Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Сергей Аксаков — детство
Родился будущий писатель в сентябре 1791 года. Раннее детство Сергей Тимофеевич провел в Уфе, а также в родовом имении семьи Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Живописная природа этих мест оказала сильное влияние на формирование личности писателя. Он много времени проводил на улице, в том числе, общался с дворней и обожал сказки ключницы Пелагеи. Именно от нее он услышал сюжет истории о дочери купца и чудовище, который через много лет поведает читателям как сказку «Аленький цветочек». Отец Тимофей Степанович, сам заядлый охотник, передал и сыну эту страсть – с юного возраста и на всю жизнь Сергей полюбил ходить на охоту, наблюдать за природой, повадками птиц и зверей и никогда не палил из ружья по чем зря.
Родители Аксакова
Родители Сергея Тимофеевича Аксакова были людьми необычными, нетипичными для своего времени. Хотя и отец, и мать будущего писателя происходили из древних, знатных дворянских семей, но оба в свое время испытали немало горестей, унижений и боли. Однако не ожесточились от этого, а, наоборот, стали более ранимыми и сочувствующими и в жизни стремились к тому, чтобы уменьшить зло и горечь и приумножить добро и любовь.
Отец
Отец знаменитого писателя – Тимофей Степанович Аксаков – происходил из небогатого, но древнего рода. А своего деда, Степана Михайловича Аксакова знаменитый внук впоследствии опишет в одной из книг, как «неотесанного и энергичного помещика-первопроходца, который одним из первых организовал поселение крепостных в башкирских степях». В положенное время Тимофей Степанович поступил на военную службу, хорошо по ней продвигался и даже некоторое время служил ординарцем самого фельдмаршала Суворова, когда тот находился в Оренбургском крае. Когда же Александр Суворов вернулся в столицу, ему на смену был назначен надменный и жестокий немецкий генерал, с которым связана тяжелая страница в жизни Тимофея Аксакова.
Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века.
Однажды, когда генерал и все офицеры находились в церкви на службе, до прихожан донеслась громкая и удалая русская песня – это шли по улице три бравых молодых унтер-офицера, один из которых красивым зычным голосом распевал походную песню. Генерала этот инцидент по какой-то причине вывел из себя, он приказал схватить всех троих и назначил наказание в 300 палок каждому…за русскую песню… Говорят, что на спине Тимофея Степановича не осталось живого место, ткань от мундира просто смешалась с кожей и отодрать ее не представлялось возможным. Унтер-офицер пролежал в госпитале более двух месяцев, дожидаясь, когда раны заживут… Как только он смог выйти из лазарета, тут же подал в отставку и навсегда покинул армию. В последующие годы он служил прокурором земского суда в Уфе.
Но, как уже говорилось выше, Тимофея Степановича этот случай не обозлил, а, напротив, сделал более мудрым и человечным. Он всегда был добр, отзывчив и справедлив не только с семьей и людьми своего круга, но и с крепостными. И в таком же духе воспитывал своих детей.
Мать
Матушка русского писателя Мария Николаевна, в девичестве Зубова, была дочерью товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Девушка выросла среди высшего чиновничества и получила прекрасное для того времени образование.
Однако мать ее умерла рано, и вскоре отец решил жениться во второй раз. Отношения между мачехой и падчерицей не сложились, и Марии пришлось вынести много жестокости и несправедливости в свой адрес. При очередных родах мачеха умерла, после чего весь быт перелег на плечи юной Марии. Совсем молодой девушке пришлось взять на себя все заботы большого дома и даже служебные дела больного отца. «Умудренная годами тяжких страданий, 17-летняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что по болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии», – так позднее описывал сын Сергей юность матери.
Тем не менее Мария Николаевна не ожесточилась сердцем, оставшись доброй и ласковой женщиной. Она придерживалась руссоизма – системы взглядов французского мыслителя Жан-Жака Руссо – и согласно этим взглядам подходила к воспитанию детей
Сережа был первенцем, и материнское внимание и забота достались ему с лихвой. Он рос в атмосфере любви, с ним никогда не обращались грубо или жестоко. Всего у Сергея Аксакова родилось двое братьев и четыре сестры, но один брат и одна сестричка умерли в младенчестве
Между детьми Аксаковых на всю жизнь сохранились взаимопонимание, уважение, дружба и настоящее родство душ.
Всего у Сергея Аксакова родилось двое братьев и четыре сестры, но один брат и одна сестричка умерли в младенчестве. Между детьми Аксаковых на всю жизнь сохранились взаимопонимание, уважение, дружба и настоящее родство душ.
Учеба
Уже в 4 года Сережа выучился читать, и в целом он развивался стремительно, радуя родителей смышлёностью и блестящими способностями. Мальчик разучивал наизусть стихи, с охотой их декламировал, а также любил разыгрывать небольшие пьески на сюжет сказок «Тысячи и одной ночи».
В 1799 году, когда Сереже было 8 лет, его определили в Казанскую гимназию. Но события показали, что семья поторопилась. Прежде всего, Мария Николаевна оказалась не готова к разлуке с любимым Сереженькой: она буквально не находила себе места и не могла ничего делать, отправив сына в казенный дом. Да и сам мальчик, резко вырванный из семейного очага, не сумел сразу влиться в новое общество. На фоне психологических переживаний у него случилось несколько приступов эпилепсии, и родители приняли решение забрать сына домой. Так Сергей еще два года находился на домашнем обучении.
Литература Аксакова
Итак, с 1838 года Аксаковы перебрались на постоянное место жительство в свое подмосковное имение Абрамцево, где Сергей Тимофеевич и написал самые известные свои произведения.
Усадьба Абрамцево
Для читателей-современников Сергей Аксаков открылся как выдающийся писатель с неповторимом стилем и слогом в 1834 году, когда в печать вышел его очерк «Буран».
«Семейные хроники»
В 40-х годах он работал над своей знаменитой трилогией «Семейные хроники», которые в большей части стали автобиографическим произведением. Трилогия был встречена читателями и коллегами по перу очень тепло и даже трепетно. Аксаков раскрылся как непревзойденный бытописатель и даже, возможно, как основоположник российской жанровой прозы.
Книги о рыбалке и охоте
А в 1845 году писатель загорелся идеей написать книгу о рыбалке, которая бы состояла из рассказов бывалого рыболова. Так появились «Записки об уженье», которые в последующих изданиях автор переименовал в «Записки о уженье рыбы», добавив новые рассказы. Книга была встречена с единодушным восторгом! В связи с чем писатель в 1849 году вдохновился написать аналогичный труд, но теперь уже о другом своем любимом увлечении – охоте. И в 1852 году в свет вышла книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
Это произведение стало еще более популярным, чем его предшественник. Восхищенные отзывы писали даже мэтры русской литературы. Так Николай Гоголь отмечал, что хотел бы видеть главных героев второго тома «Мертвых душ» такими живыми, как птицы Аксакова. Иван Тургенев подтверждал, что «Такой книги русская литература еще не знала – это что-то новое и совершенно необыкновенное!». А Николай Чернышевский писал: «Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника»».
В своих книгах об охоте и рыбалке Сергей Тимофеевич, с одной стороны, давал подробные и точные описания повадок самых разных птиц, животных и рыб, с другой же, делал он это так художественно и лирично, что обе книги сразу же превзошли на целую голову все выпускающиеся в то время руководства. К тому же в произведениях Аксакова было много поэтичных описаний природы и личных отступлений, описывающих характеры главных героев. Читались книги на одном дыхании.
«Детские годы Багрова-внука»
С 1854 по 1856 годы Сергей Аксаков работал над своей новой книгой. Вот как он писал о ней в своем дневнике: «Есть у меня заветная дума… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли… Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».
Судя по всему, задумка автора ему удалась. Книга заслужила репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек», которая впоследствии начала жить вполне самостоятельной жизнью и стала настоящей визитной карточкой писателя. Более того, театральный спектакль по этой сказке вошел в Книгу рекордов России как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз! Изначально Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек» своей внучке Оленьке.
Аленький цветочек Иллюстрация выполнена для альманаха «Волшебный фонарь». Автор Николай Алексеевич Богатов
Отношения супругов и детей
Они поженились в 1816 году. Оба были влюблены друг в друга, по характеру были очень схожи – добрые, отзывчивые, души не чаявшие в своих детях, которых у них родилось десятеро. Однако четверо умерли в младенчестве, а сын Михаил погиб совсем в юношеском возрасте. Интересный факт – когда Аксаков писал письма своим сыновьям, он подписывался «твой друг и отец». В доме Аксаковых много читали – читали вслух – ставили домашние спектакли, устраивали костюмированные праздники. Атмосфера была творческая, и не только дети крепкой семейной четы получали от этого удовольствие. Дом Аксаковых в имении Абрамцево вскорости становится фактически одним из главных центров московской литературной жизни. Тут по субботам собирались известные писатели, учёные, театральные деятели. Всех принимали хлебосольно, в подготовке и организации аксаковских вечеров принимали участие и подросшие дети.
С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания. Акварель К. А. Трутовского. 1892 г.
Сборники, печатные издания и книги источники:
- Осповат А.Л. Аксаков Константин Сергеевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 32-34.
- Трубачев С. Аксаков Константин Сергеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Аксаковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Аксаков К. С. / В. В. Сербиненко // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — М.: Печатня А. Снегиревой, 1911. — С. 4—6..
- Кулешов А. С. Наумов О. Н. Аксаковы. Поколенная роспись. — М.: «Территория», 2009.
- Аксаков Константин // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
Все произведения Аксакова
9 февраля
А прежде солнце мне светило
А. Н. Попову
Акростих
Ангел светлый, ангел милый
Безмолвна Русь
Борьба
В сумерки дева взошла на балкон
Великий пост
Веселью
Весна
Вечер
Водопад
Возврат
Возврат на Родину
Воспоминание (Как живы в памяти моей)
Воспоминание (Кто отдаст мне молодость)
Встреча
Готовьте, топоры точите
Гроза
Грустно видеть, как судьба порою
Гуманисту
Да, я один, меня не понимают
Да, я певал, когда меня манило
Далёко, далёко желанный приют
Два приятеля
Две картины
Друзья, садитесь в мои челнок
Думы
Души безумные порывы
Едва ты юности коснулся
Ерш
Зачем я не могу среди народных волн
И вместе мы сошлись сюда
И вот мой путь
И. С. Аксакову
Идеалы
Из Гете (Новая любовь, новая жизнь)
Из Шилера (Тайна)
К идее
К Н. И. Надеждину
К радости
К Ю. Ф. Самарину
Как быстро годы пролетели
Как луна лучом пронзает
Как много чувств на мне лежат
Как рано собралися тучи
Когда, бывало, в колыбели
Коринфская невеста
Куплеты Н. И. Надеждину
Луна и солнце
Магадэва и Баядера (Индийская легенда)
Меня зовет какой-то тайный голос
Мечтание
Милостивые государи
Мой друг, любовь мы оба знали
Мой Марихен так уж мал
Молодой крестоносец
Москве
Муж и жена
Н. М. Языкову
На бой
На озере
Несутся, мелькают одно за другим
Новгород
Ночное посещение
О Карамзине
О русском воззрении
О, если б можно было
О, стремление
Облако
Одежда
Орел и поэт
Отрывок из послания к Велецкому
Пастух
Певец
Первая любовь
Первое мая
Перемена
Петру
Письмо из деревни
Пловец
Повесть о бражнике
Подлец
Помнишь ли ты
Посвящение
Посещение
Посмотри, милый друг, как светло в небесах
Поэту-укорителю
Публика и народ
Пускай другие там холодными стихами
Путешествие на Риги (В Швейцарии)
Путь
Разговор
Раздумье
Разуму
Расставанье
Россия
Русская легенда
Ручей
Рыбак
С. М. Соловьёву
Свободное слово
Скала
Скоро зимний ляжет путь
Советы
Сон
Софье
Союзникам
Спасение
Степь
Страшная буря прошла
Стремление
Стремление души
Счастливый путь
Твои уста, твой взор молили
Тебе, студент времен далеких
Тени
Тишина на море
Толпе эмпириков
Туда, туда! Иди за мною!
Тучи грозные покрыли
Тэкле
Тяжело-тяжело на душе залегло
Утренние жалобы
Фантазия
Целый век свой буду я стремиться
Чем в этот час в своей деревне
Что лучше может быть природы
Элегия
Элегия (Мальчик! зажги мне огня!)
Я видел Волгу
Я не знал, что солнце скинет
Я не знаю, найду ли иль нет
Я счастлив был во времена былые
Смерть Аксакова
С 1840-х годов здоровье Сергея Аксакова постепенно стало ухудшаться. С самого детства у него время от времени случались приступы эпилепсии. К этому добавилось ухудшение зрения, так что к старости он практически совсем ослеп и последние свои произведения уже не мог писать сам, надиктовывая их дочери Вере. Весной 1859 года Сергей Тимофеевич тяжело заболел и 12 мая его не стало. Семья похоронила писателя на кладбище у Симонова монастыря. В советское время прах литератора был перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Изначальная могила Аксакова в Симоновом монастыре. Кон.XIX в.
Сергей Аксаков — служба
Переводчик
По окончании университета, будучи 16 лет отроду, Сергей Тимофеевич уехал сначала в Москву, а потом в Петербург, где потупил на службу. Знание языков (а Сергей Аксаков в совершенстве владел французским, немецким и английским) позволило ему устроиться переводчиком в Комиссию по составлению законов. Свободное же от службы время он посвящал литературному творчеству: вступил в кружок «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Самое известное его стихотворение того времени – «Вот родина моя».
Критик
Чуть позже Сергей Тимофеевич увлекся театром. Теперь он выполнял еще и переводы зарубежных театральных пьес, а также начал публиковаться в столичных журналах как театральный критик. Позже он стал видной персоной в области литературной критики.
Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков записался в ополчение Московской губернии. А на следующий год уехал в Оренбургскую губернию, в отцовское имение Ново-Аксаково и посещал Петербург и Москву лишь наездами. И только в 1827 году, уже вместе с собственной семьей, снова переехал в Москву на постоянное место жительства.
Цензор
С 1827 года Сергей Тимофеевич был принят на должность цензора в Московском цензурном комитете. Но уже через год его с этой должности сняли за то, что он пропустил в печать неугодную Николаю I юмористическую балладу В. Проташинского, в которой автор осмеивал московскую полицию. В последующие шесть лет он еще несколько раз назначался и снимался с должности цензора, так как в те времена это была довольно опасная и непредсказуемая профессия, где можно было из своего кабинета попасть прямиком в застенки полицейского отделения по обвинению в попустительстве деятельности против государя.
Директор института
В 1833 году Сергей Аксаков устроился инспектором в Константиновское землемерное училище. За два года своей деятельности Сергей Тимофеевич вместе с коллективом учебного заведения проделал большую работу, подготовив училище к реорганизации. И в 1835 году Николай I подписал указ о преобразовании заведения в Константиновский межевой институт. Сам же Сергей Аксаков был назначен на место первого директора этого института.
1838 год стал поворотным в жизни Сергея Тимофеевича – он оставил не только должность директора Межевого института, но и в целом ушел с государственной службы. Этому способствовало два обстоятельства: во-первых, у него стало ухудшаться здоровье, а, во-вторых, ушедший из жизни отец оставил старшему сыну солидное наследство, в связи с чем Сергей Аксаков мог больше не трудиться за жалование, чтобы обеспечить свою многочисленную семью, а сосредоточится на домашних делах и литературе.