Сторож
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.
— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.
— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.
Валентина Осеева. В классе
Когда Петя вошел в класс, ребята сразу окружили его.
— Новенький, новенький! — закричали они.
Высокий мальчик раздвинул ребят и, подойдя к новичку, протянул ему загорелую, крепкую руку:
— Давай знакомиться! Игорь.
Петя улыбнулся, тряхнул протянутую к нему руку и, обращаясь ко всем, сказал:
— А меня зовут Петя Набатов.
— Набатов? Здорово!
— Хорошая фамилия!
— Молодец, что приехал!
— У нас самые дружные ребята!
— Почти все хорошо учатся, только вот Бунька подводит! — перебивая друг друга, шумно заговорили ребята.
Игорь прищурил глаза и, облокотившись на парту, осторожно спросил:
— Ну, а ты, Набатов, вообще, как учишься?
Ребята примолкли и с интересом ждали ответа. Петя пожал плечами и усмехнулся:
— Странный вопрос!.. Я отличник, конечно!
— Отличник? — Игорь весело хлопнул новичка по плечу.
— Игорь, где ему сесть?
— Садись на заднюю парту, Набатов! — сказал Игорь.
— Почему на заднюю? — недовольно спросил Петя.
— Да ты не обижайся. У нас такое правило: мы отличников всегда на задние парты сажаем. Я сам там сижу. А отстающие у нас поближе к учителю сидят, чтоб на виду были.
— А, ну хорошо! Я не знал.
Ребята торжественно проводили Петю к его парте и, окружив со всех сторон, стали рассказывать ему все школьные новости.
После звонка в класс вошел учитель.
— Андрей Александрович! А у нас новенький!
— Отличник! — похвастался круглолицый Бунька.
— Отличник? Очень приятно. А ты откуда знаешь? — улыбнулся Андрей Александрович.
— Сразу видно! На глазок! — засмеялся Бунька.
— Жалко, что ты себя не видишь на глазок, — пошутил учитель и взглянул на задние ряды парт, где сидел новый ученик.
— Ну, новенький, здравствуй! Давай познакомимся. Как твоя фамилия?
— Петя Набатов, — отчетливо сказал новичок, поправляя курточку и приглаживая черные, коротко подстриженные волосы. — Я учился в Томске.
— Хороший город, — сказал учитель. — Ты как-нибудь нам расскажешь о нем.
Начался урок. Андрей Александрович вызывал ребят к доске. Несколько раз спросил с места Набатова. На вопросы Петя отвечал без запинки.
— Хорошо! Очень хорошо, Набатов! — хвалил учитель.
Ребята торжествующе переглядывались, подталкивая соседей локтями.
Бунька, как волчок, вертелся на парте и громко шептал своему соседу:
— Ого! Какой круглый отличник!
— Пожалуй, даже сильней Игоря!
Витя Волков с любопытством разглядывал новичка. Ему были видны коротко подстриженный затылок мальчика, высокий воротник его курточки, спина и плечи, которые он держал ровно и прямо.
«Молодец! — думал Витя. — Ничего не боится и держится как-то хорошо. Интересно познакомиться с таким поближе!»
* * *
После уроков ребята подходили к Пете и одобрительно хлопали его по плечу, а в раздевалке Витя Волков спросил:
— Тебе в какую сторону?
— Мне налево. А что?
— Хочешь, пойдем вместе погуляем? Я тебе нашу Москву-реку покажу.
Петя согласился. Мальчики бродили часа два по улицам, разглядывая памятники, проехались на метро. Потом остановились на набережной и долго смотрели на высокие башни Кремля.
Провожая Петю домой, Витя предложил ему почаще после уроков прогуливаться вместе по Москве.
— Пойдем завтра же? — сказал Петя.
— Завтра мне нельзя. Я завтра к одному товарищу иду. Он болеет, и мы все по очереди носим ему уроки.
Вариант 2
Валентина Александровна Осеева – известная писательница отличный педагог, родилась 28 апреля 1902 года в городе Киев. Её отец работал инженером и революционером, его звали Александр Дмитриевич. Мать работала в издательстве газеты и также была замешана в революционных действиях, её звали Ариадна Леонидовна. Также в семье было ещё две девочки, это были старшие сёстры Валентины – Анжелика и Галина. Из-за революционной деятельности родителей семье приходилось часто менять места жительства, переживать ночные обыски жандармерии. Из-за этого, Осеевой также приходилось часто менять школу. Начало школьного пути Валя прошла в Киевской гимназии, а закончила уже в городе Житомир. Но изначально у будущей писательницы были совсем другие планы на жизнь, она стремилась попасть в актрисы и у неё могло получится. Валентине удалось поступить на драматический факультет Киевского института имени Лысенко, но не смогла закончить обучение по причине повторного переезда семьи. Сначала в Москву, затем в Солнечногорск.
Там её отправили работать в трудовую коммуну, куда отправляли воспитывать беспризорных девочек, родители которых погибли в гражданской войне, во время революционных действий.
Она посвятила все свои произведения непосредственно воспитанию беспризорных детей. Валентина Осеева была мастером коротких рассказов с прямым воспитанием нравственно-этических норм у детей. Её произведения были отличным способом обучения чтения, а также вызвать размышления у детей. Главным героем её произведений являлся ребёнок, который совершил тот или иной проступок.
«Гришка» — первое произведение В.А. Осеевой. За ним появился целый цикл «Рыжий кот». В центре рассказа два главных героя, два друга – Лёвка и Серёжа. Друзья живут рядом и часто вместе играют. Как-то раз Лёвка смастерил рогатку и они стали стрелять из неё камнями в железную крышку. Эти звуки очень сильно беспокоили рыжего кота Марьи Павловны, местной старушки. Она сделала замечание мальчикам после чего Серёжа случайно попал камушком ей в окно и, соответственно, разбил его. На следующий день пожилая одинокая женщина решила выяснить кто из друзей это сделал. Но ни Серёжа, ни Лёвка не сознались в этом разбое, да ещё и нагрубили. Ну а что было дальше вы прочитаете сами. Тема данного рассказа: уважительное и почтительное отношение к людям старшего возраста.
Особенностью рассказов Осеевой является исключительная доброта и искренность. Её произведения вызывали положительные эмоции не только у детей, но и у взрослых.