Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»
Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.
Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.
На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.
Суть
Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.
- В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
- В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
- Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.
Волк и заяц
Жили-были в лесу волк и заяц. Встретились они как-то, разговорились о том о сём.
— Ох, серый, вздохнул заяц, надоело мне разутым бегать, сучок какой-нибудь подвернётся или иголка сосновая упадёт, лапкам больно. Все лапки исколол. Хорошо бы сапожки сшить!
— Хорошо бы, конечно, согласился волк. Осень скоро, дожди пойдут, слякоть, а я тоже босиком. А зима наступит с вьюгами да метелями! Холодно по сугробам без сапог ходить. Давай, заяц, сапоги себе закажем. Давай! Обрадовался заяц.
И пошли они сапожника искать. Идут волк с зайцем, сквозь чащу пробираются. Наконец вышли на поляну. Смотрят — под большим деревом вывеска: «Сапожная мастерская». А под вывеской на пеньке ёж сидит, трубкой дымит, молоточком постукивает, каблуки у сапог подбивает да иглой швы сшивает.
Стал заяц ежа просить:
— Послушай, ёжик, сшей нам, пожалуйста, сапоги, чтобы были они красивые. Отчего не сшить? Говорит ёжик. Сошью. Будут в срок.
Мужик и заяц (русская сказка)
Жил на белом свете мужик без земли, без лошади, без дома, без жены, в общем, самый, что ни на есть бобыль. Чтобы хоть как-то прожить, нанимался он работником к богатым сельчанам. Двор приберёт, за скотиной посмотрит, на кузне споможет, а в сезон на поле с другими мужиками пашет и сеет, полет да убирает. Так жизнь и проходила. И вот однажды, послал как-то богатый мужик нашего бобыля в лес по дрова. Идёт бобыль полем, подходит к лесу и видит: под кустом заяц лежит. Взял мужик палку и думает: – Вот уж удача, так удача мне подвернулась! Убью зайца, продам его, а на вырученные деньги куплю маленькую свиночку. Выкормлю её, станет она больной свинкой и даст мне двенадцать поросят. Буду я поросят беречь, да ухаживать за ними, и вырастут они все и дадут тоже по двенадцать поросят. И будет у меня стадо двенадцать по двенадцать да одна большая свинка!
Тут уж обзаведусь я своим домиком, да сосватаю лучшую девку на селе, и заживём мы с ней, прям, как баре. И будут у нас пятеро сынишек, мал мала меньше. Станут сынки расти, я же их буду учить уму-разуму. А чтоб работой их не замучить, найму батраков-бобылей.
И будут сынки приглядывать за батраками, я же из окна буду глядеть, да порядок блюсти: эй, сынки мои, чтой-то вы разыгрались, дела не делаете, за батраками не приглядываете! Али в бедности не жили? Ужо я вас! Да так последние слова мужик громко крикнул, что заяц проснулся, и давай дёру. Вот те раз! – сказал мужик в огорчении. – Вот тебе и свинка, и девка дородная, и дом со двором и пятеро сынков, и батраки ленивые! Сказал так мужик и пошёл своей дорогою в лес по дрова.
Метки: животные, природа, Родители и дети, сказкиРубрика: Русские сказки, Сказки |
Как ежик шил сапоги волку с зайцем
Снял сапожник мерку у зайца и волка и велел через неделю за сапогами приходить.
Быстро неделя пролетела, не успели оглянуться. Прибежали волк и заяц в мастерскую, а сапоги уже готовы. Примерил волк сапоги, и от восторга у него дух захватило. Очень понравились: высокие, с пряжками и, главное, впору пришлись. Смотрит волк на сапоги не насмотрится и слова от радости вымолвить не может.
А заяц обул сапожки и принялся скакать вокруг пенька. Лапками хлопает, сапожками топает. А сапожки-то красивые да с бубенчиками. Динь-динь бубенчики звенят, Сапоги как жар горят!
Взглянул волк на заячьи сапожки, и завидно ему стало. «Вот бы мне такие!» — подумал, и глаза его от жадности загорелись.
- Заяц, заяц, давай сапогами меняться. Я тоже хочу с бубенчиками, говорит он.
- Что ты, волк! Подойдут они разве тебе? Вон у тебя какие лапищи!
- Подойдут, подойдут, как-нибудь обую, а ты мои бери.
- Зачем мне твои большие сапоги закричал заяц. Не буду меняться!
- Снимай сапоги, а не то битый будешь, пригрозил волк.
Задрожали у зайчика уши, заплакал бедняга, покатились из глаз горючие слёзы. Жаль косому с красными сапожками расставаться, да делать нечего. Пришлось с волком меняться. Снял заяц сапожки с бубенчиками и бросил волку.
А волк стянул свои сапоги, поставил возле пенька да как рявкнет, ну-ка, косой, примерь!
Посмотрел заяц на сапоги и зарыдал:
- Ой-ой-ой, серый волк! Как же мне их примерить?! Ведь я росточком маловат. А твои сапоги вон какие высокие, выше пенька!
- А ты на пенёк залезь и вниз прыгни, предложил волк. Заяц так и сделал. Залез на пенёк и спрыгнул. Лапками прямо в сапоги попал. Стоит косой, качается в высоких сапогах. И шагу ступить не может.
- Я же говорил тебе, крикнул заяц, велики будут Взглянул волк на зайца и захохотал во всё горло:
- Ох, ох, косой, ты хорош! На кого же ты стал похож? Ха-ха-ха! Хохотал волк на весь лес. Да ты просто вылитый клоун на ходулях! Ну и умора! Вдоволь насмеявшись, волк подхватил заячьи сапожки и помчался домой без оглядки. Только его и видели.
Посмотрел заяц на волчьи сапоги и снова расстроился: «В такой обувке далеко не уйдёшь!..» Погоревал он, погоревал, да успокоился. «Ничего, подумал заяц, я без сапог проживу. Побегаю по лесу и согреюсь». Забросил заяц волчьи сапоги в глубокую яму, а сверху ветками сухими завалил. И поскакал косой вдоль опушки.
А волк тем временем прибежал домой. Не успел отдышаться, давай заячьи сапожки примерять. Взял он сапожок с бубенчиком и стал натягивать на лапищу. Динь-динь — бубенчики звенят, Сапоги как жар горят!
Да вот беда: на волчью-то лапу не лезет сапожок, да и только! Схватил волк второй сапожок с бубенчиком и суёт в него лапу. Динь-динь — бубенчики звенят. Сапоги как жар горят! И этот сапожок не лезет на лапищу. И всё тут! Топчется волк на одном месте, никак обуться не может. Маловаты заячьи сапожки-то оказались.
Рассердился волк, заревел на всю округу. Ах ты, косой, такой-сякой, попадись мне на глаза, отниму свои сапоги с пряжками! И кинулся волк зайца разыскивать. Мечется волк по лесу, да где там, косого след простыл. Всю зиму волк зайца выслеживал. Бегает косой по снегу в белой шубке, следы петляет, нарочно волка запутывает. Заяц привык к холодам, прыг-скок, лапками похлопает и согреется. А волк старый стал, холодно ему без сапог. Сядет ночью под кустом да как начнёт выть… Видно, жаль ему сапоги с пряжками.
Так волк и бегает по лесу за зайцем, сапоги свои ищет, да найти не может. С тех пор у волка с зайцем и дружба врозь. Скачать сказку с картинками бесплатно.
Какой смысл русских народных сказок?
Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.
Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.
Поучительный смысл
Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.
Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:
За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно
Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.
Скрытый смысл
Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.
Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.
Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:
- «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
- «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.
Характеристики героев
В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.
Характеристики героев:
- Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
- Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
- Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
- Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
- Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
- Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
- Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
- Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
- Волк – злой и глупый антигерой.
- Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.
Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.
Смысл сказки «Мужик и медведь»
Сказка учит нас не связываться с обманщиками. Интересно, что положительного образа в сказке нет: и мужик, и медведь по-своему отрицательны. Разберемся почему.
Мужик представлен здесь как обманщик. Он не олицетворяет образ положительного хитреца, борющегося со злом, он и является этим злом. Своим обманом он обводит вокруг пальца бедного медведя. Его можно было бы понять, если бы медведь просто так требовал часть из урожая, но ведь зверь работал наравне с мужиком! Выходит, крестьянин просто-напросто обманул косолапого, чем показал отвратительный пример. А ведь честность в те времена была превыше всего!
Медведь же олицетворяет образ дурачка, которого очень легко обмануть. Вот только не его порок, ведь косолапый работал вместе с мужиком. Он не пытался отобрать урожай или украсть его — он принял участие в сделке, которая вовсе не соответствовала желаниям медведя. Его просто обманули. Поэтому сказка учит думать своей головой и не попадаться на различные уловки обманщиков, коих в нашем мире, к сожалению, очень-очень много.
Но у медведя есть еще один «грех» — называется он азарт. После первого обмана животное не смогло справиться с эмоциями, поэтому захотело отомстить хитрому мужику. В планах медведя было получить всю съедобную часть следующего урожая. Но, как мы знаем из сказки, мужик и тут обманул медведя. Но в данном случае медведь виноват сам, ведь он мог отказаться от сотрудничества еще после первого раза. Вот только жажда возмездия переполнила его сердца и не дала хорошо подумать. В итоге, медведь получил еще одну несъедобную часть урожая. Только сейчас не стоит жалеть зверя, ведь он получил по заслугам. Сама жизнь показала ему, что нельзя связываться с мошенниками. Этот урок он теперь запомнит надолго.
Обязательно усвойте эту сказку и расскажите ее вашим детям или маленьким братьям и сестрам. Смысл этого произведения сохраняет актуальность даже сейчас, ведь всегда вокруг нас будут обманщики в виде мужиков и наивные глупцы в виде медведя. К тому же, сказка покажет вред азарта, который не должен блокировать здоровое мышление.
Чему учат русские народные сказки?
Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:
Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко»
Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь»
Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.
Рубрики
-
Воспитание детей (55)
- Воспитание детей раннего возраста (11)
- Ошибки воспитания (6)
- Ошибки родителей (4)
- Папа+Мама+Я=Семья (7)
- Правила для родителей (4)
- Про любовь (4)
- Читатель 21 века (8)
-
Геометрия
Геометрия 7 класс (2)
(3)
- Загадки (5)
-
Математика ГИА (15)
- Задание № 1 (7)
- Задание № 3 (4)
- Задание № 4 (4)
- Математические стихи (2)
-
Праздники (15)
- 23 февраля (1)
- 8 Марта (2)
- День Победы – 9 Мая (2)
- День числа Пи (1)
- Масленица (8)
-
Притчи о жизни (34)
- Аудио-притчи (28)
- Притчи о любви (4)
-
Сказки (50)
- Аудио-сказки Сергея Панчешного (6)
- Башкирские сказки (3)
- Белорусские сказки (2)
- Латышские сказки (3)
- Литовские сказки (1)
- Русские сказки (6)
- Сказки о животных и птицах (5)
- Сказки о природе (6)
- Сказки о растениях (2)
- Сказки Сергея Панчешного (14)
- Украинские сказки (8)
- Эстонские сказки (5)
- Японские сказки (1)
- Советы родителям (4)
- Успех (21)
- Хокку на каждый день (169)