Почему девочку в сказке зовут Крошечка Хаврошечка?
С Крошечкой все понятно — она маленькая сирота. А как насчет Хаврошечки? «Общепринятый» ответ гласит, что Хаврошечка — это всего лишь искаженная народная форма греческого имени Феврония (означает «добро», «благо»), которое трансформировалось в Хавронию, Хавроху, Ховру, Хиврю или — уменьшительно — Хаврошу, Хавроньюшку.
В принципе версию с некоторыми натяжками можно было бы и принять, ввиду того что в исконно русских словах отсутствовала греческая буква «ф», поэтому многие имена, содержание эту букву, трансформировались аналогичным образом: Афанасий — Апанас, Филипп — Пилип
Однако, совершенно непонятно, почему девочку — и особенно из столь необычной и явно нехристианской сказки вдруг должны были бы назвать Февронией? И ведь почему-то это важно, иначе бы не сохранилось в сказке (и даже в ее названии) — девочку могли назвать просто «девочкой» или «крошечкой».. Андрей Клименко
В святилище.
Андрей Клименко. В святилище.
Заметим, что в русских народных сказках вообще крайне мало женских имен — Василиса, Аленушка (Елена) и Марья. И, конечно же, все они (как и мужское «сказочное» имя Иван), каким бы удивительным это не показалось, восходят к дохристианской древности — эти имена лишь созвучны греческим и библейским аналогам, и скорее всего именно потому, что возникли еще во времена индоевропейской общности, а затем вошли в разных транскрипциях в разные языки. Их смысл можно прекрасно разложить с использование как русский корней, так и санскрита — причем он тесно связан с образами девушек, которые носят эти имена в сказках (читать подробнее про русские женские имена). То есть их никто ни у кого НЕ заимствовал — они были с людьми всегда и так и вошли в разные культуры.
Давайте попробуем подойти к имени Хаврония/Ховра таким же образом? Могут ли у него быть аналогии в санскрите? На первый взгляд — нет. Однако… Как на санскрите звучит «корова»? Ее обозначали слогом «ГО» — отсюда же русское — «ГОВядина», «ГОВеть» — то есть отказываться от мяса (напомним, что в Индии вовсе не употребляют в пищу коров, считая их священными животными), да и, скорее всего, само русское слово «корова» = «ГО-РоВа». Более того, одно из имен Всевышнего Бога в Индии — это ГОВинда, что означает «покровитель коров» (сравните — «благо-ГОВеть», «уГОждать»).
То есть мы уже имеем соответствие первых трех букв ГОВ-КОВ-ХОВ-ХАВ (К-Г-Х — взаимозаменяемы, как и А-О) и несомненную связь с коровой, которая является активным действующим лицом сказки о Крошечке-Хаврошечке.
Но откуда могла возникнуть буква «Р»? Ее путь из санскрита сегодня проследить довольно сложно, но, видимо, в некоторые европейские языки она могла попасть: сравните английское GOVERnment — «власть, правительство» и санскритское «ГОВинда» — «имя Всевышнего/покровитель коров». В итоге имеем — ГОВ(Е)Р-ГОВР-ХОВР. Откуда уже один шаг до женского имени ХОВРА и его сокращения Хаврошечка, Хавроньюшка.
Аналогичный смысл можно получить и если прибывать к рассмотренному уже выше слогу ХОВ слог РА, который в русских словах обозначает «свет», «солнца», «божественность», «РАдость» (РАссвет, РА-река = Волга, веРА, хРАм, пРАвда, РАвный, жаРА, РАакета, РАстение, фаРА, кРАсивый, искРА, РАдуга и проч.)
Должно быть это и есть священное женское имя обозначающее «божественный свет», «божественную корову», «Великую Всевышнюю Мать» (ХОВ + РА), а Хаврошечка в разобранной нами сказке — это и есть будущая «Коровушка», просто еще маленькая, нуждающаяся в помощи своей матери.
Н. К. Рерих. Матерь мира
Предлагаем также подумать над тем, по какой причине это имя — Хаврония/Хавронья — получило впоследствии стойкую неприятную ассоциацию со свиньей, причем в самом негативном контексте — грязная, толстая, отталкивающая… Более того, в различных словарях русского языка прямо указано, что, а) «хавронья» — в народе и означает «свинью, чушку, грязнулю»; б) это наиболее распространенная кличка для свиней.
Будто кто-то намеренно поменял его смысл на противоположный, превратив божественную красоту в «отталкивающее свинство». И разве не то же самое хотела проделать в сказке мачеха с Крошечкой? — заставить светлую божественную душу бесконечно ковыряться «в (ее) грязи» — в тяжкой и зачастую ненужной работе, забыв о сияющих звездах над головой. Как в пословице: «На то хавронье дано рыло, чтоб она рыла». Но темные души никогда — НИКОГДА! — не могут победить светлые. Яблонька с золотыми яблочками не даст соврать.
_________
Интересные детали сказки, которые мало кто замечает
Наконец, нельзя не упомянуть еще о нескольких интереснейших деталях. Во-первых в записи А. Н. Афанасьева четко указано, что коровушка была «рябой», точно так же как и Курочка-ряба. Применительно к последней сказке мы уже разбирали, что курочка — это и есть богиня Макошь (все та же Великая Мать, ткущая полотно мироздания): если обратиться с древнерусским словам, получается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная. Все ровно то же относится и к рябой «коровушке».
