Цирк
Впервые на аренеДля школьников Москвы —Ученые тюлени,Танцующие львы.
Жонглеры-медвежата,Собаки-акробаты,Канатоходец-слон,Всемирный чемпион.
Единственные в миреАтлеты-силачиПодбрасывают гири,Как детские мячи.
ЛетающиеКони,ЧитающиеПони.
Выход борцаИвана Огурца.Веселые сцены,Дешевые цены.Полные сборы.Огромный успех.
Кресло-полтинник.ЛожиДороже.Выход обратно —БесплатноДля всех!
Начинается программа!Два ручных гиппопотама,Разделивших первый приз,Исполняют вальс-каприз.
В четыре руки обезьянаИграет на фортепьяно.
Вот, кувыркаясь на седле,Несется пудель на осле.
По проволоке дамаИдет, как телеграмма.
Зайцы, соболи и белкиБьют в литавры и тарелки.
Машет палочкой пингвин,Гражданин полярных льдин.
В черный фрак пингвин одет,В белый галстук и жилет.
С двух сторон ему енотыПерелистывают ноты.
На зубах висит гимнаст,До чего же он зубаст!
Вот такому бы гимнастуПродавать зубную пасту!
Мамзель ФрикасеНа одном колесе.
Ухитрились люди в циркеОбучить медведя стирке.А морскую черепаху —Гладить мытую рубаху.
Вот слон, индийский гастролер,Канатоходец и жонглер.
Подбрасывает сразуИ ловит он шутяФарфоровую вазу,Две лампы и дитя.
Белый шут и рыжий шутРазговор такой ведут:
— Где купили вы, синьор,Этот красный помидор?
— Вот невежливый вопрос!Это собственный мой нос.
Негритянка Мэри Грей —Дрессировщица зверей.
Вот открылись в клетку двери.Друг за другом входят звери.
Мэри щелкает хлыстом.Лев сердито бьет хвостом.
Мэри спрашивает льва:— Сколько будет дважды два?
Лев несет четыре гири.Значит, дважды два — четыре!
Самуил Маршак —биография
Самуил Яковлевич Маршак — знаменитый советский поэт, писатель, автор известнейших детских произведений, вошел в историю как профессиональный критик, переводчик и драматург. Однако наибольшую популярность Маршаку принесли именно книги для представителей младшего возраста.
Самуил Яковлевич относился к плеяде литераторов, творческих людей, которые начали свою работу задолго до того, как научились писать и даже читать. Первые стихотворные произведения Маршак начал сочинять в совсем юные годы.
Перенести их на бумагу автор сумел только в более поздний период. Но уже тогда всем стало понятно, что поэзия и литература — его призвание. К. Чуковский, лично знавший Маршака, говорил о нем как о человеке страстном и даже одержимым творчеством.
Кроме литературных талантов, он отличался большой любовью к своей нации, активной общественной позицией. Изначально автор планировал заниматься серьезной, взрослой литературой. Но еврейское происхождение и период активных репрессий вынудили его изменить вектор и взяться за творчество для самых юных.
Маршак известен как создатель первого в истории России детского издательства и театра для зрителей младшего возраста.
Баллада о королевском бутерброде
Король, Его величество, Просил ее величество, Чтобы ее величество Спросила у молочницы: Нельзя ль доставить масла На завтрак королю.
Придворная молочница Сказала: — Разумеется, Схожу, Скажу Корове, Покуда я не сплю!
Придворная молочница Пошла к своей корове И говорит корове, Лежащей на полу:
— Велели их величество Известное количество Отборнейшего масла Доставить к их столу!
Ленивая корова Ответила спросонья: — Скажите их величествам, Что нынче очень многие Двуногие-безрогие Предпочитают мармелад, А также пастилу!
Придворная молочница Сказала: — Вы подумайте! — И тут же королеве Представила доклад:
— Сто раз прошу прощения За это предложение. Но если вы намажете На тонкий ломтик хлеба Фруктовый мармелад, Король, его величество, Наверно, будет рад!
Тотчас же королева Пошла к его величеству И, будто между прочим, Сказала невпопад:
— Ах да, мой друг, по поводу Обещанного масла… Хотите ли попробовать На завтрак мармелад?
Король ответил: — Глупости! — Король сказал: — О боже мой! — Король вздохнул: — О господи! — И снова лег в кровать.
— Еще никто, — сказал он, — Никто меня на свете Не называл капризным… Просил я только масла На завтрак мне подать!
На это королева Сказала: — Ну, конечно! — И тут же приказала Молочницу позвать.
Придворная молочница Сказала: — Ну, конечно! — И тут же побежала В коровий хлев опять.
Придворная корова Сказала: — В чем же дело? Я ничего дурного Сказать вам не хотела. Возьмите простокваши, И молока для каши, И сливочного масла Могу вам тоже дать!
Придворная молочница Сказала: — Благодарствуйте! — И масло на подносе Послала королю.
Король воскликнул: — Масло! Отличнейшее масло! Прекраснейшее масло! Я так его люблю!
— Никто, никто, — сказал он И вылез из кровати. — Никто, никто, — сказал он, Спускаясь вниз в халате. — Никто, никто, — сказал он, Намылив руки мылом. — Никто, никто, — сказал он, Съезжая по перилам, —
Никто не скажет, будто я Тиран и сумасброд За то, что к чаю я люблю Хороший бутерброд!
Урок вежливости (как себя вести)
Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: — В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох, И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старость уважай.
И бабушку-медведицу В туман и гололедицу До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести. Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым.
Совал, куда не надо, нос, Топтал траву и мял овёс. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старухам Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили!
Источник
Старуха, дверь закрой
Под праздник, под воскресный день,Пред тем, как на ночь лечь,Хозяйка жарить принялась,Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,И ветер дул сырой.Старик старухе говорит:— Старуха, дверь закрой!— Мне только дверь и закрывать.Другого дела нет.По мне — пускай она стоитОткрытой сотню лет!
Так без конца между собойВели супруги спор,Пока супруг не предложилСупруге уговор:
— Давай, старуха, помолчим.А кто откроет ротИ первый вымолвит словцо,Тот двери и запрёт! —
Проходит час, а ним другой.Хозяева молчат.Давно в печи погас огонь.В углу часы стучат.
Вот бьют часы двенадцать раз,А дверь не заперта.Два незнакомца входят в дом,А в доме темнота.
— А ну-ка, — гости говорят, —Кто в домике живет? —Молчат старуха и старик,Воды набрали в рот.
Ночные гости из печиБерут по пирогу,И потроха, и петуха, —Хозяйка — ни гугу.
Нашли табак у старика.— Хороший табачок! —Из бочки выпили пивка.Хозяева — молчок.
Всё взяли гости, что могли,И вышли за порог.Идут двором и говорят:— Сырой у них пирог!
А им вослед старуха: — Нет!Пирог мой не сырой! —Ей из угла старик в ответ:— Старуха, дверь закрой!
Маршак / Литературные премии
- 1939 г. — Орден Ленина.
- 1942 г. — Сталинская премия второй степени за стихотворные подписи к плакатам и карикатурам.
- 1945 г. — Орден Отечественной войны I степени.
- 1946 г. — Сталинская премия второй степени за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943).
- 1947 г. — Орден Трудового Красного Знамени.
- 1949 г. — Сталинская премия второй степени за переводы сонетов У. Шекспира.
- 1951 г. — Сталинская премия первой степени за сборник «Стихи для детей».
- 1957 г. — Орден Ленина.
- 1963 г. —Ленинская премия за книгу «Избранная лирика» (1962) и книги для детей:«Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»
С азбукой по жизни
У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я». Его по праву можно назвать поэтической энциклопедией. В ней автор приглашает детей в путешествие по строчным буквам алфавита.
Занимательная поездка по страницам букваря поможет детям узнать и запомнить буквы, а также познать окружающий мир ️, систематизированный по азбучному принципу и движущийся вместе с читателем сквозь географическое пространство. Вот маляры и плотники, а вот славный детский лагерь Артек, вот почта и зоопарк, а вот дети, сажающие лес. Благодаря весёлому содержанию и живому участию ребёнка, процесс обучения становится интереснее.
Личная жизнь
Жену Софью Михайловну Мильвидскую юный писатель встретил во время значимой для его жизни поездки по Ближнему Востоку. На учебу в Лондон молодые люди поехали уже семьей. До конца жизни Софья Михайловна оставалась для супруга верным другом и музой.
Самуил Маршак и его жена Софья
Современники отмечали, что супруги, несмотря на разницу темпераментов и характеров, прекрасно дополняли друг друга. Маршак — творческая личность, отличался вспыльчивым нравом, импульсивностью, а Софья Михайловна — истинный «технарь» по складу ума, обладала рассудительностью, спокойствием и взвешенностью разума.
Кстати сказать, Самуил Яковлевич страдал невозможной рассеянностью. Говорят, что рассказ о человеке с улицы Бассейной поэт писал с самого себя.
Лучший друг советской детворы сам не раз сталкивался с трагедиями, связанными с собственными детьми. В 1915 году первенец супругов Маршаков, годовалая дочка Натанаэль, опрокинула на себя кипящий самовар. От полученных ожогов малышка скончалась.
Самуил Маршак с семьей
Через два года после трагедии на свет появился сын Иммануэль, а в 1925 — Яков. Неудивительно, что муж с женой буквально тряслись над детьми. Кстати, «Сказка о глупом мышонке» написана поэтом за одну ночь, чтобы заработать денег на лечение Иммануэля в Евпатории.
К сожалению, младший сын Яков погиб от туберкулеза в 21 год. Старший сын прожил полноценную жизнь, стал успешным физиком, разработавшим методику аэрофотосъемки. Параллельно мужчина занимался переводами.
Самуил Маршак и его сын Иммануэль
Добрый и отзывчивый по характеру, Самуил Маршак в непростые годы репрессий и гонений на творчество писателей как мог защищал коллег по перу. Не страшась, поэт обращался к высоким лицам НКВД, высказывался в защиту произведений И. А. Бродского, А. И. Солженицына.
Возникали попытки обвинить в космополитизме и Маршака. Кроме того, поползли слухи о том, что в стихах для детей зашифрованы каббалистические призывы. Будучи потомственным евреем, писатель изучал Талмуд, есть сведения о написании поэтом сионистских стихов, но в детских книгах это, разумеется, не находило отражения.
Литература
Произведения Самуила Яковлевича впервые вышли в печать в 1907 году. Первой книгой стал сборник «Сиониды», посвященный еврейской теме. Кроме авторского творчества, увлекается писатель переводами. При этом начинает работу в данном направлении также со стихов еврейских поэтов.
Поэт Самуил Маршак
Произведения юного поэта адресованы взрослому читателю. Лучшим циклом творчества юного автора называют сборник стихов «Палестина», написанный во время путешествий писателя. Обучаясь в Англии, он всерьез увлекается народным творчеством Британии и Шотландии, переводами баллад, а также произведений классиков.
К сожалению, большевистская, а затем советская сталинская Россия не питала постоянной лояльности к творчеству поэтов и писателей. Периодически авторы впадали в немилость и подвергались репрессиям. Самуил Яковлевич нашел выход и способ развивать талант великого поэта в произведениях для детей.
Самуил Маршак за работой
Писатель славился любовью к юному поколению. В 1920 году в нынешнем Краснодаре организовал первый детский театр, на сцене которого ставились спектакли по пьесам его сочинения, такие как «Двенадцать месяцев», «Теремок».
С 1923 года в Петрограде выходят детские книги поэта, в том числе переводы с английского «Дом, который построил Джек» и сказки собственного сочинения: «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке«.
Книги Самуила Маршака
В военные годы, избежав мобилизации по причине плохого зрения, Маршак пишет сатирические фельетоны, участвует в создании антифашистских плакатов.
За вклад в литературу писатель удостоен нескольких Сталинских и Ленинских премий и наград, в том числе Ордена Ленина, Ордена Трудового Красного знамени.
В 60-х годах, когда лауреату премий ничего не грозило, поэт выпустил сборник стихов для взрослых читателей «Избранная лирика». В 1960 году публикуется автобиография писателя «В начале жизни».
Стихи Агнии Барто для самых маленьких
Лошадка
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
Зайка
Зайку бросила хозяйка — Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
Мишка
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
Кораблик
Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня: — Прокати, капитан!
Бычок
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!
Мячик
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик.
Слон
Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой качает сон, Он слонихе шлет поклон.
Самолёт
Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.
Козленок
У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.
Флажок
Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажёг.
Лучшие произведения и стихи
- Автобус номер двадцать шесть
- Багаж
- Вот какой рассеянный с улицы Бассейной
- Где обедал воробей?
- Гроза ночью
- Двенадцать месяцев
- Декабрь
- Детки в клетке
- Дождь
- Дом, который построил Джек
- Друзья-товарищи
- Имена
- Как поработала зима!
- Королева Элинор
- Кот и лодыри
- Кошкин дом
- Круглый год
- Ландыш
- Ледяной остров
- Лес
- Мальчик из села Поповки
- Мастер-ломастер
- Мороженое
- Мы знаем: время растяжимо
- Мяч
- Перчатки
- Пожар
- Почта
- Про все на свете
- Пудель
- Разговор с внуком
- Рассказ о неизвестном герое
- Сказка о глупом мышонке
- Сказка про козла
- Словарь
- Старуха, дверь закрой
- Старушка
- Тает месяц молодой
- Тихая сказка
- Усатый-полосатый
- Февраль
- Хороший день
- Школьнику на память
Детство и юность
Самуил Яковлевич родился в еврейской семье 22 октября (по новому стилю 3 ноября) 1887 года. Семья происходила от древнейшего рода исследователей Талмуда. Отец мальчика — химик, работавший на мыловаренном заводе, мать — домохозяйка, воспитывающая детей и приглядывающая за бытом. Кроме Самуила, в семье росли еще пять детей.
Самуил Маршак в детстве
Маршак-старший пытался реализовать амбиции и потенциал специалиста в области химии, поэтому семейство часто переезжало: Витебск, Покров, Бахмут. Список городов прервался в Острогожске в 1900 году.
Для выходца из еврейской семьи проблемой оставалось зачисление в гимназию, поскольку детям такого происхождения выделялось ограниченное количество мест. Именно поэтому, когда отцу Маршака посчастливилось найти работу в Петербурге, Самуил не сразу последовал за родственниками.
Самуил Маршак в юности
Юный гимназист приезжал в столицу на каникулы. Одна из таких поездок стала для будущей биографии писателя судьбоносной. Мальчик представлен известному критику и искусствоведу того времени Владимиру Стасову.
Стоит отметить, что рассказ о детстве и юности Маршака невозможен без упоминания литературы и творчества. Как вспоминает сам поэт, сочинять стихи начал даже раньше, чем научился их записывать. Еще в Острогожске детвора со всей округи собиралась в доме семьи юного поэта, чтобы послушать забавные произведения его сочинения.
Самуил Маршак в молодости
Неудивительно, что Стасов, в руки которого попала тетрадь с творчеством мальчика, по достоинству оценил талант писателя и способствовал скорейшему переводу Самуила Яковлевича в питерскую гимназию.
Приехав в город на Неве, гимназист пропадает в публичной библиотеке, зачитываясь произведениями классиков мировой литературы. Критик не забывал прививать мальчику любовь к искусству, особенно поддерживал начинания в области национального еврейского творчества.
Старший товарищ знакомит поэта с Максимом Горьким в 1904 году. Узнав о проблемах Маршака со здоровьем, вызванных питерским климатом, Горький приглашает юношу пожить на собственной даче в Ялте.
Самуил Маршак и Максим Горький
В южном городе молодой человек проводит два года. В 1906 году, получив предупреждение о готовящемся против евреев заговоре, вынужден в спешном порядке покинуть побережье и вернуться в Петербург.
На этом кочевническая жизнь писателя не остановилась. В 1911 году молодой человек с группой товарищей отправляется в путешествие по Ближнему Востоку в качестве корреспондента. 1912 год ознаменован поездкой в Англию для получения образования в Лондонском университете.
Вернувшись на родину в 1914, молодой человек менял города жительства еще несколько раз, пока окончательно не перебрался в Петроград в 1922 году.
У Тимофея-Тима
У Тимофея-Тима На ножках десять пальцев. Чулки на десять пальцев Натягивает Тим, Натянет и сапожки И новые галошки, И весь десяток пальцев Гулять уходит с ним.
У Тима-Тимофия На ручках десять пальцев, И делают все пальцы, Что им прикажет Тим. Он сунет их в перчатки На меховой подкладке — И десять пальцев в прятки Зимой играют с ним.
У Тимофея-Тима Два синих-синих глаза. Они всегда смеются, Когда смеется Тим. А если мальчик болен Иль чем-то недоволен, То сразу Оба глаза Заплачут вместе с ним.
У Тима-Тимофея На ручках десять пальцев, На ножках десять пальцев, А голова одна.
Когда, зевая сладко, Ложится он в кроватку — На мягкую подушку Ложится и она.
Мастер-ломастер
Я учиться не хочу.Сам любого научу.Я — известный мастерПо столярной части!У меня охоты нетДо поделкиМелкой.
Вот я сделаю буфет,Это не безделка.Смастерю я вам буфетПростоит он сотню лет.Вытешу из елкиНовенькие полки.Наверху у вас — сервиз,Чайная посуда.А под ней — просторный низДля большого блюда.
Полки средних этажейБудут для бутылок.Будет ящик для ножей,Пилок, ложек, вилок.У меня, как в мастерской,Все, что нужно, под рукой:Плоскогубцы и пила,И топор, и два сверла,Молоток,Рубанок,Долото,Фуганок.
Есть и доски у меня.И даю вам слово,Что до завтрашнего дняБудет все готово!
ЗавизжалаПила,Зажужжала,Как пчела.Пропилила полдоски,Вздрогнула и стала,Будто в крепкие тискиНа ходу попала.Я гоню ее вперед,А злодейка не идет.Я тяну ее назадЗубья в дереве трещат.
Не дается мне буфет.Сколочу я табурет,Не хромой, не шаткий,Чистенький и гладкий.Вот и стал я столяром,Заработал топором.Я по этой частиЗнаменитый мастер!
Раз, дваПо полену.Три, четыреПо колену.По полену,По колену,А потомВрубился в стену.
Топорище — пополам,А на лбу остался шрам.Обойдись без табурета.Лучше — рама для портрета.Есть у дедушки портретБабушкиной мамы.Только в доме нашем нетПодходящей рамы.
Взял я несколько гвоздейИ четыре планки.Да на кухне старый клейОказался в банке.Будет рама у меняС яркой позолотой.Заглядится вся родняНа мою работу.
Только клей столярный плох:От жары он пересох.Обойдусь без клея.Планку к планке я прибью,Чтобы рамочку моюСделать попрочнее.Как ударил молотком,Гвоздь свернулся червяком.Забивать я стал другой,Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотилШляпку набок своротил.Плохи гвозди у меняНе вобьешь их прямо.Так до нынешнего дняНе готова рама…
Унывать я не люблю!Из своих дощечекЯ лучинок наколюНа зиму для печек.Щепочки колючие,Тонкие, горючиеЗатрещат, как на пожаре,В нашем старом самоваре.То-то весело горят!А ребята говорят:— Иди,Столяр,РазводиСамовар.Ты у нас не мастер,Ты у нас ломастер!
Самуил Маршак / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- / Редьярд Киплинг ; перевод с англ. К. Чуковского ; стихи в переводе С. Маршака. — Москва ; Петроград : Государственное издательство, 1923. — 30 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
- Маршак, С. Я. Книжка про книжки / Самуил Маршак ; худож. С. Чехонин. — Москва ; Ленинград : Радуга, 1925. — 16 с. : ил. — Оригинал хранится в РГДБ.
- Маршак, С. Я. Цирк / С. Маршак ; В. Лебедев. — : Радуга, 1925. — 14 с. : цв. ил. — Оригинал хранится в РГДБ.
- Маршак, С. Я. Синие загадки — красные разгадки / Самуил Маршак ; худож. Е. Татаринов, Е. Дорфман. — Ленинград : Государственное издательство, 1928. — 9 с.: ил. — Оригинал хранится в РГДБ.
Счастливое детство и лесная книга
Дети нашего двора
Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?
Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).
Детки в клетке
Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.
Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.
Показав себя народу, Бегемот уходит в воду. Спит сова, вцепившись в пень, Спит олень, и спит тюлень.
В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поешь!
Что было потом, всем известно, и мораль понятна.
Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать…
А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.
Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.
Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.
Творчество Маршака – философия жизни
Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия. Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности
Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка
Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.
Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ️ и смех. Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению. Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.
Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать: — Приходи к нам, тётя кошка, Нашу детку покачать.
«Теремок», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом» – все они построены на фольклоре разных стран и народов и передают мотивы добра, благодетели и радости жизни, иронически и юмористически разоблачая глупость и зло. Именно это и создаёт эффект воспитательности в его произведениях и наделяет их педагогической ценностью.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель
— Ребята, к нам сегодня в гости прилетел маленький гость. А кто это угадайте.
Загадка:
Эту птицу каждый знает
В теплый край не улетает
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра
— Просыпайтесь поскорей
Всех торопит (воробей)
Влетает воробей. Дети здороваются.
— Откуда, воробей ты прилетел к нам?
Послушайте, что ответил воробей.
Загадка:
— Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
Ответ: Зоопарк
— Ребята, а вы знаете что такое зоопарк? (ответы детей)
— Воробей, расскажи, что ты делал в зоопарке?
2 Основная часть
Чтение стихотворения «Где обедал воробей? С. Маршака., с использованием настольного театра.
Воспитатель читает стихотворение, при этом обращает внимание на изображения животных, указанных в стихотворении. «Где обедал воробей?». «Где обедал воробей?»
«Где обедал воробей?»
-Где обедал воробей?
-В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Погостил у носорога,
Отрубей поел не много.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Воспитатель:
— Как хорошо воробей, что с тобой ни чего не случилось, и ты прилетел к нам в гости.
Кто чуть не проглотил воробья? Где побывал воробей?. У каких зверей и птиц обедал воробей?.
— Ребята, в зоопарке живут и другие животные. Воробей приглашает нас с вами посетить зоопарк. Хотите отправиться в зоопарк?.
Раз, два, три, вокруг себя повернись в зоопарке очутись.
Мы с вами повторим правила поведения в зоопарке:
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ
Только дорога туда длинная. Все готовы? Тогда в путь! Сначала мы выполним небольшую зарядку:
Физминутка:
В зоопарке мы гуляем
И животным подражаем
Скачет зайка на лужайке
Мы поскачем, словно зайка (прыжки на месте)
Наклоняться нам не лень
Щиплем травку как олень (наклоны вперед)
Птицы крылья расправляют,
Мы за ними повторяем (рывки руками в стороны)
А пингвин, хоть не летает,
Тоже крыльями вращает (вращение согнутыми руками)
Крутит обруч бегемот
Тренирует свой живот (круговые движения тазом)
Медвежата не скучают
Землянику собирают (приседания)
Так ребятки и зверятки вместе сделали зарядку.
— Вот ребята мы и в зоопарке. Не забывайте соблюдать тишину.
Воспитатель подходит к вольерам. Читает стихотворения С. Маршака «Детки в клетке»
ЛЬВЯТА
Вы разве не знаете папы-
Большого, рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит-басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко.
ТИГРЕНОК
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигренок, а не киска!
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
ЗЕБРЫ
Полосатые лошадки Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
ОБЕЗЬЯНА
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
3. Заключительная часть
— Ребята, зоопарк закрывается нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, вокруг себя повернись в детском саду очутись.
Дети садятся на стульчики.
Ребята, стихи которые мы сегодня услышали, написал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке.
Дидактическая игра «Назови ласково» (Воспитатель показывает картинки с изображением животных, дети называют ласково (заяц – зайчик)
Непослушная мама
Джеймс Джеймс Моррисон Моррисон, А попросту — Маленький Джим, Смотрел за упрямой, Рассеянной мамой Лучше, Чем мама за ним.
Джеймс Джеймс Говорил: — Дорогая, Помни, что ездить одна В город До самого Дальнего края Ты без меня не должна!
Но очень упряма Была его мама (Так люди о ней говорят.) Упрямая мама Надела упрямо Свой самый Красивый наряд.
«Поеду, поеду, — Подумала мама, — И буду к обеду Назад!»
Искали-искали Пропавшую маму, Искали три ночи, Три дня. Был очень Английский король озабочен, И свита его, И родня.
Английский король Говорил королеве: — Ну, кто же из нас виноват, Что многие мамы Ужасно упрямы И ездят одни, без ребят?
Я знаю, — Сказал он, — Ту площадь в столице, Где мой расположен дворец. Но в нашей столице Легко заблудиться, Попав В отдаленный конец!
Джеймс Джеймс Моррисон Моррисон, А попросту — Маленький Джим, Смотрел за упрямой, Рассеянной мамой Лучше, чем мама за ним.
Но вот отыскалась Пропавшая мама, С дороги Пришла от нее телеграмма, В которой писала она: «Целую, здорова, И — честное слово — Не буду я ездить Одна!»
Вот какой рассеянный
Жил человек рассеянныйНа улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,Стал рубашку надевать,В рукава просунул руки —Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто —Говорят ему: «Не то!»Стал натягивать гамаши —Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходуОн надел сковороду.Вместо валенок перчаткиНатянул себе на пятки.
Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!
Однажды на трамваеОн ехал на вокзалИ, двери открывая,Вожатому сказал:
«ГлубокоуважаемыйВагоноуважатый!ВагоноуважаемыйГлубокоуважатый!Во что бы то ни сталоМне надо выходить.Нельзя ли у трамвалаВокзай остановить?»
Вожатый удивился —Трамвай остановился.
Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!
Он отправился в буфетПокупать себе билет.А потом помчался в кассуПокупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,Влез в отцепленный вагон,Внес узлы и чемоданы,Рассовал их под диваны,Сел в углу перед окномИ заснул спокойным сном..
«Это что за полустанок?» —Закричал он спозаранок.А с платформы говорят:«Это город Ленинград».
Он опять поспал немножкоИ опять взглянул в окошко,Увидал большой вокзал,Почесался и сказал:
«Это что за остановка —Бологое иль Поповка?»А с платформы говорят:«Это город Ленинград».
Он опять поспал немножкоИ опять взглянул в окошко,Увидал большой вокзал,Потянулся и сказал:
«Что за станция такая —Дибуны или Ямская?»А с платформы говорят:«Это город Ленинград».
Закричал он: «Что за шутки!Еду я вторые сутки,А приехал я назад,А приехал в Ленинград!»
Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!