Иван крылов 📜 любопытный (басня)

Иван крылов — любопытный (басня): стих

Басня Крылова Квартет

Иван Андреевич Крылов с помощью своих басен хотел донести до читателей насущные проблемы страны в социальной, политической и культурной сферах жизни. Он обличал человеческие пороки и дурные черты характера, указывал на слабые места в делах государства. Статья содержит анализ басни «Квартет», написанной в 1811 году.

Сюжет

Животные затеяли музыкальное представление и собрались в следующем составе: Мартышка, Осел Козел, Медведь (Мишка). Вчетвером они составили квартет. В распоряжении у зверей были ноты и музыкальные инструменты.

Начав музыкальную партию, звери поняли, что ничего у них не выходит – мелодия не идет. Тогда Мартышка предложила решение: поменяться местами и сесть друг напротив друга. После того как животные пересели, музыка все же не получалась. Тогда Осел предложил сесть зверям рядом. Но и после этого действия музыка не получалась.

К незадачливым музыкантам прилетел Соловей и раскрыл секрет их неудач: дело не в том, как они сидят, а в том, что таланта и мастерства нет ни у одного из членов квартета: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Герои

Как и во всех своих произведениях, в басне «Квартет» Крылов создает аллегоричные образы. Для этого он использует самых ярких представителей животного мира: проказницу Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку. Эти животные обычно характеризуются набором определенных качеств. Например, Мартышка – глупая, озорная, любит кривляться, Осел – глуп и неуклюж, Козел – невежественен, так же неуклюж, а Медведь не образован, лишен слуха и голоса.

В качестве противопоставления автор приводит Соловья – одаренного, способного певца и музыканта, который и делает горе-музыкантам замечание, ставшее афоризмом на все времена: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…».

Мораль

Басню «Квартет» трактуют по-разному. Одни видят здесь намек на плохих политиков и управленцев, которым недостает умения грамотно организовать дела. Вот так сидят по кабинетам чиновники и только и делают, что просто меняются местами, но от этого ничего хорошего вокруг не происходит.

Другие считают, что эта басня именно про музыкантов, которые, не обладая никакими талантами, пытаются показать себя и выставить настоящими звездами. И тут уже не помогут ни ноты, ни басы, ни альта, как их ни расставляй.

Но у всех трактовок есть одна общая мораль: в любом деле важно мастерство и умение, мало ограничиваться только наличием инструкций и инструментов. Также важен талант и понимание самой сути дела

Третейский судья в этой истории – соловей, который и выносит вердикт незадачливому квартету: чтобы что-то получилось, нужен профессионализм.

Басню Ивана Крылова «Квартет» хорошо понимают младшие школьники, которые, в первую очередь, видят в ней хвастовство – качество, которое в людях не любит никто.

Квартет
Сейчас читают:

Сочинение Память о Великой Отечественной Войне егэ 15.3
Великая отечественная война — самая жестокая и кровопролитная из всех войн 20 века. В каждой семье есть свой герой, а то и не один участник этой войны.

Сочинение по картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс
Известный русский художник — портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей.

Сочинение на тему Традиции моей семьи
В нашей семье, существует, одна очень давняя традиция, которую придумали насколько мне известно, еще мои брабабушка и брадедушка. Каждое первое воскресенье весны, мы всей семьей, включая даже дальних родственников,

Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс
В жизни Лермонтова было несколько женщин, которые оставили след и в его сердце, и в его произведениях. Просто не понятно, как они считали его некрасивым. Выразительные карие глаза на одухотворённом лице

Сочинение по картине Суриков Степан Разин эссе 6 класс, по обществознанию
Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной

Суриков, постоянно изображал

Сочинение Пожарный моя будущая профессия
Даже маленький ребёнок знает о важности профессии пожарного. Родители с самого детства рассказывают малышам о правилах как весть себя с огнём и приборами, который его вызывают

Любопытный (Басня)

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;Все видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».

лучшие басни Крылова

Анализ / мораль басни «Любопытный» Крылова

В основе басни «Любопытный» Ивана Андреевича Крылова – не переделка чужого сюжета, не аллегория, а живая сценка из русской жизни той эпохи.

Басня создана в 1814 году. Ее автору за сорок, он трудится в Публичной библиотеке, регулярно публикуется и считается именитым баснописцем, превзошедшим своих предшественников в этом жанре. Отсюда – одна из возможных причин написания басни: некто сочинил дифирамб лучшим баснописцам, не преминув добавить, что каждого из них зовут Иваном. Однако в этом ряду не оказалось как раз И. Крылова. Басня с крылатым выражением в конце и стала ответом на это недоразумение. Впрочем, более достоверной считается совсем другая причина. В основе ее – эпизод, действительно произошедший с одним любознательным приезжим. История попала в «Русскую старину», а затем и вовсе приобрела литературную форму под пером И. Крылова. Остается добавить, что слон как экспонат и сейчас находится в одной из коллекций Кунсткамеры.

Здесь нет привычных действующих героев – прямиком из животного царства, нет отсылок к историям, восходящим еще к античности. Не дает писатель и имен собеседникам. Наконец, отсутствует и мораль. В произведении нет социальной заостренности, есть лишь комический случай, в герое которого каждый может узнать себя. Традиционно построение басни в виде диалога. Впрочем, большую часть ее составляет восторженный монолог провинциала, передающего свои впечатления от посещения Кунсткамеры (музей, начало коллекции которого положил еще Петр Первый). Скорее всего, интерес его неподдельный, искренний. Однако нельзя не улыбнуться простодушию гостя столицы. Начинается рассказ с парентезы (обращений): приятель дорогой, мой друг. Беседуют люди образованные, эрудированные. Идет перечислительная градация: видел, высмотрел. Идиома: чудес палата. Колоритные вводные слова: чай, право. «Таровата»: богата. С этого момента начинаются сплошные восклицания. «Какие» выступают в роли частиц с экспрессивным оттенком: какие бабочки. Обилие уменьшительных суффиксов усиливают растроганность говорящего и комизм ситуации: мушки, таракашки, коровки. «Крохотны»: типичная для языка И. Крылова усеченная форма прилагательного. Два сравнения: как изумруд, коралл. Он уверяет, что были и «менее булавочной головки» экземпляры. Вопрос про слона на контрасте с букашками ставит героя в тупик. «Слона-то я и не приметил». Герой сбит с толку и смеется. Если искать у басни сей мораль, то она в том, что большое видится на расстоянии

Увлекшись мелочами, можно пропустить что-то важное в своей жизни

Анализ / мораль басни «Любопытный» Крылова

В основе басни «Любопытный» Ивана Андреевича Крылова – не переделка чужого сюжета, не аллегория, а живая сценка из русской жизни той эпохи.

Басня создана в 1814 году. Ее автору за сорок, он трудится в Публичной библиотеке, регулярно публикуется и считается именитым баснописцем, превзошедшим своих предшественников в этом жанре. Отсюда – одна из возможных причин написания басни: некто сочинил дифирамб лучшим баснописцам, не преминув добавить, что каждого из них зовут Иваном. Однако в этом ряду не оказалось как раз И. Крылова. Басня с крылатым выражением в конце и стала ответом на это недоразумение. Впрочем, более достоверной считается совсем другая причина. В основе ее – эпизод, действительно произошедший с одним любознательным приезжим. История попала в «Русскую старину», а затем и вовсе приобрела литературную форму под пером И. Крылова. Остается добавить, что слон как экспонат и сейчас находится в одной из коллекций Кунсткамеры.

Здесь нет привычных действующих героев – прямиком из животного царства, нет отсылок к историям, восходящим еще к античности. Не дает писатель и имен собеседникам. Наконец, отсутствует и мораль. В произведении нет социальной заостренности, есть лишь комический случай, в герое которого каждый может узнать себя. Традиционно построение басни в виде диалога. Впрочем, большую часть ее составляет восторженный монолог провинциала, передающего свои впечатления от посещения Кунсткамеры (музей, начало коллекции которого положил еще Петр Первый). Скорее всего, интерес его неподдельный, искренний. Однако нельзя не улыбнуться простодушию гостя столицы. Начинается рассказ с парентезы (обращений): приятель дорогой, мой друг. Беседуют люди образованные, эрудированные. Идет перечислительная градация: видел, высмотрел. Идиома: чудес палата. Колоритные вводные слова: чай, право. «Таровата»: богата. С этого момента начинаются сплошные восклицания. «Какие» выступают в роли частиц с экспрессивным оттенком: какие бабочки. Обилие уменьшительных суффиксов усиливают растроганность говорящего и комизм ситуации: мушки, таракашки, коровки. «Крохотны»: типичная для языка И. Крылова усеченная форма прилагательного. Два сравнения: как изумруд, коралл. Он уверяет, что были и «менее булавочной головки» экземпляры. Вопрос про слона на контрасте с букашками ставит героя в тупик. «Слона-то я и не приметил». Герой сбит с толку и смеется. Если искать у басни сей мораль, то она в том, что большое видится на расстоянии

Увлекшись мелочами, можно пропустить что-то важное в своей жизни

Журнал «Сын Отечества» предоставил свои страницы для публикации басни И. Крылова «Любопытный».

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Ничего не понимаю в стихах 48.44%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.66%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.9%

Иван Крылов Собака, человек, кошка и сокол (Басня)

Собака, Человек, да Кошка, да Сокол Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной, Нелестной, искренней, чистосердечной. У них был общий …

Иван Крылов П. Н. Львовой (Счастливы басенки мои в руках твоих)

Иван Крылов Дерево

Увидя, что топор крестьянин нес, «Голубчик», Деревцо сказало молодое: «Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес, Я не могу расти в …

Иван Крылов Водолазы

Иван Крылов К счастью

Богиня резвая, слепая, Худых и добрых дел предмет, В которую влюблен весь свет, Подчас некстати слишком злая, Подчас роскошна невпопад, …

Иван Крылов Волк и кукушка (Басня)

Иван Крылов Ворона и лисица (Басня)

Иван Крылов Крестьянин и змея (Басни)

Иван Крылов Убогий этот дом Василий Климыч Злов

Иван Крылов Картина

Невеже пастуху, безмозглому детине, Попался на картине Изображенный мир. Тут славный виден был Природы щедрой пир: Зеленые луга, текущи чисты …

Владимир Высоцкий Жизнь оборвёт мою водитель-ротозей

Владимир Соловьев Осеннею дорогой

Евгений Агранович Дед

Давид Бурлюк Грусть

Валерий Брюсов Гордись! Я свой корабль в Египет

Джек Алтаузен Стихи о Ветлуге

Евгений Агранович Пыль, пыль

Иван Крылов Часто вопрошающему (Когда один вопрос в беседе сей наскучит)

Василий Жуковский К Арбеневой

«Рассудку глаз! другой воображенью!»- Так пишет мне мой стародавний друг. По совести, такому наставленью Последовать …

Виктор Боков На побывку едет

Творческая деятельность Крылова

Известно, что первый юмористический журнал Ивана Андреевича Крылова, «Почта духов», возмутил своим содержанием императрицу? Проникнувшись антипатией к поэту, Екатерина II предложила ему пожить в Европе за счёт государства, преследуя цель не видеть его.

«Почта духов» был не единственной попыткой писать прозу, однако известность ему принесли именно басни. Первые басни Крылова были созданы незадолго до журнала, однако они были такими неудачными, что писатель не стал их публиковать.

Удачный сборник нравоучительных стихотворений, сочинённый им, вышел в 1809 году. В него вошли и знаменитые короткие басни «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Мартышка и очки».

После этого за автором закрепилась слава великого русского баснописца. Его короткие басни обличают такие пороки как: лень, тщеславие, завистливость и жадность.

Анализ / мораль басни «Любопытный» Крылова

В основе басни «Любопытный» Ивана Андреевича Крылова – не переделка чужого сюжета, не аллегория, а живая сценка из русской жизни той эпохи.

Басня создана в 1814 году. Ее автору за сорок, он трудится в Публичной библиотеке, регулярно публикуется и считается именитым баснописцем, превзошедшим своих предшественников в этом жанре. Отсюда – одна из возможных причин написания басни: некто сочинил дифирамб лучшим баснописцам, не преминув добавить, что каждого из них зовут Иваном. Однако в этом ряду не оказалось как раз И. Крылова. Басня с крылатым выражением в конце и стала ответом на это недоразумение. Впрочем, более достоверной считается совсем другая причина. В основе ее – эпизод, действительно произошедший с одним любознательным приезжим. История попала в «Русскую старину», а затем и вовсе приобрела литературную форму под пером И. Крылова. Остается добавить, что слон как экспонат и сейчас находится в одной из коллекций Кунсткамеры.

Здесь нет привычных действующих героев – прямиком из животного царства, нет отсылок к историям, восходящим еще к античности. Не дает писатель и имен собеседникам. Наконец, отсутствует и мораль. В произведении нет социальной заостренности, есть лишь комический случай, в герое которого каждый может узнать себя. Традиционно построение басни в виде диалога. Впрочем, большую часть ее составляет восторженный монолог провинциала, передающего свои впечатления от посещения Кунсткамеры (музей, начало коллекции которого положил еще Петр Первый). Скорее всего, интерес его неподдельный, искренний. Однако нельзя не улыбнуться простодушию гостя столицы. Начинается рассказ с парентезы (обращений): приятель дорогой, мой друг. Беседуют люди образованные, эрудированные. Идет перечислительная градация: видел, высмотрел. Идиома: чудес палата. Колоритные вводные слова: чай, право. «Таровата»: богата. С этого момента начинаются сплошные восклицания. «Какие» выступают в роли частиц с экспрессивным оттенком: какие бабочки. Обилие уменьшительных суффиксов усиливают растроганность говорящего и комизм ситуации: мушки, таракашки, коровки. «Крохотны»: типичная для языка И. Крылова усеченная форма прилагательного. Два сравнения: как изумруд, коралл. Он уверяет, что были и «менее булавочной головки» экземпляры. Вопрос про слона на контрасте с букашками ставит героя в тупик. «Слона-то я и не приметил». Герой сбит с толку и смеется. Если искать у басни сей мораль, то она в том, что большое видится на расстоянии

Увлекшись мелочами, можно пропустить что-то важное в своей жизни

Журнал «Сын Отечества» предоставил свои страницы для публикации басни И. Крылова «Любопытный».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Конспект урока литературного чтения «И.А. Крылов «Чиж и Голубь»» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина с изображением памятника И.А. Крылову, его книги, аудиозапись басни «Чиж и Голубь», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят сообщения о чиже и голубе.

Ход урока

|. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)

— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)

(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)

Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.

Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?

— Понравилась вам басня? Чем?

— Все ли было понятно в ней?

Любопытный

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В кунсткамере*, мой друг! Часа там три ходил; Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа торовата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни как изумруд, другие как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» — «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил»

Свинья

Свинья на барский двор когда-то затесалась;Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;В сору, в навозе извалялась;В помоях по уши досыта накупалась:И из гостей домойПришла свинья свиньёй.

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? —Свинью спросил пастух.—Ведь идет слух,Что всё у богачей лишь бисер да жемчуг;А в доме так одно богатее другого?»

Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.Я не приметила богатства никакого:Всё только лишь навоз да сор;А, кажется, уж, не жалея рыла,Я там изрылаВесь задний двор».

* * *Не дай Бог никого сравненьем мне обидеть!Но как же критика Хавроньей не назвать,Который, что ни станет разбирать,Имеет дар одно худое видеть?

Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят… Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший* Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и от роду нет году». — Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из ващего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: