Краткое содержание былины «Вольга и Микула Селянинович» подробно
Родился на Руси князь Вольга Святославович в тот момент, когда солнце над землей всходило. В пятилетнем возрасте ребенок умел плавать, охотиться, понимать язык природы. Стал мальчик растеть-матереть.
Собрал Вольга дружину, а в ней двадцать девять молодцов на лихих конях, лучших в государстве, Вольга Святославович в ней тридцатым был. Родный дядюшка Вольги великий Владимир подарил любимому племяннику три города вместе с крестьянами: Курцовец, Ореховец, Крестьяновец.
Отправившись впервые с дружиной собирать с населения дань, молодой князь услышал вдали громкую песню оратая (пахаря), работающего в поле, но не увидел этого человека. Долго скакали конники, только на третий день доехали до оратая.
Вольга Святославович вступил в разговор с необычным крестьянином, пожелав ему Божьей помощи в труде. В благодарность пахарь предупредил светлого князя об опасности: сообщил, что в городе, куда тот с воинами едет, есть разбойники, требующие мзды за проезд.
Оратай сказал, что сам это испытал, когда ездил туда три дня назад на кобыле за солью, и добавил, что грабители грозятся несогласных утопить в реке Смородине. В ответ Вольга позвал с собой оратая. Тот согласился, взобрался на коня, даже оставил соху в борозде, но попросил князя отправить людей, чтобы все привести в порядок: плуг из земли вытащить, от комков освободить и положить под ракитов куст.
Послал Вольга сначала пять воинов работу выполнить, но они не смогли выдернуть сошку; увеличил вдвое число молодцев, смотрит – они орало даже от земли поднять не могут. Тогда пахарь не стерпел: взял соху одной рукой, встряхнул от налипших комков и закинул в кусты.
Поехали дальше вместе. Крестьянская кобыла рысью скачет, оставляя далеко позади коня Вольги Святославовича. Похвалил князь кобылу, сказав, что если бы она была конем, то он купил бы ее за пятьсот рублей. Оратай ответил, что взял кобылку за такие же деньги еще жеребенком из-под матушки, сам вырастил, а если бы она еще и коньком была, так за кобылу цены бы не было.
Вольга проникся уважением к богатырю и спросил его имя-отчество. Крестьянин ответил, что мужики, которых он приглашает на пивное угощение после сбора и закладывания на хранение урожая, называют его молодым Микулой Селяниновичем.
Анализ произведения
Сюжет развивается во время правления князя Владимира, примерно в XI—XII столетиях. Произведение в течение многих лет менялось и дополнялось.
Персонажи и их характеристика
В произведении представлены основные и второстепенные герои. Вольга Святославович — сын Святослава и племянник князя Владимира. Он хитрый, справедливый, импульсивный, умный, добродушный, решительный и смелый. Это настоящий богатырь. Он с ранних пор понимал язык животных и птиц, знал их повадки.
Микула Селянинович — пахарь, крестьянин, оратай, богатырь. Это добросердечный, трудолюбивый, уравновешенный, сильный, неторопливый и справедливый мужчина.
Краткое содержание
Вольга вырос исконно русским богатырем. Его дядя подарил ему целых три города, после чего парень собрал 30 воинов и пошел собирать дань.
Богатырь выехал в поле вместе со своим отрядом. Там он услышал пахаря, тот покрикивал на коня да работал сохой. Вольга захотел найти этого человека, но это было нелегко. Только спустя три дня ему это удалось. Перед ним предстал красивый и сильный крестьянин по имени Микула. Он с удивительной легкостью поднимал большущие камни и вырывал корни деревьев.
После разговора с князем пахарь предостерег его. Рядом с теми городами обитали разбойники, они требовали выкуп со всех путников, которые оказывались в тех местах.
Вольга понял, что рядом с таким силачом он не пропадет, поэтому позвал его с собой. Микула выпряг лошадь из сохи и отправился в путь. Но через некоторое время понял, что забыл убрать соху и переживал, что ее могли украсть.
Микула попросил князя отправить своих воинов обратно, чтобы они выдернули соху из земли и спрятали ее. Вольга выполнил просьбу пахаря, но только никто не смог справиться с заданием. Даже целой дружине это было не под силу. Пришлось Микуле вернуться. Он быстрым движением руки выдернул соху и отправился обратно.
Пахарь обогнал всех на своей лошади. Вольга был удивлен резвости кобылы, сказал, что если бы это был конь, то дал бы за него не менее пятисот рублей. На что Микула рассмеялся и ответил, что такую сумму он отдал, когда лошадь была жеребенком. Будь это конь, ему бы цены не было.
Князь поинтересовался, как величают богатыря по батюшке. Микула ответил, что он Селянинович. Когда отряд добрался до места назначения, мужики, которых побил оратай, узнали его. Они стали извиняться перед ним, говорили, что сожалеют о содеянном. Вольга понял, что Микула пользуется уважением у людей.
План пересказа
Чтобы кратко изложить суть былины, нужно составить план пересказа. Он может включать следующие пункты:
- Вольга получил три города и поехал собирать дань.
- Встреча с пахарем.
- Микула едет вместе с отрядом.
- Разговор между богатырями.
- Забытая соха.
- Целый отряд оказался слабее Микулы.
- Кобыла пахаря.
- Награда Микулы.
Основная идея
В былине показано, что простой работящий человек имеет важное значение для общества. Его труд должен почитаться не меньше, чем боевые подвиги
Обычный человек может защитить свою родину не хуже, чем опытный и знатный богатырь.
В этом и заключается главная мысль произведения. На примере Вольги и Микулы видно, что жизнь пахаря более честная и правильная.
Он трудится, а не занимается поборами дани с простых людей. Только труд делает человека богатырем.
Это произведение учит следующему:
- уважению к чужому труду;
- трудолюбию;
- справедливости;
- смелости;
- честности;
- не лениться;
- быть полезным обществу;
- бороться с воровством, преступниками;
- не хвастаться.
Кратко об истории создания произведения
«Вольга и Микула Селянинович» — это былина, созданная в XIV- XV веках и относящаяся к новгородскому циклу произведений о богатырях. Существует несколько вариантов произведения, что подчеркивает его принадлежность к устному народному творчеству, для которого свойственно обилие расхождений.
В некоторых текстах отчество главного героя воспроизводится как Всеславьевич, а наименование города Курцовца звучит как Гурчевец, даже названия произведения встречаются разные: с отчеством богатыря и только с именами героев.
Есть пересказы, отличающиеся особой напевностью, сказочностью, подробно описывающие детство юного князя, одежду богатыря Микулы, точное число бойцов в дружине (в одной вариации – их тридцать, в другой – двадцать девять, а Вольга становится тридцатым).
В иных — события перечисляются более кратко и емко. Стиль зависит от исполнителя стихотворного произведения. Не изменяется только суть образов и идея былины: восхваление трудолюбия, силы и мощи народа. Впервые былина была записана во второй половине XIX века, а опубликована в 1894 году.
Былины
- АЛЕША ПОПОВИЧ Алеша Попович едет в Киев
- Алеша Попович и Тугарин Змеевич
- Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
- Алеша Попович и Добрыня Никитич
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВИЧ
- Бой Василия Буслаева с новгородцами
Смерть Василия Буслаева
Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Вольга и Микула
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
- Добрыня и змей
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Добрыня и Василий Казимирович
Бой Добрыни с Дунаем
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Добрыня и Маринка
Женитьба Добрыни
Добрыня Никитич и Алеша Попович
ДУНАЙ
- Бой Дуная и Добрыни
Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру
Иван Годинович
Иван Гостиный сын
Идолище сватает племянницу князя Владимира
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
- Исцеление Ильи Муромца
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР (2 записи) Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и Святогор (П.Л. Калинин)
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и Калин-царь
Бой Ильи Муромца с сыном
Богатыри на Соколе-корабле
Три поездки Ильи Муромца
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Калика-богатырь
Князь Роман и братья Ливики
Князь Роман и Марья Юрьвена
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Михайло Данилович
Михайло Казаренин
Михайло Потык
РАХТА РАГНОЗЕРСКИЙ (2 записи)
- Рахта Рагнозерский
Рахта Рагнозерский (П.Л. Калинин)
Рождение богатыря
CАДКО (2 записи)
- Садко
Садков корабль стал на море
СВЯТОГОР
- Святогор и тяга земная
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР (2 записи) Илья Муромец и Святогор
Cвятогор и Илья Муромец (П.Л.Калинин)
Соловей Будимирович
Сорок калик
Ставр Годинович
Сухмантий
Хотен Блудович
Царь Саул Леванидович и его сын
Царь Соломан и Василий Окулович
ЧУРИЛО ПЛЕНКОВИЧ
- Чурило Пленкович у князя Владимира
Дюк Степанович и Чурило Пленкович
Чурило и Катерина
Анализ былины: тема, эпитеты, гиперболы и повторы
Тема былины — княжеская власть и народ. Прославляются сила простого крестьянина Микулы, который оказался сильнее целой дружины, и мудрость князя Вольги Святославовича. Идея былины в том, что именно простой землепашец — главная сила, князь это понимает и ценит.
Эпитеты
В былинах традиционно используется множество эпитетов, то есть художественных определений. Солнце здесь красное, а небо — ясное. У пахаря Микулы «глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя».
Повторы
Тут и там встречаются традиционные для устного народного творчества лексические повторы. Например, «оратай‑оратаюшко».
Повторяются целые конструкции. Например, несколько раз описывается, как сначала пять, затем десять воинов, а потом и целая дружина пытаются вытащить соху Микулы из земли:Как бы сошку из земли да повыдернули,Из омешиков земельку повытряхнули…
Помимо лексических, в былине используются ритмические и синтаксические повторы, рифмы:Я как ржи‑то напашу да во скирды сложу,Я во скирды сложу да домой выволочу,Домой выволочу да дома вымолочу…
Гипербола
В былине активно используется гипербола, то есть художественное преувеличение. Например, Микула описывает, как ездил в город за солью: «Закупил я соли цело три меха, / Каждый мех-то был ведь по сто пуд…» А когда дошло до драки с городскими мужиками, «положил тут их я ведь до тысячи» — опять же явное преувеличение, призванное показать богатырскую силу пахаря.
Микула Селянинович — краткая справка
Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Имя Микула — народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил. Существует маргинальная теория, согласно которой Микула — древнее языческое славянское имя.
Микула Селянинович — образ богатыря-пахаря
Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».Связь христинского святого Николая Чудотворца с былинным богатырём Микулой Селяниновичем. Интересную версию о связи с днём народного календаря Николой вешним приводит П. И. Мельников в 1874 году
*** Кратко ***
Мифология: СлавянскаяМестность: РусьМать: Сыра ЗемляДети: Василиса (жена Ставра) и Настасья (жена Добрыни Никитича)Атрибуты: сохаХарактерные черты: единственный богатырь, который поднимает «тягу земную»
С использованием материалов — http://ru.wikipedia.org/wiki/Микула_Селянинович