МЕЧТАТЕЛЬ
(В. Осеева)
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это со-вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по-двиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
С реки донеслись отчаянные крики о помо-щи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни-ги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо-вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы-ло бы!
ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
(В. Осеева)
Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!
Лейтенант сел сзади Юры. По ступень-кам поднялась старушка. Юра хотел предло-жить ей место, но другой мальчик опере-дил его.
«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.
Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.
— Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.
Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:
— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук-лой!
Долг — Валентина Осеева — слушать онлайн
Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
Бери, конечно! — согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.
Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
Кругом я у тебя в долгу!
Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…
«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!
Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
Бери, конечно! — согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.
Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
Кругом я у тебя в долгу!
Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…
«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!
Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!
НАВЕСТИЛА
(В. Осеева)
Валя не пришла в класс. Подруги посла-ли к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи-ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на-рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по-лосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло-сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го-рячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж-но? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел-ка и полосканье!
ПЕРЫШКО
(В. Осеева)
У Миши было новое перо, а у Феди ста-рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял моё пёрышко?
— Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри-чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!
— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
— Жалко пёрышка! Для своего же това-рища! — кричал Федя. — Эх, ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он раз-махивал руками и кричал на весь класс:
—
Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.
— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.
— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показа-лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч-ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:
— На, получай! Заплакал! Из-за одного пё-рышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми-ша всё сидел и плакал.
СТРОИТЕЛЬ
(В. Осеева)
На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замыс-ловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, ко-торый тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
— Эй, ты, что ты там делаешь? — окликну-ли его мальчики.
— Я строю дом.
Мальчики подошли ближе.
— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!
— Да его только двинь — и он развалит-ся! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.
Одна стена обвалилась.
— Эх, ты! Кто же так строит? — кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.
Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смо-трел на разрушение своего дома. Он ушёл толь-ко тогда, когда рухнула последняя стена.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, стара-тельно воздвигал второй этаж…
Рассказы Валентины Осеевой
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил шепотом.
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
Бабушка и внучка
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
– Садись, бабушка! — сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
– Вот какие умницы вы у меня!
Три сына
Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!
Танины достижения
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
– Ну, какие ваши достижения?
– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.
– Гм… – сказал отец.
– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
Кто всех глупее?
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
– Чего же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.
– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
Сторож
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
– Дели по одному, – строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
– Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба…
Регулярное чтение коротких рассказов подготавливает имеющих «клиповое» внимание дошколят к восприятию большего количества информации в школе
ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ
(В. Осеева)
У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю-били свою девочку, но воспитывали её по-раз-ному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…
А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.
— У меня злая мать и добрая тётя! — го-ворила подругам Дашенька.
Но прошли годы, прошло с ними и дет-ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо-ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру-ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…
— Кто же это научил тебя так рабо-тать? — спросят, бывало, женщины.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
— Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет…
ПУГОВИЦА
(В. Осеева)
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
—Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго-вицы умеют и мальчики и девочки, а приши-вать-то всё больше достаётся бабушкам.
—Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба-бушка!
СЛУЧАЙ
(В. Осеева)
Мама подарила Коле цветные карандаши.
Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
— Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с каранда-шами. Там было только три карандаша: крас-ный, зелёный и синий.
— А где же остальные? — спросил Витя.
Коля пожал плечами.
— Да я роздал их: коричневый взяла под-ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по-теряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Пе-тя—у него как раз таких не хватало…
— Но ведь ты сам остался без каранда-шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?
— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.
КАРТИНКИ
(В. Осеева)
У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо-хом сказала:
— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…
Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:
— А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…
— Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, напри-мер, переводные картинки…
— Ах, картинки… — протянула Катя, вы-тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала…
СТОРОЖ
(В. Осеева)
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со-брал около себя целую кучу игрушек и охра-нял их от ребят.
— Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг-рушки руками.
Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
— Как мы хорошо играем! Как нам весе-ло! — похвалились ребята воспитательнице.
— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.
— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.
ОБИДЧИКИ
(В. Осеева)
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това-рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби-жать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са-ша, что-то искал.
— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром ма-ма, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше по-счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу-галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле-бом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
— Вы-хо-ди!