«Дневник летнего чтения»: Леонид Пантелеев «Маринка»
Проект библиотеки № 16 «Дневник летнего чтения» продолжает знакомить школьников с книгами, рекомендуемыми для внеклассного чтения
Писатель Леонид Пантелеев (настоящее имя – Еремеев Алексей Иванович) известен в нашей литературе как автор книг для детей «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Пакет» и др. Среди его книг особое положение занимают произведения, написанные на основе личных впечатлений. Первый год Великой Отечественной войны Л. Пантелеев находился в Ленинграде. Писатель перед самой войной перенес операцию, дважды медкомиссия не допускала его в армию. С начала войны он активно включился в группу самозащиты, а в конце декабря 1941 года назначен начальником домовой группы МПВО. В марте 1942 года в последней стадии дистрофии доставлен в больницу, где врачам еле удалось его спасти. Известный писатель Александр Фадеев вывез его на самолете в Москву. Рассказ Л. Пантелеева «Маринка» начат в блокадном Ленинграде, закончен в Москве, в госпитале летом 1942 года. Впервые автор читал рассказ по московскому радио осенью того же года. Рассказ вызвал огромное количество читательских откликов. «Маринка» была опубликована в газете «Комсомольская правда» 5 марта 1943 года.
Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице. В рассказе «Маринка» писатель одним из первых дал образ ленинградского ребенка, обычной девочки, разделившей участь взрослых жителей города.
Маринку писатель увидел в первый раз, когда девочка тащила по лестнице куклу. Она и сама была похожа на куклу, розовощекая и улыбчивая.
Лучше с Маринкой познакомиться автору удалось в 1941 году, когда в его квартире на первом этаже стали собираться люди, в основном бабушки с внуками и мамаши с детьми, прячась от разрывов бомб. Тогда Маринка была то стеснительной, то веселой и разговорчивой. Бабушка девочки рассказала, что она умеет петь и танцевать. И автор попросил Маринку станцевать, но девочка застеснялась и отказалась.
Маринка боялась немцев, но представляла их сказочными героями, которые в лесу обижают красных шапочек. Она сказала, что, если немец войдет в комнату, она ударит его стулом, потом зонтиком, потом всеми предметами, что попадались ей на глаза.
Следующая встреча с Маринкой состоялась в январе 1942 года. Девочка похудела и не вставала с кровати. Она жадно съела нехитрое лакомство, подаренное автором и сказала, что жалеет, что тогда не станцевала. А сейчас уже не может. На вопрос о немце, она ответила, что, если тот войдет, укусит его, и автор не позавидовал немцу. Пришла весна. Маринка выжила и с другими худенькими девочками играла во дворе. Она обрадовалась автору и предложила станцевать для него. Автор сказал, чтобы она берегла силы, а станцует она, когда разобьем фашистов. И автор пообещал, что это случится уже скоро. Так автор показывает нам ужасное лицо войны, не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.
Когда мы читаем этот рассказ, в нашу память врезаются приметы блокадного, но непобежденного города. Заколоченные фанерой окна, холод в квартирах, лежащий на подоконниках снег, не таявший даже тогда, когда удавалось растопить буржуйку, надрывный рев сирены, механический голос репродуктора, сообщающий о начале воздушной тревоги, «страшная музыка» зениток, на Невском. Дети на улицах с трудом двигаются от бессилия, кругом трупы. Люди разучились плакать даже тогда, когда узнавали о смерти детей. Смерть стала явлением привычным для ленинградцев, но они не утратили доброты, беда объединила их, сделала стойкими, научила состраданию, взаимовыручке.
Главная мысль рассказа: дети никогда не должны знать ужасов войны. Дети и война – совершенно несовместимые понятия. Дети должны играть, веселиться, должен звучать смех, они не должны знать горя. Однако война нарушила эти представления, искалечила судьбы, лишила детей детства. Об этом рассказ Л. Пантелеева «Маринка».
Рассказ учит милосердию, отзывчивости, состраданию. Учит оставаться человеком в любых условиях. Учит не откладывать на потом то, что можно сделать сегодня. Учит тому, что доверие ребенка предавать нельзя.
Детские рассказы Леонида Пантелеева
Много десятилетий работает в детской литературе Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, родился в 1908 г.). Глубокая актуальность и широта эстетического диапазона характеризуют созданные им героические характеры в рассказах «На ялике», «Гвардии рядовой», «Честное слово». В рассказе «На ялике» Л. Пантелеев показывает, как шутливо и в то же время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, когда деловито покрикивает на пассажиров, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Худенький мальчик в отцовском картузе, «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе», правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей.
В рассказе «Честное слово» писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей, приучает бережно относиться к детским радостям и огорчениям. «Детский» и «взрослый» мир — понятия во многом условные, и честное слово, данное маленьким «сержантом» во время игры,- мост, переброшенный писателем в будущее этого характера. Нечуткость взрослого, его пренебрежение своей «памятью детства» могли бы искалечить веру маленького человека в незыблемость понятий «часовой», «пост», «честь». Мальчик, о котором ребята забыли во время игры у «порохового склада», не остался заброшенным — случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. Этот рассказ по-своему варьирует героическое начало в детских характерах, подчеркивая его значимость в невоенной обстановке, в игре.
Известным произведением писателя является автобиографическая повесть «Ленька Пантелеев», окончательный вариант которой появился в 1954 году. Главный герой ее — Ленька, мальчик, характер которого формируется в бурное время. Автор замечает о Леньке, что в свои четырнадцать лет он пережил «столько разных разностей, что особенно волноваться и беспокоиться не видел причин»’. И это в тот момент, когда толпа ведет его в милицию, заподозрив в хищении замка! Оказавшись за решеткой, Ленька вспоминает детство. Ретроспективно восстанавливается картина жизни этого «грязного, оборванного парня», так не похожего на «чистенького первоклассника-реалиста, который читал еженедельный журнал «Задушевное слово», учил закон божий, ездил с мамашей в гости, шаркал ножкой и целовал ручки у тетушек». Формирование характера Леньки показано Пантелеевым на фоне рождения общества, свободного от эксплуатации и лицемерия. В труде и борьбе создается новое общество, объединив чувством коллективизма своих членов. Процесс его создания отразился на судьбе Леньки Пантелеева. Понял он, что «незачем человеку воровать… если у него есть дом и работа, а главное — если он не чувствует себя одиноким, если он ощущает себя сыном большой страны и участником великого дела».
Повесть Л. Пантелеева вносит вклад в развитие жанра автобиографических произведений. Она помогает понять многие аспекты становления личности человека, перекликаясь с произведениями М. Горького, Н. Островского, А. Гайдара.
Тогда в закладки — » Детские рассказы Леонида Пантелеева
Новые сочинения: