Волшебная сила искусства. потрясающий рассказ константина паустовского «старый повар»

Краткое содержание Паустовский Старый повар

Основные действия рассказа происходят на окраине Вены. Здесь стоит ветхий домик, в котором умирает старый повар. Мужчина всю свою жизнь проработал в имении одного богатого аристократа. Повар понимал, что совсем скоро он отправится в мир иной. Мужчина не очень любил священников, но понимал, что ему обязательно нужно исповедаться перед смертью. Тогда он попросил свою восемнадцатилетнюю дочь выйти на улицу, и привести оттуда человека, который первым попадется ей на глаза. Волею случаю таким человеком оказался молодой, но талантливый музыкант. Позже окажется, что этим самым музыкантом был сам Моцарт.

Музыканту пришлось подняться в дом к умирающему. И чтобы облегчить участь старого повара, музыкант решил сыграть на клавесине. Его игра была невероятно завораживающей и трогательной. Она зацепила старика за самое сердце. Повар был поражен этой мелодией, но она подарила ему несколько мгновение самого большого счастья.

Музыкант же сочинил мелодию, которая вскоре покорила весь мир своей красотой. Так композитор и старый повар помогли друг другу. Один из них в самом конце своей жизни ощутил всю красоту музыки, а второй – написал мелодию, которая тронула до глубины души далеко не одного человека. Мир вокруг очень красив.

Оцените произведение:

  • 3.9

Голосов: 705

Читать краткое содержание Старый повар. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещерская сторона
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрепанный воробей
  • Рождение рассказа
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

В экспозиции рассказа слово «умирал» стоит рядом с обозначением года, в который происходит действие. Тем самым Константин Паустовский показывает, что если перемены и произойдут, это случится слишком поздно: старик умрёт раньше, чем свершится революция.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Момент, когда юная Мария приводит прохожего в дом, можно считать началом развития в композиции сюжета. Происходит недолгая беседа, после чего незнакомец прощает повару его грех. Умирающий старик называет своё имя: теперь читатели знают, что его зовут Иоганн Мейер. У героя есть 2 предсмертных пожелания. Первое — чтобы кто-то взял на себя заботу о будущем его дочери. Незнакомец сказал, что сделает это, и спросил, в чём заключается второе желание. Старик ответил, что ему хочется увидеть Марту такой, как в молодости. «Но это невозможно, сударь», — добавил повар.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

  • прозрачное, «как синее стекло», небо;
  • цветы, распускающиеся на деревьях;
  • стаи птиц, летящие на север над Веной;
  • пар, поднимающийся от ограды, освещённой солнцем.

Незнакомец играл, и клавесин пел так торжественно, как будто ликовал. Потом умирающий попросил, чтобы Мария открыла окно. Комната заполнилась холодным воздухом. Старый повар «жадно дышал», а потом из последних сил попросил, чтобы незнакомец сказал своё имя. Музыкант ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Этот момент — развязка рассказа, и внимательный читатель уже давно догадался, кем был таинственный незнакомец.

Паустовский, «Старый повар»: анализ произведения

Автор разделил свой рассказ на две части. В первой мы явственно видим тоску и уныние. Особенно печально, что умирает не только Иоганн Мейер, но и старый пес, который уже не выходит из своей будки. Минорное настроение достигается словами: сторожка — «ветхая», ветки, которыми заполнен весь сад, — «гнилые». В доме стол — «грубый», скамейки — «хромые», простенькая посуда — в трещинах. Единственная ценность в доме – старенький клавесин, отрада для Марии. Его любят Иоганн Мейер и его дочь. Старик с любовью подсмеивается над ним.

И вдруг с появлением в доме незнакомца, которого автор называет «молодым», «быстрым», настроение меняется. Эти эпитеты и последующие: «по-мальчишески», «весело», придают рассказу живость и бодрость. Вносят в него энергию юности. Исповедуя старика, музыкант полон внимания и доброжелательности. Незнакомец обещает помощи не от Бога, а от искусства, которому он служит. Действительно, выслушав старого честного человека, которого мучает давний грех кражи и не дает ему уйти с миром из этой жизни, незнакомец объявляет его невиновным. Это не грех, а «подвиг любви». Молодой человек в черном камзоле испрашивает последнюю волю у старика. Тот, слепой, считает ее несбыточной. Ему хочется вновь увидеть молодую девушку — такую, какой он встретил ее в первый раз, цветущий сад весной, осененный солнцем. Клавесин, за который сел незнакомец, вдруг заиграл, как никогда, в полную силу. «Слушайте и смотрите», – сказал музыкант.


«Сударь, я вижу Марту и голубое небо над нами, и слышу ее смех, когда она разбила, смутившись от встречи, кувшин», – приподнявшись, сказал старик. А клавесин продолжал петь, показывая, как уходит ночь, начинает ярче голубеть небо и яблони покрываются белыми цветами. Мы сделали краткий анализ. Паустовского «Старый повар» — настоящий шедевр. Здесь мы постарались отразить приемы, которыми пользовался автор произведения.

Сюжет

На окраине Вены умирал старый повар — Иоганн Мейер. Несколько лет назад он ослеп от жара печей. Предчувствуя  близость смерти , он захотел исповедоваться, но не любил священников. Поэтому он попросил дочь Марию пригласить первого встречного, чтобы исповедоваться ему.

Мария пригласила молодого человека, который согласился выслушать старика. Старик сказал ему, что всю жизнь работал  и  ему некогда было грешить. Но один грех всё же есть. Когда умирала его  жена  Марта и не было денег на лечение, он украл маленькое золотое блюдо у хозяев, разбил его и на золотые осколки покупал лекарства. Но жена всё равно умерла. Хорошо, что никто не был наказан из слуг за пропажу блюда.

Молодой человек успокоил старика, сказав, что старик невиновен, что это он сделал из-за любви.

Тогда старик сказал, что его последней волей было бы желание снова увидеть жену молодой, их первую встречу. Но он понимал, что это просто невозможно.

Тогда незнакомец сел за клавесин, который был в доме, и стал играть. И старик, слушая музыку, вдруг увидел  солнечный день зимний день в горах, когда он впервые встретил Марту. Его дочь тоже увидела весну, расцветающую яблоню.

Старику захотелось узнать имя человека, который помог уму вспомнить и увидеть пред смертью молодость. Им оказался великий композитор В.А.Моцарт.

Размышления  по  теме: «Музыка. Истинное искусство».

  • Музыка способна творить чудеса. Она помогает пережить трудные минуты  жизни человека, вспомнить всё лучшее, что у него было.
  • Память о прошлом делает человека счастливее: не зря он прожил жизнь, были минуты счастья, любви и радости.
  • Любые оттенки человеческих отношений можно выразить в звуках. Великие музыканты способны создавать творения, которые делают жизнь ярче, насыщеннее, интереснее.
  • Музыка способна передать все оттенки чувств человека, быть созвучной его настроению.
  • Последние минуты жизни старика из рассказа К. Паустовского были счастливыми. Он понял, что прощён за грех, который совершил, украв когда-то золотое блюдо. Вспомнил радостные минуты своей жизни, на несколько мгновений оказался мысленно рядом с любимой Мартой. Он уснул вечным сном успокоенным и счастливым. Это сделала музыка великого композитора — И.В. Моцарта.

Основные проблемы:

  • Огромная роль искусства в жизни человека , его способность  сделать её насыщеннее, ярче, интереснее
  • Сила настоящего искусства, его возможности влиять на душу человека, рождать светлые чувства и эмоции.
  • Возможность музыки воздействовать на душу человека, даря прекрасные мгновения жизни.
  • Музыка как один из сильных по степени воздействия на человека и красивейших видов искусства.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Краткий пересказ

Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.

Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:

  • деревянной кровати;
  • грубого стола;
  • потертой посуды из фаянса;
  • хромой скамейки.

Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.

Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.

Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.

Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.

Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».

Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.

Образ композитора

Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.

1V.Освоение изученного материала.(К.Г.) Работа с текстом.

Ключевые слова и фразы:великая сила искусства, музыка, клавесин, великий музыкант, старый повар.— О чем будет рассказ, который мы сегодня будем изучать?

— Где происходят события в рассказе?

— Какое настроение создаётся в начале рассказа?

(описание сада, дома, старика, собаки)

— Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

— С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский? (Олицетворение)

Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу)

— О чем просит старик дочь перед смертью?

— Как меняется настроение рассказа с появлением

в сторожке незнакомца?

— Каким человеком в жизни был старик?

— В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?

— Является ли это преступлением? Как назвал поступок старика незнакомец?

— Какова последняя воля старого повара?

— Что меняется вокруг, когда звучит клавесин?

(Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой)

— Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

(Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера)

— Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

(Не всё и не всегда можно выразить словами. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро)

Дополнительные сведения о композиторе.

(В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость. Моцарт прожил короткую, но радостную и плодотворную жизнь.)

— О чем же эта история?

(О том, что несбыточная мечта , благодаря божественному воздействию звуков, превратилась для умирающего старика в реальность)

— Ребята, какие эмоции вы чувствуете на данный момент?

Переключение эмоций.

— Какое у вас чувство после небольшой музыкальной паузы?

V.Закрепление изученного материала.Г. Работа в группах.

— В какую эмоцию вы должны перейти, чтобы выполнить следующие задания в группах?

Задания для каждой группы. Выполните проекты (Карточки с заданиями)

(Чувства старого повара в течение рассказа)

(Эмоции героев в данный момент?)

(Что вы чувствовали, какие эмоции, когда восстанавливали рассказ?)

— Защита проектов.

Сейчас читают

Встретились как-то три подруги, живущие по соседству, у колодца и зашел у них разговор об их сыновьях. У каждой из них было по одному сыну, и им было что обсудить. Не очень далеко сидел пожилой мужчина и стал невольным слушателем их разговора.

Жан-Батист Поклен, больше известный современным школьникам под псевдонимом Мольер, является создателем классической комедии. Кроме того он руководил собственной труппой и театром

Историю поведал пожилой эмигрант-француз, маркиз д’Юрфе, на балу в Вене. Будучи молодым, он был проездом в сербской деревне. Остановился на ночлег в большой семье местных.

Когда в доме внезапно погас свет, обеспокоенные соседи стали стучать друг другу в двери и строить догадки о причинах этого события. Потом все собрались около подъезда и стали обсуждать случившееся

Владимир Короленко родился в Житомире. Отец по национальности, был честным чиновником, работающем в суде. На то время это был чуть ли не один такой человек, так как чиновники того времени не дружили с честностью.

Как-то зимним вечером на окраине Вены лежал почти при смерти старик, бывший повар графини. Он жил в маленьком домике-сторожке со своей дочкой Марией, которой было 18 лет. Он был слеп из-за жара от печей, за которыми работал.

Старик предчувствовал свою смерть. Но в своей жизни он никогда не ходил в церковь, а исповедоваться перед смертью очень хотел. Он попросил Марию выйти на улицу и позвать в дом первого, кто встретится ей на пути. Именно так он хотел исповедаться.

Мария вышла на улицу и через некоторое время встретила там молодого человека. Она рассказала ему о просьбе своего отца, и юноша согласился побывать в роли исповедника. Придя в дом, молодой человек сказал старику, что он поможет ему властью, данной от искусства.

Старый повар поведал ему одну историю из своей жизни, о которой долго молчал. Он рассказал, что когда-то давно украл в доме графини золотое блюдо, а затем его продал. Ему нужны были деньги для лечения больной жены. Старик сказал, что это был единственный его тяжкий грех за всю жизнь. Он сожалел о таком поступке, но сделал его ради любви. Всю жизнь он воспитывал дочь Марию быть честной и не брать чужого. Выслушав историю, молодой человек сказал, что этот грех не принес никому вреда, а наоборот, зачтется старику, как подвиг во имя любви.

