Топтыгин 2-ой
Но бывает и так, что даже блестящие злодеяния впрок не идут. Плачевный пример этому суждено было представить другому Топтыгину.
В то самое время, когда Топтыгин 1-й отличался в своей трущобе, в другую такую же трущобу послал Лев другого воеводу, тоже майора и тоже Топтыгина. Этот был умнее своего тезки и, что всего важнее, понимал, что в деле административной репутации от первого шага зависит все будущее администратора. Поэтому, еще до получения прогонных денег, он зрело обдумал свой план кампании и тогда только побежал на воеводство.
Тем не менее карьера его была еще менее продолжительна, нежели Топтыгина 1-го.
Главным образом, он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию: это и Осел ему советовал. Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет; хотя же старожилы и припоминали, что существовал некогда – вон под той сосной – казенный ручной станок, который лесные куранты тискал, но еще при Магницком этот станок был публично сожжен, а оставлено было только цензурное ведомство, которое возложило обязанность, исполнявшуюся курантами, на скворцов. Последние каждое утро, летая по лесу, разносили политические новости дня, и никто от того никаких неудобств не ощущал. Затем известно было еще, что дятел на древесной коре, не переставаючи, пишет “Историю лесной трущобы”, но и эту кору, по мере начертания на ней письмен, точили и растаскивали воры-муравьи. И, таким образом, лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее. Или, другими словами, слонялись из угла в угол, окутанные мраком времен.
Тогда майор спросил, нет ли в лесу, по крайней мере, университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил: университет в полном составе поверстал в линейные батальоны, а академиков заточил в дупло, где они и поднесь в летаргическом сне пребывают. Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать, но получил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре.
Нечего делать, потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. “Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, – сказал он себе, – стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!”
Сказано – сделано. Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил, а все ему мало кажется. “Постой, – говорит, – я у тебя двор по бревну раскатаю, навеки тебя с сумой по миру пущу!” И, сказавши это, полез на крышу, чтоб злодейство свое выполнить. Только не рассчитал, что матица-то гнилая была. Как только он на нее ступил, она возьми да и провались. Повис майор на воздухе; видит, что неминучее дело об землю грохнуться, а ему не хочется. Облапил обломок бревна и заревел.
Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной. Куда ни обернутся – кругом, везде погром. Загородки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А посреди двора и сам ворог висит. Взорвало мужиков.
– Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны! А ну-тко-то, братцы, уважим его!
Сказавши это, поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало, и уважили. Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы.
Таким образом, явилась новая лесная практика, которая установила, что и блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные.
Эту вновь установившуюся практику подтвердила и лесная История, присовокупив, для вящей вразумительности, что принятое в исторических руководствах (для средних учебных заведений издаваемых) подразделение злодейств на блестящие и срамные упраздняется навсегда и что отныне всем вообще злодействам, каковы бы ни были их размеры, присвояется наименование “срамных”.
По докладу о сем Осла Лев собственнолапно на одном нацарапал так: “О приговоре Истории дать знать майору Топтыгину 3-му: пускай изворачивается”.
Чему учит?
Произведение Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» является очень поучительным. Оно призывает читателей бороться с любой несправедливостью. Каждый человек должен отстаивать свои свободы и права, однако ни в коем случае нельзя применять насилия.
О чем заставляет задуматься «Медведь на воеводстве»? Автор заявляет о необходимости думать об окружающих и заботиться о благополучии страны. Только добрая слава достойна стать стимулом для человека. А вот заслужить худое слово в хронике лет может любой медведь. Сделать зло нетрудно, а вот исправить его — это заслуга по-настоящему одаренной личности.
Змей унес
Змей перешел по мосту, перекинулся в прежний вид, собачку Ивана-царевича запер на замок, а ключ в озеро забросил; после того схватил и унес царевну. Приезжает Иван-царевич с охоты – сестры нет, собачка взаперти воет; увидал мост через озеро и говорит:
– Верно, змей унес мою сестрицу!
Пошел разыскивать. Шел-шел, в чистом поле стоит хатка на курьих лапках, На собачьих пятках.
– Хатка, хатка! Повернись к лесу задом, ко мне передом.
Хатка повернулась; Иван-царевич вошел, а в хатке лежит баба-яга костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос.
– Фу-фу! – говорит она. – Доселева русского духа не слыхать было, а нынче русский дух воочию проявляется, в нос бросается! Почто пришел, Иван-царевич?
– Да если б ты моему горю пособила!
– А какое твое горе?
Царевич рассказал ей.
– Ну, ступай же домой; у тебя на дворе есть яблонька, сломи с нее три зеленых прутика, сплети вместе и там, где собачка заперта, ударь ими по замку: замок тотчас разлетится на мелкие части. Тогда смело на змея иди, не устоит супротив тебя.
Иван-царевич воротился домой, освободил собачку – выбежала она злая-злая! Взял еще с собой волчонка да медвежонка и отправился на змея. Звери бросились на него и разорвали в клочки. А Иван-царевич взял Марью-царевну, и стали они жить-поживать, добра наживать.
Погоня
Бычок бежит все дальше и дальше. Оглянулся Иван-царевич, а за ними царь-медведь гонится: вот-вот схватит! Взял он гребешок и бросил позадь себя – вдруг вырос, поднялся такой густой, дремучий лес, что ни птице не пролететь, ни зверю не пролезть, ни пешему не пройти, ни конному не проехать.
Уж медведь грыз-грыз, насилу прогрыз себе узенькую дорожку, пробрался сквозь дремучий лес и бросился догонять; а царские дети далеко-далеко! Стал медведь нагонять их, Иван-царевич оглянулся и махнул позадь себя утиральником – вдруг сделалось огненное озеро: такое широкое-широкое! Волна из края в край бьет. Царь-медведь постоял, постоял на берегу и поворотил домой; а бычок с Иваном-царевичем да с Марьей-царевной прибежал на полянку.
На той на полянке стоял большой славный дом.
– Вот вам дом! – сказал бычок. – Живите – не тужите. А на дворе приготовьте сейчас костер, зарежьте меня да на том костре и сожгите.
– Ах! – говорят царские дети. – Зачем тебя резать? Лучше живи с нами; мы за тобой будем ухаживать, станем тебя кормить свежею травою, поить ключевой водою.
– Нет, сожгите меня, а пепел посейте на трех грядках: на одной грядке выскочит конь, на другой собачка, а на третьей вырастет яблонька; на том коню езди ты, Иван-царевич, а с тою собачкой ходи на охоту. Так все и сделалось. Вот как-то вздумал Иван-царевич поехать на охоту; попрощался с сестрицею, сел на коня и поехал в лес; убил гуся, убил утку да поймал живого волчонка и привез домой.
Видит царевич, что охота идет ему в руку, и опять поехал, настрелял всякой птицы и поймал живого медвежонка.
В третий раз собрался Иван-царевич на охоту, а собачку позабыл с собой взять.
Тем временем Марья-царевна пошла белье мыть. Идет она, а на другой стороне огненного озера прилетел к берегу шестиглавый змей, перекинулся красавцем, увидал царевну и так сладко говорит:
– Здравствуй, красная девица!
– Здравствуй, добрый молодец!
– Я слышал от старых людей, что в прежнее время этого озера не бывало; если б через него да был перекинут высокий мост – я бы перешел на ту сторону и женился на тебе.
– Постой! Мост сейчас будет, – отвечала ему Марья-царевна и бросила утиральник: в ту ж минуту утиральник дугою раскинулся и повис через озеро высоким, красивым мостом.
Главные герои и их характеристика
В произведении«Медведь на воеводстве» перед читателем предстают три главных героя.
- Так, первым из них является Топтыгин 1-й, воевода. Как рассказывает автор, в недалёком прошлом он был «скотиной», поэтому весьма не удивительно, что он с лёгкостью мог совершить кровопролитие. Однажды Топтыгин 1-й позволил себе совершить злодейство. Из-за того, что главный герой съел Чижика, у него разрушилась карьера. Доминирующая черта героя — тщеславие. Ради чести остаться в истории он был готов убивать, разорять и унижать других. Но глупость и поспешность помешали ему удовлетворить свое самолюбие. В этом образе автор высмеял господ, которые ради славы готовы развязывать войны и угнетать народ.
- Топтыгин 2-й также является воеводой, однако ему дали план действий. Он совершил грандиозное злодейство. Так, у «соседнего мужика» из-за действий Топтыгина был истреблен весь скот. Однако на этом главный герой не успокоился. Он задумал «двор по бревну раскатать». Планы его не были реализованы, ведь он оказался в рогатине. Местные обитатели с удовольствием содрали шкуру с Топтыгина. Ее они вывезли на болото — в назидание другим. Этот герой отличается трусостью и слабостью. Ведь его мучители прибежали на его же крик. Он взялся за дело, которое ему не по силам, и даже злодейство не смог довести до конца. Автор высмеивает людей при власти, которые идут на ужасные поступки ради укрепления авторитета, но при этом не соответствуют масштабу того, что они задумали.
- Можно заметить, что Топтыгин 3-й является более адекватным среди остальных воевод. По натуре он очень осторожный: «Чин на тебя большой накладывают, а какими злодействами его подтвердить — не указывают!» — сетовал герой. Он даже хотел отказаться от чина. Этот персонаж не позволял себе никаких злодеяний, потому что любил старые порядки и хотел сохранить «естественный уровень злодеяний». Без его вмешательства все равно будут происходить преступления, так что народ не расслабится. Он просто лежал в берлоге и выходил только за зарплатой. Однако, несмотря на смирный нрав, Топтыгина 3-его ждала та же участь, что и остальных зверей. Этого героя автор высмеял за консерватизм, лень и полное несоответствие должности.
Читать сказку Три медведя
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Три медведя
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Ивановича; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с красненькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.
Три медведя
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
Три медведя
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
— Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
— Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
Три медведя
Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
— Кто ложился на мою постель и смял её? — заревел Михаило Иваныч страшным голосом.
— Кто ложился на мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— Кто ложился на мою постель?
Три медведя
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел её укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.
голоса
Рейтинг статьи
Суть: о чем?
В первой главе Топтыгин Первый собирается сотворить «большое кровопролитие», чтобы его имя осталось в истории. Но вместо этого он съел поэта Чижика, и весь лес поднял его на смех. Лев, царь зверей, решил наказать медведя за неудачу с Чижиком и не дал ему продвижения по службе. Осел, помощник Льва, чья протекция помогла медведю, посоветовал ему сжечь типографии и отнять у бабы корзину. Но ничего не помогло.
Во второй главе Топтыгин Второй получил четкое задание от Льва, но и его провалил. Поскольку типографий и университетов для разорения уже не осталось, он решил истребить скот соседа и сжечь его дом. Но повис на рогатине и был атакован населением, которое решило повесить его шкуру на болоте в назидание другим разорителям.
В третьей главе Топтыгин Третий сетовал, что ему-то как-раз плана не дали. Лев и Осел махнули рукой и запретили ему записывать свое имя в истории путем злодейств — больших и малых. Изворачивайся, мол, как можешь! Он не хотел ехать, но выбирать не приходилось. В лесу он решил, что без вмешательства городничего злодейства будут происходить сами, естественным путем, а значит, вмешиваться не нужно. Он ничего не делал и дослужился до полковника. Но потом его убили охотники.
Темы
Центральное место в произведении «Медведь на воеводстве» занимает тема авторитарной власти, при которой люди не имеют никаких прав, а власть имущие — никаких обязанностей. В образе Льва автор изобразил главного представителя власти, который ищет управленцев, но назначает одних бездарей, которые только вредят народу. Помощниками Льва являются три Медведя и Осел. В своём произведении известный писатель раскритиковал сложившуюся административную систему в Российской империи.
Тематика произведения «Медведь на воеводстве» изложена в списке:
- Отношения власти и народа. Увы, люди тоже понимают только язык кнута и ждут от правительства только жестких мер: «Вот так скотина! добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!».
- Имя в истории. Все герои одержимы мечтой о славе и почитании, но никто из них не понимает, что нужно делать для этого. Автор объясняет их заблуждение закономерностью исторического обозрения: мы охотно запоминаем деспотов и злодеев, а не созидателей и первооткрывателей.
- Народный суд. Автор завуалированно предрекает тиранам народный самосуд. За каждым таким зверем могут прийти доведенные до крайности простые люди: «Явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей».
Детки у медведя
– Каким случаем?
– Так и так, – сказывает царь.
– Да мы не отдадим их!
– О, никак нельзя! Он вконец разорит все царство, а их все-таки возьмет.
Вот они думали-думали, как быть? Да и придумали: выкопали преглубокую яму, убрали ее, разукрасили, словно палаты, навезли туда всяких запасов, чтоб было что и пить и есть; после посадили в ту яму своих детей, а поверх сделали потолок, закидали землею и заровняли гладко-нагладко.
В скором времени царь с царицею померли, а детки их растут да растут. Пришел наконец за ними царь-медведь, смотрит туда-сюда: нет никого! Опустел дворец. Ходил он, ходил, весь дом выходил и думает: «Кто же мне про царских детей скажет, куда они девались?»
Глядь – долото в стену воткнуто.
– Долото, долото, – спрашивает царь-медведь, – скажи мне, где царские дети?
– Вынеси меня на двор и брось наземь; где я воткнусь, там и рой.