Русская сказка
О рассказе
Заплатка – рассказ Николая Носова о работе на совесть!
Детский писатель Николай Носов рос в тяжелое для России время. У детей не было возможности учиться, они часто болели, были лишены вкусных конфет и мягких игрушек. Но, несмотря на сложный период в истории, мальчики и девочки стремились к знаниям. Будущий знаменитый писатель с 14 лет трудился на самых тяжелых работах, но всегда хотел получить высшее образование и реализовать свои мечты.
Факт из биографии! Николай Носов рос в многодетной семье. У него был старший брат и двое младших – братишка и сестренка. Семье было тяжело в голодное время, родители много работали, а дети учились ценить каждую краюху хлеба и вещи, которые донашивали за старшими братьями.
Пережитые в детстве горести автор переложил на книжные странички. Он хотел, чтобы ребятишки, которые прочтут его поучительные рассказы стали добрыми и смелыми, честными и трудолюбивыми.
Бобка и зеленые штаны
Короткий рассказ о мальчугане по имени Бобка – отголосок советских времен. Мамы и папы были заняты на работе, ребятишки резвились во дворе, но бережно относились к брюкам и футболкам. История сорванца Бобки и его зеленых штанов ярко иллюстрирует времена дефицита, а воспитательная работа мамы готовит сына к суровым трудовым будням.
Чтобы раскрыть суть сюжета, познакомимся с его героями:
Главный герой Бобка очень гордился своими штанами защитного цвета. Они были похожи на солдатские, а потому особенно ценные. Друзья немного завидовали Бобке, но беспечный герой был неосторожным, зацепился за забор и в брючине образовалась дыра.
Мама Бобки пожурила пострела. Она считала, что если натворил дел, то посиди и подумай, как исправить ситуацию. Мамин урок пошел мальчугану на пользу, он не только справился с проблемой, но и научился красиво пришивать заплатки.
Друзья сначала посмеивались над Бобкой, а потом на деле убедились, парень умеет держать удар. Первая неудачная попытка с зашиванием прорехи вызвала только насмешки. А вторая аккуратная заплатка, обведенная карандашом, сделала Бобку настоящим героем улицы.
Замечательный рассказ Носова станет поучительной историей для современных ребят. Мальчишкам от 6 лет и старше будет удивительно, как можно своими руками залатать порванные штаны, а потом мечтать пришить оторванные пуговицы?!
Читаем с детьми — делаем выводы!
Рассказы Носова полюбят мальчишки и девчонки любого возраста. Родители, воспитатели и педагоги начальной школы используют произведения писателя в образовательных и воспитательных целях. Истории мудрого автора написаны более 50 лет назад, но они никогда не утратят актуальности. Книжки Николая Николаевича навсегда останутся на полках современной русской литературы.
Давайте вместе с ребятами на основе рассказа «Заплатка» научимся делать правильные выводы:
— Бережно относись к вещам, береги труд мамы и папы.
— Если совершил плохой поступок – сумей самостоятельно все исправить.
— Взялся за дело – потрудись, сделай качественно и на совесть.
— Хорошая работа – это уважение окружающих, а самому – гордость и награда.
— Учись самостоятельности с ранних лет, в жизни обязательно пригодится.
Мы не знаем, кем стал Бобка, когда вырос. Но наверняка ответственным человеком, на радость маме поступил в институт и окончил его с отличием. Если с детства паренек приучен к труду, стремится к самостоятельности и добивается поставленных целей, то из него обязательно вырастет Человек с большой буквы.
В заключение несколько пословиц к рассказу Носова «Заплатка»:
У ленивого крыша течет, и печь не печет;
Сделаешь наспех, сделаешь на смех;
Всякая работа мастера хвалит.
Читайте текст детского рассказа «Заплатка» вместе с детьми онлайн большими буквами на нашем сайте, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Заплатка (с иллюстрациями Е. Васильева) — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Заплатка (с иллюстрациями Е. Васильева)», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Заплатка (с иллюстрациями Е. Васильева)
Рассказ Н. Носова с иллюстрациями Е. Васильева для дошкольного возраста.
Н. Носов.
У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого таких штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошёл поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
Я больше не буду! Зашей, мама!
Сам зашей.
Так я же ведь не умею!
Сумел порвать, сумей и зашить.
—Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошёл во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
—Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
Я просил маму зашить, а она не хочет.
Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зелёной материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам. Дело это было нелёгкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить её за самый кончик так, чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах словно сушёный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. -Ещё хуже, чем было! Придётся всё наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, приложил к штанам, обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
—Вот молодец! — говорили они.— А — заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
—Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвётся — обязательно сам пришью.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Идея и основная мысль
Проводя анализ рассказа, можно выделить его главную мысль: если постараться и проявить терпение и аккуратность, удастся справиться с любым делом.
Рассказ учит самостоятельности, дисциплинированности, терпению, упорству, настойчивости, умению выходить из трудной ситуации и преодолевать препятствия, возникшие на пути. Самостоятельность нужно проявлять не только в важных и значимых поступках, но и в бытовых мелочах, — об этом говорится в произведении Носова «Заплатка».
Картинки к рассказу показывают, что штаны у Бобки именно зелёные, защитного цвета — а значит, он мечтает стать настоящим солдатом. И благодаря этой ситуации главный герой понимает, что настоящий солдат должен не только Родину защищать, но и уметь обслуживать себя в быту, как любой другой человек. Мама не всегда будет рядом, поэтому лучше не перекладывать ответственность на родителей, а самому добиваться поставленной цели.
Старательность Бобки — наглядная иллюстрация того, что в любом деле лучше не спешить, а действовать аккуратно и продуманно. Сначала он зашил штаны как попало, из-за чего всё стало ещё хуже, чем с дыркой. Зато в другой раз, когда он нанёс рисунок карандашом и шил, не выходя за карандашную черту, на заплатку стало любо-дорого поглядеть.
Читая эту занимательную историю, любой ребёнок захочет брать пример с главного героя и стремиться к самостоятельности. Мама Бобки также проявила себя как мудрый человек, заботящийся о своём сыне. Она понимала, что, чем раньше ребёнок научится сам зашивать порванную одежду, тем лучше. Более того: это научит его более бережно относиться к вещам, не лазать по заборам, а уж если натворил что-то — нести ответственность за свои поступки.
Кроме того, произведение учит, что своими победами можно и нужно гордиться. Иногда собственным трудом, качественно выполненной работой не стыдно и похвастаться перед другими.
Анализ произведения
Названия произведения Носова известны многим детям. Он придумал приключения Незнайки, истории при Витю Малеева и другие произведения. Читать рассказ «Заплатка» можно в младшем школьном возрасте. В нем есть несколько важных идей:
Нужно уметь нести ответственность за свои поступки. Главный герой сам порвал штаны, и ему предстояло самому решать эту проблему.
Всегда нужно быть старательным и аккуратным. Сначала Бобка поторопился и пришил заплатку криво
Поэтому ему пришлось все исправлять.
Важно развивать в себе самостоятельность.
У главного героя был выбор — не пришивать заплатку. Но тогда ему предстояло стать всеобщим посмешищем. Поэтому Бобка выбрал иной путь и сам зашил дырку.
Главные герои
В рассказе несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Бобка — обычный мальчик, который очень гордился своими брюками защитного цвета и хотел походить на настоящего солдата. В начале истории он предстаёт человеком, привыкшим полагаться на других, ведь раньше за него всё делала мама. Однако по ходу действия он меняется, становится трудолюбивым, старательным, самостоятельным, аккуратным. Он добрый, весёлый, не боится трудностей, упорный, уверенный в себе. Заплатка становится для него новым поводом для гордости.
- Мама Бобки — добрая, ласковая и заботливая женщина, но хочет, чтобы сын вырос по-настоящему самостоятельным и ни от кого не зависящим, поэтому преподаёт ему хороший урок, отказав зашивать брюки.
- Ребята во дворе — верные друзья главного героя, хорошие, весёлые, беззаботные, насмешливые. Восхищаются брюками Бобки и заплаткой, которую он сам пришил, дают дельные советы, комментируют его поступки и хвалят его.
Таким образом, каждый из героев может чему-то научить читателя.
Чему учит рассказ
Николай Носов в своих детских рассказах пишет о простых ребятах, которые часто оказываются к комических и нелепых ситуациях, с помощью которых дети и получают ясный взгляд на жизнь. С добрым юмором и любовью автор относится и к этому герою, к мальчику Бобке. В своем небольшом произведении Носов, который написал его в далеком 1956 году, показывает, как герой, делая такое «несложное» для мальчика дело, как шитье, с детства воспитывает в себе такие качества, как трудолюбие и усидчивость. Само название «Заплатка» уже готовит читателя к такому понятию, как детская самостоятельность.
Автор говорит с детьми о важных вещах простым, доступным языком. Анализируя рассказ, читатель понимает, что Николай Носов хочет донести до юного читателя мысль: нужно с детства учиться быть уверенными в себе и ответственными. Ведь ребенок больше начнет ценить не только чужой, но и свой труд, когда идет к цели сам, без помощи родителей или взрослых.
Основную мысль рассказа хорошо характеризуют такие пословицы:
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- В труде рождаются герои.
- Дело мастера боится.
- Всякое уменье трудом дается.
- Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.
Действующие лица
Рассказ посвящен истории мальчика Бобки. Он обычный среднестатистический ребенок. Учится в школе, любит поиграть с друзьями. Его основные личностные качества:
- гордость;
- упрямство;
- решительность.
У него есть целеустремленность и желание казаться взрослым. Именно поэтому он решил доказать свою состоятельность. В рассказе Носова о мальчике Бобке есть и другие персонажи. Например, мама мальчика.
Она имеет несколько характерных черт личности:
- доброта;
- любовь к сыну;
- заботливость.
Она хотела сыну помочь и поэтому настояла на том, чтобы он сам зашил штаны. Именно это позволило Бобке принять правильное решение. В рассказе также присутствуют друзья мальчика, озорные и веселые ребята.
Краткое содержание «Заплатки» Носова для читательского дневника позволяет познакомиться с деталями сюжета.
Неожиданный поворот
Но мама отказалась пришивать заплатку
Носов (в кратком содержании для читательского дневника нет возможности полностью передать ее диалог с мальчиком) подчеркивает, что для мамы было важно приучать сына отвечать за свои поступки и самому исправлять ошибки
Бобка сначала было махнул на дырку рукой и отправился в тех же штанах на улицу. И даже попытался оправдаться перед ребятами, смеявшимися над рваными штанами, что это мама виновата. Однако ему стало стыдно, когда друзья сказали, что солдаты должны сами уметь и пришивать пуговицу, и ставить заплатку
Носову – краткое содержание для читательского дневника это докажет – важно было заставить своего героя осознать свою неправоту и начать действовать самостоятельно
Ход занятия:
I. Вводная часть:
В: Дети! Отгадайте мою загадку:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает (Книга)
В. : Правильно, это книга. Книга с давних времен считается лучшим другом и помощником человека. Как вы думаете, почему? (Потому что из книг можно узнать много нового и интересного)
В. : Что, по вашему мнению, может быть напечатано в книгах? (В книгах могут быть напечатаны рассказы, сказки, стихи, загадки, басни и т. д.)
1 часть В. : Назовите предметы, которые вы видите на картинках? (зеленые штаны, иголка, нитки, заплатка).
В. : мы с вами недавно прочитали рассказ, в котором встречаются эти предметы. Кто вспомнит название рассказа( «Заплатка»)
В. : Кто автор рассказа Заплатка? (Николай Николаевич Носов).
В:. Правильно, Николай Николаевич Носов. Он очень любил детей и написал для них много рассказов. Книги этого автора хочется читать и перечитывать.
В:. Ребята, а кто из вас знает, что такое заплатка (Кусок ткани, кожи, нашиваемый на разорванное место для починки).
Назовите героя рассказа Н. Носова «Заплатка» (Бобка)
2 часть. «Что происходило?»
В:.Ребята, предлагаю вам вспомнить, что происходило в рассказе Н. Носова » Заплатка». Помогут вам в этом иллюстрации рассказа. Но, к сожалению они перепутались. Вам необходимо вспомнить, что было сначала, а что потом, выложить иллюстрации в нужном порядке и рассказать о событиях, изображенных на них.
1. С чего начинается рассказ? Какие у Бобки были штаны? Какой был Бобка? Что случилось, когда Бобка полез через забор?
2. Куда пошел Бобка с рваными штанами? К кому он обратился за помощью? Зашили ему штаны, если нет, то почему? Что и как сказала мама Бобки?
3. Что случилось потом? Как дворовые ребята отреагировали на дырку в штанах у Бобки? Как Бобка оправдывался ребятам? Что сказали мальчики Бобке, кто должен зашивать его штаны?
4. Что было дальше? Что попросил Бобка у мамы? Легко ли было Бобке первый раз пришивать заплатку? Как Бобка пришивал заплатку в первый раз?
5. Почему Бобка решил переделать свою работу? Как мальчик работал во второй раз?
6. Как во второй раз была пришита заплатка?
7. Чем закончился рассказ? Понравился ли результат друзьям Бобки?
Чему захотел научиться Бобка в следующий раз?
В:. Пришивать заплатки и пуговицы должны уметь не только девочки, но и мальчики. Поэтому и мама Бобки хотела, чтобы её сын был самостоятельным умелым.
Ребята, а вы помогаете мамам? Давайте покажем, что вы умеете делать по дому?
Физкультминутка.
Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди)
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю, (далее движения по тексту)
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
3 часть. «Как происходило?»
В:.Ребята, давайте, вспомним разговор мамы и Бобки в рассказе.
Чтение отрывка.
Что ответила мама Бобке, когда он просил зашить штаны? Как она сказала?
Что ответил Бобка маме услышав, «Сумел порвать сумей и зашить»
Попробуйте изобразить маму и Бобку при этом разговоре.
Интонационное упражнение
— Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа? (Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)
— Кто попробует показать, как он хвалился своими штанами перед другими детьми, что он говорил, каким голосом, с какой интонацией? (2-3 ребенка пытаются передать интонацию Бобки)
— Каким стал Бобка в конце рассказа? (Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)
Бобку переполняло чувство гордости за свою работу. Вспомните, как он двигался, что говорил.
— Кто попробует передать его состояние с помощью интонации? (Дети пробуют передать движение, интонацию)
Д/игра «Мамины помощники»
В. : Ребята, вы любите своих мам? Конечно! Представляете, утром мама торопилась на работу, случайно за что-то зацепилась и порвала платок. Она очень огорчилась, потому что это был ее любимый платок. Как вы думаете, мы сможем помочь маме? Конечно! Возьмите свои листы, подойти к столам, найдите нужную заплатку и почините мамин платок.
Молодцы! Вы быстро справились!
Заключение
о каком рассказе мы говорили? Кто автор этого произведения? Понравился ли вам этот рассказ? Обязательно расскажите его дома.
Я тоже очень люблю рассказы Н. Носова. Ведь в них самые обычные жизненные ситуации превращаются в необычайно смешные поучительные истории.
А еще мне известно, что вы очень любите книги! Поэтому сегодня нашу библиотечку пополнят несколько новых книг. Вы сможете рассмотреть их в свободное время
Интересные темы
- Паустовский — Корзина с еловыми шишками Знаменитый музыкант проводит осенний период времени, отдыхая в пригородных лесах, где наслаждается самобытными красивыми местными пейзажами.
- Александрова — Домовенок Кузька Девочка Наташа со своей семьей переезжают в другой дом. В то время, когда ее родители заняты распаковкой коробок девочка решила приняться за уборку. Наташа встречает очень маленького человечк
- Солженицын — Один день Ивана Денисовича Иногда люди пропадают и оказываются в лагерях. Главный герой – Шухов один из таких людей. Во время Великой Отечественной войны он побывал в плену у немцев, но смог сбежать. Однако вернувшись
- Житков — Пудя Однажды к отцу Бори и Тани пришёл важный гость. Он прошёл в кабинет, а его интересная шуба висела в прихожей. Дети рассматривали её, им хотелось узнать: пушистые хвостики, которые были на шуб