Русские народные сказки

Сказка ставр годинович

Эзопов язык

Передохнем от ядреного языка. Иногда в былинах попадаются эвфемизмы.

Если вы не читали былину «Ставр Годинович», то, возможно, видели симпатичный одноименный мультик, где Василиса Микулишна переодевается в посла от Золотой Орды и с помощью хитрости освобождает невинно упрятанного в казематы мужа Ставра. Князь Владимир показан в нем истеричным мужланом, который чуть не выдает свою дочь замуж за переодетую женщину и, разумеется, на фоне общего хеппи-энда остается в дураках. Мультфильм полностью соблюдает событийную канву былины про Ставра из сборника профессора Авенариуса. Но давайте зайдем на темную сторону Луны.

В «Онежских былинах» начало этой былины идентично. Ставр попадает в тюрьму. Василиса называется Василием и едет его спасать, выполняет все задания Владимира и в итоге требует вывести Ставра, ведь, по слухам, он хорошо играет на гуслях. Князь не может спорить с послом от Золотой Орды.

Подковерные интриги

У читателя могло сложиться впечатление, что богатыри чуть что начинают крушить все на своем пути: как же не повезло бедному князю Владимиру, который пытается удержать этих качков в узде!

Даже ближайших богатырей не минуют его козни. Как-то Добрыня Никитич опять поехал на подвиги и дал жене Настасье три задания:

1) ждать его шесть лет;
2) если после шести лет не вернется, забыть его и выйти замуж;
3) за кого угодно, кроме Алеши Поповича.

Все просто. Но у хитрого Владимира свои планы на красивых женщин своего государства. Спустя шесть лет князь начинает лично ходить в избу к Настасье и откровенно сватать ее за Алешу. В итоге Настасья почти уже отдает руку хитрому сыну попа, но Добрыня оказывается живым и не особо готов уступать жену. А про финал говорить не буду, захотите — прочтете сами.

Но и про себя стольный князь не забывает. На очередном пиру он приказывает найти себе подходящую жену. И тут ему сообщают о невероятной красоте и уме Василисы Микулишны — но вот незадача, она замужем за богатырем Данилой Ловчаниным. Владимир гневается: «При живом муже отбивать женщину!» Впрочем, когда это мешало русским князьям?

Известные богатыри

Илья Муромец

Согласно легенде, Илья до 33 лет имел проблемы со здоровьем: были парализованы конечности. Затем произошло чудо: старцы исцелили его и он отправился в Киев к князю Владимиру Великому «воевать за веру христианскую и землю русскую».

Известно также, что родом он был из Мурома, за что и получил свое прозвище. Позже Илья Муромец стал ассоциироваться с Ильей Печерским, воином и богатырем, который принял монашество и ушел в Киево-Печерский монастырь, а в XVII веке был причислен к лику святых. Но тут есть существенные расхождения: былинный Илья Муромец жил во второй половине X века, а исторический Илья Печерский — во второй половине XII века.

Андрей Шишкин «Последний поход Ильи Муромца» / a-shishkin.ru

Добрыня Никитич

Еще одним служилым богатырем при дворе Владимира Великого был Добрыня. У этого персонажа был реальный прототип — дядя и воевода князя Владимира, который также имел имя Добрыня.

Добрыня Никитич известен по сражениям со Змеем Горынычем. Некоторые трактуют это как сражение с кочевниками, другие — с язычниками. Известно, что реальный исторический персонаж, воевода Добрыня, участвовал в крещении новгородцев.

Вторым историческим прототипом Добрыни Никитича считают воина Добрыню Золотой Пояс. Он был родом из Рязани (как и былинный Добрыня) и участвовал в битве на Калке в 1223 году против монголов.

Виктор Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» / Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Алеша Попович

Этому богатырю всегда уделяется меньше внимания, чем двум предыдущим, да и по возрасту он часто считается младшим. Главным врагом Алеши считается Тугарин (также “Змей”, кстати).

Прототипом Алеши мог послужить храбрый и отважный боярин Александр Попович из Ростова, который упоминается в летописях. Известно, что он служил у Всеволода Большое Гнездо, участвовал в междоусобных войнах, а в личных битвах победил ни один десяток крупных богатырей. Но вскоре отправился в Киев служить Мстиславу Старому. Погиб в 1223 году в битве на Калке.

Андрей Рябушкин «Алёша Попович» / Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

Ставр Годинович

Это также воин и богатырь, но его история в былинах скорее страдальческая, мы ему сочувствуем. По былинам его наказал за непослушание сам Владимир Великий. Откуда же взялся этот сюжет?

В 1118 году Владимир Мономах призвал в Киев самых непослушных бояр Новгорода, в числе которых был и бывший воин Ставр. В итоге он был брошен в темницу. Как видим, имена совпадают (Владимир и Ставр), вот только время в былинах опять смещено от реального.

«Богатырь Ставр Годинович» / Служаев Виктор / illustrators.ru

Дунай Иванович

Еще один трагический персонаж из былин. В народном творчестве некий богатырь Дунай отправляется в Литву вместе с Добрыней для поиска жены Владимиру Великому. Там они находят дочь местного князя Апраксу. Сам же Дунай Иванович забирает себе ее сестру Настасью. В Киеве во время одного из соревнований Дунай случайно убивает свою жену.

Исторический прототип Дунай и сегодня остается загадкой. Ясно то, что в былине о нем нашло отражение такое явление Руси, возникшее с появлением христианства, как “брачная дипломатия”.

И.К. Тарнагурская «Богатырь Дунай Иванович»

Первая массовая популярность на богатырей пришла в конце XIX века, когда появилось множество книг и картин, посвященных им. Среди них — знаменитая работа Васнецова “Три богатыря”. Эти герои древнерусского эпоса становятся частью русской истории.

В 1914 году тема богатырей впервые появляется в кино: выходит фильм “Сказка о спящей царевне и семи богатырях”. Во второй половине ХХ века тема богатырей становится очень популярной в массовой культуре.

Богатырь с топором / Stepan Gilev / stepangilev.artstation.com

Как видим, богатыри — это в первую очередь персонажи былин, предмет вымысла народа. Часто этих персонажей и вовсе не существовало. Но при этом у многих из них были реальные исторические прототипы. Плюс в самих подвигах богатырей отражаются два исторических явления на Руси: борьба с кочевниками и распространение христианства.

Ставр Годинович в мультфильмах

Один из вариантов былины был экранизирован. В основу мультфильма «Василиса Микулишна», созданного режиссером Романом Давыдовым, положена редакция, в которой дочь Микулы Селяниновича выступает как татарский посол. Сам Ставр, как и в былинном повествовании, появляется только в начале и в финале истории. Героя озвучивает в анимационном фильме актер Анатолий Васильев, а князя Владимира — Владимир Басов.

Мультфильм выдержан в духе русской народной сказки, с соответствующим музыкальным сопровождением, элементами народного рисунка. Характеристики героев строятся на принципе контраста — на картинках Ставр кажется огромным по сравнению с невысоким князем. В текст картины вошли цитаты из русской былины.

Что такое былины?

В 1839 году этнограф и собиратель фольклора Иван Сахаров, работая с различными народными текстами, ввел термин “былина”. Тут не буду вдаваться в литературные подробности и нюансы этого жанра. Скажу лишь, что это народные песни о древних событиях и героях.

Первые былины создавались в X-XI столетиях, по горячим следам самых важных событий Руси. Неудивительно, что в самых древних былинах упоминается великий князь Владимир, крестивший Русь. Но поскольку песни народные, то герои также должны быть народными. Так в русский эпос попадают богатыри — воины и герои русской дружины.

Андрей Шишкин «Русский воин с топором»

В XIV-XVI столетиях былины также сочинялись, но русские богатыри уступают место другим героям. Вторым народным источником, в котором упоминают богатырей, были сказания — рассказы о подвигах русских героев. Любой эпос — это часто устная передача из поколения в поколение, из-за чего истории набирают новых деталей и подробностей. Чтобы герои казались еще более храбрыми, в них добавляют элементы религии, мифологии, наделяют богатырей сверхспособностями.

Упоминания об отдельных богатырях и их подвигах сохранились на страницах летописей, из-за чего историки утверждают, что у отдельных богатырей из былин были свои исторические, реально существующие “оригиналы”.

Игорь Ожиганов «Воин»

Расчлененка

Любой эпос хорош своим полным отрывом от земных правил. Герои могут драться несколько дней подряд, поднимать сумасшедшие тяжести, колдовать, перемещаться со скоростью света — при таких правилах любая жестокость смотрится так же комично, как рестлинг в сравнении с MMA.

Первый герой рубрики — Михайло Потык. Жил он себе прекрасно, работал сборщиком податей, все богатыри его любили. Правда, был у него один непростительный изъян — доверчив был очень. Женился он на девушке Марье и настолько любил ее, что даже сражался со змеей, чтобы та оживила жену, когда та умерла.

Однажды приехал в Киев царь Иван Окульевич с дружиной. Увидел он Марью и говорит: Марья, бросай Потыка, выходи за меня, со мной будешь царицей, а с ним — полы у Владимира мыть, ну и «Мария Потык» вообще не звучит.

А вот Мария была не промах, увидела преследователя и сразу в ноги: «Миша, прости, он меня силой увез. Но теперь мы вместе, вот, выпей вина». Накидался Потык — а Иван пьяного отказывается убивать: негоже спящему мужчине голову отрубать, вот как проспится и встанет, так я его всем войском отпинаю! Всё же молодожены нашли компромисс и закопали Потыка заживо.

Но конь Михаила побежал за подмогой — Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. Откопали друзья Мишу, а тот проспался, отрезвился, сразу на коня и снова в погоню!

Догоняет второй раз — Марья снова в ноги: «Без тебя есть, пить, спать не могу, скучаю, люблю, вот, выпей вина». И опять накидался Потык. Иван мужской солидарности не изменил, так что женщина взяла дело в свои руки: превратила Мишу в камень и швырнула в груду гальки. Но и тут отыскали его друзья, вернули прежний облик, и снова поскакал Потык за женой.

Догнал, Марья опять в ноги: «Миша, он силой! Я без тебя как без солнца! Вот, выпей вина». А дальше вы уже знаете.

Хватает она Потыка и прибивает его руки и ноги гвоздями к стене, а потом со злобы бах — и молотом ему по рылу. Проспался Миша, проснулся, и как-то грустно стало.

Тут народ русский одним из первых в истории литературы использует прием «бог из машины». К герою подходит сестра Ивана Настасья с неожиданным предложением: «Если ты женишься на мне, я тебя откую от стены.» История умалчивает как о внешности Настасьи, так и о ее предпочтениях в мужчинах, однако в висячем положении не торгуются.

Забегает Потык в палаты к неверной жене, а Марья-то в ноги, чашу с вином тянет. Но теперь Михайло не проведешь! Откидывает он чашу и отрубает голову Ивану вместе с его мужской солидарностью, а затем и Маше. История о семейных ценностях, в общем.

Ваня силой забирает Настю у ее мужа — царя Вахрамея (он иностранец) и едет в Киев. Муж не согласен и настигает пару, причем с предложением: «Давай драться, кто победит — того баба». Но Ваня-то русский богатырь, ему иностранца побить раз плюнуть. Пока Вахрамей лежит на земле и зубы собирает, Иван Годинович в кусты помочиться пошел — а зря! Потому что тем временем побитый супруг предлагает Насте собираться обратно домой.

Так что когда Иван возвращается, бывшая невеста валит его на землю и с помощью мужа привязывает к дереву, а сама идет шалить с Вахрамеем в шатер. Но не знали супруги, что герой Иван еще и маг! Щелк пальцами — и уже целая стая птиц врывается в былину, чтобы освободить его от пут, и снова идет Годинович рушить семейную идиллию. Вахрамей за лук, а Ваня-то его уже заколдовал, так что горе-муж выпускает стрелу себе прямо в лоб и падает замертво.

«Этими ногами ты сплеталась с Вахрамеем» — и разлетаются ноги в разные стороны. «Этими губами ты целовала Вахрамея» — отрезает ей губы, а заодно и нос. «Этим языком ты говорила Вахрамею приятные слова» — отрезает Насте язык, а после и голову. Точно такой же финал во второй версии «Добрыни и Маринки», когда разъяренный Добрыня расправляется с колдуньей, последовательно отрезая все названные части тела.

Илья Муромец тоже расчленял обидчиков. В былине «Бой Ильи Муромца с сыном» как-то раз сидит дружина, пирует, и тут стрела прилетает в их шатер. А на стреле послание примерно такого содержания: «Эй, вы! Я Соколик, я еду жечь город Киев, топтать вашу историю, а князя вашего вообще в котле сварю». Илья репу почесал и пир превратил в совет — дело ведь требует каких-то нетипичных мер. Порешили богатыри, что надо бы этого не допустить, и поехал Муромец один защищать князя от котла.

День дерутся с Соколиком, два, три, поломали все оружие, в итоге два уставших тела лежат на земле, и тут Илья спрашивает: «А ты вообще кто такой?» Соколик пот утирает: «Я сын Златогорки». Муромец орет: «Сынок!» — и начинает обнимать его, плачет: давным-давно он сделал женщине ребенка и поехал дальше защищать Русь.

Отпускает сына с богом, никто его не тронет на Руси.

БЫЛИННЫЙ СЮЖЕТ

Богатырская супружеская пара выделяется еще одним фактом — существованием всего одного былинного сюжета. Прочие витязи, выступая главными героями всего в двух-трех былинах, так или иначе, упоминаются еще в паре десятков историй. А Ставр Годинович и Василиса Микулишна появляются только в одном сказании, и более о них фактически ничего не говорится.

На пиру у князя Владимира все гости чем-то хвастают: кто богатством, кто силою. Один лишь заезжий боярин Ставр Годинович молчит, ничем не хвалится. А на вопрос, заданный князем, отвечает, что хвастать-то ему особо нечем. Есть у него и города, и села, и кони добрые, и богатства знат ные. Да все это для молодца не похвальба. Гордится он лишь своей молодой женой Василисой Микулишной, способной всех бояр да самого князя обхитрить.

Осерчал Владимир, бросил Ставра в темницу, а его жена, узнав о том, переоделась в мужское платье, набрала дружину и отправилась в Киев. Там она представилась татарским послом, требующим дань за 12 лет, а заодно и сватающимся к Забаве Путятишне, не то дочери, не то племяннице князя Владимира. Только будущая «невеста» и сумела распознать в заезжем витязе женщину, остальные же остаются слепы. И в первую очередь сам князь, чьи испытания Василиса проходит с легкостью.

Владимир отдает Забаву замуж за молодого посла. Но на свадебном пиру жених невесел, и даже гуслярам княжеским не под силу его порадовать. Тогда Владимир вызволяет из темницы Ставра, который славился своим умением играть на гуслях. Молодой боярин не сразу узнает свою супругу. Лишь после того как она скидывает мужское платье и предстает в девичьем обличье, прозревает Ставр. Пристыженный князь Владимир вынужден признать, что не зря боярин хвалился молодой женой.

