Самуил маршак 📜 круглый год

Самуил маршак 📜 круглый год

Анализ стихотворения «Апрель» Маршака

Миниатюра «Апрель» Самуила Яковлевича Маршака – фрагмент стихотворного календаря «Круглый год». Когда цикл вышел отдельной книгой, иллюстрации к нему сделал художник В. Лебедев.

Произведение создано в 1945 году. Поэту в этот момент исполнилось 58 лет, он трудится на идеологическом и поэтическом антифашистском фронте, сочиняет строки для агитационных плакатов, фельетоны и патриотические стихи, публицистику, выезжает на фронт пообщаться с бойцами. Вносит средства на новый танк для армии, хлопочет о детях-сиротах, ведет переписку с семьей, находящейся в эвакуации, предлагает сценарий фильма (впрочем, кинокартина зрителю так и не была представлена). Советские издательства в годы войны не прекращают выпуск его книг, самого писателя еще и награждают государственной премией. В жанровом отношении – пейзажная лирика. Способ рифмовки – типичный для творчества С. Маршака: смежная сменяется перекрестной, деления на строфы нет. Лексика проста и безыскусна, образы наглядны, стихотворение в целом – доступно пониманию маленького ребенка. Начинается произведение с рефрена восклицаний. Они задают интонацию всему стихотворению. Идет радостная перечислительная градация весенних чудес, впрочем, вполне естественных. Вода захватывает пространство, будит флору и фауну от спячки. Инверсия – один из основных приемов: звенит капель, выйдут муравьи. Поэт с точностью биолога называет приметы второго месяца весны. Действительно, с потеплением, даже если снег вокруг еще не растаял, просыпаются муравьи, выходят погреться. В апреле же и большинство бурых медведей покидают свои берлоги. Валежник – упавшие сучья, стволы деревьев. «Стали птицы песни петь»: имеются в виду, например, зяблики, дрозды, горихвостки. Собственно, в начале месяца (если брать столичный регион, в котором тогда жил сам поэт) многие птицы уже строят гнезда (скворцы, сойки), а то и откладывают яйца (кедровки). «Зимняя стужа»: устойчивый образ, знакомый по устному народному творчеству. Подснежниками называют обычно любые первоцветы. К примеру, крокусы, сон-траву, ну и, собственно, галантус. Поэт верен себе: в стихах максимум динамизма и минимум эпитетов, мудреных средств художественной выразительности. Звонкие, ясные рифмы позволяют быстро запомнить произведение.

«Апрель» С. Маршака впервые был опубликован в новогоднем номере «Комсомольской правды».

Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака

Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».

Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.

«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Ход образовательной деятельности

— Здравствуйте ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем, друг друга и встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа от вас, и улыбнитесь, а теперь улыбнитесь другу слева от вас.

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

— Послушайте рассказ о весне и найдите в нем ошибку.

Наступила весна. Тает снег, бегут веселые ручейки. Птицы улетают в теплые края. Медведь проснулся в берлоге.

— Семен, что неправильно в рассказе?

— Птицы улетают в теплые края осенью, а весной возвращаются.

— Ребята, какое сейчас время года?

— Весна.

— Мы сегодня поговорим о весне.

— Ребята, присаживайтесь на стульчики.

— Ваня, какое время года изображено?

— Весна.

— Ребята, почему время года одно (весна, а изображения разные?

— Три месяца весны.

— Даша, назови месяца весны.

— Март, апрель, май.

— Март – это первый месяц весны, ранняя весна. Посмотрите на картинку и скажите, какие признаки у ранней весны?

— прилетели грачи, тает снег, начинается капель.

— Апрель – это середина весны. Чем отличается апрель от марта?

— снег уже полностью растаял, природа пробуждается, на деревьях набухают и распускаются почки, появляется трава.

— Май – это последний месяц весны. Опишите его. Какая погода в мае?

— все зеленеет вокруг, уже совсем тепло, солнце светит ярче, ночи стали короче, а дни длиннее,расцветают весенние цветы: тюльпаны, ландыши.

— У каждого месяца свои особенности. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

— Мы с вами выяснили, что сейчас, какое время года?

– Весна.

— Какой месяц?

– Апрель.

— Какой месяц закончился?

— Март.

— Какой месяц следует за апрелем?

— Май.

Я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Апрель».

Апрель, апрель! На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы громче петь и зацвел подснежник.

— Как оно называется?

— Кто написал стихотворение?

— Как автор описывает апрель, о каких признаках говорится в стихотворении?

— что появляется на дорогах? – лужи

— кто пробуждается после зимней спячки? – медведь

— как стали петь птицы? – стали громче петь

— Звенит капель, бегут ручьи, на дорогах лужи, скоро выйдут муравьи после зимней стужи, пробирается медведь, стали птицы громче петь, зацвел подснежник.

«Скоро выйдут муравьи после зимней стужи», что означает слово «стужа»?

— сильный холод, мороз.

— Скажем вместе «стужа». Алина, теперь ты повтори.

«Пробирается медведь сквозь густой валежник», что означает слово «валежник»?

Валежник (валеж, валежный лес) —упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие.

— Скажем вместе «валежник». Настя, теперь ты повтори.

— Молодцы.

— Ребята, теперь мы поиграем в игру «Эхо»

— Я говорю предложение громко, а вы отвечаете тихо, как эхо.

— А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы отвечаете громко.

— Хорошо.

— Послушайте стихотворение еще раз, постарайтесь его запомнить. Вы сейчас тоже будете его рассказывать.

— Маршак. Апрель.

— Ребята, это стихотворение веселое, радостное, поэтому надо его читать весело, выразительно.

— Предлагаю прочитать стихотворение.

— Молодцы, многие уже запомнили стихотворение.

— Но мы продолжим учить стихотворение, и вы расскажете его на весеннем празднике.

— О весне сочиняют стихи поэты, пишут картины художники, а композиторы сочиняют музыку. Сегодня, мы с вами послушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Апрель» или его еще называют «Подснежник» из цикла «Времена года». Слушайте внимательно и представьте картину весны.

— Как называется музыкальное произведение, которое мы слушали?

«Апрель»

— Кто композитор?

— П. И. Чайковский

— Какая мелодия по характеру?

— медленная, веселая, легкая, нежная, ласковая, трогательная, похожа на тихий головокружительный вальс, чувственная мелодия.

— Природа просыпается, все оживает.

— Я предлагаю вам стать подснежниками и потанцевать на нашей полянке.

— Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

— Как называется стихотворение, которое заучивали?

— Кто автор?

-Какое музыкальное произведение мы слушали?

— Кто композитор?

(Предлагаю детям прочитать стихотворение «Апрель» наизусть)

— Спасибо.

Анализ стихотворения «Хороший день» Маршака

Самуил Маршак — один из лучших поэтов, которые пишут для детей. Его стихотворение «Хороший день» несёт высокую воспитательную ценность, которая даже сегодня очень актуальна.

В стихотворении поэт акцентирует внимание на необыкновенном дне обычного среднестатистического мальчика из Советского союза. Необыкновенность дня заключается в том, что у родителей выходной и ребёнок сможет провести совместное время со своим папой. Малыш и отец делают много дел за день, который проходит так продуктивно, что они даже устают в конце

Малыш и отец делают много дел за день, который проходит так продуктивно, что они даже устают в конце.

Самуил Маршак смог точно передать настроение и манеру речи мальчика, от лица которого идёт повествование. В стихе почти нет длинных и сложных слов, присутствуют многочисленные глаголы, местоимения и восклицания, потому что детям не свойственно разговаривать заумными фразами. Диалоги между героями прекрасно оживляют стихотворение.

Автор развивает мысль о месте ребёнка во взрослой жизни. Мальчик собирается сесть вместе с отцом на кровать и начать обсуждать их дальнейшие планы. На примере персонажа, который рассуждает о том, что собирается поехать в ботанический музей или сделать бумажного змея, дети смогут составлять план на день.

Самуил Яковлевич Маршак формирует правильные привычки, показывая будничные действия, например, подъем и уборку постели, умывание. Поэт показывает образ мальчика, который интересуется многими вещами. Это является хорошим примером для подражания. Читатель, наблюдающий как герой осваивает поездки на автомобиле, в метро и другие достижения прогресса, станет понимать, что и он сможет всему научиться.

Герои целый день провели очень активно. Перебегали с одного места на другое. И на трамвае ездили, и на легковой машине, и в метро. Потом добрались до тира, а после него пошли в зоопарк. Ребёнок даже успел покататься на пони. Всеми этими действиями автор хотел показать, что своё свободное время нужно проводить с пользой и не сидеть на месте.

В конце уставшие ребёнок с папой, хромая, возвращаются домой. Они сделали очень многое и побывали в большом количестве мест. Не забыли привезти с собой сирень. Поэтому на них навалилась жуткая усталость. Также мальчик подметил, что дома без него очень тихо.

Маршак заложил педагогический смысл в своё произведение. И в целом, «хороший день» вызывает положительные эмоции, поэтому было бы неплохо прочитать это стихотворение каждому ребёнку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: