Стихи Маршака для детей 3 класса для заучивания
*****
Дремота и зевота
Бродили по дороге Дремота и Зевота.Дремота забегала в калитки и ворота,Заглядывала в окнаИ в щелочки дверейИ детям говорила:— Ложитесь поскорей!
Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет,А если кто не ляжетСейчас же на кровать,Тому она прикажетЗевать, зевать, зевать!
*****
Синяя страница
А эта страница — морская,На ней не увидишь земли.Крутую волну рассекая,Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,Блуждает морская звезда,И листья подводных растенийКачает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницыТемно, как в глубинах морей.Здесь рыбы умеют светитьсяВо мраке, где нет фонарей…
*****
Читайте стихи Маршака и получайте удовольствие от их прочтения.
Вьюга
Вьюга снежная, пурга,Напряди нам пряжи,Взбей пушистые снега,Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачиВихри и метели,Дайте радужной парчиДля косматых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,Скуй ты нам сегодняОжерелье для березК ночи новогодней!
*****
О мальчиках и девочках
Из чего только сделаны мальчики?Из чего только сделаны мальчики?Из улиток, ракушекИ зелёных лягушек.Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?Из чего только сделаны девочки?Из конфет и пирожныхИ сластей всевозможных.Вот из этого сделаны девочки!
Из чего только сделаны парни?Из чего только сделаны парни?Из насмешек, угроз,Крокодиловых слез.Вот из этого сделаны парни!
Из чего только сделаны барышни?Из чего только сделаны барышни?Из булавок, иголок,Из тесёмок, наколок.Вот из этого сделаны барышни!
*****
Делитесь ссылкой с одноклассниками и на своих страничках социальных сетей.
Белая страница
Это — снежная страница.Вот прошла по ней лисица,Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по страницеВ ясный день гуляли птицы,Оставляя след крестом.
Здесь проехали полозья —И сверкает на морозеСеребристый гладкий след.
Там на утренней порошеОтпечатались калоши, —Это бродят внук и дед.
Цепь следов на снежной гладиОстается, как строкаВ чистой, новенькой тетрадиПервого ученика.
*****
Друзья-товарищи
День стоял веселыйРаннею весной.Шли мы после школыЯ да ты со мной.
Куртки нараспашку,Шапки набекрень,Шли куда попалоВ первый теплый день.
Шли куда попалоПросто наугад,Прямо и направо,А потом назад.
А потом обратно,А потом кругом,А потом вприпрыжку,А потом бегом.
Весело бродилиЯ да ты со мной,Весело вернулисьК вечеру домой.
Весело рассталисьЧто нам унывать?Весело друг с другомВстретимся опять!
*****
Сохраните страничку в закладках, через некоторое время, может быть вам захочется вернуться к ней.
Где обедал воробей?
Где обедал, воробей?В зоопарке у зверей.Пообедал я сперваЗа решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.У моржа попил водицы.Ел морковку у слона.С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,Отрубей поел немного.Побывал я на пируУ хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обедеУ мохнатого медведя.А зубастый крокодилЧуть меня не проглотил.
Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака
Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».
Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.
«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
«Пожар»
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг —
На север,
На юг,
На запад,
На восток, —
Не виден ли дымок.
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара,
И три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперёд
Команда удалая.
Теперь не надо каланчи, —
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль-один!
В районе есть бетонный дом —
В три этажа и выше —
С большим двором и гаражом
И с вышкою на крыше.
Сменяясь, в верхнем этаже
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.
Чуть только — ночью или днём —
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнём
Несётся по дороге…
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же — в миг единый —
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным
Перед ними красный свет.
В пять минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемёт.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма, — пожарный старый,
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел… — Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..
Широко бушует пламя…
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.
Отбивается Кузьма.
Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов
Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Чёрным облаком густым
Под ногами вьётся дым.
Пламя ёжится и злится,
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели…
Злой огонь шипит из щели:
— Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!
— Замолчи, огонь коварный! —
Говорит ему пожарный. —
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!
______
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы льёт.
На панели перед домом —
Стол, и стулья, и кровать…
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
— Не зальёшь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур — не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши её немножко!
______
Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили.
Мчится лестница, насос.
Вьётся пыль из-под колёс.
Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке,
Лоб в крови, подбитый глаз, —
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром —
Славно справился с пожаром!
Стихотворение»Пожар», читать текст онлайн на нашем сайте.
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути —Главнейше…
Полные жаркого чувства…
Полные жаркого чувства,Статуи холодны.От пламени стены искусстваКоробиться не дол…
Анализ стихотворения «Хороший день» Маршака
Самуил Маршак — один из лучших поэтов, которые пишут для детей. Его стихотворение «Хороший день» несёт высокую воспитательную ценность, которая даже сегодня очень актуальна.
В стихотворении поэт акцентирует внимание на необыкновенном дне обычного среднестатистического мальчика из Советского союза. Необыкновенность дня заключается в том, что у родителей выходной и ребёнок сможет провести совместное время со своим папой. Малыш и отец делают много дел за день, который проходит так продуктивно, что они даже устают в конце
Малыш и отец делают много дел за день, который проходит так продуктивно, что они даже устают в конце.
Самуил Маршак смог точно передать настроение и манеру речи мальчика, от лица которого идёт повествование. В стихе почти нет длинных и сложных слов, присутствуют многочисленные глаголы, местоимения и восклицания, потому что детям не свойственно разговаривать заумными фразами. Диалоги между героями прекрасно оживляют стихотворение.
Автор развивает мысль о месте ребёнка во взрослой жизни. Мальчик собирается сесть вместе с отцом на кровать и начать обсуждать их дальнейшие планы. На примере персонажа, который рассуждает о том, что собирается поехать в ботанический музей или сделать бумажного змея, дети смогут составлять план на день.
Самуил Яковлевич Маршак формирует правильные привычки, показывая будничные действия, например, подъем и уборку постели, умывание. Поэт показывает образ мальчика, который интересуется многими вещами. Это является хорошим примером для подражания. Читатель, наблюдающий как герой осваивает поездки на автомобиле, в метро и другие достижения прогресса, станет понимать, что и он сможет всему научиться.
Герои целый день провели очень активно. Перебегали с одного места на другое. И на трамвае ездили, и на легковой машине, и в метро. Потом добрались до тира, а после него пошли в зоопарк. Ребёнок даже успел покататься на пони. Всеми этими действиями автор хотел показать, что своё свободное время нужно проводить с пользой и не сидеть на месте.
В конце уставшие ребёнок с папой, хромая, возвращаются домой. Они сделали очень многое и побывали в большом количестве мест. Не забыли привезти с собой сирень. Поэтому на них навалилась жуткая усталость. Также мальчик подметил, что дома без него очень тихо.
Маршак заложил педагогический смысл в своё произведение. И в целом, «хороший день» вызывает положительные эмоции, поэтому было бы неплохо прочитать это стихотворение каждому ребёнку.
Ход образовательной деятельности
— Здравствуйте ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем, друг друга и встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа от вас, и улыбнитесь, а теперь улыбнитесь другу слева от вас.
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
— Послушайте рассказ о весне и найдите в нем ошибку.
Наступила весна. Тает снег, бегут веселые ручейки. Птицы улетают в теплые края. Медведь проснулся в берлоге.
— Семен, что неправильно в рассказе?
— Птицы улетают в теплые края осенью, а весной возвращаются.
— Ребята, какое сейчас время года?
— Весна.
— Мы сегодня поговорим о весне.
— Ребята, присаживайтесь на стульчики.
— Ваня, какое время года изображено?
— Весна.
— Ребята, почему время года одно (весна, а изображения разные?
— Три месяца весны.
— Даша, назови месяца весны.
— Март, апрель, май.
— Март – это первый месяц весны, ранняя весна. Посмотрите на картинку и скажите, какие признаки у ранней весны?
— прилетели грачи, тает снег, начинается капель.
— Апрель – это середина весны. Чем отличается апрель от марта?
— снег уже полностью растаял, природа пробуждается, на деревьях набухают и распускаются почки, появляется трава.
— Май – это последний месяц весны. Опишите его. Какая погода в мае?
— все зеленеет вокруг, уже совсем тепло, солнце светит ярче, ночи стали короче, а дни длиннее,расцветают весенние цветы: тюльпаны, ландыши.
— У каждого месяца свои особенности. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
— Мы с вами выяснили, что сейчас, какое время года?
– Весна.
— Какой месяц?
– Апрель.
— Какой месяц закончился?
— Март.
— Какой месяц следует за апрелем?
— Май.
Я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Апрель».
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы громче петь и зацвел подснежник.
— Как оно называется?
— Кто написал стихотворение?
— Как автор описывает апрель, о каких признаках говорится в стихотворении?
— что появляется на дорогах? – лужи
— кто пробуждается после зимней спячки? – медведь
— как стали петь птицы? – стали громче петь
— Звенит капель, бегут ручьи, на дорогах лужи, скоро выйдут муравьи после зимней стужи, пробирается медведь, стали птицы громче петь, зацвел подснежник.
— «Скоро выйдут муравьи после зимней стужи», что означает слово «стужа»?
— сильный холод, мороз.
— Скажем вместе «стужа». Алина, теперь ты повтори.
— «Пробирается медведь сквозь густой валежник», что означает слово «валежник»?
Валежник (валеж, валежный лес) —упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие.
— Скажем вместе «валежник». Настя, теперь ты повтори.
— Молодцы.
— Ребята, теперь мы поиграем в игру «Эхо»
— Я говорю предложение громко, а вы отвечаете тихо, как эхо.
— А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы отвечаете громко.
— Хорошо.
— Послушайте стихотворение еще раз, постарайтесь его запомнить. Вы сейчас тоже будете его рассказывать.
— Маршак. Апрель.
— Ребята, это стихотворение веселое, радостное, поэтому надо его читать весело, выразительно.
— Предлагаю прочитать стихотворение.
— Молодцы, многие уже запомнили стихотворение.
— Но мы продолжим учить стихотворение, и вы расскажете его на весеннем празднике.
— О весне сочиняют стихи поэты, пишут картины художники, а композиторы сочиняют музыку. Сегодня, мы с вами послушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Апрель» или его еще называют «Подснежник» из цикла «Времена года». Слушайте внимательно и представьте картину весны.
— Как называется музыкальное произведение, которое мы слушали?
— «Апрель»
— Кто композитор?
— П. И. Чайковский
— Какая мелодия по характеру?
— медленная, веселая, легкая, нежная, ласковая, трогательная, похожа на тихий головокружительный вальс, чувственная мелодия.
— Природа просыпается, все оживает.
— Я предлагаю вам стать подснежниками и потанцевать на нашей полянке.
— Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
— Как называется стихотворение, которое заучивали?
— Кто автор?
-Какое музыкальное произведение мы слушали?
— Кто композитор?
(Предлагаю детям прочитать стихотворение «Апрель» наизусть)
— Спасибо.
Анализ стихотворения «Апрель» Маршака
Миниатюра «Апрель» Самуила Яковлевича Маршака – фрагмент стихотворного календаря «Круглый год». Когда цикл вышел отдельной книгой, иллюстрации к нему сделал художник В. Лебедев.
Произведение создано в 1945 году. Поэту в этот момент исполнилось 58 лет, он трудится на идеологическом и поэтическом антифашистском фронте, сочиняет строки для агитационных плакатов, фельетоны и патриотические стихи, публицистику, выезжает на фронт пообщаться с бойцами. Вносит средства на новый танк для армии, хлопочет о детях-сиротах, ведет переписку с семьей, находящейся в эвакуации, предлагает сценарий фильма (впрочем, кинокартина зрителю так и не была представлена). Советские издательства в годы войны не прекращают выпуск его книг, самого писателя еще и награждают государственной премией. В жанровом отношении – пейзажная лирика. Способ рифмовки – типичный для творчества С. Маршака: смежная сменяется перекрестной, деления на строфы нет. Лексика проста и безыскусна, образы наглядны, стихотворение в целом – доступно пониманию маленького ребенка. Начинается произведение с рефрена восклицаний. Они задают интонацию всему стихотворению. Идет радостная перечислительная градация весенних чудес, впрочем, вполне естественных. Вода захватывает пространство, будит флору и фауну от спячки. Инверсия – один из основных приемов: звенит капель, выйдут муравьи. Поэт с точностью биолога называет приметы второго месяца весны. Действительно, с потеплением, даже если снег вокруг еще не растаял, просыпаются муравьи, выходят погреться. В апреле же и большинство бурых медведей покидают свои берлоги. Валежник – упавшие сучья, стволы деревьев. «Стали птицы песни петь»: имеются в виду, например, зяблики, дрозды, горихвостки. Собственно, в начале месяца (если брать столичный регион, в котором тогда жил сам поэт) многие птицы уже строят гнезда (скворцы, сойки), а то и откладывают яйца (кедровки). «Зимняя стужа»: устойчивый образ, знакомый по устному народному творчеству. Подснежниками называют обычно любые первоцветы. К примеру, крокусы, сон-траву, ну и, собственно, галантус. Поэт верен себе: в стихах максимум динамизма и минимум эпитетов, мудреных средств художественной выразительности. Звонкие, ясные рифмы позволяют быстро запомнить произведение.
«Апрель» С. Маршака впервые был опубликован в новогоднем номере «Комсомольской правды».
Распечатать и читать стихи Маршака детям 4 класса
Маршак написал более 30 детских сказок, самые известные из них:«Двенадцать месяцев»«Кошкин дом»«Теремок»«Умные вещи»Многие из них экранизируются и до сих пор пользуются успехом на сценах детских театров.
*****
Лунный вечер
Мальчишки, девчонки,Гулять идём!Светло на улице,Как днём.
Оставь свой ужин,Оставь кровать.Айда на улицуГулять.
С гиком и свистомВо двор выходи.А если ты хмуришься,Дома сиди.
Вверх по стремянке,Вниз по стене.Славно мы будемИграть при луне!
*****
Вставай, хозяйка, и беги
— Вставай, хозяйка, и бегиПечь пироги, печь пироги.Пеки скорее пирогиПод праздник новогодний.
— Ах, нет огня в печи у нас,В печи у нас, в печи у нас.Не развели огня у насПод праздник новогодний.
Нет потому огня у нас,Огня у нас, огня у нас,Что дров хозяин не припасПод праздник новогодний.
— А он здоров? — Вполне здоров,Вполне здоров, вполне здоров.— Так пусть сидит без пироговОн в праздник новогодний!
*****
Первые стихи поэта вышли в свет, когда ему было 19 лет.
Детский дом
Весною в нынешнем годуВ зоологическом садуОлень и лев, барсук и рысьИ медвежата родились.
Для них устроен детский домС зеленым лугом и прудом.Они играют и лежат.Козел бодает медвежат.А лев и волк несутся вскачьИ разноцветный гонят мяч.
Промчатся быстро год и два,И станет волк бояться льва,И жить на свете будут врозьБарсук и лев, медведь и лось.
*****
Барабан и труба
Жил-был на свете барабан,Пустой, но очень громкий.И говорит пустой буянТрубе — своей знакомке:— Тебе, голубушка-труба,Досталась легкая судьба.В тебя трубач твой дует,Как будто бы целует.А мне покоя не даетМой барабанщик рьяный.Он больно палочками бьетПо коже барабанной!
— Да, — говорит ему труба,У нас различная судьба,Хотя идем мы рядомС тобой перед отрядом.Себя ты должен, баловник,Бранить за жребий жалкий.Все дело в том, что ты привыкРаботать из-под палки!
*****
Первые сказки для детей в стихах: «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и другие.
Зеленая страница
Эта страница зеленого цвета,Значит, на ней постоянное лето.Если бы здесь уместиться я мог,Я бы на этой странице прилег.
Бродят в траве золотые букашки.Вся голубая, как бирюза,Села, качаясь, на венчик ромашки,Словно цветной самолет, стрекоза.
Вон темно-красная божья коровка,Спинку свою разделив пополам,Вскинула крылья прозрачные ловкоИ полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,Бабочки сели в траву отдыхать.То закрываются книжечкой пестрой,То, раскрываясь, несутся опять…
*****
Будущий лес
В лесу я видел огород.На грядках зеленелиПобеги всех родных пород:Березы, сосны, ели.
И столько было здесь леснойКудрявой, свежей молоди!Дубок в мизинец толщинойТянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист,Вот этот прут дрожащий.Уже сейчас раскрыл он листДубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в рядВдоль грядки у дорожки,И нежный лист их красноват,Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,В тени стояли елки.На ветках щеточкой рослиКороткие иголки.
Я видел чудо из чудес:На грядках огородаПередо мной качался лесДвухтысячного года.
*****
Артек
Флаги, белые палатки,Звуки трубные с утра,И линейка на площадке,И пахучий дым костра,Вот он, летний отдых детский,На горах, у чистых рек…Но во всей стране СоветскойЛучший лагерь — наш Артек!
Где лежит медведь косматый,К морю теплому прильнув,Где любил бывать когда-тоПушкин, ездивший в Гурзуф,Где о берег бьется дерзкоЧерноморская волна,Славный лагерь пионерскийТам построила страна.
Не забуду я вовекиТеплой ночи в октябре,Звонкой музыки в Артеке,Над заливом, на горе.За такую ночь, ребята,За Артек веселый вашНаша армия когда-тоНочью шла через Сиваш.
*****
Именем Маршака называют улицы, поезда в метро и даже самолеты!
Котята
Два маленьких котёнка поссорились в углу.Сердитая хозяйка взяла свою метлуИ вымела из кухни дерущихся котят,Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.Два маленьких котёнка озябли на дворе.Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.— Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.И оба перед печкой заснули сладким сном.А вьюга до рассвета шумела за окном.
*****