Про пингвинов

Про пингвинов — снегирев г.я. | skazkipritchi.ru

До свидания!

Завыл ветер. Поднялась пурга. Ничего кругом не видно, всё занесло снегом. Я пошёл прощаться с пингвинами.

Пингвинов я не нашёл, только остались от них снежные бугорки.

Копнул я один бугорок ногой. Смотрю: клюв торчит. Толкнул я тогда второй бугорок.

Вдруг бугорок зашевелился, и выскочил из него пингвин, закричал на меня, заругался…

В пургу все пингвины ложатся на камни. Их заносит снегом. Они лежат в снежных домиках, клювом протыкают окошечки.

А птенцы так и остаются стоять на камнях. Их залепляет снегом, и получаются снежные комочки. Я подошёл к такому комочку, а он от меня убежал.

Я снял шапку и сказал пингвинам: «До свидания!»

Но они лежали занесённые снегом. И только пингвин-забияка бежал за нами до самого берега.

Никак я его не мог прогнать, потому что половник был спрятан в мешке.

(Илл. Митурича М.)

Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Камушки

Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его.

Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой.

Начинается драка за камушек, и достаётся он самому сильному.

Пингвинам камушки нужны не играть, а гнёзда строить. Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растёт. Поэтому пингвины строят гнёзда из камушков.

Пингвиниха сидит на гнезде и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом — караулит.

Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пингвины всегда кричат и дерутся — отнимают друг у друга камушки.

Любопытные

Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают — никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.

Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.

Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.

Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.

Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.

Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал — пусть слушают.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Организация: ГБОУ СОШ №38 ДО 818

Населенный пункт: г. Москва

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить с рассказами Г. Снегирева «Про пингвинов»; развивать критическое мышление через формирование умений задавать разные типы вопросов и отвечать ни них; развивать цветовое восприятие; развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги); закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания.

Планируемые результаты: ребенок выражает положительные эмоции (удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения Г. Снегирева «Пингвиний пляж; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время физминутки; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация «Пингвины на льдине»).

Материалы и оборудование: рисунки с изображением пингвина, рыб; иллюстрации к тексту, портрет писателя; цветная бумага 3–4 цветов; голубая бумага размером альбомного листа.

Содержание организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто сегодня у нас в гостях.

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день-деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин,

Семенит сюда… (пингвин).

– Как вы догадались, что это пингвин?

– А что вы знаете про пингвинов?

– А я хочу добавить к вашему сказанному, что родственные связи пингвинов с другими птицами неясны. На земле пингвины появились 60 миллионов лет назад.

Пингвины и Антарктида неразделимы. Живут они от 7 до 20 лет. Крылья у них есть, но не годные для полетов, а годные для плавания. Рыбы, кальмары, крабы и рачки – это добыча пингвинов.

– А сейчас представьте, что мы с вами попали на остров, который расположен рядом с Антарктидой вместе с экспедицией, изучающей жизнь пингвинов. Что такое экспедиция? (Экспедиция – поездка группы лиц с каким-нибудь специальным заданием.)

2. Чтение произведения Г. Снегирева «Пингвиний пляж».

– Понять, почему пингвины – удивительные птицы, помогут рассказы Г. Снегирева «Про пингвинов». А когда вы будете слушать рассказ, вы должны выполнить и задание: слушать очень внимательно, а потом ответить на вопросы: «Где мы побывали?», «С кем встретились?», «Какой момент больше всего понравился?»

– О ком читали?

– Какие они? (Пингвины любопытные, неуклюжие.)

– Что делали пингвины? (Столпились, танцевали, слушали.)

– Как пингвины слушают? (Пингвины молча стоят, головы набок и слушают.)

– Где живут пингвины? (В Антарктиде.)

– Что увидели пингвины этого рассказа в первый раз в свой жизни?

– Почему обычные для людей вещи были удивительными для пингвинов?

– Какое настроение создал этот рассказ?

– Какие пингвины в этом рассказе? Пингвины любопытные, неуклюжие, дисциплинированные.

– Что значит слово «любопытные»?

А знаете еще, что в самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его в лапах-ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут ходить в море за пищей для малышей.

3. Физминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора

4. Аппликация «Пингвины на льдине».

– Отгадайте загадку:

Он живет, где жуткий холод, Средь снегов живет и льдин.

В черно-белом фраке ходит Птица гордая… (пингвин)

– Давайте выполним аппликацию «Пингвины на льдине».

– Какого цвета пингвины? А какого цвета льдина?

– Сейчас мы вырежем льдину и пингвинов, и красиво наклеим пингвинов на льдину.

5. Рефлексия.

– Рассмотрите пингвинов из бумаги на нашей льдине и вывесить работы на доске.

— О чем и о ком ребята мы говорили?

— Какой рассказ прочитали? А кто автор этого рассказа?

— Кого мы изобразили из бумаги?

Опубликовано: 09.09.2015

Морской леопард

Вдруг все пингвины стали выскакивать из воды.

Кто был ближе к берегу — на берег. А кто далеко — на льдины. Как будто их выталкивали из моря.

Один пингвин выпрыгнул из воды на льдину.

За ним второй.

Первый пингвин не успел отойти, второй ему на голову сел.

Всё море опустело. На льдинах молча стоят пингвины, и на берегу целые толпы стоят — друг на друга смотрят.

И в этой тишине из воды вынырнул ужасный зверь. Вытянул свою шею, посмотрел на пингвинов, глаза налились кровью, ноздри раздуваются. Фыркнул зверь, нырнул под воду и уплыл.

А пингвины ещё долго молча стояли на берегу и на льдинах: никак не могли опомниться от страха. Потом задние нетерпеливо закричали, напёрли на передних, и опять пингвины скатились в море.

Зверь этот был морской леопард — огромный, хищный тюлень с острыми зубами.

В море он пингвина хватает, подбрасывает в воздух и разрывает.

Хитрый поморник

Иду я раз по острову, слышу: пингвины кричат за камнями, хлопают крыльями.

Это кружится над ними поморник, хочет схватить пингвинёнка.

А поморник самый главный их враг на суше.

Если пингвинёнок заболеет или отстанет от других, поморник оттаскивает его в сторону и клюёт насмерть.

Кружится поморник над пингвинами. Они в кучу сгрудились: птенцы в середине, взрослые по краям. Видит поморник, что не схватить ему пингвинёнка, тогда он схитрил: сел на землю, к пингвинам подошёл и стоит не шевелится. Долго стоял.

Пингвины к нему привыкли, успокоились.

Птенцы стали играть. Один птенец отошёл в сторону. Поморник набросился на него и утащил.

Троло и волшебная льдинка

Однажды пингвин Троло решил посмотреть мир. Но он не знал, с чего ему начать.

— Как же осуществить свою задумку? — думал Троло и смотрел вдаль.

— Я могу тебе помочь, — вдруг услышал он незнакомый голос, опустил глаза вниз и понял, что с ним говорит льдинка, на которой он стоял.

— Но как же ты можешь мне помочь? — еще больше удивился пингвин.

— Я могу отвезти тебя по океану в любую сторону! — радостно воскликнула льдинка.

— Как было бы здорово, спасибо!

— Тогда держись крепче, капитан, мы отплываем, — скомандовала льдинка. — Куда хочешь поехать сначала?

— Я всегда мечтал посмотреть, что там на другой стороне океана. Поэтому плыви прямо, пока мы не доберемся до противоположного берега, — ответил Троло.

Долго плыл пингвин на волшебной льдинке, а берега все не было видно.

— Почему мы плывем так долго? Мне всегда казалось, что мы совсем близко от другого берега, — обеспокоенно спросил Троло.

— Это был не берег, а горизонт. Ты видел именно линию горизонта. Берег оттуда увидеть невозможно, потому что океан огромен.

Прошло еще много дней и ночей прежде, чем пингвин и волшебная льдинка добрались до противоположного берега. И увидели они там небывалой красоты землю, покрытую цветами и бабочками.

— Какая красота! — с восхищением воскликнул Троло.

— Видишь, тут совсем не холодно, поэтому везде цветы и бабочки, — сказала льдинка.

— Да, вот это красота!

— Но тебе будет здесь жарко, — продолжила льдинка.

— Действительно, для пингвинов здесь жарковато, — ответил Троло и с ужасом заметил, как его льдинка тает.

— Если мы не поторопимся, я растаю окончательно, и ты не сможешь добраться домой.

Пока пингвин любовался цветами и бабочками (ведь он их никогда не видел!), льдинка… растаяла. Троло в ужасе вскрикнул и стал думать, что же ему теперь делать.

Вдруг он увидел на берегу небольшое зеленое ведерко. Пингвин схватил его и набрал воды из того места, где только что растаяла его льдинка. Он решил, что обязательно довезет ведерко с водой в целости и сохранности, чтобы льдинка от мороза снова стала прежней.

Когда Троло увидел стайку дельфинов, то радостно помахал им. Один из дельфинов отбился от стаи и подхватил пингвина, чтобы помочь ему добраться до дома.

Когда им стало не по пути, дельфина сменил старый тюлень, который продолжил везти Троло. Чем ближе они были от дома, тем было холоднее. Вода в ведерке стала замерзать, и льдинка снова стала прежней.

Она выскочила из ведерка, поприветствовала пингвина и радостно подхватила его. Вскоре Троло и волшебная льдинка вернулись домой. Ведь где бы ты ни был, а дома всегда лучше!

К морю

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе по снегу. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий… и покатились…

Внизу отряхнутся от снега, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.

Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

Первый пингвин растопырит крылышки — и вниз головой.

И прыгают с кручи один за другим, по очереди. Вынырнут из воды, наберут воздуха — опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх — глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавают, кувыркаются, играют.

Ход занятия.

— Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да, любим.)

А сейчас отгадайте мою загадку и узнаете, кто сегодня пришел к нам в гости:

Носит фрак красивый чёрный.

Дом в Антарктике его.

Лёд прозрачный и холодный

Для него милей всего.

Вперевалочку шагает,

Словно важный господин.

В море рыбку добывает

Неуклюжий наш…

(Пингвин)

— А вот и наша отгадка. (Из «чудесной» коробки появляется пингвин (игрушка).

— Ребята, что вы знаете об этих птицах? ( Ответы детей: живут в Антарктиде, среди снега и льда; пингвины не летают, хорошо ныряют; птицы очень любознательные, смешные; папы пингвины занимаются высиживанием яиц.)

— Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Г. Снегирева (Показ портрета писателя). Прежде чем создавать свои рассказы о животных, писатель много путешествовал, отправлялся на экспедиции.

— Что такое экспедиция?

— Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом «Пингвиний пляж» и будем его пересказывать. Но сначала я его вам прочитаю.

Около Антарктиды есть маленький островок.

Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются.

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»

Тут ещё пингвины с гор прибежали. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Вдруг слышу: кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали на фанере.

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

— Ребята, я прочитала вам рассказ, давайте поговорим по его содержанию. Я вам буду задать вопросы по тексту, а вы отвечайте.

— Где выгрузили свои вещи люди? (Люди выгрузили вещи на пляже, на пингвиньем пляже).

— Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже? (Пингвины вылезли из воды, кричали, переговаривались, клевали мешки).

— На чём пингвины устроили танцы? (Пингвины устроили танцы на фанере).

— Где лежал лист фанеры? (Лист фанеры лежал на камнях).

— Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день).

— Когда ушли пингвины? (Пингвины ушли вечером).

— Как вёл себя последний пингвин? (Один пингвин отстал и загляделся на человека).

— Молодцы, ребята, вы правильно и полно ответили на мои вопросы. А сейчас мы можем отдохнуть.

Физкультминутка.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

— А сейчас, ребята мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

— Что такое Антарктида? (Антарктида – это материк, покрытый камнями и льдом).

— Что такое фанера? (Фанера – это тонкий деревянный лист).

— Что означает слово «переговаривались»? (Это значит, говорили друг с другом).

— Что означает слово «напирать»? (Это значит, толкать, теснить).

— Что означает слово «устроили»? (Это значит, что-то сделали).

— Что означает слово «выстроилась»? (Это значит, построиться).

— Что означает слово «загляделся»? (Это значит, долго смотрел).

— Ребята, а наш гость пингвинёнок хочет услышать рассказ, о котором мы с вами говорим. У меня к рассказу есть графические схемы. Они помогут вам при пересказе текста. (вывесить схемы на доску).

— Ребята, давайте определим последовательность событий в рассказе и расставим схемы по порядку.

— Какая схема соответствует началу рассказа?

— Что обозначает эта схема?

— Какая схема следующая?

— Какое событие обозначено на этой схеме?

— Что вы видите на последней схеме?

— Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я его ещё раз прочитаю, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

Повторное чтение рассказа.

— Ребята, кто желает пересказать рассказ? Начните пересказ с фразы : «Геннадий Снегирёв. «Пингвиний пляж»». (Заслушиваются 2-3 рассказа)

— Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих товарищей. Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

— Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться пересказывать?

Забияки

Пингвины не только любопытные, были среди пингвинов и драчуны.

Один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон зазвенел.

Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит, пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями.

Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

Но самое страшное было ходить за водой.

Идёшь по дорожке, а сам боишься.

За камнями жил пингвин-забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепится клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.

Я, когда ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит — я его половником. Он очень половника боялся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: