Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»
Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.
Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.
На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из жанров литературы, а о каком вы сможите узнать когда отгадаете загадку
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (сказка)
С давних времен люди рассказывали сказки своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.
2. Чтение сказки
— В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).
3. Беседа по содержанию сказки
-Как называется сказка? ( Дети: «Вершки и корешки»)
-Кто ее сочинил? ( Дети: Народ)
-Значит это. русская народная сказка.
-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? ( Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)
-А что можно сказать о мужике? ( Дети: Мужик умный, обхитрил медведя, трудолюбивый)
-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает, возит в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).
-Как одним словом назвать все, что он делал? ( Дети: Трудился)
-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? ( Дети: Медведю — вершки, себе -корешки
-А во второй? ( Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)
-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? ( Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)
-Кто в сказке вышел победителем? ( Дети: Победителем в сказке оказался мужик)
-Почему сильного медведя победил слабый мужик? ( Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)
-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? ( Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? ( Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? ( Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)
4. Физминутка: речь с движением «В огороде»
— У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.
В огород пойдем, идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем, имитация движений
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг
Щавеля нарвем немножко имитируют
И вернемся по дорожке, идут по кругу, взявшись за руки
5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких — корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.
Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок — вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.
6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали? («Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите картинки к ней, а дома родным вы расскажите сказку.
Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание картинок
7. Подведение итогов. Оценка работы детей
-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. ( Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали картинки к сказке.)
Мифы ещё живы
Похожая история про быка есть в мифе о Прометее. До того как украсть огонь с Олимпа, он попытался «развести» Зевса, как мужик медведя: во время ритуала принесения жертвы подсунул ему красиво завёрнутые потроха и кости, а себе и людям взял неприятный и вонючий свёрток из бычьего желудка, набитый хорошим мясом. По аналогии с «Дележом урожая» специалисты по сказкам и мифам называют этот сюжет «Обманным дележом добычи»: в нём лучшее представляют как некрасивое, а в красивой упаковке подсовывают что-то малосъедобное. Интересно, что современные производители не придумали ничего лучше этого, они тоже прячут в соблазнительной упаковке не самые лучшие продукты и товары.
Смысл сказки «Мужик и медведь»
Сказка учит нас не связываться с обманщиками. Интересно, что положительного образа в сказке нет: и мужик, и медведь по-своему отрицательны. Разберемся почему.
Мужик представлен здесь как обманщик. Он не олицетворяет образ положительного хитреца, борющегося со злом, он и является этим злом. Своим обманом он обводит вокруг пальца бедного медведя. Его можно было бы понять, если бы медведь просто так требовал часть из урожая, но ведь зверь работал наравне с мужиком! Выходит, крестьянин просто-напросто обманул косолапого, чем показал отвратительный пример. А ведь честность в те времена была превыше всего!
Медведь же олицетворяет образ дурачка, которого очень легко обмануть. Вот только не его порок, ведь косолапый работал вместе с мужиком. Он не пытался отобрать урожай или украсть его — он принял участие в сделке, которая вовсе не соответствовала желаниям медведя. Его просто обманули. Поэтому сказка учит думать своей головой и не попадаться на различные уловки обманщиков, коих в нашем мире, к сожалению, очень-очень много.
Но у медведя есть еще один «грех» — называется он азарт. После первого обмана животное не смогло справиться с эмоциями, поэтому захотело отомстить хитрому мужику. В планах медведя было получить всю съедобную часть следующего урожая. Но, как мы знаем из сказки, мужик и тут обманул медведя. Но в данном случае медведь виноват сам, ведь он мог отказаться от сотрудничества еще после первого раза. Вот только жажда возмездия переполнила его сердца и не дала хорошо подумать. В итоге, медведь получил еще одну несъедобную часть урожая. Только сейчас не стоит жалеть зверя, ведь он получил по заслугам. Сама жизнь показала ему, что нельзя связываться с мошенниками. Этот урок он теперь запомнит надолго.
Обязательно усвойте эту сказку и расскажите ее вашим детям или маленьким братьям и сестрам. Смысл этого произведения сохраняет актуальность даже сейчас, ведь всегда вокруг нас будут обманщики в виде мужиков и наивные глупцы в виде медведя. К тому же, сказка покажет вред азарта, который не должен блокировать здоровое мышление.
Сказка. Вершки и корешки
Жил да был в одном селе Мужичок в своей избе. С краешку изба стояла; В лес дорогу охраняла. От лесного то зверья Нет покойного житья, Всякий зверь всегда балует; Портит урожай, ворует. От проказ его и бед Никакого сладу нет. Мужичок и огорчался; Всячески в сердцах ругался На проказников зверей В протяженье жизни всей. И не то чтобы смирился, А привык и подружился С надоедливым зверьём. «По соседству чай живем, А с соседом, знамо нужно, Проживать спокойно, дружно. Если и не как родня, То, как добрые друзья.»
Лето мужичок работал, Всё в трудах, делах, заботах, А зимою отдыхал; Много ел и много спал. По соседству жил с ним Мишка. Увалень, такой воришка, Добродушный и простой. В чаще леса под сосной Теплую имел берлогу, Жир набравши понемногу, Зиму в ней он зимовал, Лапу до весны сосал. А мужик ел щи да кашу; Пил кисель и простоквашу. Вот медведь и потому Позавидовал ему.
В гости он пришёл весною Говорит: «Давай с тобою Мы задружимся, сосед!» «Почему бы братец, нет. И работать вместе станем; Отдыхать, коли устанем. Только ты меня, медведь, Невзначай не искалечь». «Нет, мужик, не искалечу». Выпили они за встречу, Да за дружеский почин Бражки маленький кувшин. Дело всяко обсудили; Нужды все обговорили И, ударив по рукам, Разбежались по домам.
Сели закусить немножко, Как доели всё до крошки, Мишка тут же прикорнул; Прямо в борозде уснул; Добудиться невозможно. Мужичок канючит слёзно: -Надо, братец, допахать; Да потом бороновать. Завтра репу сеять будем. Друг,давай теперь рассудим, Если репа уродит- Урожаем наградит, Мишенька, раздор начнется; Урожай делить придётся. Надо знать нам наперед, Кто какую часть возьмет? Мы рассудим без раздора, Чтобы не случилась ссора И заключим договор; Больше денег уговор.
Самая пора при спела, Репа в самый раз поспела.
Вот друзья по выждав дни, Урожай снимать пошли. Репа знатно уродилась, В кашу сладкую просилась. В удовольствие своё Выбрали они её И делить на поле стали, А потом перетаскали. Репы сладкой целый воз В дом мужик себе повёз. Так же потрудился мишка; Натаскал ботвы глупышка, Что с трудом далась ему, В лес огромную копну. Лап своих уже не чуя, Всем довольный, торжествуя, Он в берлогу, как в кровать, Завалился поздно спать.
Утром поздно он проснулся; Ненароком потянулся. Всё болит, он еле встал; Малость листьев пожевал; С непривычки, подавился. Вкусу листьев подивился, Уж довольно не вкусны, Оказалась все они. «Репа то сама вкуснее, Буду наперёд умнее, С голодухи не помру, Коли до весны усну.» Рассудил медведь голодный. Осенью уже холодной Лёг в берлогу зимовать; Лапу до весны сосать.