru
Старинные предания гласят, что Кощея избегали даже светлые божества. Его сила заключалась в необыкновенных магических способностях, которыми владел бог. Кощей заколдовал свои доспехи и меч, а потому стал неуязвим для противников, подчинил себе всех тёмных созданий и полуночных тварей, которых только могло нарисовать человеческое воображение.
Среди народа было даже распространено поверье, будто Кощей – это сама Смерть, но это не совсем верно. Ни в одном из мифов нет указания на то, что бог этот губил людей. Нет, я бы назвала его стражником тёмного чертога, куда он не допускал чужих.
И знаете, в этом аспекте можно даже взглянуть на персону Кощея с иного ракурса. Ведь он просто служил своему отцу, как любой из светлых богов, просто находился «по ту сторону», в Нави. Возможно, страх перед ним был преувеличен боязнью чего-то нового и необъяснимого?
Виктор Васнецов «Кощей Бессмертный», 1926 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Не оставляй нас
Поутру встает — просыпается царь Кирбит, видит, что у башни верх сломан, а дочь его похищена, сильно разгневался и приказал послать погоню по всем путям дорогам.
Много ли, мало ли ехали наши витязи — Булат-молодец снял со своей руки перстень, спрятал его и говорит:
— Поезжай, Иван-царевич, а я назад ворочусь, поищу перстень.
Василиса Кирбитьевна начала его упрашивать:
— Не оставляй нас, Булат-молодец! Хочешь, я тебе свой перстень подарю?
Он отвечает:
— Никак нельзя, Василиса Кирбитьевна! Моему перстню цены нет — мне его дала родная матушка; как давала — приговаривала: носи — не теряй, мать не забывай!
Сказка Булат-молодец
Жил-был царь, у него был один сын. Когда царевич был мал, то мамки и няньки его прибаюкивали:
— Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель, в тридесятом государстве сидит в башне Василиса Кирбитьевна — из косточки в косточку мозжечок переливается.
Минуло царевичу пятнадцать лет, стал у отца проситься поехать поискать свою невесту.
— Куда ты поедешь? Ты еще слишком мал!
— Нет, батюшка! Когда я мал был, мамки и няньки меня прибаюкивали и сказывали, где живет моя невеста; а теперь я поеду ее разыскивать.
Отец благословил его и дал знать по всем государствам, что сын его Иван-царевич поехал за невестою. Вот приезжает царевич в один город, отдал убрать свою лошадь, а сам пошел по улицам погулять. Идет и видит — на площади человека кнутом наказывают.
— За что, — спрашивает, — вы его кнутом бьете?
— А за то, — говорят, — что задолжал он одному именитому купцу десять тысяч да в срок не выплатил; а кто его выкупит, у того Кощей Бессмертный жену унесет.
— Вот царевич подумал-подумал и прочь пошел. Подгулял по городу, выходит опять на площадь, а того человека все бьют; жалко стало Ивану-царевичу, и решился он его выкупить. «У меня, — думает, — жены нету; отнять у меня некого».
Заплатил десять тысяч и пошел домой; вдруг бежит за ним тот самый человек, которого он выкупил, и кричит ему:
— Спасибо, Иван-царевич! Если б ты меня не выкупил, ввек бы не достал своей невесты. А теперь я помогу; купи мне скорее лошадь и седло!
Царевич купил ему и лошадь и седло и спрашивает:
— А как твое имя?
— Меня зовут Булат-молодец.
ЯЙЦО
Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл. Из индуистских эзотерических источников мы знаем, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца говорят и Русские Веды, и другие мифы индоевропейских народов: иранцев, балтов, германцев, говорят о том же. Напрашивается вывод: если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира. Понятно, что такое образование, лишённое самостоятельной почвы и энергии, может стать серьёзным врагом проявленного Космоса и в конечном итоге высосать и поглотить его.
Последний элемент этой пирамиды – знаменитая игла, на конце которой и находится смерть Кощея. Это самый загадочный элемент головоломки.
Что это?
Неужели это память о прошлой погибшей, похожей на нашу технократическую цивилизацию, с её иглоподобными телевизионными и радиобашнями – носителями зачастую ложной информации?
Если это так, то получается, что наши предки зашифровали в миф послание о сатанинском эгрегоре, и о том, как нейтрализовать его влияние на человечество. Кроме этого, они сумели передать эти знания современникам из отдалённого прошлого, предшествовавшего исходу индоевропейцев со своей прародины.
Кощей Бессмертный (русская сказка)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный.
Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал.
Средний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и этот без вести пропал.Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу:— Батюшка! Благословляй меня искать матушку.Отец не пускает, говорит:— Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру!— Нет, батюшка, благословишь — поеду, и не благословишь — поеду.Отец благословил.Иван-царевич пошел выбирать себе коня; на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает:— Что, Иван-царевич, повесил голову?— Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет.Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит:— Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?»И говорит ей:— Вот, бабушка, не могу найти себе доброго коня.
— Дурашка, мучишься, а старухе не кучишься! — отвечает старуха. — Пойдем со мной.Привела его к горе, указала место:— Скапывай эту землю.Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал:— Благословляй и прощай, бабушка!Сам сел и поехал.Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет.Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница.Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит:— Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит, я умру!Простился и пошел. Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царская дочь, утащена Кощеем Бессмертным.
Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему:— Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь ее мизинцем, и будут двери.Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это:— Трудно будет достать тебе мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше.Приходит к другому дому; двери знает как искать; вошел в дом, а тут его мать, обнялись, поплакали.
Он и здесь испытал свои силы, бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов. Время приходит быть Кощею Бессмертному; мать спрятала его. Вдруг Кощей Бессмертный входит в дом и говорит:— Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла! Кто у тебя был? Не сын ли?— Что ты, бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится, — ответила мать Ивана-царевича. А сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то-другое и говорит:— Где же у тебя смерть, Кош Бессмертный?— У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.Пришло время — Иван-царевич благословился у матери, отправился по смерть Коша Бессмертного.Идет дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает: кто бы на это время попался! Вдруг — волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:— Не тронь моего детища; я тебе пригожусь.— Быть так!Иван-царевич отпустил волка; идет дальше, видит ворону.«Постой, — думает, — здесь я закушу!» Зарядил ружье, хочет стрелять, ворона и говорит:— Не тронь меня, я тебе пригожусь.Иван-царевич подумал и отпустил ворону.Идет дальше, доходит до моря, остановился на берегу. В это время вдруг взметался щучонок и выпал на берег, он его схватил, есть хочет смертно — думает: «Вот теперь поем!»Неоткуда взялась щука, говорит:— Не тронь, Иван-царевич, моего детища, я тебе пригожусь.Он и щучонка отпустил.
Страницы: 1
Я сторожить буду
Брал Иван-царевич Василису Кирбитьевну, и поехали в дорогу.
Ехали, ехали, настигла их темная ночь; раскинули шатер, Василиса Кирбитьевна спать легла. Говорит Булат-молодец:
— Ложись и ты, царевич, а я буду на часах стоять.
В глухую полночь прилетели двенадцать голубиц, ударились крыло в крыло, и сделалось двенадцать девиц:
— Ну, Булат-молодец да Иван-царевич, убили вы нашего брата Кощея Бессмертного, увезли нашу невестушку Василису Кирбитьевну, не будет и вам добра: как приедет Иван-царевич домой, велит вывести свою собачку любимую; она вырвется у псаря и разорвет царевича на мелкие части. А кто это слышит да ему скажет, тот по колена будет каменный!
Поутру Булат-молодец разбудил царевича и Василису Кирбитьевну, собрались и поехали в путь-дорогу. Настигла их вторая ночь; раскинули шатер в чистом поле. Опять говорит Булат-молодец:
— Ложись спать, Иван-царевич, а я буду караулить.
В глухую полночь прилетели двенадцать голубиц, ударились крыло в крыло, и стало двенадцать девиц:
— Ну, Булат-молодец да Иван-царевич, убили вы нашего брата Кощея Бессмертного, увезли нашу невестушку Василису Кирбитьевну, не будет и вам добра: как приедет Иван-царевич домой, велит вывести своего любимого коня, на котором сызмала привык кататься; конь вырвется у конюха и убьет царевича до смерти. А кто это слышит да ему скажет, тот будет по пояс каменный!
Настало утро, опять поехали. Настигла их третья ночь; разбили шатер и остановились ночевать в чистом поле. Говорит Булат-молодец:
— Ложись спать, Иван-царевич, а я караулить буду.
Опять в глухую полночь прилетели двенадцать голубиц, ударились крыло в крыло, и стало двенадцать девиц:
— Ну, Булат-молодец да Иван-царевич, убили вы нашего брата Кощея Бессмертного, увезли нашу невестушку Василису Кирбитьевну, да и вам добра не нажить: как приедет Иван-царевич домой, велит вывести свою любимую корову, от которой сызмала молочком питался; она вырвется у скотника и поднимет царевича на рога. А кто нас видит и слышит да ему скажет, тот весь будет каменный!
Сказали, обернулись голубицами и улетели.
Поутру проснулся Иван-царевич с Василисой Кирбитьевной и отправились в дорогу.
Приехал царевич домой, женился на Василисе Кирбитьевне и спустя день или два говорит ей:
— Хочешь, я покажу тебе мою любимую собачку? Когда я был маленький, все с ней забавлялся.
Булат-молодец взял свою саблю, наточил остро-остро и стал у крыльца. Вот ведут собачку; она вырвалась у псаря, прямо на крыльцо бежит, а Булат-молодец махнул саблею и разрубил ее пополам. Иван-царевич на него разгневался, да за старую службу промолчал — ничего не сказал.
На другой день приказал он вывесть своего любимого коня; конь перервал аркан, вырвался у конюха и скачет прямо на царевича. Булат-молодец отрубил коню голову.
Иван-царевич еще пуще разгневался, но Василиса Кирбитьевна сказала:
— Если б не он, — говорит, — ты б меня никогда не достал!
На третий день велел Иван-царевич вывесть свою любимую корову; она вырвалась у скотника и бежит прямо на царевича. Булат-молодец отрубил и ей голову.
Тут Иван-царевич так озлобился, что никого и слушать не стал; приказал позвать палача и немедленно казнить Булата-молодца.
— Ах, Иван-царевич! Коли ты хочешь меня палачом казнить, так лучше я сам умру. Позволь только три речи сказать…
Рассказал Булат-молодец про первую ночь, как в чистом поле прилетали двенадцать голубиц и что ему говорили — и тотчас окаменел по колена; рассказал про другую ночь — и окаменел по пояс. Тут Иван-царевич начал его упрашивать, чтоб до конца не договаривал. Отвечает Булат-молодец:
— Теперь все равно — наполовину окаменел, так не стоит жить!
Образ Кощея Бессмертного. Откуда он появился?
Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.
По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.
По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и такой след.
А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.
В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям В. К. Болдака, опубликовавшем в 2007 году статью «Реконструкция событий политической истории восточных славян II–V веков», Кощей и все что с ним связано — это воспоминание славян о событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад. В разных письменных источниках у этого человека были разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но всё это было одно лицо. Это был германский полководец, «король» восточных готов, владения которого располагались на территории современного Крыма и Приазовья. Из сообщения Иордана следует, что Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова аж на 110 году жизни! По мнению историка, воспоминания о кровопролитной войне — страшном побоище в славянских землях сохранились в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе — в германском.
В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а меч-самосек похож на лазерное оружие. И в самом деле, чем не Дарт Вейдер из «Звёздных войн»?
Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость», т. е. худой, тощий. В «Слове о полку Игореве» слово «кощей» употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного (например, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить — бранить. А вот академик В. В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах «костить» означает не только хулить, ругать, но и портить, наносить вред, пакостить.