Паустовский. стальное колечко

Читать онлайн «стальное колечко. сказки», константин паустовский – литрес

Читательский дневник по сказке «Стальное колечко» Константина Паустовского

Название произведения: «Стальное колечко»

Число страниц: 4

Жанр: сказка

Главные герои: Варюша, дед Кузьма, воробей Сидор.

Второстепенные герои: бойцы на платформе.

Характеристика главных героев:

Варюша — заботливая и доверчивая девочка.

Любопытная.

Сильно переживала, что не найдёт кольцо.

Любит природу.

Дед Кузьма — старый и ослабший.

Мудрый.

Сидор — обладает дурным нравом. Но надёжный друг.

Характеристика второстепенных героев:

Боец — добрый и благодарный.

Подарил девочке чудный перстень.

Краткое содержание сказки «Стальное колечко»

Девочка Варя жила в деревне вместе со своим дедушкой.

Однажды он заболел, и внучка пошла в соседнее село ему за махоркой.

На станции Варя познакомилась с солдатами.

Они в обмен на махорку подарили девочке колечко из стали, называя его волшебным.

Варя надела кольцо на мизинец, и оно упало в снег.

Только весной Варя смогла отыскать своё колечко и сразу надела его на средний палец, обещающий здоровье.

Вернувшись, она увидела, что дед встал и вышел на улицу.

Ночью девочка надела кольцо на безымянный палец и случилось чудо — по лесу прошла весна.

Основная мысль сказки «Стальное колечко»:

Главная мысль сказки в том, что если быть добрым и верить в чудеса, то им найдётся место в жизни.

Основная идея рассказа в том, что родные места самые лучшие.

Краткий отзыв по произведению «Стальное колечко» для читательского дневника:

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что настоящая вера действительно может творить чудеса.

Девочка Варя верила, что, надев кольцо на палец, она принесёт деду здоровье.

Дед объяснял своё здоровье иначе — забытой дверью и сквозняком.

Но Варя надела колечко на другой палец и случилось приятное чудо — мимо прошла весна.

Это интересное и красивое произведение о любви к Родине, её природе и людям.

Автору удалось написать рассказ, очень похожий на сказку.

Хотя, если подумать, ничего сказочного в нём не происходит.

В этом произведении есть лишь одно волшебство природы.

Мне нравится добрая и отзывчивая девочка, героиня этого рассказа.

Она мечтала, чтобы её дед выздоровел, и он поправился.

Варя хотела чуда и настала весна.

Она не захотела в путешествие, считая родной край лучшим местом на земле.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что хорошо там, где нас нет.

Но в наших силах сделать так, чтобы хорошо стало там, где мы есть.

Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:

  • «Похождения жука-носорога»
  • «Заячьи лапы»
  • «Тёплый хлеб»
  • «Барсучий нос»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Дремучий медведь»
  • «Корзина с еловыми шишками»

Библиотека произведений автора пополняется.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема у произведения «сказочная» — победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения.

Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.

Художественное своеобразие

В названии обозначен самый важный предмет – стальное колечко. Оно обладает волшебными свойствами и даёт здоровье, радость или возможность путешествовать. Но его свойства вполне могут быть выдуманными. Варюша поражается, что за зиму колечко не заржавело. Но ведь оно стальное, сталь не ржавеет, это не волшебное свойство колечка, а материальное.

В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).

Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».

  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского

  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского

  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского

  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского

  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского

  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Герои сказки

Главная героиня – девочка Варюша. Так называет её рассказчик, подчёркивая, во-первых, юный возраст девочки, а во-вторых, — своё к ней нежное отношение.

Варюша воспитана дедом Кузьмой, который, сознательно или нет, сформировал у девочки мифологическое или сказочное отношение к миру. Или, может быть, он просто не разрушил детскую веру внучки в сказку?

Варюша верит словам бородатого бойца, что от ветра, создаваемого поездом, она может улететь под небеса. Варюша без колебаний несёт воробья на место потери колечка, чтобы он помог в поисках, как посоветовал ей дедушка. Но главное – Варюша сразу поверила в волшебное свойство колечка.

Варюша очень жалостливая, она откликается на чужую нужду. Она пошла за махоркой для больного дедушки в соседнее село суровой зимой.

Портретную характеристику Варюше даёт бородатый боец: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». От автора читатель узнаёт, что Варюша синеглазая.

Когда Варюша строго отказалась продать махорку, бородатый боец назвал её больно серьёзной.

Да, Варюша не сразу верит в волшебные свойства колечка, а только после того, как другой боец назвал бородатого колдуном. Ведь это самое естественное объяснение для девочки, верящей в чудеса.

Варюша любопытна, как любопытная Варвара. Именно любопытство стало причиной потери колечка, ведь девочка решила проверить, что будет, если колечко надеть на мизинец. Боец забыл сказать об этом.

Варюша лишилась сразу трёх чудес

Первое и самое важное для Варюши – здоровье для хворающего дедушки, затем – большущая радость и, наконец, возможность посмотреть свет со всеми его чудесами

Из этих трёх чудес настоящее – только первое. Большущую радость, по мнению Паустовского, человек должен уметь разглядеть, она всегда рядом, она в мелочах, таких, как приход весны. А от возможности увидеть белый свет со всеми его чудесами Варюша сама отказывается из любви к родной деревушке. Да и никакое это не чудо – путешествовать по белу свету.

У Варюши есть редкое качество: она довольна своей жизнью, наслаждается ею и ничего не хочет менять. Это, с точки зрения автора, — залог истинного счастья.

Дед Кузьма – воплощение народной мудрости, доброты и силы духа. Читатель ничего не знает о родителях Варюши, но можно предположить, что девочка сирота. А смерть деда была бы для Варюши самым большим несчастьем.

Дед напоминает какое-то мифологическое существо. У него косматые серые волосы, он сидит на завалинке, а дым от махорки напоминает пар, «будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Дед Кузьма как будто не особенно нежен с Варюшей, называет её дурочкой и вертушкой, но это как раз доступные ему ласки.

Бойцы в рассказе – воплощение мужества и доброты одновременно, они – защитники родной земли, богатыри.

Бородатого бойца, подарившего кольцо, его товарищ называет колдуном, ведь его, старого сапера, «даже мина не брала». Но этот факт можно объяснить опытом и везением бойца.

Ещё один герой рассказа – старый воробей Сидор. Это прирученный воробей, который зимует в избе Кузьмы, как хозяин. Воробей этот «с характером», кашу склёвывал прямо из мисок, хлеб старался вырвать прямо из рук. Сказочный пласт сказки делает воробья волшебным: он разговаривает и, хотя не помогает найти в снегу перстенек, но призывает в окошко весну, растопившую снег.

Сюжет и композиция

По композиции «Стальное колечко» ближе к рассказу, а не к сказке. В нём есть крохотная экспозиция, в которой повествуется о долгой и суровой зиме, о замёрзших волках. Завязка рассказа — у деда Кузьмы закончилась махорка, кульминация – потеря колечка и вместе с ним надежды, развязка — приход весны и обретение всего потерянного: колечка, здоровья, радости.

Но есть в произведении элементы сказки. От волшебной сказки в «Стальном колечке» волшебный предмет (колечко), волшебный даритель (солдат), простодушный герой, награждённый за доброе сердце (Варюша дала солдату махорку просто так, «сколько надо»). Но животные ведут себя не как герои волшебной сказки, а как герои сказки о животных. Воробей Сидор не желает быть волшебным помощником. Зато у него человеческий характер. Воробей своенравен, драчлив и нахален. Волки из леса хотят, как Лисичка из сказки «Зайкина избушка», «пожить в избе, почесаться и полежать у печки».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: