ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю. Лермонтов. «Дума».
Тема, идея, проблемы.Тема: судьба поколения, размышление о духовной разобщенности общества и необходимости его единения.
Идея: необходимость активного участия в жизни страны, духовного единения, опасность безразличия и отстранённости.
Проблемы.
Проблема разочарования в современниках, в их бездеятельности, равнодушии к всему, что происходит в стране.
Автор описывает дворянскую интеллигенцию 30-х годов, которых жизнь «уже томит», являясь бесцельной. Он осуждает современников за пассивность ( «К добру и злу постыдно равнодушны»), за их «малодушие» перед опасностью, за их рабскую психологию:
Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.
Поэта возмущает безразличие современников даже к искусству, которое совершенно их не волнует:
Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят.
Проблема бессмысленности существования.
Жизнь современников видится поэту бесцельной, а значит, лишённой смыла.
как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
Автор использует много сравнений, которые помогают ярче показать, какова жизнь молодого поколения дворянства, которое, казалось бы, должно играть важную роль в жизни страны. Молодость для этих людей – не время расцвета, а «час паденья».
Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Проблема взаимодействия представителей разных поколений («отцов и детей»).
Деятельность декабристов рассматривается поколением 30-х как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»).
Новое поколение отошло от участия в общественной жизни, его не тревожат вопросы добра и зла. Участь их безотрадна: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
Проблема отношения потомков к современникам поэта.
Поэт убежден, что потомки строго осудят людей его поколения за его бездействие. Поэтому так суров его приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Автор выражает надежду, что последующие поколения осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины. Свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.
Таким образом, автор размышляет о многом, его волнует настоящее и будущее своего поколения, к которому относится и он сам. Автор с осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.
Стихотворение «Дума» Лермонтова: анализ
Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.
Время создания
Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.
После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение — результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.
Тема стихотворения «Дума» Лермонтова
Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.
Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия – смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.
Жанр стихотворения
«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.
Средства выразительности
Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.
Темы и проблемы произведения
Темы в этом произведении поднимаются достаточно важные и актуальные.
Основной темой можно выделить жизнь современности. Автор подчеркивает всю бессмысленность существования, не имея ни идеалов, ни целей, ни стремлений. Люди живут просто для того, чтобы жить. Ему неприятно это осознавать, но он смирился, поскольку понимает, что один не в состоянии что-либо изменить. Он с презрением смотрит на свое окружение, поскольку совершенно не видит будущего для него.
Второй темой понимается «проблема отцов», что глядя на их опыт, молодое поколение начинает бездействовать. Научившись на ошибках старшего поколения, они не хотят повторить их снова. Поэтому выбирают другой путь – бездействовать и молчать.
Лирический герой презирает власть и свое окружение. Он подавлен потому, что ему больно осознавать то, что он ничего не сможет оставить наследникам.
Жанр, направление и композиция
Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры.
По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.
Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.
Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.
Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.
Настроение общества первой половины 19 века
1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.
После поражения декабристского восстания настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, равнодушие и бесцельность существования.
Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.
Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».
Темы и настроение
Главной темой стихотворения является сущность современного человека. Лирический герой поэзии с презрением относится к своему поколению и не видит у него великого будущего. Он считает, что нынешнее общество ведет бессмысленное существование, его представителям плевать на добро и зло, все грани стерты. У этих людей нет целей в жизни и нет принципов, которых они могли бы придерживаться.
Лермонтов также поднимает тему преемственности поколений. Ошибки родителей влияют на детей. Их опыт привел к тому, что у потомков отсутствует жажда к знаниям и они проживают пустую жизнь. Автор в лице лирического героя озадачен тем, какое духовное наследие оставит его поколение миру.
Михаил Юрьевич не только охарактеризовал свое время, но и поднял тему власти и описал свое презрение к ней. Общество он называет рабами, поскольку после восстания декабристов дворянство перестало участвовать в жизни страны
Его представители закрылись в своем беззаботном радостном мире и отказывались обращать внимание на насущные проблемы других слоев общества
В самом произведение преобладают грустные настроения. В строках чувствуются нотки сожаления и безысходности. Лирический герой с тоской описывает пороки своего поколения и при этом относит самого себя к их представителям.
Оценки и мнения
В. Г. Белинский считал, что «Дума» — в некотором роде сатира, выраженная громами негодования, грозой духа оскорбленного позором общества. «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!»
, — писал он. Также Белинский выделил «Думу» как«энергическое, могучее по форме, хотя и прекраснодушное несколько по содержанию стихотворение» .
Н. А. Мельгунов в издании «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“» писал, что «Дума» и подобные стихи Лермонтова наводят тяжёлую грусть и заставляют невольно задумываться. «Дай бог, чтоб предчувствие не сбылось, чтоб поколение наше оставило прочный след на земле, запечатлев его плодовитой мыслию и гениальным трудом!»
, — пишет он. В конце статьи Мельгунов делает вывод, что нынешнее поколение ещё может совершить что-нибудь великое.
Историк литературы П. А. Висковатов считал, что в стихотворениях Лермонтова «Дума» и «Поэт» заметно влияние французского поэта Огюста Барбье, впоследствии эту теорию более подробно развил советский литературовед Б. М. Эйхенбаум, заявив, что для Лермонтова в этот период лирика Барбье — образец гражданской ораторской поэзии.
Литературовед, историк русской литературы, профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва охарактеризовала «Думу» как сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.
Тематика
«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.
Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:
Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад…».
История создания
Поэта в феврале 1838 года перевели в Гродненский гусарский полк. Он располагался недалеко от Новгорода в Селищенских казармах. Нынче, об этом месте уже никто не вспомнит, но во времена Михаила Юрьевича это была благоустроенная военная часть, к которой было проведено шоссе. Об этих казармах очень волновался военный министр граф Аракчеев. В будущем их стали называть аракчеевскими. Именно в эти казармы привозили иностранные делегации, чтобы показать военную выправку русской армии.
Лермонтов жил в одной комнате вместе со своим товарищем — корнетом Краснокутским. Их часть дома называлась «сумасшедшей», там жили исключительно неженатые молодые офицеры. Во время службы Михаил Юрьевич командовал взводом, а в свободное время развлекался вместе с другими офицерами. Из комнат в его части дома день и ночь доносились звуки гитары и других инструментов. Служивые также много читали литературу, некоторые что-то писали. В комнате Михаила Лермонтова на стенах были написаны стихи. Видимо, с бумагой было трудно и поэтому многие рифмы он царапал прямо на стене.
Офицеры долгое время не стирали эти надписи. Однако в один день инженер, которому поручили ремонт здания, приказал закрасить их. Возможно, и «Дума» когда-то была записана на тех стенах, так как рукописного варианта не сохранилось.
Образы
Под «ошибками отцов» автор подразумевает восстание в 1825 году, которое научило будущее поколение не бороться за свои права, и не выражать свое отношение к той или иной ситуации. Им неведомо чувство справедливости и чести.
В образе лирического героя мы видим современное общество, но он не разделяет их взгляды. Ему грустно от того, что он видит столько недочетов в мыслях и поведении своих ровесников. Его беспокоит проблема будущего, что он не сможет оставить ничего после себя. Грустно же ему от того, что он не в силах что-то изменить. Он стал своего рода заложником времени, в котором родился, живет и творит.
В образе толпы мы видим людей, у которых нет ни смысла, ни цели в жизни. Они просто живут, совершенно не задумываясь о будущем. Лирического героя настолько подавляет вся эта атмосфера, что он и себя начинает относить к людям этой толпы.
Произведения в жанре думы
Поэтов вдохновил народный жанр, и в начале XIX в. в свет вышли «Думы» Кондратия Рылеева. Его поэтические мысли о социальном укладе общества, философии, истории, оформленные в виде наставления молодым.
Цикл «Думы» — это 21 лирическое произведение, посвященное истории. Рылеев рассказывает о подвигах, совершенных теми, кто радел за государство, но и не забывает про их ошибки. Первая дума рассказывает о князе Олеге, получившем прозвище Вещий. Отдельные думы рассказывают о подвигах таких ярких личностей, как Иван Сусанин и Ермак. Поэзия Рылеева, посвященная покорителю Сибири, быстро стала народной песней.
«Думы» Рылеева – не учебник истории, да и неточностей там хватает, но это поэтический урок нравственности.
Поддержали жанр гражданской поэзии такие поэты, как А. Кольцов и М. Лермонтов, на которого рылеевское произведение оказало огромное влияние. В сборнике В. Фета можно найти «Элегии и думы», цикл дум создал К. Случевский. Редкий жанр использовал Э. Багрицкий, написав «Думу про Опанаса».
Анализ стихотворения «Дума»
(0)
Дума _ распространённая поэтическая форма в литературе XIX века. Этот жанр широко использовали поэты-декабристы, особенно популярны были «Думы» К. Ф. Рылеева. Однако вокруг жанра «Думы» М. Ю. Лермонтова сразу же разгорелись жаркие споры. Выдающиеся литературные критики давали произведению самые разноречивые оценки: В. Г. Белинский утверждал, что «Дума» есть сатира», С. П. Шевырёв писал, что стихотворение Лермонтова — «ужасная эпитафия молодому поколению».
Перед нами не традиционная элегия, а некое смешение стилистических пластов: кроме печального рассуждения, в стихотворении звучит и гневное обличение, и язвительные насмешки, и страстный призыв к молодому поколению, В «Думе» есть сатира, как и в стихотворении «Смерть Поэта». Только сатира здесь направлена не на великосветское общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 1830-х годов. Можно сказать, что стихотворение «Дума» — это гражданский суд Лермонтова над своим поколением. И это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению. Гражданская тема для поэта глубоко личная, выстраданная. Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественни- ков — он употребляет местоимение мы. В стихотворении раскрывается трагедия людей, об- речённых состариться «в бездействии» «под бременем поананья и сомненья » • Лермонтов видит причину этой трагедии в общественной обстановке в России после восстания декабристов, когда наступила эпоха безверия и бесцельного существования, когда люди таили даже от близких и друзей « надежды лучшие и Голос благородный». Это время, когда молодые люди
разуверились в идеалах, в которые верили их отцы, они «богаты ошибками отцов». Поэт обвиняет своих современников в постыдном равнодушии к добру и злу, в трусости и раболе- пии перед властью, в неспособности испытывать радость жизни и чувствовать красоту искусства. Общественная пассивность людей 1830-х годов свя- зана с их позорным малодушием: к добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы. Мысль о бездействии поколения многократно варьируется. Стихотворение приобретает не только скорбный, но и едко-иронический тон. Передавая пустоту бесцельного существования, поэт использует двойное сравнение: и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на прааднике чужом. Образы «ровный путь» и «чужой праздник» кон- кретны, эмоциональны и вызывают у читателя чув- ство грусти и сожаления. Автор употребляет так называемую философскую и гражданскую лексику, слова: познание, сомненья, власть, судья, гражданин, грядущее, поприще. Но стихотворение звучит очень эмоционально, потому что написано в романтической традиции и насыщено выразительными метафорами (иссушили ум наукою 96
бесплодной; чаша наслажденья; царствует холод; огонь кипит в крови) и эпитетами (плодовитая мысль; восторг сладостный). Выразительный эффект достигается употреблением антонимов — слов с противоположным значением: ненавидим — любим; холод — огонь. Поэт часто ис- пользует слова и выражения в переносном смысле. Например, состариться означает не только физи- ческую, но и духовную старость, а ровный путь без цели — это равнодушие и апатия, отсутствие жизненных тревог. Гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» харак- теризует раннее наступление зрелости поколения, «разбуженного выстрелами на Сенатской площади» (А. Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения получает в четвертой строфе образное воплощение в сравнении-метафоре: « тощий плод». Поэт высказывает беспощадную правду не о чём-то постороннем и чуждом, а о том, что ему дорого и кров- но близко. Это делает произведение трагическим. Передовые люди 1830-1840-х годов увидели в «Думе» выражение собственных мыслей и чувств и нередко цитировали лермонтовекие строки в своих письмах и дневниках. «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа, — пи- сал Белинский, — это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! .. И кто же из людей нового поколения не найдет в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.»
«Дума» Михаила Лермонтова — своеобразный реквием поколению и в то же время обращение к будущим потомкам.
0 / 5. 0
Проблемы
Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.
- Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», то есть не работали и не служили отечеству. Страна держалась на крестьянском труде, а элита лишь паразитировала на народе. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной.
- Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой, поэтому все радости молодости стремительно пролетели мимо.
- Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Их циничная ухмылка – лишь стремление придать себе мнимой значимости. Они не наполняют свое бытие смыслом, просто прожигают жизнь. Именно поэтому героя страшит упрек сыновей, который они обратят к промотавшимся отцам.
- Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, даже их любовь случайна и легковесна. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты.
- Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 5)
Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума» с первых строк заставляет задуматься о значимости решений, которые мы принимаем в некоторых вопросах
Лермонтов считает, что самой важной составляющей разумного, зрелого, да и просто живого человека является следование своему жизненному идеалу и цели. Огорчает поэта то, что у подавляющей части его поколения этой цели попросту нет
Начиная свой жизненный путь, каждый имеет оставленное родителями наследство – их жизненный опыт. И важно не превратить свою жизнь в бессмысленное существование только потому, что родители поступили так со своей жизнью. Ведь наши действия (или наоборот, бездействия) отражают не только наши сугубо личные взгляды на жизнь, но и являются автопортретом всего поколения. Именно автопортретом, ведь мы сами его пишем.
Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ)
Поэт описал своё поколение таким, каким он его видит. Лермонтова глубоко огорчает, что, присутствуя на самом ярком и неповторимом празднике, который называется жизнью, его ровесники остаются просто приглашенными. Они сидят в стороне и наблюдают за торжеством других. Во главе сидят сильные мира, обладающие властью, и никто до сих пор не возымел вдоволь духа, чтобы восстать перед ними. Да и те, кто все же восстают, делают это из чувства сопричастности. Чувство сопричастности – это чувство, характерное поколению, которое описывает Лермонтов. Однако значение этого слова не имеет той доброй составляющей, которую мы привыкли в нем узнавать. Это не та сопричастность к горю бедных и обездоленных. Это не та сопричастность к успехам друзей, коллег и просто знакомых. Восставшие лермонтовского поколения причастны только к толпе. Толпе людей, у которой нет своего мнения. Толпе людей, которая готова принять любые истины и правды, навязанные ей несколькими лидерами. Толпой легко управлять, и поэт разглядел признаки этой самой бездумной толпы в своем поколении. Люди живут по инерции, ненавидя тех, на кого указал им совершенно чужой человек. Они ненавидят только потому, что все так делают. Они любят только тех людей и те вещи, которые принято любить, которые имеют качества, одобряемые обществом. Повсеместный страх и умственная лень овладевают окружением поэта. Эти чувства не дают его поколению жить полной жизнью, не дают им радоваться победам своих ближних, наслаждаться запахом цветов и мелодичностью стихов.
Прожив такую жизнь, нечего завещать детям и внукам. Живя такой жизнью, не хочется за неё держаться.
Стихотворение было написано в 1838 году, но то, что Михаил Лермонтов разглядел в своем поколении, до сих пор не искоренилось. От нас зависит, будут ли узнавать в этом стихотворении себя и следующие поколения так же, как узнаём в нем себя мы.