Краткое содержание повести
Мальчик приглянулся командиру, и тот оставляет его в части. Ваня начинает учиться и участвовать понемногу в военных действиях, но вскоре попадает в немецкий плен. Фашисты пытаются получить от него информацию о его отряде, но мальчик проявляет недюжинную смелость, притворяется дурачком и утаивает сведения, которые знает, не пугаясь даже угрозы пыток и побоев. Освобождается Ваня случайно: в блиндаж, где держали пленника, попадает снаряд, и мальчик возвращается в расположение своих войск.
Командир его отряда, капитан Енакиев, активно принимает участие в судьбе мальчика. Он подает прошение об усыновлении Вани и занимается его воспитанием, селит его к себе и прикомандировывает его к одному из орудий первого взвода запасным, не давая ему напрямую участвовать в военных действиях. В конце рассказа Енакиев отправляет юношу в тыл и успевает спасти этим ему жизнь, а сам вызывает на себя немецкий огонь и погибает. Ваню же вместе с другими сиротами зачисляют в суворовское училище.
Сюжетная линия
История начинается с того, как разведчики шли с очередного боевого задания через лес и в яме заметили исхудавшего и ослабленного мальчика. Как оказалось, его звали Ваня, и он уже несколько дней бродит по лесу в одиночестве. Как только он увидел солдат, то сразу потерял сознание. Мужчины забрали его к себе, обогрели и досыта накормили.
Капитан батареи Енакиев готовился к очередному бою, но, несмотря на это, он нашел время поговорить с мальчиком. Мужчина расспрашивал все о его жизни и родственниках. Выяснилось, что всех родственников ребенка убили немцы, и он остался совсем один. Енакиев сразу же вспомнил о своей жене и сыне, которые погибли во время вражеского нападения.
Капитан понимал, что война — это не место для маленького ребенка, и отдал приказ доставить мальчика в тыл. Но Ваня категорически отказывался ехать и даже пытался несколько раз сбежать. В конце Енакиев сдался и разрешил мальчику остаться.
Планировалось большое наступление красной армии. Но перед тем как оно должно было состояться, батарея получила задание разведать расположение вражеских отрядов. Опытные разведчики Горбунов и Биденко отправились на это задание и взяли с собой Ваню. Мальчик быстро понял, что ему нужно делать, и начал собирать необходимую информацию, из-за которой его и поймали немцы. Ему чудом удалось выжить. Если бы не наступление красной армии, Ваня бы погиб. Как оказалось, враги просто забыли про пленного ребенка, когда убегали.
Война подходила к развязке, и должен был случиться последний решающий бой. Капитан Енакиев не хотел подвергать Ваню опасности, поэтому написал на листке приказ и попросил доставить его в штаб. Мальчику ничего не оставалось, как выполнить указание старшего по званию. Это был тот момент, когда мужчина видел мальчика в последний раз.
В результате страшного боя никто из батареи не выжил. Капитана похоронили на родине, а мальчика отдали в кадетский корпус.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Капитан Ахунбаев — товарищ Енакиева, командир батальона, обладает взрывным характером. Чрезвычайно храбр — иногда настолько, что его отвага перерастает в дерзость.
- Лейтенант Седых — лейтенант, командующий разведчиками.
- Сержант Егоров — молодой человек, немногим старше двадцати лет. Не смотря на то, что он еще довольно юн, сослуживцы уважают его и считают опытным военным.
- Ефрейтор Кузьма Горбунов — дружелюбный и радушный мужчина, хороший собеседник, всегда готов прийти на помощь. Крупный и коренастый мужчина, до войны работал лесорубом за Байкалом.
- Ковалев Василий Иванович – гениальный наводчик, известный на весь фронт своими боевыми заслугами. Настоящий герой и патриот своей страны. Пожилой человек, ветеран Первой Мировой войны — мог не идти на фронт, но ушел добровольцем, чтобы защищать родную землю. Храбрый и отважный мужчина, трепетно относящийся к своей службе и военному долгу.
Глава 9
Судя по той быстроте и готовности, с которой из-за угла выскочил солдат, ведя на поводу двух оседланных лошадей, мальчик сразу понял, что это начальник, если не самый главный, то, во всяком случае, достаточно главный, чтобы справиться с капитаном Енакиевым.
Это же подтверждали и звездочки на погонах. Их было очень много: по четыре штучки на каждом золотом погоне, не считая пушечек.
«Хоть и не старый, а небось генерал»,- решил Ваня, с почтением рассматривая тонкие, хорошо начищенные сапоги со шпорами, старенькую, но необыкновенно ладно пригнанную походную офицерскую шинель, электрический фонарик на второй пуговице, бинокль на шее и полевую сумку с компасом.
Солдат вывел лошадей на улицу через ворота и поставил их перед калиткой. Офицер подошел к лошади, но, прежде чем на нее сесть, весело потрепал ее по крепкой атласной шее и дал ей кусочек сахару.
Глава 2
Командир батареи капитан Енакиев сидел на небольшой дощатой площадке, устроенной на верхушке сосны, между крепкими суками. С трёх сторон площадка была открыта. С четвёртой стороны, с западной, на неё было положено несколько толстых шпал, защищавших от пуль. К верхней шпале была привинчена стереотруба. К её рогам было привязано несколько веток, так что сама она походила на рогатую ветку.
Для того чтобы попасть на площадку, надо было подняться по двум очень длинным и узким лестницам. Первая, довольно пологая, доходила примерно до половины дерева. Отсюда надо было подниматься по второй лестнице, почти отвесной.
Кроме капитана Енакиева, на площадке находились два телефониста – один пехотный, другой артиллерийский – со своими кожаными телефонными аппаратами, повешенными на чешуйчатом стволе сосны, и начальник боевого участка, командир стрелкового батальона Ахунбаев, тоже капитан.
Глава 1
Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.
Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.
Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.
И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: Серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках – да мало ли ещё что!
Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
Глава 17
Пока знаменитый мастер заворачивал инструменты в полотенце, пока он затем выпивал честно заработанные сто граммов и закусывал, Горбунов и Биденко повели мальчика в баню.
Хотя банька эта была устроена в маленьком немецком блиндаже и состояла из печки, сделанной из железной бочки, и казана, сделанного тоже из железной бочки, так что горячая вода немного попахивала бензином, но для Вани, не мывшегося уже три года, эта банька показалась раем.
Оба дружка — Горбунов и Биденко — знали толк в банях. Они сами любили париться, да и других любили хорошенько попарить.
Они вымыли мальчика на славу.
Для такого случая Горбунов не пожалел куска душистого мыла, которое уже два года лежало у него на дне вещевого мешка, ожидая своего часа. А Биденко добыл у земляков из батальона капитана Ахунбаева рогожи и нащипал из нее отличной мочалы.
Глава 20
— Это хорошо, что тебе нравится наше орудие,- сказал наводчик Ковалев,- славная пушечка. Ей цены нет, кто понимает. Работяга.
Он похлопал пушку по стволу, словно это была лошадь, затем посмотрел на ладонь и, заметив, что она запачкалась, вынул из кармана чистую, сухую ветошку и любовно обтер пушку.
— Она у меня чистоту любит,- сказал он, как бы извиняясь за свою мелочность.- Так, стало быть, тебя к нам командир батареи на выучку прислал?
— Так точно, товарищ сержант.
— Не козыряй все время. Ничего. Не тянись. Ну что же, это правильно. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки, а привыкнешь, так потом до седых волос доживешь — не забудешь, как что делается.
Очень краткий пересказ повести «Сын полка»
Главного героя — Ваню Солнцева обнаружили разведчики, когда пробирались через чащу. Военные наткнулись на овраг и приглядевшись, увидели в нем спящего исхудавшего мальчишку. Сержант Егоров убедил мальчика в том, что он в безопасности и предложил пойти с ними.
Разведчикам Ваня поведал о своей судьбе: его отец погиб практически сразу послу ухода на фронт, мать застрелили враги, а бабушка и сестренка не смогли пережить голод, так главный герой оказался в детском доме, пережил тиф и чахотку, и в итоге сбежал.
После побега Ваня два года провел в лесах, в надежде попасть к советским солдатам. Мальчик был таким худым, что на вид ему нельзя было дать больше девяти лет, хотя сам он заявил, что ему исполнилось двенадцать.
Капитан Енакиев сразу решил отправить мальчишку в тыл. Смотря на него, он вспоминал о своих погибших родных. Тем временем Ваня наслаждался сухой палаткой и великолепным ужином — картофелем с луком и консервами из свинины — Ваня уже и не помнил, когда в последний раз ел нечто подобное.
В палатке, в которую подселили мальчишку, жили Василий Биденко и Кузьма Горбунков. Сослуживцы знали их как закадычных друзей. Товарищам понравился новый сосед, они дали ему прозвище — Пастушонок.
Ваня ужасно расстроился, когда узнал о том, какое решение принял капитан. Доставить парнишку в тыл должен был Биденко. Спустя сутки ефрейтор вернулся обратно, пребывая в расстроенных чувствах, ему пришлось признаться, что мальчик дважды совершил побег.
Долго скитаясь, Ваня наткнулся на избу, в которой, как он думал, точно жил какой-нибудь высокопоставленный генерал. Которому под силу приказать Енакиеву принять Ваню в полк. Сидя неподалеку, мальчик ждал, когда же этот генерал выйдет на улицу. И действительно вышел: но по великой случайности им оказался Енакиев.
Даже не догадываясь, с кем он разговаривает, Ваня поведал капитану свою историю. Тогда Енакиев решил дать парнишке шанс и отвез его в блиндаж разведчиков.
Чтобы отправиться на свое первое настоящее задание, Ваня долго упрашивал Биденко и Горбунова взять его с собой. Мальчишке пришлось покинуть штаб втайне от капитана
Обмундирование Пастушку еще не выдали, но так как Ваня отлично ориентировался в местах, которые необходимо было разведать и ему поручили важное задание: указывать товарищам дорогу, но стоило товарищам немного отвлечься, как мальчишка исчез. Ваня принялся чертить план местности в своей азбуке, за этим занятием его и обнаружили немцы
Биденко возвратился в часть и доложил о пропаже, а Горбунков пошел на поиски Вани. Услышав от ефрейтора о том, что произошло, Енакиев страшно разозлился и собрался послать на поиски отряд, но Ваню спасся совершенно случайно: красная армия перешла в наступление, и немцы принялись за оборону, бросив юного шпиона. Тогда он смог вернуться к своим.
Как бой закончился, и разведчики с Ваней вернулись в штаб, было решено официально принять мальчишку в ряды красной армии. Ему вручили обмундирование и поставили на довольствие. Енакиев принял решение назначить мальчишку связным, а также приставил запасным к орудию.
В орудийном расчете служил опытнейший наводчик Ковалев, Герой СССР. Он рассказал Ване, что советские войска подступают к немецкой границе.
В это время дивизия подготавливалась к атаке. Енакиев предположил, что у врага могут быть запасные части, но не мог доказать этого. Поэтому капитану пришлось принять утвержденный план командира стрелкового батальона Ахунбаева. Перед боем Енакиев признался одному из наводчиков, что намерен стать приемным отцом для Вани.
Как и полагал Енакиев, у немцев были резервные силы, которые без труда окружили пехоту. Капитан дал первому взводу указание продвинуться вперед. Самостоятельно примкнув к расчету орудия, Енакиев, опасаясь за своего подопечного — Ваню, который сражался в этом же расчете, хитростью отправил его в командный пункт дивизиона вручил Ване письмо и велел доставить начальнику штаба.
Как можно скорее, Ваня отнес записку и побежал обратно. Он и не подозревал, что все закончилось — немцы не прекращали наступление, а весь расчет первого орудия погиб, в том числе и капитан Енакиев.
Прежде, чем отправиться в бой, Енакиев написал записку. В нем капитан попросил, чтобы его похоронили на Родине и позаботились о Ване – обеспечили мальчишке достойное будущее, на сколько это возможно.
Просьба капитана была выполнена — как только Енакиева похоронили, Биденко доставил Ваню в училище имени Суворова.
Особенности текста
Практически все произведения Валентина Петровича Катаева основаны на историях, которые произошли в период Великой Отечественной войны. В это тяжелое время множество детей остались сиротами, и эта тема сильно волновала автора.
Жанровая направленность произведения — проза, в которой писатель описывает реальные события. Для полноты картины Катаев использует вымышленные образы. Композиционная составляющая представлена в виде постепенного повествования, при котором весь сюжет разворачивается очень быстро.
Главной отличительной чертой произведения является то, что писатель не только раскрывает внешность героев и их характеристики, но и описывает их чувства, переживания, мысли, воспоминания и мечты. Смысловая нагрузка повести прослеживается в проявлении силы, мужества и патриотизма независимо от национальности и возраста.
В образе главного героя Вани автор раскрывает судьбу многих несчастных детей, которые потеряли надежду на будущее. Такое тяжелое положение заставляет их рано взрослеть и наравне со всеми переносить тягости жестокой войны, которая не щадила никого.
https://youtube.com/watch?v=dFRxqQnrngU
Глава 24
Номера тотчас окружили пушку, подняли хобот, навалились на колеса — по два человека на каждое колесо,- пристегнули лямки к колпакам колес, крякнули, ухнули и довольно быстро покатили орудие по тому направлению, которое показывал знаками бежавший впереди Биденко.
Остальные солдаты схватили ящики с патронами и потащили их волоком следом за пушкой.
Мальчику никто ничего не сказал. Он сам понял, что ему надо делать. Он взялся за толстую веревочную ручку ящика и попытался его сдвинуть с места. Но ящик был слишком тяжел. Тогда Ваня недолго думая отбил дистанционным ключом крышку, положил себе на каждое плечо по длинному, густо смазанному салом патрону и побежал, приседая от тяжести, за остальными.
Когда он прибежал, орудие уже стояло возле большой кучи картофельной ботвы и было готово к бою. Недалеко находилось и другое орудие.
Капитан Енакиев тоже был здесь.
Ваня никогда еще не видел его в таком положении. Он лежал на земле, как простой солдат, в шлеме, раскинув ноги и твердо вдавив в землю локти. Он смотрел в бинокль.
Глава 5
На другой день поздно вечером Биденко вернулся в свою часть. Он был очень злой и голодный.
За это время на фронте произошли большие перемены. Наступление быстро разворачивалось. Преследуя врага, армия продвинулась далеко на запад.
Там, где вчера шёл бой, сегодня размещались вторые эшелоны. Там, где вчера стояли вторые эшелоны, сегодня было тихо, пустынно. А передний край проходил там, где ещё вчера у немцев были глубокие тылы.
Лес остался далеко позади. Сражение, начавшееся в нём, теперь продолжалось на открытом месте, среди полей, болот и небольших холмов, поросших кустарником.
На этот раз команда разведчиков помещалась уже не в палатке, а занимала немецкий офицерский блиндаж – прекрасное, солидное сооружение, крытое толстыми брёвнами в четыре наката и обложенное сверху дёрном.
2 вариант
В произведении, которое написал Катаев, практически все события происходят во времена войны. В это тяжелое и очень трудное время все отправлялись на войну, а дети оставались одни. Сироты бродили по улицам и искали еду не только себе, но и своим братьям и сестрам. Многих ребят забрали в специальные подразделения и потом из них сделали настоящих солдат, которые потом отправлялись в самое пекло войны. Мальчишки старались и выполняли все что им прикажут и чему учат. А потом превращались в сильных мужчин, которые ничего не боятся и готовы отдать последнюю каплю крови за защиту своей родины.
Дети лишились всего чего заслуживали. Они потеряли своих родителей, а также дом. Теперь им приходилось выживать в страшных условиях, в которых раньше они никогда не бывали. Они прекрасно понимали, что детство навсегда закончилось и больше никогда не повториться. Если другие дети знают, что такое отдыхать и просто радоваться жизни, то этим детям никогда этого не узнать, ведь теперь для них открывается совсем другая жизнь. И принимать решения им придется самостоятельно.
К этим же ребятам относится и Ваня, которому совсем недавно исполнилось двенадцать лет. Его родители также как и родители других детей ушли на фронт. Их поймали нацисты и расстреляли. На протяжении всего произведения показаны и подробно описаны все ужасы войны во всех ее красках. И все это видели маленькие дети. Они бродят по улицам города и ищут еду. Мальчики не только обижены, но и обозлены на жизнь и готовы сделать все для того чтобы защитить свою родину.
Как раз бойцы проходили через лес и там находился Ваня. Парень был смышленым, умным и храбрым и ничего и никого не боялся. Он сразу же подружился с бойцами, и они полюбили его и приняли в свою команду. А парень обещал не только помогать им, но и выполнять все, что ему будет приказано.
Он многому научился у бойцов и даже если с первого раза у него ничего не получалось, то он пробовал еще и еще и понемногу стал добиваться успеха.
Основные персонажи
Его обнаружили бойцы батареи капитана Енакиева. Ребенок спал в лесу, бредил и замерзал. Они забрали мальчика с собой.
Основные персонажи повести:
В повести есть и второстепенные герои. Солнцев после побега от Биденко столкнулся с мальчиком, который выглядел роскошно. Он был в походной форме и с настоящей казачьей шашкой. Несмотря на свою молодость, новый знакомый Вани был полноценным участником армии. Он выполнял обязанности связного при майоре Вознесенском.
Стоит отметить выразительность и точность, с которой Катаев описывает быт и характер героев повести. По описанию заметно, что автор прекрасно знает быт солдат и довольно долгое время работал на фронте в качестве военного корреспондента, так что успел прочувствовать на себе все тяжести солдатской жизни в условиях военного времени. В то же время автор прекрасно раскрывает психологические аспекты жизни людей в войну и личную трагедию каждого.
Так, мальчик Ваня – озлобившийся на врагов ребенок, еще не готовый к войне, но повидавший так много, что не может спать спокойно. Автор многократно подчеркивает, что сон ребенка очень неспокоен. Кроме того, мальчик получил до войны хорошее крестьянское воспитание, и потому он непривередлив, вынослив. Он умен и смышлен, готов принимать взрослые решения, настойчив и достаточно смел. В повести раскрываются также его преданность и верность Родине.
Капитан Енакиев, еще один главный герой повести – человек жесткий и справедливый, рассудительный и очень расчетливый. В то же время этот герой переживает свою личную трагедию: он не может смириться с тем, что его семья погибла в самом начале военных действий, и постоянно вспоминает своего маленького сына. Именно этим можно объяснить его привязанность к Ване, которого командир пытается защитить и спасти, и хочет усыновить ребенка и обеспечить ему хорошее будущее. К сожалению, капитан спасает Ваню лишь ценой своей жизни.
Глава 16
— Ну, пастушок, кончено твое дело. Погулял — и будет. Сейчас мы из тебя настоящего солдата сделаем.
С такими словами ефрейтор Биденко бросил на койку объемистый сверток с обмундированием. Он расстегнул новенький кожаный пояс, которым был туго стянут этот сверток. Вещи распустились, и Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз, шинельку, цигейковую треуховую шапку с красной звездой, а главное — сапоги. Превосходные маленькие юфтовые сапоги на кожаных подметках со светлыми точками деревянных гвоздей, аккуратно сточенных рашпилем.
Читательский дневник по повести «Сын полка» Валентина Катаева
Название: «Сын полка».
Число страниц: 224.
Жанр: повесть о войне.
Главные герои: Ваня, Егоров, Енакиев, Биденко.
Второстепенные герои: Ахунбаев, Горбунов.
Характеристика главных героев:
Ваня Солнцев — мальчик-сирота.
Смелый и отважный.
Решительный и добрый.
Егоров — сержант-разведчик. Друг Вани.
Енакиев — капитан. Хотел усыновить Ваню.
Биденко — разведчик. Считал себя самым хитрым.
Характеристика второстепенных героев:
Ахунбаев — капитан, друг Енакиева.
Горбунов — сильный и весёлый разведчик.
Краткое содержание повести «Сын полка»
Однажды разведчики подобрали в лесу спящего мальчика. Им оказался Ваня Солнцев.
Малец понравился разведчикам и они хотели бы его оставить у себя. Но капитан Енакиев велел отправить ребёнка в тыл.
Ваню повёз опытный сержант Биденко, но мальчик обманул разведчика и сбежал.
Он встретил другого мальчика в кавалерийской форме, сына полка. А потом нашёл капитана Енакиева и тронул сердце военного.
Капитан разрешил Ване остаться у разведчиков.
Однажды в рейде Ваня чуть не погиб и попал в плен. Его спасли, но после этого Енакиев отправил мальца к артиллеристам.
Немцы напали на батарею превосходящими силами и Енакиев отправил Ваню в тыл с донесением.
Мальчик выжил и Биденко отвёз его в город, в суворовское училище.
План повести:
- Ребёнок в окопе.
- Два капитана.
- Знакомство с Ваней.
- Неприятный приказ.
- В дороге.
- Побег.
- Сын полка.
- Встреча с Енакиевым.
- У разведчиков.
- В плену.
- Спасение.
- Артиллерист.
- Последний бой.
- В училище!
Главная мысль повести в том, что война не для детей.
Основная идея повести в том, что войны должны прекратиться.
Чему учит повесть
Учит ценить мирное время, не стремиться решать конфликты силой.
Учит состраданию и милосердию.
Учит смелости, патриотизму, взаимовыручке.
Краткий отзыв по повести «Сын полка» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что дети никогда не должны видеть ужасы войны.
Война — это всегда несправедливость, боль, слёзы, несчастья.
Это очень интересная книга о войне и судьбе мальчика в это суровое время.
Автору удалось написать историю, основанную на реальных фактах. Ведь многие дети в годы войны становились сиротами и подбирались воинскими частями.
Мне понравился Ваня, добрый и решительный мальчик, который готов был умереть за свободу Родины. И мне понравился Енакиев, умный и милосердный, который стремился защитить мальчика даже во время боя.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, как сделать мир счастливей, без войн и насилия.
Пословицы к произведению:
- У войны не детское лицо.
- Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
- Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
- С войной и огнём не играют.
- Родина — мать, умей за неё постоять.
Словарь неизвестных слов
- Штабель — ровно расположенный ряд.
- Блиндаж — укреплённая боевая точка.
- Целлулоид — пластмасса.
- Тесёмки — завязки.
- Конфуз — смущение, неприятность.
Библиотека произведений автора пополняется.
Краткая история создания произведения
Повесть Валентина Петровича Катаева «Сын полка» была опубликована в 1944 году. Однако задумка появилась за год до этого: в 1943 году, когда Катаев служил военным корреспондентом и все время проводил то на одном боевом участке, то на другом. Как-то раз автор заметил мальчишку, одетого в мундир, сшитый специально на него – на пару размеров меньше.
Валентин Петрович Катаевзадал командиру вопрос: что это за мальчик? Тогда командир рассказал историю о том, как солдаты обнаружили изголодавшегосяодичавшего мальчишку в заброшенном блиндаже. Ребенка приютили, привели в подобающий вид и поручили исполнять определенные обязанности.
Сначала корреспондент удивился такому явлению, но позже, посещая новые воинские части, понял, что такой случай не единственный. Солдаты находят беспризорников и сирот около линии фронта и помогают им.