Краткое содержание сказки
После смерти родителей Иван-царевич выдал замуж трех своих сестер. Старшую за Орла, среднюю за Сокола, младшую за Ворона. А сам женился на королевне-воительнице Марье Моревне. Когда жена на войну засобиралась, попросила она мужа не заходить в чулан
Только Иван-царевич не послушался, заглянул, Кощея Бессмертного по неосторожности из плена освободил и беду накликал. Унес Кощей жену-красавицу
Пришлось Ивану царевичу много испытаний пройти. Отправился он жену выручать. По дороге у Орла, Сокола и Ворона в гостях побывал и их поддержкой заручился. Похищал жену-красавицу трижды у Кощея, но Кощей беглецов догонял, пленницу назад возвращал. Потом на куски молодца порубил, в засмоленную бочку сложил и в море бросил. Узнали Орел, Сокол и Ворон, что шурин мертв, полетели из беды вызволять, оживили Ивана-царевича. Чтобы жену избавить от злодея, нужен герою богатырский конь. Нанялся Иван-царевич к коварной Бабе-Яге кобылиц пасти. Волшебные помощники выручили молодца, помогли жеребенка получить. На богатырском коне вернулся за женой Иван-царевич. Сразился с Кощеем, победил лютого врага, сжег и пепел развеял. После всех испытаний Иван-царевич с женой навестили сестер царевича и счастливые вернулись домой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.
Сказка Марья Моревна
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:
— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи долго!
Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад погулять.
Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.
— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит Иван-царевич.
Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцом и говорит:
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.
— Коли люб ты сестрице, я ее не унимаю — пусть с Богом идет!
Марья-царевна согласилась; сокол женился и унес ее в свое царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало; пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.
— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит царевич. Только пришли во дворец — как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел; ударился об пол и сделался добрым молодцом:
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом.
И посватал он Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:
— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.
Пойдем, без тебя не могу
Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною; на пору Кощея дома не случилось.
— Поедем, Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.
— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.
Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвой водою — тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!
— Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к нам в гости.
— Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну.
Приходит к ней и просит:
— Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.
Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал:
— За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за это баба-яга дала мне одного жеребеночка.
— Как же ты через огненную реку переправился?
— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!
Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.
Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит:
— Съем-ка я одного цыпленочка.
— Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я пригожусь тебе.
Пошел он дальше; видит в лесу улей пчел.
— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку.
Пчелиная матка отзывается:
— Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь.
Он не тронул и пошел дальше; попадает ему навстречу львица со львенком.
— Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажио тошно стало!
— Не тронь, Иван-царевич, — просит львица. — В некоторое время я тебе пригожусь.
— Хорошо, пусть будет по-твоему!
Двойственный образ Марьи Моревны
С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: «Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».
Возможно, образ Марьи Моревны это отражение реальной жизни русских женщин — зачастую оставшись в одиночестве из-за бесконечных войн, дамам не оставалось ничего больше как только взять в руки оружие и защищать свою семью самостоятельно.
Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.
« Царь-ванна: для чего был изготовлен самый необычный императорский предмет туалета
Кто такая Марья Моревна?
По мнению большинства лингвистов, отчество «Моревна» имеет совсем не мужское начало. Это отчество на самом деле матчество, и воим происхождением обязано языческой богине смерти – Маре (Моране, Морене). Образ Мары в славянской мифологии весьма противоречив. С одной стороны Мара являлась олицетворением прихода зимы, природного увядания (сна) и самой смерти. Однако для наших предков смерть вовсе не была синонимом конца, а, скорее, началом нового цикла. А, следовательно, и сама Мара была тесно связана с последующим после зимы воскрешением природы и наступлением весны. Не будь ее, не было бы и следующего жизненного витка.
Именно благодаря своему происхождению Марья Моревна предстает в сказках сильной и властной женщиной. Она сражается с отрицательными героями не хуже мужчины, она уезжает на войну, оставляя своего мужа Ивана дома в качестве хозяйки, она спасет мир.
Однако Марья Моревна порой скрывает свое настоящее имя и пользуется прозвищами: Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна.
Анна-царевна
Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство.
Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. «Пойду, говорит, искать сестриц». Собрался в дорогу, шел, шел и видит — лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
— Коли есть тут жив человек — отзовись! Кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
— Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.
Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна:
— Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет — по воле аль по неволе?
Отвечал ей Иван-царевич:
— Добрые молодцы по неволе не ездят!
— Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.
Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!
Читательский дневник по русской народной сказке «Марья Моревна»
Название: «Марья Моревна».
Число страниц: 22.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Иван-царевич, три сестры — Марья, Ольга и Анна, Сокол, Ворон, Орёл, Марья Моревна, Кощей Бессмертный, Баба-Яга.
Характеристика главных героев:
Иван — добрый и отзывчивый. Упрямо добивался своей цели.
Смекалистый и ловкий.
Спас свою возлюбленную из заточения Кощея.
Марья Моревна — сильная и воинственная.
Смелая и отважная. Добрая.
Доверилась Ивану и не пожалела.
Сокол, Ворон и Орёл — статные и сильные молодцы.
Выручили царевича в трудную минуту.
Гостеприимные.
Марья, Ольга, Анна — сёстры Ивана.
Он их удачно выдал замуж.
Кощей Бессмертный — хитрый и коварный.
Обманом освободился из заточения.
Умеет сдерживать слово. Наивный.
Думал, что его никто не победит.
Баба Яга — хитрая обманщица.
Хотела обвести вокруг пальца Ивана, но сама попалась на свои уловки.
Краткое содержание сказки «Марья Моревна»
После смерти родителей Иван удачно выдал сестёр замуж и поехал искать себе невесту.
Он встретил Марью Моревну, могучую воительницу и полюбилась она ему.
Но Иван неосторожно освободил Кощея, и тот похитил Марью. Отправился богатырь выручать супругу, но трижды ловил его Кощей, а на последний раз изрубил на части
Отправился богатырь выручать супругу, но трижды ловил его Кощей, а на последний раз изрубил на части.
Но зятья оживили Ивана и направили его к бабе-Яге.
С помощью зверей Иван сумел уследить за кобылицами и похитил паршивого жеребёнка.
Баба-Яга погналась за ними, но погибла, упав в огненную реку.
А Иван с могучим конём победили Кощея и освободили Марью.
План сказки:
- Замужество сестёр.
- Знакомство с Марьей.
- Освобождение Кощея.
- Дары зятьёв.
- Смерть царевича.
- Оживление царевича.
- Лесные звери.
- Служба у Бабы-Яги.
- Смерть Бабы-Яги.
- Битва с Кощеем.
Основная мысль сказки «Марья Моревна»
Главная мысль сказки заключается в том, что когда любишь человека искренне, то готов горы ради него свернуть.
Основной идеей сказки является то, что добро всё равно побеждает зло.
Чему учит сказка
Сказка учит не сдаваться и не опускать руки, а всё равно идти к своей цели.
Учит быть добрыми, искренними, отзывчивыми, не обманывать и не бросать близких в трудную минуту.
Краткий отзыв о сказке «Марья Моревна» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что неприятности часто случаются из-за обычного любопытства.
Так, Иван случайно освободил Кощея, а тот украл его жену.
Это интересная и поучительная волшебная сказка.
В неё говориться о великой любви, для которой не существует никаких препятствий.
Мне понравился Иван, добрый, отзывчивый, но вместе с тем мужественный и настойчивый.
И мне понравилась Марья, умная и сильная, умеющая за себя постоять.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нужно уметь отличать действительно нуждающихся в помощи, от тех, кто чужой добротой злоупотребляет.
Пословицы к сказке
- Реже видишь — больше любишь.
- Жить в разлуке — жить в муке.
- Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
- Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое.
- Каждое дело любовью освещается.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Баба Яга»
- «Белая уточка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Волк и семеро козлят»
- «Волшебная водица»
- «Волшебная дудочка»
- «Волшебное кольцо»
- «Гуси-лебеди»
- «Два мороза»
- «Елена Премудрая»
- «Зимовье»
- «Иван — крестьянский сын и Чудо Юдо»
- «Иван Быкович»
- «Иванушка-дурачок»
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Баба-яга
Побрел голодный, шел, шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, Иван-царевич! Пошто пришел — по своей доброй воле аль по нужде?
— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.
— Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся — торчать твоей голове на последнем шесте.
Иван-царевич согласился; баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.
Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем вы домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.
— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.
Переспал ночь Иван-царевич; наутро баба-яга ему говорит:
— Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть твоей буйной головушке на шесте!
Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал-плакал, да и уснул. Солнышко село за лес; прибежала львица:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны.
Иван-царевич встал и пошел домой; баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.
— Ну, вы завтра забегите в сине море.
Опять переспал ночь Иван-царевич; наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти:
— Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте.
Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:
— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок — в навозе валяется; ты украдь его и в глухую полночь уходи из дому.
Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями; баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!