Так всегда
– Динь-динь-динь, – отвечал проводник, смеясь, – издали всегда так кажется
Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели: вдали всё кажется маленьким, а подойдешь – большое
– Да, это правда, – отвечал Миша, – я до сих пор не подумал об этом и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать! Тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит; а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом конце, у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше ее ростом; но теперь вижу, что маменька правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке: очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.
Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь нарисовать папеньку с маменькой! Динь-динь-динь, динь-динь-динь!»
Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему:
– Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите «динь-динь-динь?»
– Уж у нас поговорка такая, – отвечал мальчик-колокольчик.
– Поговорка? – заметил Миша. – А вот папенька говорит, что нехорошо привыкать к поговоркам.
Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал более ни слова.
Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его – оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимется. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.
– Нет, теперь уж меня не обмануть, – сказал Миша, – это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинакие.
– Ан вот и неправда, – отвечал провожатый, – колокольчики не одинакие. Если бы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос, один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперед не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает и можно от него кое-чему научиться.
Миша, в свою очередь, закусил язычок.
Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.
– Весело вы живете, – сказал Миша, – век бы с вами остался; целый день вы ничего не делаете; у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день.
– Динь-динь-динь! – закричали колокольчики. – Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку. Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно! Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко, и золотые деревья, но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке с музыкою.
– Да, – отвечал Миша, – вы говорите правду. Это и со мною случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься – всё не мило. Я долго не понимал, отчего это, а теперь понимаю.
– Да сверх того, на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.
– Какие же дядьки? – спросил Миша.
– Дядьки-молоточки, – отвечали колокольчики, – уж какие злые! То и дело, что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем еще реже тук-тук бывает, а уж маленьким куда больно достается.
О книге
В современном мире, регулярно сталкиваясь с потоком негативной информации и отрицательных эмоций, человек должен уметь “восстанавливаться” и отдыхать от повседневных забот. Среди наиболее действенных способов — чтение книг. С книгами жизнь становится интереснее и веселей, а многие жизненные неурядицы кажутся не такими уж и серьезными.
Книга «Городок в табакерке» Одоевского Владимира Федоровича – незабываемое произведение в жанре сказки. Рассматривая в своей работе актуальные вопросы современности, автор целиком и полностью погружает нас в мир главных героев. Увлекательный сюжет, реалистичное описание обстановки и детально проработанные персонажи произведения определенно произведут на Вас впечатление.
Сюжет
Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.
Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.
Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.
Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.
Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.
Сказка Городок в табакерке
Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», – сказал он. Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, – и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
– Что это за городок? – спросил Миша.
– Это городок Динь-Динь, – отвечал папенька и тронул пружинку…
И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям – не из другой ли комнаты? и к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнем и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звездочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.
Читательский дневник по сказке «Городок в табакерке» Владимира Одоевского
Название произведения: «Городок в табакерке»
Число страниц: 16
Жанр произведения: сказка
Главные герои: мальчик Мишенька, его папа.
Второстепенные герои: мальчишки-Колокольчики, дяденьки-Молоточки, надзиратель Валик, Пружинка.
Характеристика главных героев:
Миша — добрый, послушный, хороший мальчик.
Наблюдательный, любознательный и понятливый. Увидел чудный сон.
Папа — умный, находчивый. Стремился, чтобы сын до всего дошёл своим умом.
Характеристика второстепенных героев:
Колокольчики — весёлые мальчики, доброжелательные, недовольные Молоточками.
Молоточки — суровые дядьки, выполняют свой долг.
Валик — ленивый надзиратель.
Пружинка — капризная принцесса. Знает почему и зачем всё так устроено в табакерке.
Краткое содержание сказки «Городок в табакерке»
Папа подарил Мише музыкальную табакерку. Мальчику захотелось узнать, как табакерка устроена изнутри.
Неожиданно он увидел, что за ним вышел мальчик-колокольчик. Колокольчик провёл Мишу в городок Динь-Динь.
Миша познакомился с колокольчиками и узнал, что их гоняют и бьют дядьки-молоточки.
Миша решил заступиться за колокольчиков, но молоточки указали на надзирателя Валика, который заставляет их бить мальчиков.
Миша стал спрашивать Валика о причинах этого, а надзиратель кивнул на принцессу.
Принцесса сказала Мише, что без этого не было бы музыки. Мальчик прижал пружинку пальцем, и она сломалась. Музыка прекратилась.
Испуганный Миша проснулся и понял, что знает, как работает табакерка.
План сказки:
- Черепаховая табакерка.
- Приглашение в городок.
- Мальчики-колокольчики.
- Несчастья колокольчиков.
- Молоточки.
- Валик.
- Принцесса.
- Какофония.
- Пробуждение.
Основная мысль сказки «Городок в табакерке»
Главная мысль автора состоит в том, что всё в мире взаимосвязано.
