Тема
Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.
В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.
Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.
Композиция
Композиция линейная. Хотя в конце лирический герой снова встречается со своей возлюбленной, он вовсе не приходит к тому же, с чего все началось. Смысл второй встречи совсем другой.
Назовем первую строфу условно экспозицией (так как речь идет о прошлом) и одновременно завязкой. Герой впервые встречает прекрасную незнакомку, узнает ее – и мгновенно влюбляется.
Далее следует развитие действия, которое можно назвать классической «любовной лихорадкой». Человек, испытывающий неразделенное чувство, живет под его властью. Что бы он ни делал, везде его преследует обожаемый образ.
Но время идет, идет и жизнь героя. Постепенно чувство забывается. Под напором жизненных обстоятельств страсть проходит и, кажется, совсем исчезает.
Герой попадает в заточение (яркий художественный образ реальной ссылки в Михайловское), тоскует, страдает, но уже не от неразделенного чувства, которое он успел забыть, а от вынужденного одиночества, несвободы.
И вдруг – новая встреча! Этот момент можно назвать кульминацией. Герой снова наполняется любовными переживаниями, его душа оживает.
Последняя строфа – яркая развязка действия. Это гениальный образ возрождения через любовь, через воскресшие мечты, через вспыхнувшую, казалось давно забытую, страсть.
Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье», посвященное А.П. Керн, являет собой великолепный образец русской любовной лирики. Тема любви буквально пронизывает все произведение.
На создание столь изумительного по красоте произведения Пушкина натолкнуло знакомство с женой героя Отечественной войны 1812 года Анной Петровной Керн. Мимолетное знакомство, состоявшееся в Санкт-Петербурге в 1819 году, оставило неизгладимое впечатление в душе поэта.
Мы знаем, что пребывание поэта в Петербурге было недолгим. Вскоре последовали опала и ссылки сначала на Кавказ, а потом в Михайловское. Новые впечатления, встречи, несколько стерли образ милой женщины из памяти.
Новая встреча состоялась через 6 лет, когда Пушкин уже жил в Михайловском, а Анна Петровна приехала в село Тригорское в гости с тетке Прасковье Осиповой. Пушкин был частым гостем в имении Прасковьи Александровны, которая была истинной почитательницей его таланта.
Когда Анна Керн собралась уезжать к мужу в Ригу, куда он получил назначение на должность коменданта крепости, Пушкин преподнес ей автограф лирического шедевра. Надо заметить, что встреча в Тригорском встряхнула Пушкина, Анна Петровна стала музой поэта, вдохновившей его на новые творения.
Впервые это лирическое произведение было опубликовано Дельвигом в его журнале «Северные цветы». Летом 1827 года Пушкин приезжал в Петербург. Возможно, именно тогда он передал Дельвигу стихотворение для публикации.
Делая анализ стихотворения, мы видим, что оно написано в жанре лирического послания. Состоит из шести строф. С точки зрения композиции стихотворение состоит из трех частей. Каждая пара строф представляет собой определенный отрезок жизни автора.
- Знакомство и влюбленность,
- Расставание
- Новая встреча.
Фразы «чудное мгновенье» и «мимолетное виденье» рисуют эфемерную картинку: образ женщины, мелькнувший в толпе среди мужчин и дам. Возможно, она с кем-то говорила, или смеялась. Скорее всего, ее смех вспоминался поэту после этой встречи. Женщина мелькнула, и поэт даже не успел узнать, кто она. Лишь звучал в памяти «голос нежный и снились милые черты».
Контрастом звучит вторая часть, отражающая душевное состояние поэта:
И как же он был удивлен, когда приехав в село Тригорское к Осиповым, где он был частым гостем, он увидел свое «мимолетное виденье». Но в этот раз она не исчезла. Несколько дней они имели возможность разговаривать, он восхищался ее нежным голосом, преклонялся перед ее красотой, образованностью и умом. И даже успел преподнести автограф – стихотворение, посвященное гению «чистой красоты». Не случайно фразы «мимолетное виденье» и «гений чистой красоты» повторяются. На этих словах поэт акцентирует то впечатление, какое произвела на него Анна Петровна. Эпитетов в стихотворении немного, но они очень весомые и образные: нежный, мимолетное, милые, небесные.
В каждой строфе по 4 строки. Рифма перекрестная. Мужская рифма сочетается с женской. Интересно, что в первых и третьих строках рифмы разные, а вторая и четвертая везде одна – ты. Словно этой рифмой Пушкин хочет подчеркнуть свою близость к ней. Немного удивляет, что Пушкин обращается к Анне Петровне на ты, что не было принято в светском обществе. Причем Пушкин явно подчеркивает такое обращение ударной, сильной рифмой в каждой четной строке. Это может свидетельствовать об огромной степени духовной близости и взаимопонимания.
Размер стиха – пятистопный ямб делает сего певучим и легким.
Стихотворение не перегружено художественными средствами и лексическими фигурами, написано легким и звучным языком. Не удивительно поэтому, что вскоре это произведение было положено на музыку и стало одним из самых замечательных и любимых романсов. Примечательно, что композитор Михаил Глинка создавший романс, посвятил его дочери Анны Петровны – Екатерине, которую он любил.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и сейчас, спустя 200 лет интересно читателям, и служит непревзойденным примером русской любовной лирики.
Жизнь в слове
Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.
Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно
В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове
Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».
История создания
История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.
Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.
Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными
Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.
Сюжет
Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.
Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.
Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».
Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».
Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.
Средства выразительности
Для Пушкина характерно в своих стихотворениях делать упор на средства художественной выразительности, однако в данном произведении их совсем немного, но они подобраны тщательно и с особым трепетом.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты», «мимолётное виденье» используются для усиления эмоционального состояния героя. Они одновременно просты для понимания, но в то же время звучат возвышенно и одухотворённо.
- Единственная метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» является средством передачи роковой скоротечности времени, когда герой начинает понемногу забывать свою былую любовь.
- Пушкин сравнением «передо мной явилась Ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» идеализирует героиню своего стихотворения, придаёт ее образу возвеличенность, но в то же время оставляет простоту и лёгкость.
Как известно, Александр Сергеевич Пушкин был человеком влюбчивым, имел множество бурных романов и мимолётных интрижек. Нельзя сказать, что всем женщинам, которым удалось затронуть его сердце и запасть в душу, он посвящал стихотворения. Но Анна Петровна Керн, сама того не ведая, стала для поэта музой на долгие годы. Увы, их любовная история продлилась совсем недолго.
Многие считали, что для Керн Пушкин был лишь мимолётным увлечением
Обольстительной даме с лёгкостью удавалось привлекать внимание мужчин, а Пушкин, овеянный таинственностью и славой, тогда находился на первом месте в светских кругах, где довольно часто обсуждалось его творчество. Анна Петровна вскружила голову молодому и ещё неопытному в делах любовных мужчине, тот даже сделал ей предложение, но получил отказ
Свободолюбивая женщина рассматривала его, как одарённого поэта, поэтому приложила все усилия, чтобы стих Пушкина «Керн» увидел мир.
Тема и композиция
Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.
Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.
Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.
Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.