Поделиться ссылкой

Ироничное отношение к религии

По ходу истории стали меняться и былинные герои. Какими бы противоречивыми и смешными ни были киевские богатыри, главным мотивом в историях о них была любовь к Родине и желание ее защищать. Но постепенно жанр стал терять эту основу.

На смену отряду князя Владимира пришло новое поколение, так называемые новгородские богатыри, которые разительно отличаются от своих собратьев. В них уже нет жгучего патриотизма, но в то же время и как такового внешнего врага тоже они не имеют, поэтому их удаль ищет себе другого применения — в драках и обогащении.

Василий Буслаев — единственный из богатырей новгородского цикла, который все еще обладает силой эпического героя. Он яркий пример необузданной удали без возможности как-то ее реализовать.

В другой от нечего делать он устраивает массовую «стрелку» в Новгороде, где он и его парни избивают все мужское население города.

Но нам интересна другая былина — «Смерть Василия Буслаева». Начинается она с того, как Вася с бандой приезжает к матери просить разрешения поехать не абы куда, а прямо в Иерусалим! Зачем же вдруг русскому богатырю понадобилось на Святую землю? Вот что он сам говорит:

То есть покуролесил вдоволь, пора и покаяться, мы же теперь православные! Если вам кажется, что Василий раскаивается искренне, вы ошибаетесь.

Биография и образ Ставра Годиновича

О биографии героя известно мало. Согласно тексту былины, Ставр — черниговский боярин, женатый на Василисе Микулишне. Отцом девушки выступает былинный богатырь Микула Селянинович, известный своими подвигами. От отца девушка перенимает смелость и отвагу. Имя боярина означает «опытный». Сам персонаж родом из Чернигова. В былинах не дается описание внешности Ставра, подчеркивается лишь любовь боярина к своей супруге. Действие разворачивается в Киеве, на пиру, устроенном князем Владимиром Красно Солнышко.

Гости пьют и веселятся, похваляясь своими богатствами и успехами. Только черниговский боярин молчит, не желая вступать в общий разговор. От внимания князя не ускользает это. Хозяин пира, обращаясь к молчаливому гостю, предлагает Ставру поделиться тем, чем тот может гордиться. Годинович сообщает о том, что не хочет хвастать богатствами, резвыми конями, дорогой одеждой. Единственное, что составляет предмет восхищения героя — жена Василиса. Ведь, обладая тонким умом, эта женщина способна превзойти всех собравшихся за праздничным столом — и даже самого Владимира.

Такие речи вызывают гнев у князя — отдается приказ схватить боярина и бросить в темницу. Владимир смеется над пленником, отмечая, что если Василиса в самом деле так умна, то пусть ум поможет ей найти и освободить супруга. В скором времени до жены Ставра доходят вести о том, что возлюбленный заточен в княжеских погребах. Понимая, что денег на выкуп мужчины нет, что силой мужа не вернуть, дочь Микулы Селяниновича решает использовать женскую хитрость.

Героиня остригает длинные волосы, наряжается в мужское платье и вместе с дружиной направляется в Киев. Прибыв, молодая женщина представляется Василием Микуловичем, сыном короля Ляховитского (в других редакциях называет себя татарским послом, приехавшим в столицу за данью, собравшейся за 12 лет). По сюжету жена Годиновича в мужском обличье просит у князя руки его дочери (имеются варианты — племянницы).

Владимир соглашается на это, однако дочери кажется, что под платьем чужеземного богатыря скрывается женщина. Девушка делится подозрениями с князем, и тогда киевский правитель решает испытать силу и ловкость заморского «жениха». Со всеми испытаниями Василиса справляется с легкостью, и в скором времени устраивается пышный свадебный пир. Гости веселятся, но молодой «муж» скучает, говоря о том, что гусельники играют недостаточно весело.

Тогда князь принимает решение вызволить из темницы Ставра, славящегося игрой на гуслях. Когда боярин появляется в зале, Василиса раскрывает свое лицо. Пленник радуется освобождению, а князь признает, что жена Годиновича действительно мудра. В этом и заключается главная мысль текста.

Ставр Годинович из Алтая

Еще один герой, о происхождении которого ведутся споры, носит имя Ставр Годинович. Из киевского плена его спасла умная и смелая супруга Василиса Микулишна. Она выдала себя за посла из Польши или Золотой Орды (существуют два варианта предания) и преодолела ряд испытаний.
Большинство исследователей считают прототипом богатыря реальную историческую личность. Некий Ставр Гордятинич был упомянут в 1118 году в Новгородской летописи. К тому же этот человек оставил свою подпись в виде граффити на стене Софийского собора в Киеве. Надпись была обнаружена в 1960 году во время реставрационных работ, о чем рассказал академик Б.А. Рыбаков в интервью (газета «Красная звезда» от 11 марта 2000 года).
Вообще, имя Ставр могло произойти от греческого слова «крест» или от старославянского «сотворенный». Отчество героя распространено среди жителей бывших республик Югославии, имя «Годин» обычно переводят как «годный, ладный».
Учитывая постоянную напряженность в отношениях между Новгородом и Киевом, можно предположить, что представитель вольной вечевой республики реально столкнулся с произволом властей «стольного града», и супруге пришлось вызволять его из каземата.
Но не все исследователи согласны с новгородской родиной Ставра Годиновича. Например, историк искусства Владимир Васильевич Стасов написал научную работу «Происхождение русских былин», опубликованную в журнале «Вестник Европы» в 1868 году. Автор высказал мнение, что образ этого богатыря был заимствован русскими у алтайцев и сибирских татар, ведь у них есть схожий эпос «Алтаин Саин Суме».
Вообще, работа В.В. Стасова проникнута духом борьбы со славянофилами. Во второй половине XIX века многие исследователи заметили явные параллели между фольклорными образами разных народов. Тогда возникла теория заимствования, сторонники которой полагали, что русские лишь художественно преобразовали легенды и предания, услышанные ими от соседей. Славянофилы же, напротив, называли отечественные былины и сказки «отражением духовного богатства души православной».
Параллели между Ставром и Алтаином действительно есть. Известный российский этнограф-востоковед немецкого происхождения Василий Васильевич Радлов описал многие алтайские сказания и легенды в своей работе «Сибирские древности: из путевых записок по Сибири. Согласно преданию, Алтаина из плена спасла его находчивая и умелая сестра.
Впрочем, в фольклоре многих народов встречаются сюжеты, когда жена, сестра или просто добрая девушка вызволяет из неволи своего возлюбленного или брата. Вспомним хотя бы отважную Герду, которая не побоялась Снежной Королевы.
Косвенным подтверждением алтайского происхождения Ставра Годиновича может служить тот факт, что в наиболее распространенной версии былины его супруга без проблем выдала себя за посла Золотой Орды. Она лишь обрезала волосы и переоделась в мужское платье.

Илья Муромец или булгарин

Былинный богатырь – это образец мужества. Он невероятно силен, проницателен и великодушен. Таким предстает перед слушателями народных сказаний Илья Иванович Муромец – уроженец села Карачарово.
Как известно, русские ассимилировали многие малочисленные народы, жившие с ними по соседству. Не избежало этой участи и финно-угорское племя, которое называлось «мурома». Именно эти люди основали город Муром.
Авторы учебного пособия «Мурома VII-XI вв.» Валерий Васильевич Гришаков и Юрий Анатольевич Зеленеев утверждают, что данный народ проживал в низовьях Оки, занимаясь преимущественно земледелием и охотой. В XII веке мурома уже полностью утратили национальную идентичность.
«Это не означает, что данный народ исчез бесследно. Он оказал свое влияние на этногенез и мордвы, и русских, и мари, и волжских болгар, внес определенные элементы в материальную и духовную культуру этих народов», – считают авторы учебного пособия.
Однако есть версия, что Илья Муромец, хоть и происходил из земель, населенных преимущественно финно-угорским народом, но сам был волжским булгарином. Дело в том, что название села Карачарово имеет очевидное тюркское происхождение. Оно может значить: «кара джар» (черный яр) – крутой берег реки или утес, почва которого имеет черный цвет. Действительно, село расположено на высоком холме.
С другой стороны, слово «кара» переводится с тюркских языков еще и как глагол «смотри, наблюдай». Поэтому, по другой версии, топоним «Карачарово» означает «дозорный пункт, наблюдательный пост».
Известно, что в былинном Х веке мурома, волжские булгары и русичи часто воевали друг с другом, время от времени вступая в стратегические союзы. Карачарово могло быть основано в те времена для наблюдения за ближайшими окрестностями.
Большинство этнографов считают, что волжские булгары – это тюркоязычный народ, представители которого являются предками современных казанских татар.

История создания персонажа

Былина имеет в своей основе исторические факты. Известно, что житель Новгорода по имени Ставр по велению князя Владимира Мономаха был заточен в темнице. Об этом сообщается в тексте Новгородской первой летописи. Документ описывает беспорядки, прошедшие в 1118 году в Новгороде, затеянные жителями города. События вызвали гнев Мономаха, по приказу великого князя было проведено расследование его причин и обнаружение зачинщиков. Признанные в итоге виновными новгородские бояре оказались в темнице — среди них был и сотский Ставр. Сотского нельзя назвать прототипом героя, но факт пленения персонажа попал в былину.

Также упоминание о боярине Ставре Гордятиниче присутствует в надписях XII столетия на стенах Софийского собора в Киеве. Исследователи русского фольклора считают, что первоначальный вариант былины о черниговском муже появился в первой половине XII века в Новгороде. Позднее к основному тексту добавился «бродячий» фольклорный сюжет, повествующий о том, как преданная жена приходит на помощь супругу, оказавшемуся в беде.

Такие включения сближают былинный памятник с популярными в народной литературе Европы сочинениями, где главной героиней выступает девушка-воин, освобождающая родственника — брата или мужа — из плена. Как правило, в таких сказаниях дается подробное описание испытаний, через которые приходится пройти героине. Жанр былины не предполагает конкретного авторства — фольклорный источник складывался в течение многих лет, «подпитываясь» народными преданиями.

Сухман – половец

Трагически сложилась судьба Сухмана Одихмантьевича, который подобно Илье Муромцу тоже был в Киеве человеком приезжим, кем-то вроде наемного воина при дворе князя Владимира. Интересно, что смертельную рану этот герой получил в битве с несметным полчищем татар, а потом был несправедливо обвинен правителем Киева во лжи.
Существуют две версии происхождения Сухмана. Ученый-фольклорист Всеволод Федорович Миллер в книге «Очерки русской народной словесности. Былины» высказал мнение, что отчество богатыря – это искаженный в позднее время вариант произношения. На самом деле, родителем трагического героя был князь Довмонт, правивший в Пскове с 1266 по 1299 годы. Затем один из сказителей назвал Сухмана Дамантиевичем, а второй – Одихмантьевичем. Так и возникла путаница.
Согласно этой трактовке, имя «Сухман» произошло от названия пересыхающей реки Сухмень.
Академик Борис Александрович Рыбаков не согласился с выводами В.Ф. Миллера. В сочинении «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (Москва, 1963 год издания) известный историк предположил, что былина о Сухмане является в народном сознании отражением русско-половецких отношений. Как известно, представители этого тюркоязычного народа воевали против монголо-татарского войска совместно с русскими воинами.
А имя «Сухман» сторонники половецкой теории происхождения богатыря переводят как «Су хан» – князь или правитель воды. Не случайно из его крови, согласно былине, возникла река.
Кстати, половцы являются одними из предков современных астраханских татар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: