Лидия чарскаячерная курица. сказки

Кратко «черная курица, или подземные жители» а. погорельский

Краткое содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители» подробно

События сказки происходят на Васильевском острове, в Санкт-Петербурге, в одном из городских пансионов. Здесь учится Алеша – спокойный, и к тому же разумный не по годам мальчик. Он ощущает одиночество, потому что его семья проживает далеко от северной столицы. Ребенок постоянно живет при своем учебном заведении и не имеет возможности поехать к родным даже во время каникул. Он настолько сильно тоскует по близким, что невольно выдумывает истории про добрую волшебницу, которая передает ему гостинцы от родителей.

Во время учебы Алеша усердно занимается, и время бежит незаметно, но по праздникам и на каникулах ему ничего не остается, как развлекать себя самому. Мальчик читает книги о рыцарских приключениях в библиотеке, куда допускает его учитель, прогуливается во внутреннем дворе, играет с курами и угощает их хлебными крошками. Больше других ему нравится Чернушка – красивая черная хохлатка.

Как-то раз Алеша замечает, что кухарка отлавливает Чернушку. Мальчик понимает, что его любимица вскоре погибнет. Парнишка уговаривает женщину отпустить курицу, обменяв ее на золотую монету.

Добрый поступок не мог быть не вознагражден. Ночью спасенная другом Чернушка приходит в спальню к Алеше, обращается к нему по-человечьи и зовет пойти за собой. Вдвоем они отправляются в ту часть дома, где подросток раньше не бывал. Черная курица умоляет Алешу вести себя как можно тише. Однако все вокруг кажется Алеше настолько удивительным, что он с трудом сдерживает свои эмоции. От произведенного шума просыпаются рыцари, охраняющие вход в волшебное королевство.

Чернушка отважно сражается с рыцарями. От сильного потрясения Алеша падает в обморок и просыпается в своей постели

Мальчик корит себя за несдержанность и смеет надеяться на повторный визит черной курицы.

Так и происходит. В следующий раз Алеша ведет себя чрезвычайно тихо, и друзья проникают в подземное королевство. Вскоре выясняется, что Чернушка вовсе и не курица, а премьер-министр необычного государства. Король лично встречает Алешу со словами благодарности и обещанием исполнить любое его желание. Алеша заказывает первое, что взбредает в голову – обрести способности всегда правильно отвечать на уроке, не прилагая для этого никаких усилий. Король повелевает выдать мальчику волшебное конопляное семечко, обладающее таинственной силой, покуда оно находится в кармане его одежды.

Подземные жители с удовольствием показывают мальчику достопримечательности своего королевства, приглашают его принять участие в охоте и угоститься обедом. Чернушка пересказывает другу историю их царства и просит мальчика никому не выдавать тайну существования подземного народа, иначе им придется уйти очень далеко.

Кончаются каникулы, ребята возвращаются из дома. Учеба в пансионе продолжается. Алеша без подготовки великолепно отвечает на все вопросы, решает задачи. Все кругом хвалят отличившегося ученика, чем поначалу смущают скромника, ведь его заслуги в этом успехе нет. Но постепенно он свыкается со своим даром и принимается задирать нос перед товарищами по учебе, особенно перед теми, кому ученье дается нелегко. Из скромного и доброго мальчика получается заносчивый гордец, тихоня перерождается в неугомонного шалуна. Чем больше он озорует, тем больше его наказывают дополнительными уроками. А однажды на уроке ответить не вышло.

Испуганный мальчик Алеша понимает, что утерял семечко, и волшебные чары пропали. Целый день он горюет об утрате, пока среди ночи премьер-министр Чернушка уже в человеческом обличье не возвращает ему утерянное. Премьер-министр недоволен резкими переменами, произошедшими с Алешей. И тогда мальчик решает, что должен все исправить. На следующий день он отвечает на уроке, солгав, что успел все выучить с утра. Но соученики уличают его во лжи. Тогда Алеша рассказывает о своих необычных способностях, черной курице и подземных жителях. Рассказчику не верят и наказывают розгами.

Той же ночью подземные жители покидают обжитые места, а на Чернушку навешивают золотые кандалы. Друзья расстаются навсегда, на прощание министр пожимает Алеше руку. Не вынеся груза переживаний, подросток заболевает. Только после всех этих злоключений он осознает, что изменился далеко не в лучшую сторону. Алеша раскаивается: и в заносчивости, и лени, и в том, что раскрыл посторонним секрет подземного королевства. Мальчик исправляется, снова превратившись в доброго и прилежного ученика.

Читательский дневник по сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского

Название: «Чёрная курица, или Подземные жители».

Число страниц: 45.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: мальчик Алёша, курочка Чернушка.

Второстепенные герои: Подземный король, Учитель.

Характеристика главных героев:

Алёша — мечтательный, одинокий и ветреный мальчик.

Подружился с Чернушкой и стал хорошо знать уроки, но потом всё изменилось.

Чернушка — курица, которая умела говорить и была министром.

Добрая и отзывчивая, но строгая.

Характеристика второстепенных героев:

Король — добрый, мудрый и благодарный.

Наделил Алёшу особым даром.

Учитель — строгий, даже жёсткий. Считал, что мальчик его обманывает.

Краткое содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

Алёша учился в мужском пансионате и был на хорошем счету.

Но по выходным он оставался один, ведь его родители жили далеко.

Он подружился с курами, которые водились на хоздворе.

Особенно он любил курочку Чернушку.

Однажды в пансионате намечался праздник, и кухарка хотела зарезать Чернушку, но мальчик её спас, отдав женщине золотую монету.

Ночью к мальчику явилась эта самая курочка и приказала Алёше тихо следовать за ней.

Но мальчик нашумел, и поход сорвался.

На следующую ночь Алёша уже тихо следовал за Чернушкой.

Курица привела мальчика во дворец, где его поблагодарил сам Подземный король за то, что он спас от гибели министра.

Король дал Алёше конопляное зерно и попросил никому не рассказывать ничего.

Какое-то время Алёша не видел курочку.

Мальчик знал всё уроки, но поведение его стало плохим.

Он поссорился с друзьями, а учитель стал считать его обманщиком.

Когда учитель решил высечь мальчика, Алёша от страха рассказал про подземный мир.

Его всё равно высекли.

А жители подземелья ушли.

В эту ночь к мальчику приходит Чернушка и прощается с ним.

После длительной болезни Алёша начинает хорошо учиться и даже подаёт пример для других.

План сказки:

  1. В мужском пансионе.
  2. Выходные в одиночестве.
  3. Любимая курочка Чернушка.
  4. Спасение курицы.
  5. Неудачный поход.
  6. Подземный дворец.
  7. Волшебная семечка.
  8. Чудеса на уроках.
  9. Изменение характера.
  10. Розги.
  11. Раскрытая тайна.
  12. Прощание с Чернушкой.

Основная мысль произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Главная мысль сказки заключается в том, что человек начинает плохо вести себя тогда, когда получает всё даром.

Основная идея сказки в том, что нужно уметь сдерживать слово и отвечать за поступки.

Чему учит произведение

Сказка учит ценить то, что уже имеешь.

Учит держать слово, нести ответственность за свои поступки.

Учит не зазнаваться и не гордиться, быть скромным и честным.

Учит быть послушным, добрым и умным.

Краткий отзыв о сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была поражена волшебной историей, которая случилась с обычным мальчиком.

Герой был одинок и несчастен, но помог курице и обрёл настоящего друга.

Но мальчик плохо распорядился подаренным семечком.

Он стал недобрым, хвастливым, заносчивым.

Он потерял товарищей, с которыми учился.

Его невзлюбил учитель.

И самое плохое, мальчик выдал доверенную ему тайну.

Это привело к трагичным последствиям для жителей подземного городка.

Повесть очень интересная, поучительная, читается на одном дыхании.

Автору удалось придумать сказочную историю, действие которой разворачивается в самом обычном, не волшебном городе.

Несмотря ни на что мне нравится Алёша.

Он был добрым мальчиком и снова стал им, когда понял свои ошибки.

Получил жестокий урок, но сделал верные выводы.

И может быть, когда-нибудь снова встретится с Чернушкой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли правильно мы поступаем с товарищами и учителями.

Не ведём ли мы себя эгоистично по отношению к ним.

Ведь только осознав свои недостатки, их можно исправить.

Пословицы к произведению:

  • Плохой поступок к хорошему не приведёт.
  • Один дурной поступок порождает другой.
  • Где много слов, там мало дел.
  • Слово давать, так слово держать.
  • Один нагрешил, а все отвечают.

Библиотека произведений автора пополняется.

Проблемы

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Образ главного героя Алеши

Образы Чернушки и жителей подземного королевства

Герой сказочной повести Алеша – воспитанник пансиона, ему около 10 лет. Он «умненький, миленький», неглупый ребенок.Алеша отзывчив, щедр и скромен. Он слушается взрослых, помогает им, подкармливает курочек.Ради спасения любимой курочки отдал кухарке единственное свое богатство – подаренный ему бабушкой золотой империал. Он не труслив, не побоялся последовать за появившейся ночью Чернушкой в незнакомое место по тайным коридорам, чтобы спуститься под землю.

Но характер мальчика противоречивый. Он послушный, но нарушил запрет Чернушки ни к чему не прикасаться по пути в подземелье. Алеша все же потрогал лапку кота, из-за его непослушания в первую ночь попасть в подземную страну не удалось, а Чернушка чуть не пострадал.Алеша проявил легкомыслие, пожелав всегда отвечать урок, «не учившись». Он научился лукавить, получая благодаря конопляному зернышку незаслуженные похвалы, став первым учеником. В нем проявляется заносчивость и самоуверенность, он возгордился «своими» успехами. Мальчик из страха наказания за неподобающее поведение нарушил обещание Чернушке хранить тайну подземных жителей. Но в конце концов он осознал свой проступок, пожалел о собственном малодушии, захотел исправиться.

Министр Чернушка

Ключевым персонажем повести является курица, прозванная Чернушкой. Эта не совсем обычная домашняя птица, отличающаяся от других белых куриц цветом и не несущая яиц,в волшебном измерении представлена в образе почтенного министра. Он один из жителей подземного королевства, которые могут в реальном мире появляться в замаскированном виде. Само подземное королевство напоминает европейскую карликовую монархию, маленькие жители которой были ростом не более «пол-аршина», одеты на испанский манер, в шляпах с перьями. Благородный Чернушка – важный вельможа этого государства. Его высоко ценил король, и за спасение министра готов выполнить любой пожелание Алеши. Король, хотя и разочарован просьбой мальчика, ее все же выполнил, с укоризной назвав Алешу «ленивцем».

Король Подземного царства

Великодушный министр испытал душевную боль, когда Алеша не сдержал своего обещания. Мальчик обрек жителей подземного королевства на изгнание, а Чернушку на ношение кандалов. Но министр все же простил мальчика, потому что помнил, что тот был доброжелательным и сострадательным ребенком. Прощаясь навсегда, мудрый Чернушка выразил надежду, что Алеша постарается измениться и станет прежним, ведь он верит в него.

Очень краткий пересказ сказки «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре. Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»

Благодаря Антонию Погорельскому в России появились жанры фантастической повести и нравоописательного романа. Произведения Погорельского высоко ценили многие его современники, в том числе В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители»вызывает интерес у взрослых и детей уже почти 200 лет.

В повести затронуты вопросы воспитания,говорится о необходимости развития ответственности, милосердия, доброты у детей.Автор на примере истории Алеши показал, что в человеческой душе противостоят друг другу добро и зло. Часто одерживает победу плохая сторона, если человеку легко достаются успех или слава. Не стоит обманывать себя иллюзиями, легкий успех часто становится причиной разрушения личности. Чтобы вырасти стоящим человеком, необходимо упорно учиться, трудиться и развиваться. Нужно строже относиться к себе,быть трудолюбивым, порядочным, честным человеком.

Словарь

Титулярный советник – по Табели о рангах чин 9 класса.

Прототип – прообраз, модель, реальная личность, послужившая для создания персонажа.

Историческая реконструкция – воспроизведение, воссоздание культурной атмосферы определенной исторической эпохи.

Пансион – учебное заведение с общежитием для учеников.

Барочные (доски) – доски, полученные после разборки непригодной для плавания барки, т.е. большого грузового судна.

Империал – золотая монета, достоинством в 10 рублей (по тем временам жалование кухарки за полгода).

Пол-аршина – старинная мера длины (35,5 см).

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе.

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал.

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Сюжетная линия повести

Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести

Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.

Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.

Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.

Алёша

После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.

Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.

С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: