Бедный Федя – краткое содержание рассказа Зощенко
В одном детском доме находился мальчик по имени Федя.
Это был очень грустный и скучный мальчик. Он никогда не смеялся. Не шалил. И даже не играл с ребятами. Он тихонько сидел на скамейке и о чем-то думал.
И дети к нему не подходили, потому что им было неинтересно играть с таким скучным мальчиком.
И вот однажды воспитательница дала Феде книжку и сказала:
— Прочитайте вслух несколько строчек из этой книги. Я хочу узнать, хорошо ли вы читаете. Чтобы знать, в какой класс вас зачислить.
Федя покраснел и сказал:
— Я не умею читать.
И тогда все дети удивленно на него посмотрели. А некоторые даже рассмеялись. Потому что мальчику десятый год, а он читать не умеет. Это смешно и странно.
Воспитательница спросила Федю:
— Неужели же вы совершенно читать не умеете? Может быть, даже не знаете букв?
И, показав на букву «А», она спросила:
— Какая это буква?
Федя снова покраснел, потом побледнел и говорит:
— Я не знаю, какая это буква.
И тогда все дети громко рассмеялись. А учительница спросила:
— Как же так случилось, что вы до сих пор букв не знаете?
— Когда мне было пять лет, фашисты угнали нас в Германию. Меня и мою маму. И там мы работали на заводе. И там фашисты не учили нас читать.
Тут все дети перестали смеяться. А воспитательница спросила Федю:
— А где же теперь ваша мама?
Печально вздохнув, Федя сказал:
— Она умерла в Германии. Она была очень больна. И она лежала с высокой температурой. Но фашисты подняли ее штыками и заставили ее работать. И вот почему она умерла.
Воспитательница сказала Феде:
— Бедный мальчик. Ты не смущайся, что ты не умеешь читать. Мы тебя научим. И мы тебя будем любить, как родного.
И, обратившись к ребятам, она им сказала:
— Ребята, примите Федю поиграть в свои игры.
Но Федя отказался играть. И он по-прежнему сидел на скамейке скучный и бледный.
И вот в один прекрасный день воспитательница взяла его за руку и повела к докторше. И сказала ей:
— Будьте добры, дайте этому мальчику какие-нибудь порошки для того, чтобы он был веселый и здоровый. И чтоб он играл с ребятами, а не сидел бы молча на своей скамейке.
— Нет, таких порошков у нас не имеется. Но есть одно средство для того, чтобы он был здоровый и веселый и чтоб играл с ребятами. Это нужно, чтобы он засмеялся или хотя бы улыбнулся. И если это произойдет, вот тогда он и будет здоровый.
И вот все дети, узнав об этом, стали развлекать и смешить Федю. Они нарочно падали перед ним, чтоб он рассмеялся. Нарочно мяукали. Прыгали. И ходили на руках. Но Федя не смеялся.
Правда, он смотрел на все это, но улыбка не появлялась на его лице.
И тогда дети стали придумывать особенные номера, чтоб рассмешить Федю. Например, один парнишка взял палку и этой палкой нарочно ударил себя по затылку. И он так звонко себя ударил, что все ребята рассмеялись. Потому что это было неожиданно и комично, что такой звон пошел.
Все ребята засмеялись. И только Федя не засмеялся. И этот мальчик, который сам себя ударил, тоже не засмеялся. Он так больно себя хлопнул, что ему было не до смеха. Он прямо чуть не заплакал. И, потирая свой затылок, убежал.
И после этого неудачного номера ребята вот что придумали.
Они смяли кусок газеты и сделали небольшой бумажный шарик, вроде мяча. И привязали этот шарик кошке за лапку. За длинную нитку.
Кошка побежала и вдруг видит — бумажный шарик бежит за ней. Конечно, кошка бросилась к этому шарику, чтоб схватить его, но шарик, который был на нитке, ускользнул от нее. Кошка прямо с ума сходила, чтоб поймать этот шарик. Она подпрыгивала, бегала, скакала, но шарика так и не могла схватить.
Правда, учительница запретила этот номер. Она сказала, что не следует так волновать животное. И тогда дети стали ловить кошку, чтоб отвязать от нее этот бумажный шарик. Но кошка решила сама отделаться от него. Она влезла на дерево, чтоб наконец не видеть его. Но, к ее удивлению, бумажный шарик тоже полез за ней на дерево.
Это было очень комично. И все дети так смеялись, что некоторые даже попадали на траву.
Но Федя и тут не засмеялся. И даже не улыбнулся. И тогда дети подумали, что он никогда не будет здоровый, раз он не умеет смеяться.
Сергей Махотин. «Шестиклассник Серафим»
В рассказе современного российского писателя Сергея Махотина девятиклассница Таня, рассказывая на уроке стихотворение Пушкина «Пророк», оговорилась: вместо «шестикрылый серафим» она сказала «шестиклассник Серафим».
Беда в том, что в школе действительно учился шестиклассник по имени Серафим. И вот за мальчиком уже закрепляется новое прозвище, что очень обижает его. Серафим чувствует себя одиноким, он перестает улыбаться и начинает получать двойки. Тогда Таня, по вине которой и появилось прозвище мальчика, советует ему прочесть произведение Пушкина. Стихотворение производит на Серафима большое впечатление. Оно помогает ему полюбить до этого ненавистное имя и вернуться к обычной жизни.
В финале рассказа Серафим переходит в седьмой класс. Его перестают дразнить, ведь прозвище «семиклассник Серафим» уже не кажется смешным.
3.
Умный гусь
Один гусь гулял во дворе и нашел сухую корку хлеба.
Вот гусь стал клювом долбить эту корку, чтоб ее разломать и съесть. Но корка была очень сухая. И гусь никак не мог ее разломать. А сразу проглотить всю корку гусь не решался, потому что это, наверно, неполезно было для гусиного здоровья.
Тогда я хотел разломать эту корку, чтоб гусю легче было кушать. Но гусь не позволил мне дотронуться до своей корки. Наверно, он подумал, что я сам хочу ее съесть.
Тогда я отошел в сторонку и смотрю, что будет дальше.
Вдруг гусь берет клювом эту корку и идет к луже. Он кладет эту корку в лужу. Корка делается в воде мягкая. И тогда гусь с удовольствием ее кушает.
Это был умный гусь. Но то, что он не дал мне разломать корку, показывает, что он был не такой уж особенно умный. Не то чтобы дурак, но немножко он все-таки отставал в своем умственном развитии.
Антон Чехов. «Пересолил»
Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. Среди его произведений можно найти такие, которые будут интересны не только взрослым, но и детям младшего подросткового возраста. Рассказ «Пересолил» относится к их числу.
Сюжет произведения легкий и юмористичный. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов ищет лошадей, чтобы добраться до имения, куда его пригласили на работу. Он находит «здоровеннейшего мужика» Клима, который соглашается довезти его до села. Едут они долго, пока не темнеет. Тихий лес и темнота вызывают страх у трусливого землемера. Оказавшись посреди леса один на один с возницей, он начинает думать, что тот — разбойник. Чтобы обезопасить себя от нападения, Глеб Гаврилович врет, что взял с собой револьверы и вообще изображает из себя силача и забияку. Это так пугает извозчика, что тот убегает в лес. Тогда землемер понимает, что «пересолил» с хвастовством. Герою приходится звать Клима обратно. После долгих уговоров он все же возвращается, и спутники продолжают путь.
Учитывая тягу многих подростков к хвастовству (причина которого — неуверенность в себе), рассказ может оказаться полезным юному читателю.
2.
Ученая обезьянка
Рассказ М.М. Зощенко « Ученая обезьяна» повествует об одном клоуне, у которого была ученая обезьяна. Эта обезьяна могла посчитать и показать хвостом количество тех предметов, животных, птиц, которое она видела.
«Елка» – поучительная сказка для детей и взрослых от классика литературы советского периода Михаила Зощенко – мастера сатирического рассказа. При первом знакомстве с рассказом Зощенко «Елка» краткое содержание поможет раскрыть основную мысль произведения и составить план рассказа.
Рассказ ведется от первого лица. Зощенко в автобиографичной манере, весело и непринужденно, делится с маленькими читателями своими детскими воспоминаниями.
Главные герои – обычная семья:
Мама украшала елку и ждала прихода гостей с детьми, а Минька с Лелей подглядывали за этим действом в дверную щелку. Вот мама ушла на кухню, и Лелька предложила младшему брату пойти посмотреть на эту красоту.
Зашли они в комнату и любуются нарядной красавицей. Праздничная ель была великолепно украшена. В то время было принято вешать на ветви конфеты, фрукты, орехи и прочие сладости. Вот и эта красавица словно манила угоститься вкусными сувенирами.
Лелька сразу предложила попробовать по пастилке, висящей на ниточке, а подарки внизу не трогать. Предложив, бойкая девчушка сразу перешла от слов к делу и моментально съела пастилку.
Миша тоже хотел что-нибудь урвать с ветки и, чтобы не отставать от сестры, откусил кусочек от крымского яблочка, висевшего внизу.
Лелька же, пользуясь своим преимуществом в росте, за эту проказу Миньки взяла еще одну пастилку, которая висела слишком высоко для брата.
Минька же мог достать только до уже откушенного яблока. Маленькому Мишке ничего не оставалось, как снова откусить от этого яблока – не отставать же от сестры.
Лелька словно дразнила брата и уже собралась съесть третью пастилку, да еще пригрозила, что орех сейчас возьмет и хлопушку на память. Минька чуть не плакал от обиды и досады на свой маленький рост. Тогда он взял стул, чтобы достать с верхних веток что-нибудь кроме яблока, но стул упал.
И прямо на подарки, которые лежали на полу. Лелька тут и увидела, что от фарфоровой куклы отломилась ручка. Но в это время раздались мамины шаги, и брат с сестрой убежали в другую комнату.
Лелька подливала масла в огонь и пугала Миньку, что во всем виноват он, и наказания ему не избежать. Но Мишка не успел и опомниться, как пришло много гостей с детьми.
Мама зажгла на елке свечи и пригласила всех малышей подходить к ней, а она будет дарить подарки.
Так каждый маленький гость получал подарок и какое-то угощение с елки. Все были счастливы.
Но тут мама сняла с ветки надкушенное яблоко и сразу подозвала Миньку и Лелю к себе.
Старшая сестра сразу выдала, что яблоко кусал брат, а он сказал, что это Лелька его научила.
Мама сказала, что Лелю поставит в угол за такие проказы, ну а паровозик, который предназначался Миньке, подарит тому мальчику, которому чуть не вручила надкушенное яблоко. И сразу так и поступила. Минькин паровозик оказался в руках у четырехлетнего мальчика.
Маленький герой рассказа не смог сдержать обиды и со всей силы ударил мальчугана по руке. Мальчишка заревел, а его мама сразу заявила, что они больше не придут к ним в гости, а Мишку назвала разбойником.
Тогда уже за Миньку вступилась его мама и сказала, чтобы он она уходила со своим «золотушным» мальчиком и больше к ним не приходили. Тут мама девочки, которой подарили куклу с отломанной ручкой, тоже сказала, что они уйдут, оставшись недовольными подарком.
Лелька сказала, что это даже хорошо, ведь игрушки теперь им достанутся. И все гости стали расходиться.
Тут пришел папа. Он был недоволен, что его дети выгнали гостей. Папа потушил свечи и сказал, что завтра отдаст все игрушки гостям, а Лельке с Минькой ничего не достанется.
Толкование непонятных слов
Махорка – разновидность растений из семейства паслёновых, которые использовали в качестве табака для курения.
Самогон – крепкий спиртной напиток, изготовляемый в домашних условиях.
Портянка – прямоугольный кусок ткани для обматывания ноги.
Кляча – немощная, старая или больная лошадь.
Капитал – совокупность материальных ценностей, денежные средства.
Солома – сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота.
Масть – цвет, окрас шерсти лошадей.
Навоз – органическое удобрение, состоящее из экскрементов сельскохозяйственных животных.
Земляк – человек, рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве.
Анализ: смысл и проблематика произведения
Из рассказа можно выделить главное: осуществив мечту, не стоит терять голову и на радостях совершать необдуманные поступки, которые моментально перечёркивают все усилия, приложенные для исполнения мечты.
Основная проблема, затронутая в рассказе, — пьянство и алкоголизм
Вокруг этой темы и построен сюжет, а другое название произведения, «Спрыснул», ещё больше акцентирует внимание на ней. Это большой порок общества. В нетрезвом состоянии люди часто не осознают себя, не думают о последствиях своих поступков, не могут мыслить здраво
Протрезвев, Глотов понимает, какую ужасную ошибку совершил. И название «Беда» всё же больше подходит для отражения его внутреннего эмоционального состояния в финале рассказа
В нетрезвом состоянии люди часто не осознают себя, не думают о последствиях своих поступков, не могут мыслить здраво. Протрезвев, Глотов понимает, какую ужасную ошибку совершил. И название «Беда» всё же больше подходит для отражения его внутреннего эмоционального состояния в финале рассказа.
Однако, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от горя или радости. Егор решает напиться от радости: он осуществил задуманное, выгодно поторговался, слишком долго ждал и целых два года воздерживался от употребления алкоголя. Можно только представить, как он напьётся с горя из-за того, что пропил лошадь. Возможно, произошедшее, наоборот, станет для него уроком: он поймёт, что пьянство приносит только беды, и снова начнёт терпеливо копить деньги на свою мечту.
Простому деревенскому мужику два года приходится копить деньги, недоедать, отказывать себе во всём, чтобы всего лишь купить лошадь — притом довольно неказистую, обыкновенную, непонятной расцветки. Она станет для него рабочим средством, без которого добывать деньги для него ещё сложнее. Её покупка превращается для него в настоящую мечту, радость от осуществления которой кружит голову и вызывает ощущение нереальности происходящего — именно из-за его длительной тотальной бедности.
Чему учит рассказ
Сам Зощенко называет это произведение «поучительной сказкой». Чему же учит эта сказка?
Родителей она учит воспитывать своих детей великодушными и добрыми к другим, а детей – никогда не брать того, что тебе не принадлежит, и всегда думать о последствиях своих поступков.
Основная мысль Зощенко «Елка»: какая бы фантазия не толкала вас на авантюры, разум должен преобладать, ведь за свои поступки придется держать ответ.
Прочитав этот рассказ, каждый вспомнит запах новогодней елки, и сердце наполнится атмосферой предпраздничной суеты. В памяти человека на всю жизнь остаются такие поучительные моменты – когда родитель выступает в роли мудрого учителя и преподносит жизненный урок своему чаду.
Михаил Зощенко, ставший великим советским писателем-сатириком и драматургом, научился всегда быть честным и смотреть на жизнь с иронией.
Михаил Зощенко рассказ «Елка», так же, как и другие автобиографичные рассказы для детей, писал не только с поучительной целью, но и просто чтобы разбудить фантазию и повеселить. Анализировать детские воспоминания, всегда перемешанные с неудержимыми фантазиями, – интересно и весело.
Лев Толстой. «Прыжок»
У многих творчество Льва Николаевича Толстого ассоциируется с огромными романами, которые сложно прочитать даже взрослому. Однако у писателя есть множество небольших, но увлекательных произведений, которые нравятся юным читателям.
Действие рассказа «Прыжок» происходит на корабле. Однажды на палубе большая обезьяна показывала забавные трюки. На потеху публике она схватила шляпу мальчика, сына капитана, и забралась с ней на мачту. Публика, естественно, смеялась, а мальчик полез вслед за обезьяной. Добравшись до самого верха, он оказался в опасном положении. Люди внизу перепугались и не знали, что делать. Тогда происходящее заметил капитан. Он немедленно приказал сыну прыгать в воду и даже пригрозил, что выстрелит. В результате мальчик прыгнул в воду, матросы подняли его на борт и откачали.
Эта короткая история показывает, что иногда человек готов рискнуть жизнью, лишь бы не показаться смешным
Но не стоит обращать внимание на глупые шутки и обижаться на них
4.
Советуем почитать
Роман «Ночь в Лиссабоне» впервые был опубликован Эрихом Марией Ремарком в 1961 году. Произведение посвящено крайне непростому периоду Второй мировой войны, автор показывает, насколько трагичным для множества
Действие разворачивается весной 1945 года в Серпухове. Раненые бойцы лежат в ослепительно белой палате военного госпиталя. После военных действий больничная обстановка кажется им нереальной
Произведение «Рип ван Винкль» было написано американским автором Вашингтоном Ирвингом в 1819 году. В центре рассказа, представляющего собой фантастическую историю, оказывается самый обыкновенный мужчина
Повествование Вертера начинается с письма, написанного его другу Вильгельму. В нем Вертер описывает, как он счастлив в маленьком, безымянном городке, где недавно обосновался. Считая город неприятным
Комедия «Свекровь» была написана древнеримским автором Публием Теренцием Афром во 2-м столетии до наступления нашей эры. В основе этого произведения оказалась переработанная Теренцием
Источник
Жанр, композиция и художественные особенности
Жанр произведения — рассказ, поскольку оно имеет небольшой объём, в нём ограниченное число персонажей, а также в нём повествуется о каком-то одном важном эпизоде из жизни героя. Направление — реализм: во всех свои рассказах Михаил Зощенко мастерски отражает действительность времени, в котором он жил, а также высмеивает недостатки человеческого общества
Каждый его сатирический рассказ бьёт в самую цель, заставляя читателей задуматься, не страдают ли они сами тем или иным пороком
Например, в своих рассказах «Аристократка» и «Хозрасчёт» автор жёстко и с юмором критикует жадность, а в рассказе «Беда» он обращает внимание на такой порок, как пьянство. Произведение относится к так называемым «антиалкогольным» рассказам, после прочтения которого человек, по замыслу автора, должен отказаться от своего вредного пристрастия, если он его имеет. Композиция произведения:
Композиция произведения:
- Завязка: Егор Иваныч задумывает купить лошадь.
- Развитие действия: торг на базаре.
- Кульминация: эмоциональное состояние человека, всё-таки совершившего большую покупку, осуществившего свою мечту, душевный подъём, неверие. Его восторг при чтении явственно ощущается читателем.
- Развязка: беда Егора, который лишился всего, его горе, которое не может не вызывать сочувствия.
Рассказ написан в разговорном стиле с использованием устойчивых выражений из народа: «как ножом отрезало», «хоть убей» и т. д. Он наполнен диалогами, через которые лучше раскрываются образы персонажей. Речь Егора пестрит просторечиями: «клюкну», «жрал», «накося», «это самое», «до зарезу нужна». К окружающим он обращается ласково и добродушно: «браток», «батюшка», «милый». Это вызывает у читателя симпатию к герою и показывает его открытую, простую крестьянскую душу.
Трусишка Вася
Васин отец был кузнец.
Он работал в кузнице. Он там делал подковы, молотки и топорики.
И он каждый день ездил в кузницу на своей лошади. У него была, ничего себе, хорошая черная лошадка. Он запрягал ее в телегу и ехал. А вечером он возвращался.
А сын его, шестилетний парнишка Вася, был любитель немного покататься.
Отец, например, приезжает домой, слезает с телеги, а Васютка туда моментально влезает и едет до самого леса.
А отец, конечно, ему не позволял это делать.
И лошадь тоже не очень позволяла. И когда Васютка влезал в телегу, лошадь косо на него глядела. И хвостом махала, — дескать, сойди, мальчишка, с моей телеги. Но Вася стегал лошадь прутом, и тогда ей было немного больно, и она тихонько бежала.
Вот однажды вечером отец вернулся домой. Вася влез в телегу, стегнул лошадку прутом и выехал со двора покататься.
А у него было сегодня боевое настроение — ему хотелось подальше прокатиться.
И вот он едет через лесок и хлещет своего черного конька, чтоб он пошибче бежал.
Вдруг, знаете, кто-то как огреет Васю по спине!
Васютка так и подскочил от удивления. Он подумал, что это отец его догнал и хлестнул прутом — зачем без спросу уехал.
Вася оглянулся. Видит — никого нету.
Тогда он снова стегнул лошадь. Но тут, во второй раз, кто-то опять как ахнет его по спине!
Вася снова оглянулся. Нет, смотрит, никого нету. Что за чудеса в решете?
Вася думает:
«Ой, кто же меня по шее бьет, если никого кругом нет!»
А надо вам сказать, что когда Вася ехал через лес, в колесо попала большая ветка от дерева. Она крепко зацепилась за колесо. И как только колесо обернется, ветка, конечно, хлопает Васю по спине.
А Вася это не видит. Потому что уже темно. И, вдобавок, он немножко испугался. И не захотел по сторонам глядеть.
Вот ветка ударила Васю в третий раз и он еще больше испугался.
Он думает:
«Ой, может быть, меня лошадь бьет. Может быть, она как-нибудь мордой схватила прут и тоже меня в свою очередь стегает».
Тут он немного даже отодвинулся от лошади.
Только он отодвинулся, а ветка хлесь Васю уже не по спине, а по затылку.
Вася бросил вожжи и как закричит от страха.
А лошадь, не будь дура, повернула назад и как пустится со всех ног к дому.
А колесо как завертится еще сильнее. А ветка как начнет хлестать Васю еще чаще.
Тут, знаете, не только маленький, но и большой может испугаться.
Вот лошадь скачет. А Вася лежит в телеге и орет со всей силы. А ветка его лупит — то по спине, то по ногам, то по затылку.
Вася кричит:
— Ой, папа! Ой, мама! Меня лошадь бьет!
Но тут вдруг лошадь подъехала к дому и остановилась во дворе.
А Васютка лежит в телеге и сходить боится. Лежит, знаете, и кушать не хочет.
Вот пришел отец распрягать лошадь. И тогда Васютка сполз с телеги. И тут он вдруг увидел в колесе ветку, которая его била.
Вася отцепил ветку от колеса и хотел этой веткой ударить лошадь. Но отец сказал:
— Оставь свою глупую привычку бить лошадь. Она умней тебя и сама хорошо понимает, что ей надо делать.
Тогда Вася, почесывая спину, пошел домой и лег спать. А ночью ему приснился сон, будто приходит к нему лошадь и говорит:
— Ну что, трусишка, покатался?
Утром Вася проснулся и пошел на речку ловить рыбок.
О. Генри. «Дары волхвов»
Эта короткая известная рождественская история с характерной для О. Генри неожиданной развязкой отлично подойдет для детей 12 лет.
Молодые супруги Джим и Делла Янг живут в бедном районе Нью-Йорка. Они едва сводят концы с концами. У пары есть всего два сокровища — роскошные локоны Деллы и золотые часы Джима. Накануне Рождества герои обнаруживают, что их денег недостаточно, чтобы сделать друг другу подарки на праздник. Тогда Делла решает продать свое главное богатство — каштановые волосы, чтобы приобрести мужу дорогой ремешок для часов. Когда наступает момент дарить подарки, выясняется, что Джим также расстался с предметом своей гордости и купил любимой роскошные гребни для волос.
Рассказ удивителен по своей красоте. Это урок бескорыстной и искренней любви.
6.
Михаил Пришвин. «Таинственный ящик»
Находчивость — главное оружие человека. Этому посвящен короткий рассказ Михаила Пришвина. Действие происходит в Сибири, где водится много волков. Рассказчик знакомится с старым охотником, который утверждает, что волк не может тягаться с человеком, ведь тот, даже безоружный, способен с помощью смекалки найти защиту от свирепого хищника.
Чтобы доказать свою правоту, он рассказывает историю охотника, который «простой ящик превратил в оружие». Оставшись один на один с волчьей стаей, герой спрятался в ящике и медленно стал продвигаться к обочине. Вожак стаи попытался приблизиться к столь хитрому убежищу, но человек дунул и закричал, чем испугал волков. Хищники разбежались, после чего охотники нашли потерявшегося товарища.
Изображения и иллюстрации https://ru.depositphotos.com
Анализ произведения
Действие сюжета развивается в начале ХХ века в России в маленькой деревушке Гнилые Прудки.
Краткое содержание
В деревне жил простой мужик по имени Егор Иванович Глотов. Мужчина очень сильно хотел завести коня, и чтобы его приобрести, он стал откладывать деньги, экономя практически на всем. Ради своей мечты Егор Иванович даже бросил такие пагубные привычки, как алкоголь и курение. Ему хотелось выпить, но мужчина держался. Ведь его мечта была сильнее привычки. Глотов ждал момента, когда купит лошадь и от счастья напьется.
Через 2 года мужчина накопил нужную сумму и отправился в город. Но только он вышел из дома, как к нему подошел мужик из соседней деревни и предложил купить коня. Егор Иванович насторожился, так как очень долго копил необходимую сумму, отказывал себе во многом, поэтому пошел в город, чтобы совершить «настоящую» сделку.
Глотов пришел на городской базар, тут же заприметил себе подходящего коня. Торговец стал делать вид, будто не заинтересован в сделке, но Егор Иванович не выдержал. Он рассказал, что сильно нуждается в коне, и принялся внимательно изучать предмет покупки. Мужчина дул лошади в уши и глаза, щелкал перед ее мордой пальцами.
Мужчина назвал свое приобретение Марусей, восторженно вел ее по мостовой. Егор Иванович хотел встретить хотя бы одного своего знакомого, и тут ему попался малознакомый мужик из дальней деревни.
Глотов сразу же предложил ему отметить новое приобретение, а тот недолго думал и согласился. Мужчина пропил 2 дня, а когда очнулся, коня не было. По дороге домой он долго и горько рыдал, размышляя о своей несчастной судьбе. А тот мужик, с кем он пил, пытался его утешить, только все было тщетно.
План пересказа
По краткому содержанию рассказа можно составить сжатый план пересказа произведения. Он состоит из следующих пунктов:
- Мечта Глотова.
- Экономия.
- Поход на городской базар.
- Подходящая лошадь.
- Выбор и торг.
- Приобретение.
- Встреча знакомого.
- Празднование покупки.
- Пропажа лошади.
- Дорога домой.
Характеристика героев и основная мысль
В произведении представлены 3 основных персонажа:
- Глотов Егор Иванович — простой крестьянский мужик. Он настойчив и трудолюбив. С одной стороны, это целеустремленный человек, но с другой, зависимый от алкоголя и из-за этого слабовольный.
- Торговец — владелец коня, хитрый и умный человек.
- Знакомый мужик — простой человек из соседней деревни.
Такой поступок показал его слабую волю, так как герой потакал своей слабости, а именно алкоголизму. Он не осознавал проблему, но считал свою судьбу несчастной. Герой не справился с волной радости, тем самым погрузил себя самостоятельно в пучину безысходности и отчаяния.
Основная мысль рассказа, что любая зависимость способна разрушить мечту и цель. К этому произведению подходят следующие пословицы:
- «Воздержание — хорошая вещь, если воздерживаться умеренно».
- «Не вините вино, вините пьянство».
- «Горя вином не зальешь, а радость пропьешь».