А второй любопытный момент — согласно примечанию в 3-томнике сказок А. Н. Афанасьева «Крошечка-Хаврошечка» была записана в Курской губернии. А именно там — на нашей русской земле — по мнению ряда ученых, происходили события легендарной ведической Махабхараты и кульминационная битва между Пандавами и Кауравами на поле Куру (Курукшетра). Теория о тождественности поля Куру с Курском идет от названий местных рек — этнограф Светлана Жарникова проанализировала их и нашла точные соответствия с текстом Махабхараты. Немаловажным фактом «за» является и существование Курской магнитной аномалии как таковой. Согласно тексту Махабхараты ясно, что противоборствующие стороны применяли в битве разные виды «сверх» оружия, что могло оставить на местности радиоактивный след.
Автор неизвестен. Битва на поле Куру
Если это так — то неудивительно, что такая важная крупица древней мудрости — в форме рассмотренной нами сказки — сохранилась именно в этих судьбоносных местах, которые тысячелетия назад были «центром мира» и вокруг которых вершилась история нашей цивилизации.
Хаврошечка – образ веры надежды и любви
Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).
После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.
После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).
Читательский дневник по русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»
Название: «Крошечка-Хаврошечка».
Число страниц: 15.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Хаврошечка, Коровушка, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка.
Второстепенные герои: мачеха, старик, барин.
Характеристика главных героев:
Хаврошечка — бедная девушка, оставшаяся сиротой.
Трудолюбивая, хозяйственная и добрая.
Любит животных.
Преданная и честная.
Сёстры — ленивые и скупые.
Смекалистые.
Коровушка — добродушное животное.
Любила Хаврошечка и помогала ей во всём.
Пожертвовала собой.
Характеристика второстепенных героев:
Мачеха — злобная женщина.
Заваливала девочку тяжёлой работой.
Жадная и скупая.
Старик — послушный, слабовольный.
Барин — молодой, красивый.
Краткое содержание сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Одна семья приютила у себя девушку-сиротку по имени Хаврошечка.
Только жизнь её не была сладкой. Всё время хозяйка закидывала её работой.
А у хозяйки были ещё три дочери — Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, которые только и знали, что отдыхать и ничего не делать.
Коровушка жалела Крошечку и помогала ей.
Но мачеха послала дочерей узнать, кто помогает падчерице.
Одноглазка и Двуглазка уснули, а у Триглазки один глаз не спал и всё видел.
Корову убили, но на её костях выросла яблоня.
Барин попросил яблоко, но только Хаврошечка смогла его сорвать.
И барин женился на красивой девушке.
План сказки:
- Сирота в чужой семье.
- Трудная работа.
- Помощь коровы.
- Триглазка не спит.
- Убийство коровы.
- Яблоня.
- Непослушные яблоки.
- Молодой барин.
Основная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Главная мысль сказки заключается в том, что если творить добрые дела и быть бескорыстным, то судьба наградит счастьем, а зло всегда будет наказано.
Основная идея сказки в том, что каждый получает то, что заслужил.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрыми, бескорыстными и надеяться на лучшее.
Учит не сдаваться, не терять надежды, и не опускать руки.
Учит не лениться, не ябедничать и не делать плохо другим.
Учит быть трудолюбивыми, хорошо относится как к людям, так и к животным.
Краткий отзыв о сказке «Крошечка-Хаврошечка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что добрые и трудолюбивые люди всегда находят своё счастье.
Героиня произведения нашла хорошего мужа, потому что трудилась и никому не желала зла.
Это интересная и поучительная волшебная сказка.
В ней показано, что зависть и жестокость никогда не приведут к хорошему.
Мне понравилась скромная и милая героиня, которая стойко переносила все невзгоды.
Она заслужила счастья.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что каждый человек сам куёт свою судьбу.
От наших поступков и отношения к другим людям зависит, будем ли мы счастливы в этой жизни.
Пословицы к сказке
- Делай добро и жди добра.
- На добрый привет добрый и ответ.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Бывает добро, да не всякому дано.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник русских народных сказок Афанасьева
- «Баба Яга»
- «Белая уточка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Волк и семеро козлят»
- «Волшебная водица»
- «Волшебное кольцо»
- «Гуси-лебеди»
- «Два мороза»
- «Зимовье»
- «Иванушка-дурачок»
- «Каша из топора»
- «Кощей Бессмертный»
- «Летучий корабль»
- «Финист — ясный сокол»
- «Царевна-лягушка»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Читаем сказку Хаврошечка
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.
Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
— Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу.
— Режь рябую корову!
Старик и так и сяк:
— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! — яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Русская народная сказка
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Русская народная сказка
Жили старик со старухой, бедные-бедные. Хлеба у них не было. Вот они и поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть.
Образ неправильной семьи
Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.
Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.
Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».
Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.
В чём проявляется неправильное устроение семьи?
Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:
И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.
Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.
Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».
Почему у дочерей столько глаз
У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.