Гамельнский крысолов

Гамельнский крысолов немецкая сказка читать онлайн текст

Чумная версия крысолова

Средневековый Гамельн был одним из крупных торговых центров Нижней Саксонии. Среди основных продуктов питания и товаров той эпохи было зерно. Естественно, город был полон грызунов, которые наносили серьезный ущерб экономике.

Крысолов приходит в город, причем одет он в пестрые одежды. Среди образов живописи, которые олицетворяли чуму, был скелет в платье из лоскутов. Цветастый наряд символизировал воспаленные лимфоузлы, возникавшие на теле больного бубонной чумой. Гамельнский крысолов уводит детей из Гамельна. Иллюстрация Кейт Гринуэй (1910 г.) к поэме Роберта БраунингаФото: ru.wikipedia.org

Первыми жертвами гостя становятся крысы. Эти животные, являясь носителями инфекции, сами от нее дохнут. После их массовой гибели начинается масштабная эпидемия среди людей, ведь зараженные блохи покидают мертвых животных и активно ищут новых хозяев. Пока крысы были живы, случаев болезни было немного, их могли не замечать.

Вслед за крысами злодей забирает из города детей. Организм малыша слаб, потому жертвами чумы чаще всего становились несовершеннолетние. Любопытство и безнадзорность маленьких жителей Средневековья усугубляли ситуацию — кому же не интересны дохлые крысы? Те, кто рассматривали зверьков вблизи, первыми получали укусы блох. Смерть множества детей не могла не разбить сердца их родителей и всех горожан.

Уходят ребята из Гамельна, очарованные звуками дудочки, на которой играет крысолов…

Известно, что во время эпидемии чумы, названой Черной смертью, по Европе прокатилась волна танцевального безумия. Люди верили, что пляс защитит их, но результатом массовых собраний с музыкой становилось увеличение числа жертв болезни. Питер Брейгель Младший, «Одержимые пляской»Фото: ru.wikipedia.org

Художники, что наблюдали подобные мероприятия, рисовали смерть со свирелью, под музыку которой водили хороводы ее будущие и уже состоявшиеся жертвы. Возник новый сюжет в живописи — «Пляска смерти».

Исторический факт похищения детей

В Германии сюжет об обманутом крысолове был популярен. Профессия борца с серыми злодеями существовала вплоть до начала XX века, но люди, владевшие ею, не пользовались уважением у современников. Очевидно, бродячих истребителей грызунов нередко обманывали, равно как и они не всегда справлялись со своими обязанностями.

Оказалось, что помимо устного варианта повествования существует ряд письменных источников, где весьма уважаемые граждане Гамельна пересказывают жуткую историю. Во время реставрации одного из домов в самом сердце города была обнаружена средневековая табличка, которая раньше располагалась на фасаде здания. На ней было указано, что здесь проживал зловещий крысолов. Дом крысолова в ГамельнеФото: ru.wikipedia.org

Находка пришлась на начало XX века, когда ультраправые насаждали свою идеологию под соусом уважения к великому прошлому страны. Однако подозревать кого-то из реставраторов в фальсификации не стоит — надпись содержит суровую смесь из латыни и немецкого, которая была характера именно для Средневековья. Сторонник Гитлера дорисовал бы к классическому немецкому тексту руны, но никак не подражание языку католической церкви.

Предание о Гамельнском крысолове и история

Поразительно, но, как я уже упоминала, сведения легенды странным образом перекликаются с действительностью. Историками было найдено несколько документов, в которых указан точный факт: в Гамельне (а это не вымышленный, а реальный город) действительно были случаи массового исчезновения детей. 

И сегодня в Гамельне есть улица Бунгелозенштрассе (переводится как «улица Молчания»), на которой не разрешается играть на каких-либо музыкальных инструментах. Люди верят, что именно по ней Гамельнский крысолов вёл несчастных детей. Но что в действительности произошло с детьми Гамельна?

Одно из предположений исследователей отсылает нас к более ранним событиям, произошедшим в 1212 году. Тогда лживыми купцами были обмануты несколько французских детей-«крестоносцев», которых увезли в Африку и продали в рабство. По мнению историков, это происшествие могло повториться, что и было записано в хрониках.  

Другая гипотеза отсылает нас к 1259 году, когда жители Гамельна были разбиты в одном из сражений. По мнению учёных, «детьми» могли называть не юное население, а всех уроженцев города, что были уведены агитаторами для участия в военной компании. Но, как вы видите, есть некоторое несоответствие в датах.

Третье предположение мне кажется наиболее вероятным. На старинных гравюрах Европы нередко можно увидеть «пляску смерти» – танцующий скелет играет на флейте, увлекая за собой людей. Подобные картины символизировали распространение смертельных эпидемий. 

Нередко Крысолова сравнивали с дьяволом, принявшим облик музыканта. Быть может, именно так, с помощью печальной легенды, в Гамельне описывали чуму, унесшую жизни многих детей и взрослых. Это загадочное предание так и остаётся туманной тайной, сплетающей реальность и вымысел.

Из спасителя Крысолов превратился в палача

Как ни странно, но при ближайшем рассмотрении у всех версий относительно событий, связанных с Гамельнским крысоловом, есть серьёзные нестыковки. Всё это наталкивает на одно абсурдное, но вполне оправданное предположение – а что, если такой таинственный флейтист и правда существовал? На этот вопрос никто не может ответить отрицательно или утвердительно – слишком мало доказательств. Несомненно одно – фольклору и истории ещё есть чем нас удивить.

Происхождение

Первое упоминание об этой истории , кажется , на сегодняшний день спиной к окну , помещенного в церкви Hamelin (Германия) около и описаны в различных документах между XIV — го и XVII — го  века , но разрушен вскоре после того , он вдохновлен акварелью Августина фон Мёрсперга в 1592 году. Вдохновленный описаниями того времени, Ганс Доббертин создал современную версию этого витража . Он включает красочное изображение персонажа флейтиста и различных детей, одетых в белое.

Считается, что этот витраж был создан в память о трагическом событии, которое якобы произошло в городе. Но, несмотря на множество исследований, мы не смогли найти ни одного исторического события, к которому можно было бы привязать легенду. Что касается крыс, их первые записи датируются концом XVI — го  века. Они не появляются в старых воспоминаниях.

Теории, получившие определенное доверие, можно разделить на четыре категории:

  • Дети стали жертвами несчастного случая и были найдены утонувшими в Везере или погребенными в результате оползня .
  • Детей, зараженных эпидемией, выгнали из города, чтобы защитить других жителей. Была упомянута форма чумы . Другие приписывают детский танец болезни: хорея Сиденхама (или танец Святого Вита ). Эти теории отождествляют Крысолова с олицетворением смерти .
  • Дети покинули город, чтобы принять участие в паломничестве , военной кампании или новом детском крестовом походе , но так и не вернулись к своим родителям. Эти теории представляют неизвестного волынщика как своего лидера или вербовщика.
  • Дети хотели оставить своих родителей и Хамелин, чтобы создать свою собственную деревню во время колонизации Восточной Европы . Многие деревни и города действительно были основаны в то время в Восточной Европе поселенцами, особенно немцами, из Западной Европы. И здесь их лидером будет флейтист.

Другая возможность состоит в том, что этот инцидент является воспоминанием о кризисе «танца святого Вита» или традиции суеверного танца, практики, которая наблюдалась во многих европейских странах в период общего расслабления после Великой чумы . Дата Верстегана / Браунинга, 1376 год , согласуется с этой теорией .

Однако легенда об эмиграции детей в 1284 году настолько стара и так хорошо засвидетельствована, что дата не подлежит сомнению. Исследователи обычно считают теории четвертой категории наиболее вероятными. Флейтист бы вербовщик для колонизации вмешался XIII — го  века , которое заняло бы много молодых людей Hamelin на восточных границах Германской империи . Если бы не местный исследователь Гернот Хюсам, пропавшие без вести на холмах дети стали бы жертвами преступного похищения.