Затем старик сказал ему свою последнюю волю. Он хотел, чтобы о его дочери кто-то позаботился, а также хотел встретиться со своей женой. Повар желал увидеть ее такой, как когда-то в молодости, но понимал, что это его мечты перед смертью. Тогда Юноша сказал, что он может сыграть для старика на клавесине. Клавесин был в этой семье единственной ценностью. Мелодия пришла юноше в голову после того, как он выслушал рассказ старого повара. Она была написана на эмоциях, полученных от старого повара.

Молодой человек играл, а старик видел свою Марту, видел день, когда познакомился с ней, видел распускающиеся яблони и синее небо. Старик испытал счастье от услышанного произведения. Затем он прошептал, что хочет узнать имя этого юноши. Им был Вольфганг Амадей Моцарт. В то время начинающий музыкант был юн и не известен. Он сыграл старику мелодию, которую впоследствии стали считать шедевром.

В этом рассказе показано, как нужно проявлять сострадание к людям, даже если они совсем не знакомые. Автор произведения показал, что можно испытывать счастье, даже лежа на смертном одре.

Встреча с умирающим

Войдя в дом, юный хрупкий изящный незнакомец бросил влажный плащ на скамью, расправил кружева жабо и подсел к кровати. Он оживленно смотрел прямо в лицо старика и попросил его покаяться. Старый повар рассказал, что, когда заболела его любимая жена Марта, он украл у хозяйки золотое блюдо. Он разламывал его на части, продавал и лучше кормил жену. Никто из слуг при этом не пострадал, но сам факт кражи лежит тяжестью на душе до сих пор. «Во имя любви вы совершили подвиг», – подвел итог незнакомец и спросил его последнюю волю. «Кто-то должен позаботиться о моей дочке», – сказал умирающий. «Я не оставлю ее», – пообещал гость и спросил, чего еще хочет старик. Тот высказал невозможное желание, ибо он был слеп. Он хотел увидеть свою первую встречу с Мартой, солнце и сад в цвету.

Незрячая звезда

Хороший шеф пользуется большей популярностью и почитанием, чем артисты кино и звезды эстрады. Порой «сходить на шефа» — подобно тому как в театр «приходят» на любимого артиста — означает за вечер выложить сумму, за которую можно накормить большое семейство. Поваров, чьи имена возведены в превосходную степень сравнения, узнают на улице, просят у них автографы, их лица не сходят с телеэкранов и журнальных полос.

Статья по теме Секреты пьемонтской кухни от знаменитых итальянских поваров

Итальянский шеф Энтони АНДАЛОРО — именно такой: известный, популярный, востребованный. Как и положено звезде, со своими «закидонами». Накануне ответственного мероприятия он может всю ночь петь на дискотеке, нимало не заботясь о том, как будет выглядеть на телеэкране, и не смущаясь тем фактом, что он шеф, а не оперный баритон… Он запросто поедет на ужин к начинающему повару и может проигнорировать приглашение тех, перед кем принято ломать шапку.

Единственный в Европе незрячий шеф. Фото: АиФ/ Маргарита Полежаева

Себя он называет «Шеф-бродяга». Энтони учит готовить, проводит консультации по всему миру: сегодня — Дубай, завтра — Бразилия, Шанхай, Турция. В 100 городах Италии Андалоро проводит благотворительные кулинарные туры: помогает слепым детям. Потому что и сам Энтони – незрячий. Единственный в Европе слепой шеф. Во всем мире таких только трое.

Тема и проблематика

Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:

  • противоречие между этикой и религией;
  • классовая гордость;
  • сила музыки.

Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.

Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.

Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.

Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.

  • влияние искусства на человека;
  • любовь;
  • проступок, чувство вины и раскаяние;
  • сила таланта.

Сюжет и композиция

Три старика – повар, пёс и клавесин – вот-вот должны бессмысленно умереть, обрекая следующее поколение (Марию) на повторение этих жизней и смертей, бессмысленных в своём извечном повторении. Таковы исходные условия этого сюжета. Как же может сдвинуться с места этот типичный жизненный сюжет под пером советского писателя в 1940 году? Писатель обязан показать его в его «революционном развитии». Но указав, что действие происходит за три года до большой европейской революции, Паустовский этим и ограничился. Фактически «фигура умолчания» о «революционном развитии» есть знак неприятия такого развития типичного жизненного сюжета и неверия в такое развитие. Прожив полвека, писатель видел на своём веку много революций, и все они делали бессмысленную жизнь и смерть простых людей лишь ещё более бессмысленными. В экспозиции рассказа рядом стоят 1786 год и слово «умирал». Как бы то ни было, старый повар даже и не доживёт до «революционного развития»…

И всё же у автора есть надежда и для стариков (повара, пса и клавесина), и особенно для юной Марии. Эта надежда не привязана к капризам всемирной истории, но крепко связана с совестью, данной человеку как образ вечности. И вот завязка: неспокойная совесть повара выгоняет Марию на улицу. Мария приводит в дом незнакомца, и с этого собственно и начинается развитие действия. Грех исповедан и прощён. Повар обретает имя Иоганн Мейер и получает право на предсмертные желания: «чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» и «ещё раз увидеть Марту». И вот кульминация: незнакомец заиграл, и Иоганн увидел всё что хотел увидеть и даже более того… Теперь он, Иоганн Мейер, обрёл искомый смысл своего уходящего бытия и получил право по собственному усмотрению завершить свой жизненный сюжет и тоже узнать имя незнакомца. Оно даётся в конце как развязка всей этой истории 1786 года, о которой просвещённый читатель, знающий даты жизни В.А. Моцарта (1756 – 1791), давно уж догадался…

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Тема и проблематика

Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.

«Музыка в литературе. Рассказ К. Паустовского «Старый повар»»

Задачи:

Воспитательная:

  • Прививать любовь к классической музыке: А. П. Бородин»Квартет №2″, и В. А. Моцарт «Фантазия ре-минор»
  • На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни человека.
  • Через музыку прививать внимательное, выразительное чтение литературных произведений, находить связь, между литературой и музыкой, слышать музыку в рассказах.

Образовательная:

  • Знакомство с рассказом К. Паустовского «Старый повар» и музыкой В. А. Моцарта «Фантазия ре-минор»
  • Новые сведения об А. П. Бородине — композитор, химик, врач.
  • Обобщение знаний о Бородине.

Развивающая:

  • развитие слуховых навыков.
  • Развитие музыкальной памяти: Бородин «Квартет №2», Моцарт «Фантазия ре-минор»
  • Развитие мышления о музыке.
  • развитие вокально-хоровых навыков.

Музыкальный ряд:

  • «Квартет №2» А. П. Бородина
  • «Волшебный смычок» Н. Н. П.
  • «Фантазия ре-минор» Моцарт.

Видеоряд: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» фр.

Оформление:

  • портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
  • свеча.
  • рассказ «Старый повар»

Эпиграф: «Я хотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение». (П. И. Чайковский)

ХОД УРОКА

Вход: «Квартет №2» Бородина

У. — Вспомните произведение? композитора? Исполнителя?

Д. — Бородин, фр. из «Квартета №2» в исполнении струнных инструментов.

У. — Что означает слово Квартет? (соло, дует, трио)?

У. — вспомните классический состав квартета?

У. — Что означает камерная музыка?

Д. — «Комнатная», (написанная и исполнена небольшим составом музыкантов в небольших концертных залах. )

У. — С каким литературным произведением мы сравнивали музыку Квартета Бородина?

Д.- «Квартет» И. А. Крылова.

У. — И в басне И. Крылова и в «Квартете» Бородина, один и тот же состав инструментов, количество исполнителей.

В чем отличие музыки квартетов?

Д. — У горе — музыкантов Крылова не получилось музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.

У Бородина — красивая, мелодичная, песенная, женская, похожая на человеческий голос.

У. — Что ответил соловей горе — музыкантам?

Д. — «Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь».

У. — Каким умением обладал Бородин?

Д. — Композитор-любитель, открыл кислоты для фармакологии, организатор и преподаватель 1-х медицинских женских курсов,

Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал профессиональным композитором.

Давайте последуем совету соловья и продолжим знакомство с песней: «Волшебный смычок».

«Волшебный смычок»— разучивание, исполнение.

  • повторение 1-го куплета в медленном темпе.
  • разделение 3-й фразы на 2 голоса.
  • работа над характером 2-го куплета, (зависть — тревога, волнение)
  • текстовая работа над 3-м куплетом.

У. — Решится обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба?

Д. — Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу.

Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям.

Музыка необходима человеку также. Как пища и кров!

Вывод: Появилась бы Норвежская песня, Грузинская сказка «Чонгурист», басня Крылова «Квартет», если бы не было музыки?

— Нет. Вот видите, как музыка обогащает литературу!

Но не только в названных литературных жанрах звучит музыка. Существует много рассказов где музыке отводится главная роль.

  • «Крейцерова» соната Л. Толстой — Л. Бетховен.
  • «Косцы» И. Тургенев — Р. Н. П.
  • «Слепой музыкант» Короленко — У. Н. П.
  • «Тапер» Куприн — озвучивание немого кино.
  • Или «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
  • «Моцарт и Сальери» — Фр. спектакля (видео)

У. — О чем рассказал вам этот фрагмент?

— Почему Моцарт рад фальшивому исполнению своей музыки уличного скрипача?

Д. — Скрипач — народ, Моцарт рад, что его музыку играет «Народ».

  • Всенародная любовь — высшая хвала — награда композитору!
  • Но самым музыкальным писателем считают К. Паустовского
  • «Корзина с еловыми шишками»—музыка Э. Грига.
  • «Струна»———- П. И. Чайковского.
  • «Верди»——— Д. Верди.

А мы послушаем с вами рассказ «Старый повар»

«Старый повар» — рассказ в записи — слушание.

«Фантазия ре-минор» —- -слушание.

::имя?—-Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)

«Я хотел бы всеми силами своей души, что бы увеличивалось число людей любящих мою музыку и находивших в ней утешение и подпору» П. И. Чайковский.

У. — Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.

Вывод: На уроке мы познакомились с рассказом К. Паустовского «Старый повар» где как утешение и подпора звучала музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта «Фантазия ре-минор». И мы, который раз убедились, насколько музыка вдохновляет литературу, и рождаются все новые и новые произведения.

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

  • Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
  • Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
  • Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

Художественное своеобразие

Объём короткого рассказа вмещает содержание целого романа, жизнь старого венского повара Иоганна Мейера развёрнута перед читателем как длинный свиток – и всё это благодаря повышенному символизму и реминисцентности текста, причём то и другое развивается как бы в двух уровнях.

Более внешний, поверхностный уровень, так сказать, реализма: «типический характер в типических обстоятельствах». Классовая гордыня Иоганна, нелюбовь к монахам и священникам в сочетании с почти кристально чистой совестью честного труженика, у которого «нет времени грешить», – всё это на поверхности. Но вот имена его жены и дочери – Марта (в славянском произношении Марфа) и Мария – в Евангелии от Луки (10: 38 – 42) противопоставлены как символы бытовой приземлённости (Марфа) и чистой духовности, не обременённой делами житейскими (Мария).

Когда заиграл Моцарт, Иоганн увидел Марту с кувшином молока, который, впрочем, она при их первой встрече «от смущения разбила». Так вспыхнувшая любовь указала Марте верный путь, но бедная девушка не увидела подсказки и до смерти замучилась в борьбе с житейскими неурядицами. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10: 42) – но это не церковь, а музыка; не Иисус, пред которым преклонилась евангельская Мария, а Моцарт, пред которым преклонилась Мария Мейер в финале рассказа «Старый повар».

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского
  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: