Анализ стихотворения Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»
Стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья…» является введением к его величественной поэме «Руслан и Людмила», раскритикованной рядом современников поэта за «простонародность» и «безнравственность». Стихотворение написано в 1825 году к ее второму изданию, которое увидело свет в лишь 1828 году, и является продолжением русской фольклорной традиции.
Первые стихотворные строки – переложение сказочного эпизода, услышанного поэтом от няни Арины Родионовны в период ссылки в село Михайловское. Небольшое по объему произведение – своеобразная литературная увертюра, готовящая читателя к развороту широкого эпического полотна поэмы, создающая интригу и подогревающая интерес читателей. Это своеобразный зачин, характерный для множества русских народных сказок. Но стихотворение настолько гармонично по композиции и теме, что читатель воспринимает его как самостоятельное и «самодостаточное».
Лирическим героем является сам автор – свидетель существования чудесных существ и собеседник говорящего кота. Используя многочисленные средства художественной выразительности, Пушкин создает завораживающую воображаемую картину.
Разнообразные герои объединены творческим гением поэта в единую систему восприятия. В изложении поэта загадочное лукоморье – параллельная реальность, населенная волшебными персонажами. Многочисленные олицетворения – «ступа идет, бредет», «кот заводит песнь, говорит» – подчеркивают мистический, сказочный характер произведения.
Инверсия придает речи своеобразие, небольшой оттенок просторечия, сближая ее с живой и непосредственной народной речью – «на дубе том», «избушка там», «в темнице там», «там я был», «чредой из вод выходят ясных», «дядька их», «там я был, и мед я пил», «свои мне сказки говорил».
Нельзя не отметить широту и раздольную былинность авторского изложения, его поразительную напевность, которую создает стихотворный размер в виде четырехстопного ямба и аллитерация – «там лес и дол видений полны, там о заре прихлынут волны».
Среди художественных выразительных средств, которые использует А. С. Пушкин – эллипсис: «идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит», метафоры – «Русью пахнет», «видений полны», замечательные эпитеты, по которым любой образованный человек немедленно узнает пушкинский стих – «кот ученый», «златая цепь», «неведомые дорожки», «невиданные звери», «брег песчаный и пустой», «прекрасные витязи», «грозный царь», «ясные воды». Эпитеты являются художественными определениями, помогающими ощутить форму, цвет и размер предметов, оценить масштаб происходящих событий.
Вводя старославянизмы – «чредой», «брег», «песнь», «златой», «злато» – автор одновременно отдает дань русской сказочной традиции и переносит читателя в далекое прошлое.
Используя анафору, автор реализует линейность композиции, перечисляет приметы удивительного сказочного края, в котором ему посчастливилось побывать, и добивается постепенного нарастания эмоционального напряжения: «Там чудеса: там леший …», «Там на неведомых дорожках…», «Там лес и дол…», «Там о заре прихлынут волны…», «Там королевич…», «Там в облаках…», «Там ступа…», «Там царь Кащей…». Апофеозом этого перечисления является констатация «Там русский дух… там Русью пахнет!» И это становится величайшей радостью, самым дорогим, что есть у поэта-патриота, настоящим открытием и утверждением самобытности, уникальности русской культуры.
Несмотря на малый объем, стихотворение входит в сокровищницу русской литературной классики является неотъемлемой частью культурного кода каждого русского человека.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Средства художественной выразительности
Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность.
С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.
Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.
Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.
Герои стихотворения
Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:
-
ученый кот — символ науки и образованности русского народа;
-
леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;
-
русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;
-
невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;
-
дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;
-
королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;
-
баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;
-
бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;
-
царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.
Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.
Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»
Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.
Композиция и жанр
Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».
Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.
Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.
«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.
После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.
Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»
Размер
Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.
Образы русской мифологии
Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».
Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.
Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».
Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.
В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность
С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли
А.С Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый». Видео. Мультфильм. Слушать стихотворение.
Метки: Александр Пушкин, Стихи для детей