Урок литературного чтения по теме «н.носов «огородники»

Урок литературного чтения по теме «н.носов «огородники»

Огородники – краткое содержание рассказа Носова

Через день после приезда рассказчика в пионерский лагерь вожатый объявил, что теперь у отряда будет свой огород. Ребята предложили поделить всю землю на участки, закрепив за каждым двух ответственных. Таким образом, станет понятно, кто работает лучше всех, а кто отстающий. Бригада, вскопавшая быстрее всех свой участок, получит красное знамя «Лучший огородник». Далее вымпел будет переходить к первым, завершившим посадку, затем прополку, а та бригада, что соберет осенью самый большой урожай, увезет знамя с собой в город. Рассказчик с другом Мишкой попросились в одну бригаду и решили бороться за звание лучшего огородника. Ребята были уверены в скорой победе. При разделе земли им достался участок под номером 12. Мишка тут же стал жаловаться на то, что им достался самый плохой надел: и ямы в нем, и пни. В то время, пока рассказчик вскапывал землю, его друг бегал по соседним территориям и смотрел, сколько сделали другие. Работать решено было каждый день, но до обеда, таким образом, первый день работы мальчики закончили, сделав чуть меньше остальных.

После обеда второго дня работы вожатый начал мастерить вымпел, а Мишка предложил сделать еще и пугало для ворон. Готовое пугало поставили посреди двора, а перед отбоем друзья договорились ночью вскопать всю землю на своем участке, оставив на утро лишь небольшой кусочек.

Придя ночью на огород, ребята по пню определили, что это их участок. В этот раз Мишка добросовестно трудился, и мальчики даже сумели выкопать пень, обрубив у него корни. Выбросив его в реку, герои отправились в лагерь, досыпать.

На следующее утро ребята едва смогли подняться с постели, потому что все тело болело от тяжелой работы. Когда все отправились на огород, друзья пришли туда самыми последними, посмеиваясь над другими. Особенно их поразил самый запущенный участок, посредине которого торчал не выкорчеванный пень. Какого же было их удивление, когда они обнаружили, что это их собственная земля, и ночью они по ошибке вскопали чужую территорию. Понимая, что звания лучшего огородника им уже не видать, мальчики вновь удрученно взялись за лопаты. А Ваня и Сенька, посмеиваясь над друзьями, поставили по окончании работы на их участке пугало, как символ отстающих.

Мальчики очень расстроились и всеми силами старались отделаться от пугала до конца сезона. Но у них ничего не выходило, потому что во время посадки Мишка перепутал семена, а при прополке – сорняки с петрушкой. А осенью красное знамя оказалось у них в руках! Ведь пугало сохранило им весь урожай и постоянно им напоминало о том, что нужно работать лучше.

Популярные сегодня пересказы

Замечательнейший рассказ «Скверный анекдот», в котором затрагиваются темы социального статуса, вопросов гуманизма и других вопросов, касаемых человечности, Федором Михайловичем Достоевским.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик» (в рукописи названия у него не было) стало известно после гибели поэта. В нем описывается кровопролитное сражение в Чечне, которое произошло на речке Валерик 11 июля 1840 г

Данный рассказ был написан в 1962 году и опубликован в журнале под названием «Октябрь». Предположительно, произведение описывает события, которые произошли лет десять назад.

Друг мистера Мишкоу верит, что черепахи – символ счастья. Он подарил Мишкоу черепаху. Но жена и дети Мишкоу равнодушны ко всему, похожи на стариков. А он стоял на четвереньках, пытаяся пробудить черепаху.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк В осеннее время пернатые готовились к перелёту в теплые места. Утка и селезень постоянно ругались. Она осуждала мужа за то, что он равнодушно относится к их детям. Он же предполагал, что действует верно. Все ссоры были из-за маленькой раненной уточки
  • Краткое содержание Жан-Кристоф Роллан В небольшом германском городке, в семье Крафтов, увлеченных музыкой, появляется на свет малыш, его назвали Кристоф. Ребенок с ранних пор имел врожденный талант к музыке. Кристоф сочинял собственные мелодии
  • Краткое содержание Аверченко Виктор Поликарпович Произведение писателя представляет собой ироничный рассказ, повествующий о событиях, произошедших в небольшом российском городе, куда наведывается суровый и справедливый контролирующий инспектор для проведения ревизионного контроля.
  • Краткое содержание Бунин Темные аллеи В один из ненастных осенних дней, к избе, в одной части которой находилась почтовая станция, а в другой – горница, где можно было переночевать, а также покушать или выпить чаю, подъехал тарантас
  • Краткое содержание Чехов Размазня В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает

Действие происходит в пионерском лагере. Именно туда приехали главные герои произведения – Коля и Мишка. В лагере все ребята ухаживают за огородом. Чтобы работать было веселее, решено было поделить огород на участки и устроить соревнование с вручением победителям переходящего красного знамени с надписью «Лучшему огороднику». Каждый участок должны были обрабатывать два человека.

Конечно же, Коля и Мишка, будучи друзьями, стали работать вместе. Вот только характеры у них совершенно разные. Если Коля старался просто работать, то Мишка все время что-то придумывал и суетился не по делу. Когда делили участки, Мишка много возмущался, что им дали самый плохой участок. А во время вскапывания огорода он больше времени бегал с рулеткой, чем копал, измеряя, сколько уже вскопано и сколько осталось. При этом Мишка непрерывно хвастался окружающим, что их бригада обязательно будет первой.

Собираясь перехитрить всех, Мишка подговорил друга вскопать участок ночью, чтобы вырваться в победители. Друзья так и поступили. Да только в темноте они перепутали участки и вскопали чужую землю. В итоге, незадачливые копатели попали в отстающие. А им на участок вместо знамени поставили огородное пугало. Это пугало, ставшее отличительным знаком отстающих, все лето простояло на участке героев рассказа. А все из-за Мишки, который много суетился и постоянно все путал. То свеклу не там посадит, то вместо сорняков ценную культуру выдернет.

Но осенью неожиданно оказалось, что друзья стали победителями соревнования, потому что на их участке урожай был лучше, чем у других. А благодарить за это надо было пугало, которое своим видом отгоняло ворон от участка и помогло сберечь урожай. Да и сами герои рассказа, постоянно видя перед глазами этот символ отставания, старались работать как можно лучше, за что и получили звание лучших огородников.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Огородники» в том, что в трудовой деятельности, и особенно в сельском труде, главное – это результат, а не сам процесс. Если все делать правильно и своевременно, земля щедро вознаградит человека за его труды. Да, герои рассказа наделали много ошибок, когда начали возделывать участок, но они сумели взять инициативу в свои руки и довести начатое дело до конца.

Рассказ «Огородники» учит нас уважительно относиться к труду в целом и к работе на земле, в частности. Не стоит делать поспешных выводов о том, кто плох, а кто хорош, пока не увидишь результат.

Популярные сегодня пересказы

  • Обещание на рассвете — краткое содержание романа Гари Произведение по жанровой направленности представляет собой автобиографическую прозу. Автор повествует об истории собственной жизни, рассказывая изначально о детских годах
  • Жестяной барабан — краткое содержание Грасс Гениальное по своему содержанию произведение «Жестяной барабан» написано знаменитым писателем Гюнтером Грассом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
  • Сказка бочки — краткое содержание произведения Свифта Автор считает, что для того, чтобы стать хорошим оратором, необходимо возвыситься над толпой. Речи произносить лучше всего с лестницы, кафедры или сцены уличного театра. Далее писатель
  • Вредные советы — краткое содержание Остер Данные советы нужно и можно читать, и применять только достаточно вредным детям, которые живут подобным образом. Если вы собрались идти к своему другу на день рождения, то идите без подарка, даже не думайте о том, что подарить

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Людочка Астафьева Людочка родилась и росла в маленькой деревушке Вычуган. Мать её работала в местном колхозе, пьяница-отец – тоже. Потом отец куда-то пропал. Спустя какое-то время мама стала жить с другим мужчиной.
  • Зимняя сказка — краткое содержание пьесы Шекспира Трагикомедия «Зимняя сказка» была написана в 1610 году Уильямом Шекспиром, её издали в 1623 году. Определение пьесы как сказки отлично передает суть произведения.
  • Зачем я убил коростеля? — краткое содержание рассказа Астафьева Повествование ведётся от первого лица. Автор вспоминает, как 40 лет назад он возвращался с рыбалки и увидел на лугу птицу. Та заметила рассказчика, но поначалу притаилась, а затем пустилась неуклюже бежать. В увлечённом авторе, который был на тот момент
  • Подснежник — краткое содержание рассказа Бунина В одном уездном городишке живет «на хлебах» в мещанском доме гимназист Саша, румяный десятилетний мальчик. Из родни в городе за ним присматривала тетя Варя. Она прозвала племянника Подснежником

Конспект урока по литературному чтению «Н. Носов. Огородники»

3-ему ряду индивидуальное задание по группам.

4)Расположить пословицы по порядку в соответствии с событиями в рассказе. всё-таки наше!

Как пойдёт дело в разлад, так и сам не рад.

5)Выслушиваются ответы детей по составленным синквейнам .

Рассмотреть с разных точек зрения характеристику Кольки (верный, ответственный, терпеливый, но слабохарактерный, пошёл на поводу у своего напарника) и Мишки.

Подробно остановиться на Мишке.

Отношение к работе. (Лодырь, лентяй, бездельник.)

Отношение к товарищам. (Эгоист, самолюб.)

Отношение к жизни. ( Прохвост, хитрец, обманщик. Делает дело украдкой, ко всем придирается.)

Хотя однозначной характеристики дать нельзя. Ночью потрудился на славу. Значит, может, если захочет. Вот только мотив – обманом вырвать победу – какой?

Друг – лодырь, эгоист, прохвост

Как бы вы себя чувствовали рядом с таким другом? Какой совет бы вы дали Мишке в данной ситуации? ( Трудиться, стараться, не отвлекаться по пустякам, преодолеть самого себя и собственную лень, исправиться, не подводить друзей.)

Молодцы! Правильные слова говорите. Даже верно назвали главный принцип Н. Носова, которым он руководствовался всю жизнь:

Настоящая человеческая радость – в борьбе, в труде,

в преодолении трудностей».

6)

Но одно дело сказать, и совсем другое — сделать. Насоветовать можем, а сами…? Обратимся за помощью к«стульчику уверенности» ( психологический приём).5. Подведение итогов.

Такс какой целью Н.Н. Носов написал этот рассказ? В очередной раз развеселить читателя? Подшутить над кем-нибудь? ( Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними, помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного).

Какие ещё важные слова вы должны были добавить в цель урока. (Прислушаться к советам, которые звучат у автора между строк. Жить в соответствии с этими советами так, чтобы положительных качеств найти в себе больше).

А сейчас самое время вернуться кзаданию о пословицах . Проверим, возьмём на заметку эти мудрые мысли.

Послушайте концовку рассказа в авторском не сокращённом варианте

Аудио сказкадо слов «Если б не пугало, мы бы не получили знамя

Как вы думаете, причём здесь пугало?

Кроме страшилы для птиц, чем пугало было для ребят?

Предлагаю и вам поучаствовать в соревновании, например, в уборке класса (Подробное обсуждение этого соревнования оставить на классный час)

6. Рефлексия, домашнее задание.

И закончить урок хочу добрым пожеланием «Время даром не теряйте – книги Носова читайте» Как вы думаете, какое домашнее задание под этим девизом подразумевается? (Найти и прочитать другие произведения Н. Носова, знать их краткое содержание, тему и мысль).

Плюс не забудьте восполнить пробелы в информации о значении и происхождении фразеологизмов, нарисовать рисунок.

Оцените свою работу на уроке.

Выберите из трёх предложенных вариантов ответов на листочках тот, который характеризует вашу работу на уроке:

  • Спустя рукава
  • И так и сяк
  • Засучив рукава
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: