Анализ рассказа Зощенко «Великие путешественники»
Краткая история создания
«Великие путешественники» – произведение из цикла детских рассказов «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Циклом «Леля и Минька» писатель, во-первых, откликнулся на социальный заказ на привлечение профессиональных авторов в литературу для детей. Во-вторых, были у него и личные интересы. В середине 1930-х годов Зощенко посещал психотерапевта, изучал труды Зигмунда Фрейда, вел записи своего психического состояния
«Детские рассказы не совсем для детей», как писатель сам их называл, были для Зощенко результатом его желания использовать накопленный психоаналитический материал, который имел большую важность
Композиционная схема
Рассказ «Великие путешественники» построен по простой композиционной схеме. Начинается все с проступка детей. Леля, Минька и Степка отправляются в кругосветное путешествие. Затем следует наказание. Наказывают только Степку. По-видимому, из-за того, что именно ему пришла в голову идея обогнуть Землю. Степку мама заперла в бане, где он просидел целый день. Лелю и Миньку хотела выпороть бабушка, но папа запретил, сказав, что такой метод воспитания устарел. Ближе к финалу проговаривается мораль. Она звучит из уст отца Лели и Миньки, который отмечает: «Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления».
Персонажи
Главные герои рассказа – дети. Минька – шестилетний мальчик. Для него путешествие оказывается самым сложным. Сначала он упал в канаву вместе с тяжелым мешком, в котором были вещи путешественников. Потом его ужалила в щеку пчела, из-за чего щека начала гореть и ныть. В итоге мальчик плелся «позади всех, скуля и хныча».
Леля – старшая сестра Миньки. Ей тоже путешествие надоело практически в самом начале. Девочка мечтала о возвращении домой и говорила, что там тоже бывает хорошо. Именно благодаря смекалке Лели кругосветное путешествие завершилось относительно быстро. Дело в том, что Степка лег спать и протянул ноги в том направлении, куда им следовало идти. Леля подговорила Миньку повернуть его ноги в обратную сторону, чтобы поутру отправиться домой.
Третий путешественник – Степка, хозяйский сын, у родителей которого Леля и Минька жили на даче. Как говорилось выше, именно он предложил совершить кругосветное путешествие. Естественно, о подобных мероприятиях Степка имел лишь приблизительное представление. Мальчик искренне верил, что на путешествие хватит трех рублей, что питаться можно убитыми мелкими животными, что по дороге можно брать в плен индейские племена. В отличие от других ребят Степке не хотелось возвращаться домой. Другим о возвращении он даже думать запрещал: «Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям».
Юмор в рассказе
Зощенко считал, что с маленькими читателями нельзя говорить догматическим языком, поэтому в его детских рассказах много юмора. В «Великих путешественниках», как и в других произведениях цикла «Леля и Минька», встречается немало комических ситуаций. Пожалуй, самая лучшая сцена – эпизод, когда Минька тащит слишком тяжелый для него мешок, в котором лежат пожитки путешественников. Заканчиваются страдания мальчика, когда он вместе с мешком падает в канаву.
Комическая игра создается не только при помощи смешных ситуаций, но и посредством языковых приемов. Периодически в речи детей встречаются свойственные взрослым выражения. Например, Леля говорит, что Степка может завести их туда, куда Макар телят не гонял. Кроме того, в рассказе используются комические сравнения, среди них – «щека вздулась, как пирог», «подскочил на земле, как мячик».
Читательский дневник по рассказу «Великие путешественники» Михаила Зощенко
Название: «Великие путешественники»
Число страниц: 8
Жанр: рассказ
Главные герои: Минька, Лёля, Стёпа, папа.
Второстепенные герои: мама, няня.
Характеристика главных героев:
Лёля — любопытная, находчивая, хитрая девочка.
Умная.
Сумела выбраться из сложной ситуации.
Минька — маленький, слабый, трусливый.
Во всём слушался старших ребят.
Стёпка — сильный, настоящий лидер.
Вёл ребят за собой, не разрешал вернуться.
Папа — мудрый и начитанный.
Справедливый.
Не стал наказывать детей.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — добрая, любящая.
Нянька — испуганная, суетливая.
Краткое содержание рассказа «Великие путешественники»
Стёпка уговаривает детей отправиться в кругосветное путешествие.
Дети собирают огромный мешок продуктов и нужных вещей.
Они тайком уходят из дома и по очереди несут мешок.
Минька падает в канаву, а на привале его кусают осы.
Он плачет и хочет вернуться.
Дети ночуют в лесу и Лёля разворачивает Стёпку, чтобы утром идти в обратную сторону.
Дети возвращаются в родную деревню и видят родителей. Папа решает не наказывать детей, ведь они сами всё осознали.
План рассказа:
- Обсуждение формы Земли.
- Детские переговоры.
- Сборы в путь.
- Отправление.
- Тяжесть.
- Падение в канаву и разбитая посуда.
- Ночёвка.
- Идея Лёли.
- Обратное направление.
- Удивления Стёпы.
- Встреча с родными.
- Наказание Стёпы.
Основная мысль рассказа «Великие путешественники»
Главная мысль рассказа в том, что прежде чем отправляться в путешествие, надо выучиться.
Основная идея рассказа в том, что, играя в путешественников, всегда следует знать, когда остановиться и повернуть назад.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас тому, что для любого дела нужны знания и умения.
Учит планировать и учитывать, предусмотрительности.
Учит хитрости и находчивости.
Краткий отзыв о рассказе «Великие путешественники» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что любое дело, даже если оно кажется очень простым, требует определённых знаний и умений.
Нельзя ничего достичь, если не владеть знаниями, как это сделать.
Герои рассказа не знали как трудно и опасно быть путешественниками.
Они узнали об этом на собственном опыте.
Это очень смешной и увлекательный рассказ.
Автор с юмором рассказывает о собственном детстве, о совершённых ошибках и уроках, которые он получил.
Он говорит о пользе образования, учёбы, знаний.
Мне очень понравилась Лёля, главная героиня этого рассказа.
Она показала себя умной и находчивой девочкой.
Лёля первая поняла, что далеко они не придут и нужно скорее возвращаться.
И она нашла способ вернуться вопреки воле организатора побега — Стёпки.
Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда ничего не предпринимать, не продумав все возможные последствия.
А чтобы лучше знать, что может пригодиться или случиться, нужно хорошо учиться.
Пословицы к рассказу:
- Если недостаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.
- Хочешь ехать далеко, начинай с близкого.
- Учение — свет, а неученье — тьма.
- Дурная голова ногам покоя не даёт.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:
- «30 лет спустя»
- «Ёлка»
- «Самое главное»
- «Золотые слова»
- «Не надо врать»
- «Глупая история»
- «Колдун»
- «Галоши и мороженое»
- Краткая биография Михаила Зощенко и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.