Царь-медведь

Царь-медведь 🌠 русская народная читаем на ночь

Топтыгин 2-ой

Но бывает и так, что даже блестящие злодеяния впрок не идут. Плачевный пример этому суждено было представить другому Топтыгину.

В то самое время, когда Топтыгин 1-й отличался в своей трущобе, в другую такую же трущобу послал Лев другого воеводу, тоже майора и тоже Топтыгина. Этот был умнее своего тезки и, что всего важнее, понимал, что в деле административной репутации от первого шага зависит все будущее администратора. Поэтому, еще до получения прогонных денег, он зрело обдумал свой план кампании и тогда только побежал на воеводство.

Тем не менее карьера его была еще менее продолжительна, нежели Топтыгина 1-го.

Главным образом, он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию: это и Осел ему советовал. Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет; хотя же старожилы и припоминали, что существовал некогда – вон под той сосной – казенный ручной станок, который лесные куранты тискал, но еще при Магницком этот станок был публично сожжен, а оставлено было только цензурное ведомство, которое возложило обязанность, исполнявшуюся курантами, на скворцов. Последние каждое утро, летая по лесу, разносили политические новости дня, и никто от того никаких неудобств не ощущал. Затем известно было еще, что дятел на древесной коре, не переставаючи, пишет “Историю лесной трущобы”, но и эту кору, по мере начертания на ней письмен, точили и растаскивали воры-муравьи. И, таким образом, лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее. Или, другими словами, слонялись из угла в угол, окутанные мраком времен.

Тогда майор спросил, нет ли в лесу, по крайней мере, университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил: университет в полном составе поверстал в линейные батальоны, а академиков заточил в дупло, где они и поднесь в летаргическом сне пребывают. Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать, но получил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре.

Нечего делать, потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. “Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, – сказал он себе, – стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!”

Сказано – сделано. Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил, а все ему мало кажется. “Постой, – говорит, – я у тебя двор по бревну раскатаю, навеки тебя с сумой по миру пущу!” И, сказавши это, полез на крышу, чтоб злодейство свое выполнить. Только не рассчитал, что матица-то гнилая была. Как только он на нее ступил, она возьми да и провались. Повис майор на воздухе; видит, что неминучее дело об землю грохнуться, а ему не хочется. Облапил обломок бревна и заревел.

Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной. Куда ни обернутся – кругом, везде погром. Загородки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А посреди двора и сам ворог висит. Взорвало мужиков.

– Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны! А ну-тко-то, братцы, уважим его!

Сказавши это, поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало, и уважили. Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы.

Таким образом, явилась новая лесная практика, которая установила, что и блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные.

Эту вновь установившуюся практику подтвердила и лесная История, присовокупив, для вящей вразумительности, что принятое в исторических руководствах (для средних учебных заведений издаваемых) подразделение злодейств на блестящие и срамные упраздняется навсегда и что отныне всем вообще злодействам, каковы бы ни были их размеры, присвояется наименование “срамных”.

По докладу о сем Осла Лев собственнолапно на одном нацарапал так: “О приговоре Истории дать знать майору Топтыгину 3-му: пускай изворачивается”.

Чему учит?

Произведение Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» является очень поучительным. Оно призывает читателей бороться с любой несправедливостью. Каждый человек должен отстаивать свои свободы и права, однако ни в коем случае нельзя применять насилия.

О чем заставляет задуматься «Медведь на воеводстве»? Автор заявляет о необходимости думать об окружающих и заботиться о благополучии страны. Только добрая слава достойна стать стимулом для человека. А вот заслужить худое слово в хронике лет может любой медведь. Сделать зло нетрудно, а вот исправить его — это заслуга по-настоящему одаренной личности.

Змей унес

Змей перешел по мосту, перекинулся в прежний вид, собачку Ивана-царевича запер на замок, а ключ в озеро забросил; после того схватил и унес царевну. Приезжает Иван-царевич с охоты – сестры нет, собачка взаперти воет; увидал мост через озеро и говорит:

– Верно, змей унес мою сестрицу!

Пошел разыскивать. Шел-шел, в чистом поле стоит хатка на курьих лапках, На собачьих пятках.

– Хатка, хатка! Повернись к лесу задом, ко мне передом.

Хатка повернулась; Иван-царевич вошел, а в хатке лежит баба-яга костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос.

– Фу-фу! – говорит она. – Доселева русского духа не слыхать было, а нынче русский дух воочию проявляется, в нос бросается! Почто пришел, Иван-царевич?

– Да если б ты моему горю пособила!

– А какое твое горе?

Царевич рассказал ей.

– Ну, ступай же домой; у тебя на дворе есть яблонька, сломи с нее три зеленых прутика, сплети вместе и там, где собачка заперта, ударь ими по замку: замок тотчас разлетится на мелкие части. Тогда смело на змея иди, не устоит супротив тебя.

Иван-царевич воротился домой, освободил собачку – выбежала она злая-злая! Взял еще с собой волчонка да медвежонка и отправился на змея. Звери бросились на него и разорвали в клочки. А Иван-царевич взял Марью-царевну, и стали они жить-поживать, добра наживать.

Погоня

Бычок бежит все дальше и дальше. Оглянулся Иван-царевич, а за ними царь-медведь гонится: вот-вот схватит! Взял он гребешок и бросил позадь себя – вдруг вырос, поднялся такой густой, дремучий лес, что ни птице не пролететь, ни зверю не пролезть, ни пешему не пройти, ни конному не проехать.

Уж медведь грыз-грыз, насилу прогрыз себе узенькую дорожку, пробрался сквозь дремучий лес и бросился догонять; а царские дети далеко-далеко! Стал медведь нагонять их, Иван-царевич оглянулся и махнул позадь себя утиральником – вдруг сделалось огненное озеро: такое широкое-широкое! Волна из края в край бьет. Царь-медведь постоял, постоял на берегу и поворотил домой; а бычок с Иваном-царевичем да с Марьей-царевной прибежал на полянку.

На той на полянке стоял большой славный дом.

– Вот вам дом! – сказал бычок. – Живите – не тужите. А на дворе приготовьте сейчас костер, зарежьте меня да на том костре и сожгите.

– Ах! – говорят царские дети. – Зачем тебя резать? Лучше живи с нами; мы за тобой будем ухаживать, станем тебя кормить свежею травою, поить ключевой водою.

– Нет, сожгите меня, а пепел посейте на трех грядках: на одной грядке выскочит конь, на другой собачка, а на третьей вырастет яблонька; на том коню езди ты, Иван-царевич, а с тою собачкой ходи на охоту. Так все и сделалось. Вот как-то вздумал Иван-царевич поехать на охоту; попрощался с сестрицею, сел на коня и поехал в лес; убил гуся, убил утку да поймал живого волчонка и привез домой.

Видит царевич, что охота идет ему в руку, и опять поехал, настрелял всякой птицы и поймал живого медвежонка.

В третий раз собрался Иван-царевич на охоту, а собачку позабыл с собой взять.

Тем временем Марья-царевна пошла белье мыть. Идет она, а на другой стороне огненного озера прилетел к берегу шестиглавый змей, перекинулся красавцем, увидал царевну и так сладко говорит:

– Здравствуй, красная девица!

– Здравствуй, добрый молодец!

– Я слышал от старых людей, что в прежнее время этого озера не бывало; если б через него да был перекинут высокий мост – я бы перешел на ту сторону и женился на тебе.

– Постой! Мост сейчас будет, – отвечала ему Марья-царевна и бросила утиральник: в ту ж минуту утиральник дугою раскинулся и повис через озеро высоким, красивым мостом.

Главные герои и их характеристика

В произведении«Медведь на воеводстве» перед читателем предстают три главных героя.

  1. Так, первым из них является Топтыгин 1-й, воевода. Как рассказывает автор, в недалёком прошлом он был «скотиной», поэтому весьма не удивительно, что он с лёгкостью мог совершить кровопролитие. Однажды Топтыгин 1-й позволил себе совершить злодейство. Из-за того, что главный герой съел Чижика, у него разрушилась карьера. Доминирующая черта героя — тщеславие. Ради чести остаться в истории он был готов убивать, разорять и унижать других. Но глупость и поспешность помешали ему удовлетворить свое самолюбие. В этом образе автор высмеял господ, которые ради славы готовы развязывать войны и угнетать народ.
  2. Топтыгин 2-й также является воеводой, однако ему дали план действий. Он совершил грандиозное злодейство. Так, у «соседнего мужика» из-за действий Топтыгина был истреблен весь скот. Однако на этом главный герой не успокоился. Он задумал «двор по бревну раскатать». Планы его не были реализованы, ведь он оказался в рогатине. Местные обитатели с удовольствием содрали шкуру с Топтыгина. Ее они вывезли на болото — в назидание другим. Этот герой отличается трусостью и слабостью. Ведь его мучители прибежали на его же крик. Он взялся за дело, которое ему не по силам, и даже злодейство не смог довести до конца. Автор высмеивает людей при власти, которые идут на ужасные поступки ради укрепления авторитета, но при этом не соответствуют масштабу того, что они задумали.
  3. Можно заметить, что Топтыгин 3-й является более адекватным среди остальных воевод. По натуре он очень осторожный: «Чин на тебя большой накладывают, а какими злодействами его подтвердить — не указывают!» — сетовал герой. Он даже хотел отказаться от чина. Этот персонаж не позволял себе никаких злодеяний, потому что любил старые порядки и хотел сохранить «естественный уровень злодеяний». Без его вмешательства все равно будут происходить преступления, так что народ не расслабится. Он просто лежал в берлоге и выходил только за зарплатой. Однако, несмотря на смирный нрав, Топтыгина 3-его ждала та же участь, что и остальных зверей. Этого героя автор высмеял за консерватизм, лень и полное несоответствие должности.

Читать сказку Три медведя

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Три медведя

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Ивановича; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с красненькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Три медведя

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

Три медведя

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?

Три медведя

Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился на мою постель и смял её? — заревел Михаило Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился на мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился на мою постель?

Три медведя

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел её укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

голоса

Рейтинг статьи

Суть: о чем?

В первой главе Топтыгин Первый собирается сотворить «большое кровопролитие», чтобы его имя осталось в истории. Но вместо этого он съел поэта Чижика, и весь лес поднял его на смех. Лев, царь зверей, решил наказать медведя за неудачу с Чижиком и не дал ему продвижения по службе. Осел, помощник Льва, чья протекция помогла медведю, посоветовал ему сжечь типографии и отнять у бабы корзину. Но ничего не помогло.

Во второй главе Топтыгин Второй получил четкое задание от Льва, но и его провалил. Поскольку типографий и университетов для разорения уже не осталось, он решил истребить скот соседа и сжечь его дом. Но повис на рогатине и был атакован населением, которое решило повесить его шкуру на болоте в назидание другим разорителям.

В третьей главе Топтыгин Третий сетовал, что ему-то как-раз плана не дали. Лев и Осел махнули рукой и запретили ему записывать свое имя в истории путем злодейств — больших и малых. Изворачивайся, мол, как можешь! Он не хотел ехать, но выбирать не приходилось. В лесу он решил, что без вмешательства городничего злодейства будут происходить сами, естественным путем, а значит, вмешиваться не нужно. Он ничего не делал и дослужился до полковника. Но потом его убили охотники.

Темы

Центральное место в произведении «Медведь на воеводстве» занимает тема авторитарной власти, при которой люди не имеют никаких прав, а власть имущие — никаких обязанностей. В образе Льва автор изобразил главного представителя власти, который ищет управленцев, но назначает одних бездарей, которые только вредят народу. Помощниками Льва являются три Медведя и Осел. В своём произведении известный писатель раскритиковал сложившуюся административную систему в Российской империи.

Тематика произведения «Медведь на воеводстве» изложена в списке:

  1. Отношения власти и народа. Увы, люди тоже понимают только язык кнута и ждут от правительства только жестких мер: «Вот так скотина! добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!».
  2. Имя в истории. Все герои одержимы мечтой о славе и почитании, но никто из них не понимает, что нужно делать для этого. Автор объясняет их заблуждение закономерностью исторического обозрения: мы охотно запоминаем деспотов и злодеев, а не созидателей и первооткрывателей.
  3. Народный суд. Автор завуалированно предрекает тиранам народный самосуд. За каждым таким зверем могут прийти доведенные до крайности простые люди: «Явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей».

Детки у медведя

– Каким случаем?

– Так и так, – сказывает царь.

– Да мы не отдадим их!

– О, никак нельзя! Он вконец разорит все царство, а их все-таки возьмет.

Вот они думали-думали, как быть? Да и придумали: выкопали преглубокую яму, убрали ее, разукрасили, словно палаты, навезли туда всяких запасов, чтоб было что и пить и есть; после посадили в ту яму своих детей, а поверх сделали потолок, закидали землею и заровняли гладко-нагладко.

В скором времени царь с царицею померли, а детки их растут да растут. Пришел наконец за ними царь-медведь, смотрит туда-сюда: нет никого! Опустел дворец. Ходил он, ходил, весь дом выходил и думает: «Кто же мне про царских детей скажет, куда они девались?»

Глядь – долото в стену воткнуто.

– Долото, долото, – спрашивает царь-медведь, – скажи мне, где царские дети?

– Вынеси меня на двор и брось наземь; где я воткнусь, там и рой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: