Рассказчик вспоминает о бедной Лизе
Рассказчик хорошо знал окрестности Москвы, потому что любил бродить «без плана, без цели» по окрестностям города.
Рассказчик — чувствительный романтик, любит природу.
Любимым его местом был холм с развалинами старинного монастыря. С одной стороны холма простиралась Москва, с другой — рощи и возделанные поля.
Продолжение после рекламы:
Рассказчик часто приходил к развалинам, размышлял о судьбах живших в монастыре монахов, рассматривал врата храма, украшенные религиозными сюжетами. Но чаще всего он вспоминал о бедной Лизе.
Лиза — бедная девушка-крестьянка, 15 лет, очень красивая, добрая, честная, трудолюбивая, наивная.
Объединение двух княжеств
В Тверском княжестве в те времена правил князь Михаил, брат матери Ивана Молодого. Но он больше любил общаться с Польшей, ведя переписку с королем и уговаривая того пойти войной на Москву. Доподлинно разузнав об этом, Иван III побрал армию и пошел на Тверь. Михаила он обвинил в государственной измене, и осадил город. Тверь простояла три дня, трус Михаил сбежал, и город отдал ключи Ивану III.
Единственным наследником Михаила по закону был Иван Молодой, так как у князя Тверского не было детей. Молодой князь взял в свои руки бразды правления городом. И Тверь таким образом объединялась с Москвой в лице сильного и умного княжича. Прочная основа готовилась для княжеского сына. По случаю начала правления Ивана Молодого в Твери отчеканили монету, где изображался мужчина, отрубающий хвост змее.
Иван Царевич и чудо-юдо
Избавление от татаро-монгольского ига
В 13 лет Иван стал соправителем своего отца Ивана III, но он не именовался Иваном IV и в историю вошел, как Молодой. Во время длительных поездок родителя, юный царевич замещал его на троне, присутствовал в торжественных церемониях. В возрасте 22 лет Иван превратился в русского героя, избавившего родину от тяжелого ига.
После ссоры с ханом Золотой Орды, Иван III пообещал отомстить ему и собрал огромное войско из русских князей возле реки Угры. Но по мере наступления им стала обуревать нерешительность, в конце концов он послал гонца с приказом на отступление к передовому отряду, где находился его сын, Иван Молодой. Но оттуда пришел короткий ответ: «Ждем татар». Молодой ослушался отца и во второй раз, когда к нему прибыл князь Холмский с просьбой отступить. Иван отвечал раз за разом, что предпочитает умереть прямо здесь, чем снова сдаться.
Иван Молодой. Кадр из сериала «София»
Татарское войско подступило к Угре. Но Молодой и его родственник, Андрей Меньшой, 4 дня продержали захватчиков на берегу, то и дело выпуская по ним стрелы. В итоге татары вынуждены были отойти от берега на две версты. И больше не подходили. Та атака оказалась единственной. Так и стояли войска до самых холодов. Татары угрожали, если войска княжеские не отступят, но в итоге ушли ни с чем. Ахмат-хан больше приходить в земли русские не решился.
Иван III Васильевич
Волошанка – Елена Прекрасная
В Вознесенском монастыре Московского Кремля жила бабка Ивана Молодого, которая постриглась в монахини. Но иногда ее навещали дети и внуки. Зимой 1482 года она сама пригласила внучка Иванушку в монастырь. И когда он пришел, то парня познакомили с красивой девушкой, назвавшейся Еленой. Елена, дочь господаря Молдавии, была мудрой и прекрасной, очень нравилась бабке и отцу Ивана.
Сердце Ивана Молодого было покорено. Жених часто навещал невесту свою. И за пару месяцев они привыкли друг к другу так, если бы знали всю жизнь. Их венчали в Крещение Господне. А в положенные сроки Елена родила мальчика, названного Димитрием.
Все складывалось хорошо. Московское княжество становилось сильнее. У Ивана III был достойный наследник, и у него тоже уже появился свой преемник. Но люди предполагают, а Бог располагает… Случилось все по-иному, чем в сказке.
Елена Волошанка. Кадр из сериала «София»
Вмешательство мачехи
До этого момента Софья Палеолог, вторая жена Ивана III, не появлялась на сцене. Но произошел случай, который явственно показал ее отношение к успешному пасынку. После рождения Дмитрия Иван III решил подарить невестке красивое жемчужное ожерелье, которое когда-то принадлежало матери Ивана Молодого, Марии. Но драгоценное украшение пропало.
Потом узнали, что Софья уже давно подарила это ожерелье своей племяннице Марии, которая вышла замуж за князя Василия Верейского. Ярости Иоанна не было предела. Ведь он хотел подарить эту реликвию Елене, придав ей тот смысл, что он уже определился с наследниками. У Софьи тоже были сыновья от Ивана, но им предназначались другие роли и угодья.
Иван III приказал, чтобы узорочье Верейские возвратили обратно. Но тот в страхе сбежал вместе с женой в Литву. Земли и дворец Верейских Иван отобрал, объявив Василия и Марию Палеолог изменниками, но украшение бесследно исчезло.
Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г.
Встреча Лизы и Эраста
Весной, через два года после смерти отца, Лиза пошла в Москву продавать ландыши. На улице ей встретился молодой человек и предложил за букетик ландышей целый рубль: «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Лиза отказалась и взяла за цветы их настоящую цену: пять копеек.
Тогда молодой человек пожелал покупать у Лизы все собранные ею цветы и узнал, где она живёт. На следующий день Лиза нарвала ландышей и снова пошла в Москву, но понравившегося ей молодого человека не встретила. Она не захотела продать цветы кому-то другому и в конце дня выбросила их в Москву-реку.
Вечером следующего дня молодой человек появился у дома Лизы. Он представился Эрастом, познакомился с матерью девушки и пришёлся ей по душе.
Эра́ст — молодой и богатый дворянин, неглупый, добрый, но слабый и ветреный.
Продолжение после рекламы:
Эраст попросил, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, и пообещал часто заходить. Когда он ушёл, вдова сказала, что хотела бы найти дочери такого же приятного и доброго жениха. Обе понимали, что дворянин никогда не женится на крестьянке.
Бедная крестьянка Лиза
Недалеко от монастырской стены стояла бедная хижина. Когда-то в ней жила Лиза со старой матерью. Отец Лизы был зажиточным крестьянином, вёл трезвую жизнь и много работал. После его смерти Лиза с матерью не смогли поддерживать хозяйство, быстро обеднели и были вынуждены сдать землю внаём за небольшие деньги.
Вдова, доживавшая шестой десяток, тяжело перенесла смерть мужа, «ибо и крестьянки любить умеют». Проливая слёзы, она слабела с каждым днём и уже не могла работать. Чтобы прокормить себя и мать, Лиза ткала, вязала, собирала цветы и ягоды и продавала всё это в Москве.
Брифли существует благодаря рекламе:
Иван вдовий сын — читать онлайн
На море на океане, на острове Буяне есть бык печеный. В одном боку у быка нож точеный, а в другом чеснок толченый. Знай режь, в чеснок помалкивай да вволю ешь. Худо ли?
То еще не сказка, а присказка. Сказка вся впереди. Как горячих пирогов поедим да пива попьем, тут сказку поведем.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была бедная молодица, пригожая вдовица с сыном.
Парня звали Иваном, а по-уличному кликали Иван — вдовий сын.
Годами Иван — вдовий сын был совсем мал, а ростом да дородством такой уродился, что все кругом диву давались.
И был в том царстве купец скупой-прескупой. Первую жену заморил купец голодом; на другой женился — и та недолго пожила.
Ходил купец опять вдовый, невесту приглядывал. Да никто за него замуж нейдет, все его обегают. Стал купец сватать вдовицу.
— Чего тебе без мужа жить? Поди за меня. Подумала, подумала вдовица: «Худая про жениха слава катится, а идти надо. Чего станешь делать, коли жить нечем! Пойду. Каково самой горько ни приведется, а хоть сына подращу».
Сыграли свадьбу. С первых дней купец невзлюбил пасынка: и встал парень не так, и пошел не так… Каждый кусочек считает, сам думает: «Покуда вырастет да в работу сгодится, сколько на него добра изведешь! Этак совсем разорюсь, легкое ли дело?».
Мать убивается, работает за семерых: встает до свету, ложится за полночь, а мужу угодить не может. Что ни день, то пуще купец лютует. «Хорошо бы и вовсе, — думает, — от пасынка избавиться».
Пришло время ехать на ярмарку в иной город. Купец и говорит:
— Возьму с собой Ивашку — пусть к делу привыкает да и за товарами доглядит. Хоть какая ни есть, а все польза будет.
А сам на уме держит: «Может, и совсем избавлюсь от него на чужой стороне».
Жалко матери сына, а перечить не смеет. Поплакала, поплакала, снарядила Ивана в путь-дорогу. Вышла за околицу провожать. Махнул Иван шапкой на прощанье и уехал.
Ехали долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, заехали в чужой лес и остановились отдохнуть. Распрягли коней, пустили пастись, а купец стал товары проверять. Ходил около возов, считал и вдруг как зашумел, заругался:
— Одного короба с пряниками не хватает! Не иначе как ты, Ивашка, съел!
— Я к тому возу и близко не подходил!
Пуще купец заругался:
— Съел пряники, да еще отпирается, чтоб тебя леший, такого-сякого, взял!
Только успел сказать, как в ту же минуту ельникберезник зашумел, затрещал, все кругом затемнело, и показался из лесной чащи старик, страшенный-престрашенный: голова как сенная копна, глазищи будто чашищи, в плечах косая сажень и сам вровень с лесом.
— За то, что ты отдал мне, лешему, парня, получай свой короб!
Кинул старик короб, подхватил Ивана — и сразу заухало, зашумело, свист да трескоток по лесу пошел.
Купец от страху под телегу пал. А как все стихло, выглянул и видит: кони на поляну сбежались и дрожмя дрожат, гривы колом стоят, и короб с пряниками лежит.
Купец помаленьку пришел в себя, выполз из-под телеги, огляделся — нигде нету пасынка. Усмехнулся.
— Вот и ладно: сбыл с рук дармоеда, и товар весь в целости.
Стал коней запрягать.
А Иван — вдовий сын и оглянуться не успел, как очутился один со страшным стариком.
Старик и говорит:
— Не бойся. Был ты Иван вдовий сын, а теперь — мой слуга на веки веков. Станешь слушаться — буду тебя поить-кормить: пей, ешь вволю, чего душа просит, а за ослушание лютой смерти предам.
— Мне бояться нечего — все равно хуже, чем у отчима, нигде не будет. Только вот матери жалко. Совсем она изведется без меня.
Тут старик свистнул так громко, что листья с деревьев посыпались, цветы к земле пригнулись и трава пожухла.
И вдруг, откуда ни возьмись, стал перед ним конь. Трехсаженный хвост развевается, и сам огромный-преогромный, будто гора.
Подхватил леший Ивана, вскочил в седло, и помчались они, словно вихрь.
— Стой, стой, — закричал Иван, — у меня шапка свалилась!
— Ну, где станем твою шапку искать! Пока ты проговорил, мы пятьсот верст проехали, а теперь до того места — уже целая тысяча.
Через мхи, болота, через леса, через озера конь перескакивал, только свист в ушах стоял.
Под вечер прискакали в лешачье царство.
Видит Иван: на поляне высокие палаты, а вокруг забором обнесены из целого строевого лесу. В небо забор упирается, а ворот нигде нету.
Рванулся конь, взвился под самые облака и перескочил через изгородь.
Леший коня расседлал, разнуздал, насыпал пшеницы белояровой и повел Ивана в палаты:
— Сегодня сам ужин приготовлю, а ты отдыхай. Завтра за дело примешься.
С теми словами печь затопил, семигодовалого быка целиком зажарил, выкатил сорокаведерную бочку вина:
— Садись ужинать!
Арабская сказка «1001 ночь». Повесть о медном городе (567-578 ночи)
Арабская сказка о поисках сирийским царём Абн аль-Маликом, эмиром Мусой и шейхом Абд ас-Самадом места, где в былые времена жили джинны и где они были побеждены Сулейманом и запечатаны им в медные кувшины.
Рассуждения о былых временах и желание Абн аль-Малика получить один из медных кушинов. Отправка на его поиски Мусы, Абд ас-Самада и Талиба
Арабская сказка «Тысяча и одна ночь». Рассказ о Хасибе и царице змей (483-536 ночи)
Арабская сказка о проникновении Хасиба в подземный мир, населенный 12 тысячами больших змей и его встрече с царицей змей.
Царица змей рассказала Хасибу о странствиях сына царя из сынов Исраиля, Булукии, в давно прошедшие времена.
Начало истории Булукии и его встреча с царицей змей
Ранняя гибель матери
Иван родился зимой 1458 года. Матерью его была 15-тилетняя Мария Борисовна, княжна Тверская, а отцом – Иван III Васильевич великий князь Московский. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его молодая и красивая мама скоропостижно скончалась. Перед этим она несколько дней болела, поэтому придворные люди поговаривали о том, что княгиню отравили – завистников много у нее было. Еще говорили, что будто бы супружница боярина Алексея Полуехтова отнесла пояс Марии к ворожейке на скорую смерть.
В то время отец находился в Коломне по делам государственным. Когда вернулся, супруга уже умерла. Иван III сплетням верить не стал, однако бояре Полуехтовы все равно были высланы из дворца и не появлялись в Москве больше 6 лет. Маленький Ваня запомнил одну подробность на всю жизнь: его красивая мама исчезла, а вместо нее в гробу лежало чье-то чужое тело, расплывшееся, почерневшее, уродливое и неподвижное. А лицо превратилось в какую-то отекшую маску с закрытыми глазами – совершенно не похожее на прекрасный лик его матери.
Мария Борисовна Тверская
Сказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью.
В сказках всё заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо.
Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков.
Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.
Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества.
Она заранее всё знает, предвидит.
Наткала ткань, подарила её (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку.
Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошёл, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя.
В итоге — свадьба и счастливая жизнь.
— Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней,
— считает Светлана Курячая.
— К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
И помните слова Юрия Лотмана:
«Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».
О чём говорят сказки?
Время и продолжительность жизни допотопного человечества
Многие сказки несут в себе крупицы древней мудрости.
В их число входят румынские и молдавские сказки.
В молдавской Сказке о поросёнке говорится о времени, когда беременность женщин продолжалась больше трёх лет и проходила без родовых мук, а на земле жили драконы, василиски, многоголовые гидры и прочие чудовища.
Это могло быть между 24 млн. и 70 тыс. лет, скорее даже в начале этого периода
2кн.стр.4 (Сидоров Г.)
— Ты, что русских народных сказок не читал?
— Вроде бы читал, — смутился я, — да и сейчас перечитываю.
— Ну, тогда вспоминай, кто всегда был главным соперником наших витязей?
И не только русских, но и индийских, и иранских, и западноевропейских?
В народной традиции этих зверюг обычно именуют или змеями, как в Индии — нагами, или драконами.
— Но я всегда считал, что все предания о сражениях людей со всякими там Горынычами, всего лишь память о последних уцелевших на Земле гигантских ящерах, — сказал я.
— А между тем есть вполне конкретные их описания. Например, у того же Афанасьева. Этот великий русский подвижник смог докопаться до сути и понять, кто они. Из его дневников, ящероподобные, прежде всего, богатыри-поединщики. Они закованы в непроницаемую чешуйчатую броню, имеют короткий плоский хвост, змееподобную голову и длинные гибкие руки. Чаще всего люди-ящеры представляют собой витязей-одиночек. Но иногда они окружают себя и эскортом, — старик на несколько секунд замолчал, а потом добавил, — они владеют грозным лучевым оружием. Но в то же время многие мифы отмечают их воинскую честь: с людьми эти твари, как правило, сражаются на равных — оружием холодным, и даже когда проигрывают не прибегают к своей грозной технике. В мифах говорится, что они очень умны и мудры, что люто ненавидят людей, но иногда, очень редко, становятся и друзьями…
— Интересно, куда драконоподобные подевались в наше время? — думал я.
— Наверное, забились в свои пещеры и нос не показывают. — И я напрямую задал этот вопрос «знахарю».
— Тебе же всё известно! — сказал он удивленно.
— Пещеры, пещерами, а под землёю в гигантских пустотах у них целые города, особенно на дне Мирового океана, но дело совсем не в этом, — сделал паузу «знахарь».
— Не лезли бы они в наши земные дела. А то ведь лезут, и ещё как!