Декан Люд , родом из Гамлена , в году заявил, что у него есть книга песен, содержащая стих на латинском языке, повествующий о очевидце этого события. Этот стих написала бы его бабушка. Эта песня книга , как известно, были потеряны в конце XVII — го  века.

Тем не менее, немецкая версия этих стихов , кажется, сохранилась до наших дней, если верить надписи из — найденных в Hamelin:

Что можно примерно перевести на французский язык как:

«  Коппен  » ( фр  . «Холмы») кажется отсылкой к холмам, окружающим город. Стих не позволяет узнать, какой это холм.

Великое переселение?

Крысолов подарил художникам неиссякаемую тему для карикатур…

В этом случае дети из легенды исчезают, а появляется лёгкая на подъём молодёжь, в том числе молодые семьи. Косвенное подтверждение этой версии можно найти и на рисунке, скопировавшем витраж в Маркеткирхе: на полянке между Флейтистом и детьми изображены три оленя — герб фон Шпигельбергов, местных дворян, активно участвовавших в колонизации восточных земель. А в современной Польше живут люди с фамилиями Гамелин, Гамель и Гамелинков, да и просто с типично саксонскими фамилиями.

Версия, безусловно, элегантна. Однако совершенно непонятно, зачем гамельнцам понадобилось преображать прозаический рассказ об эмиграции в мистическую легенду. Это событие явно не из тех, что требовалось зашифровывать.

Гамельнский крысолов – человек или тайна?

И вот, в «26 день месяца июня», на городских улицах появился загадочный человек с флейтой в руках. Никто из местных жителей не знал его, никто не мог сказать, откуда пришёл странный флейтист. Сам музыкант отправился к магистрату и заявил, что сможет уничтожить всех грызунов. В награду он требовал столько золотых монет, сколько будет ему по силам унести с собой.

Получив обещание от властей, незнакомец заиграл на лейте и отправился к реке Везер. Вслед за ним по улицам мчалось серое море крыс. Словно очарованные музыкой, они повиновались флейтисту. Вскоре последняя крыса утонула в Везере. 

Увы, избавившись от проблемы, представители магистрата забыли о данном слове. Оскорблённый Гамельнский крысолов ушёл из города, но вскоре снова вернулся. Теперь он был облачён в костюм охотника. Став на главной площади, он вновь заиграл на флейте. 

Очарованные взрослые неподвижно стояли, не сознавая, что в этот момент все дети Гамельна идут вслед за Крысоловом. Легенда завершается страшно – таинственный флейтист расправился с детьми так же, как с крысами – они утонули в реке. 

Правда, в поэме Роберта Браунинга говорится, будто от процессии отстал один хромой мальчик. Увечье спасло малыша, который позднее и рассказал горожанам о случившемся. Насколько я помню, в сказке о Крысолове финал несколько смягчён. Там говорится, что флейтист просто увёл за собой всех детей местных жителей.

Крысолов жестоко отомстил неблагодарным горожанам

Катастрофа на празднике?

. и даже агитплакатов за здоровый образ жизни

Среди версий легенды о Крысолове есть и такая: якобы один или два ребёнка отстали от общего шествия и видели, как ушедших вперёд поглотила гора. Они-то и передали гамельнцам эту историю. Видимо, рассказывающие легенду в один прекрасный момент смекнули, что событие не может считаться истинным, если все его возможные свидетели сгинули.

Опираясь на эту версию, немецкая исследовательница Вальтраут Вёллер предположила, что причиной гибели детей стал горный оползень, а раскрывшаяся гора померещилась лишь издалека. В пятнадцати километрах от города действительно нашлась подходящая гора, по соседству с которой имеется и ущелье, в котором легко стать жертвой камнепада, и болотистая трясина, где несчастные дети во главе с музыкантом могли утонуть.

Куда они все шли? Возможно, к месту проведения праздника в честь летнего солнцестояния — отсюда и необходимость флейтиста. Одна неувязочка: солнцестояние всё-таки празднуют на несколько дней раньше указанной в хрониках даты…

Легенда и ее истории

Примерно в году Catena aurea Анри де Херфорда ( Люнебургский манускрипт ) станет первым письмом, в котором упоминается эта легенда. Она упоминает молодого человека, который прибыл в Хамелин в 1284 году, в день летнего солнцестояния, играл на серебряной флейте и привлек 130 детей из города до их исчезновения. В городе по-прежнему запрещено петь или играть музыку на улице Бунгелозенштрассе из уважения к жертвам.

В году Иобус Финцелий упоминает легенду в своем произведении De miraculis sui temporis («О чудесах своего времени»). Автор отождествляет флейтиста с дьяволом .

Самый старый отчет на английском языке принадлежит Ричарду Роуленду Верстегану , антиквару и религиозному полемику фламандского происхождения , в его работе « Реституция истлевшего интеллекта» ( Антверпен , 1605 г. ). К сожалению, он не упоминает свои источники. Он вызывает в памяти крыс и идею о том, что заблудшие дети оказались в Трансильвании . Как ни странно, дата драмы полностью отличается от указанной выше:22 июля 1376 г.. Рассказ Верстегана включен в « Чудеса видимого мира» Натаниэля Ванли ( 1687 г. ), который является основным источником вдохновения для известного стихотворения Роберта Браунинга (см. Ниже ).

В году Иоганн Вольфганг фон Гете написал стихотворение, вдохновленное легендой. Он помещает несколько ссылок на легенду в своей версии Фауста . Первая часть драмы вышла в году, вторая — в 1832 году .

В Братья Гримм , Якоба и Вильгельма, включают в себя историю легенды в своей коллекции Deutsche Sagen ( «Немецкий Легенд» п о  245, Die Kinder цу Hameln ), опубликованной впервые в 1816 году . Они ссылаются на одиннадцать источников. По их словам, двое детей остались позади, один слепой, а другой хромой, и ни один не мог следовать за группой. Остальные оказались в Трансильвании ( по-немецки « Зибенбюрген» ).

Битва при Зедемунде?

Нильс исполняет обязанности крысолова

Пёстрый Флейтист бесчисленное множество раз появлялся в песнях — его упоминали в своих текстах ABBA и Jethro Tull, Queen и Led Zeppelin, Megadeth, Rammstein и In Extremo.

https://youtube.com/watch?v=FFrGTtZKA_I

Гамельнский скрипач, как ни странно

Похоже, нам ещё долго следовать за дудочкой Гамельнского Крысолова. Её мелодия зовёт и манит, обещая чудеса, но вместо этого только запутывает всё больше и больше. Легенда о Пёстром Флейтисте жива постольку, поскольку она интригует, заставляя искать и находить всё новые её интерпретации. В этом смысле можно сказать, что Крысолов своё предназначение выполнил, наглядно и убедительно продемонстрировав нам силу искусства, с магией которого спорить невозможно.

  • Я русский солдат краткое содержание

      

  • Повесть дивная краткое содержание

      

  • Петя и французский барабанщик эпизод краткое содержание

      

  • Проверка навыка чтения в начальной школе

      

  • Подземная лодка кир булычев краткое содержание

Крысы и крысоловы

Крысы были настоящим бедствием в Средние века и даже в Новое время. Они так быстро размножались, что способны были за считанные дни сожрать зерно в амбарах целого города. Вдобавок крысиные блохи разносили чуму — об этом не было известно вплоть до конца XIX века, когда открыли чумную бациллу. Положение усугублялось ещё и тем, что европейцы массово истребляли кошек, считавшихся дьявольскими отродьями, и бороться с хвостатыми вредителями было некому.

Между тем методы борьбы применялись самые безумные, вплоть до сжигания города вместе с грызунами. А в бургундском городе Отён, где в начале XVI века грызуны уничтожили весь хлеб, крыс даже вызывали на суд специально составленными повестками и долго ждали в ратуше, когда же пред очи судей и народа явится сам Крысиный Король. Когда тот нахально пренебрёг слушаниями, крысам было приговором велено убраться с бургундских земель. Нужно ли говорить, что и этот приказ они проигнорировали?