Основная идея произведения заключается в том, что только действуя вместе, сообща, можно достичь прекрасного результата.
Действуя порознь получаешь лишь какофонию
Так и происходило в музыкальной табакерке.
Сломав пружинку, Миша разрушил гармонию и получился набор ужасных звуков.
Чему учит произведение
Эта сказка учит тому, что в мире важно и ценно всё. Потому что всё между собой связано
Потому что всё между собой связано.
Если что-то одно убрать, то может рухнуть всё дело.
Мы видим это на примере того, что Мишка остановил пружину и сразу весь городок Динь-Динь затих, а табакерка сломалась.
Краткий отзыв по произведению «Городок в табакерке» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была впечатлена.
Автору удалось в простой и очень понятной форме объяснить принцип работы музыкальной табакерки.
Он стал понятен не только главному герою, но и мне.
Это увлекательная, интересная история про мальчика, который попал в городок из табакерки и познакомился с его обитателями.
Мне очень понравился мальчик Миша, который был любознательным и пытливым.
Он стремился своим умом понять решение любой задачи.
И ответ на его вопросы пришёл к герою во сне.
Сказка не просто рассказывает читателю о том, как устроена и работает музыкальная табакерка.
Она учит читателей мыслить самостоятельно, не отступать перед сложными задачами, стремиться найти правильный ответ на любой вопрос.
Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, насладиться приключениями Миши в волшебном городке, и понять важность учения и знания
Пословицы к произведению:
- Одному не под силу, а с товарищами легко.
- Кто любит трудиться, тому есть, чем похвалится.
- Делу время — потехе час.
- Сон правду скажет, да не всякому.
Словарь неизвестных слов:
- Табакерка — музыкальная шкатулка;
- Учтиво — вежливо;
- Извольте — извините;
- Право — правда;
- Померкли — потемнели;
- Затеплилась — начала зажигаться.
Библиотека произведений автора пополняется.
Произведения для детей
В 1833 году вышли в свет первые сочинения Одоевского для детей. Сборник носил название «Пестрые сказки». В 1834 году отдельным изданием был напечатан «Городок в табакерке». Жанр этого произведения тоже был определен как сказка.
Высокую оценку литературным сказкам для детей, вышедших из-под пера Одоевского, дал Н. В. Гоголь. Он считал, что образность языка, тональность и его напевность не имеют себе равных не только в русской, но и мировой детской литературе. Пожалуй, в сравнении могут быть лишь произведения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. В течение последующих лет работы над сочинительством произведений, предназначенных для детского круга чтения, Одоевский старался выдерживать заданную им планку. Большой интерес к творчеству писателя проявил истинный знаток литературы В. Даль, который считал язык его произведений эталоном русской словесности.
В 1838 году выпущены из печати «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Многие произведения из сборника сразу вошли в перечень хрестоматийных и остаются таковыми спустя 177 лет. Именно этот факт является показателем литературного таланта В. Ф. Одоевского.
Маску дяди Иринея (а позднее дедушки) Одоевский с успехом использовал на протяжении всего периода, когда он занимался детской литературой. Благодаря удачно подобранному образу, полюбившемуся детям, автор мог о сложных явлениях жизни говорить с ребятами понятным для них языком.
Валик
В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шипели между собою: «тук-тук-тук! тук, тук, тук! поднимай! задевай! тук-тук-тук! тук-тук-тук!» И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, индо бедному Мише жалко стало. Он подошел к этим господам, очень вежливо поклонился и с добродушием спросил: зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков? А молоточки ему в ответ:
– Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! тук-тук-тук!
– Какой это у вас надзиратель? – спросил Миша у колокольчиков.
– А это господин Валик, – зазвенели они, – предобрый человек – день и ночь с дивана не сходит. На него мы не можем пожаловаться.
Миша к надзирателю. Смотрит: он в самом деле лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки видимо-невидимо, только что попадется ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом опустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.
Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал:
– Шуры-муры! Кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры! кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! Шуры-муры!
– Это я, – храбро отвечал Миша, – я – Миша…
– А что тебе надобно? – спросил надзиратель.
– Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…
– А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь на́больший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу… Шуры-муры, шуры-муры…
– Ну, многому же я научился в этом городке! – сказал про себя Миша. – Вот еще иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает! «Экой злой, – думаю я. – Ведь он не папенька и не маменька. Что ему за дело, что я шалю? Знал бы сидел в своей комнате». Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит.
Между тем Миша пошел далее – и остановился. Смотрит – золотой шатер с жемчужною бахромою, наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:
– Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
– Зиц, зиц, зиц, – отвечала царевна. – Глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали, кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!
Мише хотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?
В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попа́дали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся.
– Что во сне видел, Миша? – спросил папенька.
С этой книгой читают
Городок на бугреЛагунов Константин Яковлевич
В книгу входят две повести-сказки. Ранее печатавшаяся «Городок на бугре» — веселая, ироничная сказка, ставящая нравственные проблемы. «Ромка Рамазан» — о приключениях…
4.9
(3)
ГородокШарлотта Бронте
Это — «Городок».
Книга, официально считавшаяся в свое время «самым скандальным романом Шарлотты Бронте». Прошли многие годы, многие десятилетия. «Городок» давно…
4.1
(11)
Взрыв на рассвете. Тихий городок. Наш верх, пластунСерба Андрей Иванович
В 1943 году Краснодарский крайком ВКП(б) и крайисполком обратились в ЦК ВКП(б) и Ставку Верховного Главнокомандования с просьбой о формировании из кубанского казачества…
4.1
(3)
Тихий городокФедоровский Евгений Петрович, Серба Андрей Иванович, Дёмкин Сергей Иванович
Сборник включает остросюжетные повести «Секретные имперские дела» Е. Федоровского, «Взрыв на рассвете» и «Тихий городок» А. Сербы, «Бумеранг» С. Демкина. Герои…
4.3
(5)
Табакерка императораКарр Джон Диксон
В романе «Табакерка императора» Ева Нил и ее бывший муж, явившийся к ней ночью в спальню без приглашения, становятся свидетелями кровавого убийства, которое произошло в…
4.2
(1)
Черт из табакеркиДонцова Дарья Аркадьевна
Ну и имечком наградили меня родители! Представляете сочетание – Виола Тараканова. Но родные и близкие называют меня просто Вилкой. Тяжело мне живется с таким именем,…
3.8
(6)
Прекрасный маленький городок Блейк Крауч
Рон и Джессика Шталь — влиятельная пара из Южной Калифорнии — приезжает на Рождество в горы Колорадо. Они останавливаются на ночлег в сонном городке Лон Кон с населением…
4.3
(4)
Дремучий медведьПаустовский Константин Георгиевич
Сказка
4.48
(4)
Одоевский Городок в табакерке читать сюжета
Сказочная история «Городок в табакерке» была написана русским писателем Одоевским, в девятнадцатом веке. Мише показал разноцветную табакерку его отец. Это была сделанная из панциря черепахи с закрывающейся крышкой коробка, чтобы хранить в ней табак. Миша начал восхищаться красивыми рисунками на крышке табакерки. Там были нарисованы много золотистых домов, башен и прекрасные деревья с золотыми листьями украшенные серебром. Также в табакерке располагались молотки, валик, колёса и колокола. А если табакерку ещё завести ключом, то можно было услышать и прекрасную мелодию. У мальчика возникло желание посетить, этот красивый город и завести знакомство с её жителями
Но с табакеркой нужно обращаться осторожно, объяснил Мише его отец, чтобы она прослужила ещё дольше
Миша очень долго сидел и разглядывал табакерку и заметил, что в шкатулке открываются двери и вдруг оттуда выскочил маленький мальчуган. Мальчуган пригласил Мишу за глянуть во внутрь табакерки. В середине мелодичного ящика возникла прекрасная картина. По цветным небесам ходило золотое солнце. Вместо кровли в домах были цветные раковины. Мальчишки-колокольчики с золотыми головами восседают в каждом доме.
Мише почудилось, что колокольчики идентичны между собой, и он рассказал об этом своему сопровождающему. На это сопровождающий ему ответил, что колокольчики звучат по-разному и что они все разные. Миша испытал зависть к колокольчикам в том, что им не надо учиться. Крохи ответили, что у них нет книг с цветными рисунками, и родителей. Им нужно весь день изобретать прекрасную музыку и никуда не выходить из табакерки, а от этого они слишком устают. Еще мальчики-колокольчики стали ябедничать, что по ним стучат дядьки-молотки. Мише стало жаль колокольчиков так что, он пошел отругать молотки. На что они ответили, что надсмотрщик приказывает им стучать. Мальчишке довелось идти в глубину табакерки, где он обнаружил пружину, толкающую надсмотрщика. Пружина разъяснила любопытному мальчишке, что, когда колокольчики и молотки и надсмотрщик приходят в движение, тогда и возникает табакерке прекрасная мелодия. Мише стало очень интересно, и он дотронулся до пружины, которая в эту минуту треснула и весь музыкальный механизм в табакерке сломался.
Миша очень испугался и сон у него пропал. Когда он проснулся то увидел, что у его кровати находятся его папа и мама и спрашивают, какой сон ему приснился. Когда Миша рассказал о том, что ему привиделось во сне, то отец одобрил его за то, что он сумел отгадать секрет музыки в табакерке. В этой сказочной истории Владимир Федорович хочет донести до читателей о том, что когда мечтаешь долгое время о чём-то, то ты вскоре отыщешь и ответ. Также Владимир Федорович Одоевский хочет донести, что если мы по-хорошему начинаем относиться к окружающим себя людям, то они помогут в любой ситуации.