На фоне такого бедственного состояния в амбарах и умах достопочтенных бюргеров стала популярной, хотя и малоуважаемой профессия крысолова. При дворе английского короля Якоба I (1603—1625) в штат Королевской Палаты входил придворный крысолов. Но получить такую хлебную должность удавалось немногим. Большинство крысоловов были бродячими ремесленниками. Они ходили из города в город, таская с собой связки крысиных трупов, приспособления для ловли грызунов и сильнодействующие яды, и расхваливали свой способ избавления от вредителей на улицах и площадях. Если горожанам методика того или иного специалиста казалась эффективной, они заключали с ним договор на уничтожение крыс в отдельном доме или в целом городе. Что интересно, многие крысоловы действительно пользовались музыкальными инструментами — считалось, что правильно подобранные мелодии зачаровывают крыс

Современная версия витража с крысоловом

Легенды, поразительно похожие на историю Гамельнского крысолова, нет-нет, да и встречаются в Европе. Французы рассказывают о некоем монахе, который в отместку за обман магистрата увёл не детей, а домашних животных. В Ирландии есть сказка о волынщике, уведшем за собой неведомо куда юношей и девушек из города. На английском острове Уайт легенду о Гамельнском крысолове повторяют буквально слово в слово — с той незначительной разницей, что детей музыкант уводит не в гору, а в лес. Да и в самой Германии сразу несколько городов претендуют на то, чтобы считаться родиной волшебника с флейтой, которого именуют то монахом-отшельником, то колдуном.

Поискам реальной подоплёки легенды о Крысолове посвящено немало научных работ. Большинство версий выглядят достаточно убедительно и подкрепляются фактами — за исключением совсем уж бредовых вроде похищения детей инопланетянами или нападений маньяка-педофила. Но и возражений против них тоже хватает. Можно сказать, что на сегодняшний день тайна Крысолова всё ещё не раскрыта.

Крысы – проклятие Европы

Впервые немецкая легенда о Гамельнском крысолове в записях графа фон Циммерн, что проживал в Вюртенберге в XVI веке. Позднее её сюжет лёг в основу песни, а через столетие и вовсе превратился в известную сказку. За многие годы рассказ о Крысолове значительно преобразился, приобрёл новые детали, однако суть его остаётся прежней. Я хочу рассказать самый распространённый вариант этого предания.

Давным-давно, в Средние века многие немецкие города страдали от полчищ крыс, что разносили болезни и мешали жить людям. Не был исключением и Гамельн. 

Каждый день власти этого города пытались избавиться от грызунов, но крыс становилось всё больше и больше. Местные жители ставили капканы и рассыпали отравленную пищу в домах, но никакие ухищрения не могли спасти от нашествия серых захватчиков.

Не могли помочь в борьбе с крысами и кошки. Более того, крысы, чувствуя своё численное преимущество, стали нападать на домашних животных. Нередко грызуны могли искусать даже младенцев в колыбели. В итоге магистрат Гамельна вынужден был объявить: тот, кто избавит город от крыс, может рассчитывать на любое вознаграждение.

Сказка

Когда город Хамелин был наводнен крысами, а жители умирали от голода, в город прибыл неизвестный флейтист и представился борцом с вредителями . Мэр Хамельна пообещал волынщику премию в тысячу крон, чтобы избавить город от наводнивших его крыс . Этот человек взял свою флейту и своей музыкой заманил крыс, следовавших за ним, к Везеру , реке, которая омывает город, где они утонули. Хотя город таким образом был освобожден от грызунов, жители нарушили свое обещание и отказались платить волынщику, прогнав его камнями.

Он уехал из страны, но вернулся через несколько недель. Мирной ночью он снова сыграл на своей флейте, на этот раз привлекая детей Хамелина. Сто тридцать мальчиков и девочек последовали за ним из города в пещеру, которая закрылась за ними. По некоторым версиям, флейтист увел детей Гамелина также на реку или на вершину горы. Больше родители их не видели.

Город Гамельн

Маленький уютный городок Гамельн (Хамельн) находится на востоке Вестфалии, на реке Везер, и является столицей района Хамельн-Пирмонт. Он был основан около 851 года — именно тогда в хрониках впервые упоминается монастырь, у стен которого выросла деревушка, уже к XII столетию превратившаяся во вполне приличный город. Разбогател он благодаря торговле хлебом — окрестные поля были весьма урожайными. С 1277 года — вольный город. В XV—XVI веках Гамельн был членом Ганзейской лиги — влиятельного альянса торговых городов Северной Европы.

Во время Тридцатилетней войны, в 1634 году, город был осаждён шведскими войсками. Правители извлекли урок из этой истории: всего веком позднее Гамельн стал наиболее укреплённым населённым пунктом королевства Ганноверского — его окружали четыре мощные крепости, и подступиться к городу было непросто. Тем не менее войскам Наполеона в 1808 году город сдался без боя. В 1864 году Гамельн стал частью королевства Пруссия, и оставался ею вплоть до 1871 года, когда была создана Германская империя.

В наши дни дудочник уже не бич Гамельна, а его главный источник дохода, привлекающий туристов

Ныне население городка составляет около 58 тысяч человек. Основной источник дохода его жителей — туризм. Помимо мест, связанных с Гамельнским крысоловом, достойна внимания смотровая башня Клуттурм, возведённая в 1843 году. С неё открывается великолепный вид на старый город. Ещё одно примечательное место — отель, переделанный из городской тюрьмы, в которой во время Второй мировой войны фашисты казнили врагов режима, а британские войска впоследствии — нацистских военных преступников.

Нам легенда о Гамельнском крысолове известна в основном не по этой балладе, а по сказке братьев Гримм. Они тоже не избежали соблазна вывести из этой истории мораль. Флейтист, по версии сказочников, был самим Дьяволом, но детям удалось избежать его наваждения и остаться в живых, основав новый город в Трансильвании.

Литературные реминисценции

После выхода в свет Сказок Братьев Гримм, сюжет её был многократно использован писателями во многих странах. Многих поэтов и писателей вдохновила легенда о Крысолове — Гёте и Гейне, Браунинга, Сельму Лагерлёф, Бертольда Брехта и Марину Цветаеву. Легенду о Гаммельнском крысолове также использовал Терри Пратчетт при создании детской книги «Удивительный Морис и его дрессированные грызуны» из цикла о Плоском мире. Своеобразное преломление сюжет легенды нашёл в стихотворении Л. Мартынова «Лукоморье» (1940; герой, играя на волшебной флейте, увлекает жителей города на поиски таинственного Лукоморья) и в сказочной повести Ф. Кнорре «Капитан Крокус» (1967; герой спасает обречённых на смерть зверей и детей на речной барже).

Интересно, что изначально во всей этой истории не было никаких крыс. Самая ранняя версия легенды изложена в хрониках города Гамельна за 1375 год в нескольких строчках:

Зарисовка XIII века, изображающая витраж с Крысоловом

В начале ХХ века в Гамельне во время ремонта городской ратуши, построенной в 1603 году на месте более ранних домов, была найдена древняя деревянная балка с надписью на старом диалекте:

Что характерно, в те годы, когда создавалась хроника, Гамельн был действительно богат и славен. Так что завистливые соседи могли и дополнить легенду, изобразив исчезновение детей как справедливую кару за жадность, а не как нежданное несчастье, каким полагали эту историю гамельнцы.

Крестовый поход детей?

Одна из самых популярных теорий гласит, что ушедшие ребятишки на самом деле последовали за печально известным Крестовым походом детей, произошедшим в 1212 году. Тысячи детей и подростков Германии и Франции пленились речами маленьких пророков — немца Николаса и француза Этьена. Последние утверждали, что Бог не отдаёт Иерусалим в руки взрослых, так как те погрязли в грехе, и лишь невинные дети способны завоевать Гроб Господень.

Сейчас считается, что основную массу паломников составляли не маленькие дети, а подростки и юноши

У этой версии есть два настораживающих момента. Во-первых, до указанного в гамельнских хрониках 1284 года оставалось немало времени — крестовый поход детей остался в народной памяти как совершенно отдельное явление. Во-вторых, в такой истории совершенно не находится места Пёстрому Флейтисту: вряд ли мальчики-пророки или их подручные носили разноцветные одеяния.

Другая теория происхождения легенды о Гамельнском крысолове не менее зловеща. Она напоминает об эпидемиях чумы, опустошавшей в Средневековье целые города. В пёстрые одежды художники облачали скелет, символизирующий пляску Смерти, иногда этот жуткий танцор принимал и облик музыканта с флейтой, аккомпанирующего самому себе и тем, кто пускается в пляс вместе с ним.

В эту теорию отлично укладывается символизм Флейтиста как бога смерти и мышей как душ умерших. А холмы, за которые музыкант уводит детей, могут символизировать и границу между нашим и загробным мирами. Кроме того, именно крысы являются основными разносчиками чумы — правда, в Средние века об этом не знали.

Смерть аккомпанирует жутким пляскам на дудочке

Вроде всё логично, но в XIII веке, к которому предположительно относится действие легенды, в Германии не было крупных эпидемий чумы. Настоящим бедствием она стала более чем полстолетия спустя — в 1349 году, а на тот момент уже существовал витраж в Маркеткирхе.

Связана с этой версией и теория о другой заразной болезни — пляске Святого Витта. Она может иметь вирусное происхождение, но многие исследователи полагают, что в таких приступах люди выплёскивали ужас, накопившийся во время эпидемий чумы. Больные этим тяжёлым поражением нервной системы могли часами скакать и дёргаться в странном подобии танца, чтобы в конце концов упасть в изнеможении. Известен случай, когда в немецком городе Эрфурте этой безумной пляской оказались одержимы несколько сотен детей, которые в танце сумели дойти до соседнего города, где и упали. Многие из них умерли, другие, даже благополучно вернувшись домой, всю жизнь прожили с последствиями болезни — дрожащими конечностями и неустойчивой походкой.

Несостоятельность чумной версии

Единственное, что не позволяет считать Гамельнского крысолова аллегорией чумы, так это датировка первых упоминаний о нем. В летописи 1375 г. было сказано, что несчастье произошло в 1284 г. Чума пришла в Германию в 1349 г. Нет сомнений, что автор записи ее пережил и точно не запутался в датировках.

Подтверждением тому, что происшествие, давшее начало легенде, случилось до эпидемии чумы, можно было встретить и в одной из церквей города. Там с 1300 г. существовал витраж, изображавший крысолова, уводящего за собой детей.

Витраж церкви Маркткирхе. Современная реконструкцияФото: ru.wikipedia.org

Современные историки считают, что в образе зловещего дудочника были описаны или местные аристократы фон Шпигельберги, или вербовщики Детского крестового похода.

Род фон Шпигельбергов так круто взялся наводить в Гамельне порядок, что спровоцировал массовую миграцию из города молодежи. А крыс им в жертвы народная молва вписала, памятуя о том, что от голода и несносный грызун повеситься способен. Г. Доре, «Крестовый поход детей»Фото: ru.wikipedia.org

Детский крестовый поход состоялся в 1212 г. Изначально мнение о его вождях у церкви было осторожным. Это могло заставить противников затеи клеймить позором агитаторов за поход в Святую Землю исключительно в иносказательной форме. Когда результат мероприятия — продажа несовершеннолетних воителей на рынках Азии, стал известен в Европе, в немецких летописях появились подробные рассказы о трагедии. Однако сказка про похитителя детей уже сформировалась.

Ни одна из этих двух гипотез не получила в данный момент подтверждения. Факт же того, что эпидемия чумы прочно вошла в народный фольклор, затмив ряд более ранних значимых событий, подтвержден.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: