Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев. Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров. Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами. Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Медвежонок — рассказ Евгения Чарушина — Всё лучшее детям
Евгений Чарушин. Рассказ «Медвежонок»
Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.В зоопарке их всех посадили в одну клетку — бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом — кто побольше, кто поменьше.Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие — два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше — никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит — вниз съезжает.Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит — лапы отдыхают.Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.Вдруг опять кто-то закричал.Орёт во всё горло, надрывается.А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле — у клетки метла стояла.Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.Дали ему опять соску.Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь — все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.—————————————————-Евгений Чарушин. Рассказы оживотных. Читаем бесплатно онлайн
Краткая биография художника-иллюстратора детских книг
Годы жизни: 1901.11.11 – 1965.02.18.
Детский писатель был рожден в 1901-м, 29-го октября (по старому стилю), в городе Вятка. Его день рождения ознаменовался приходом талантливого человека в окружающий мир.
Родители Е.И.Чарушина
Отец его был известным архитектором, а в семье царила творческая атмосфера, которая благосклонно сказывалась на подрастающем мальчике. Недалеко от семьи жила семья Васнецовых, с сыном которых, знаменитом в будущем художником, дружил Евгений в течение всей жизни.
В 1918-м Чарушин окончил школу и пошел служить в Красную Армию. По истечении четырех лет с этой даты, в 1922-м, он вернулся в родной город.
Поступил в этом же году на факультет живописи в Художественную Академию Петрограда, где в течение пяти лет постигал азы рисования. 1927-м Евгений Иванович завершил образование в учебном заведении и стал работать в Госиздате, при Детском отделе.
Благодаря Лебедеву В. В., который сильно повлиял на юношу, стал активно работать над своим стилем и иллюстрировать многие книги известных советских авторов. Помимо чужих, работал над своими, используя талант для отображения быта животных.
В 1930-м Евгений Иванович начинает работать в литературе для детей, как писатель. Создал практически два десятка книг, заслужив своим талантом похвалу от Горького М.
В 1941-м, в связи с начавшейся войной, эвакуировался из Петербурга в Киров. Здесь стал рисовать патриотические плакаты, писать картины, оформлять спектакли в Драмтеатре Кирова. Спустя четыре года с прошедшей даты, вернулся в Ленинградский край. Занимался графикой, скульптурой, анималистикой, создавал эстампы.
В феврале 1965-го он умер. Это случилось 18 числа.
Родители Евгения Ивановича
- Отец Иван Аполлонович, главный губернский архитектор, создавший более трехсот зданий в разных городах.
- Мать Любовь Алексеевна, садовод-любитель.
Детство
Благодаря отцу, Евгений с детства любил рисование. Иван Аполлонович привил сыну влюбленность к художественному творчеству, которое предопределило жизненный путь юного дарования.
Помимо батюшки, важную роль в становлении Чарушина, как художника, сыграл его друг Васнецов, бывший частым гостем в их доме.
С мамой Женя много ходил в лес, наблюдая природу родного края. Это родило в нем любовь к живому миру. Очень много мальчик читал о природе, особенно он любил книги о животных.
Став постарше, мальчик активно стал работать над переносом живой природы на бумажный лист, кистью выполняя рисунки зверей.
Образование и воспитание
Помимо самообразования с помощью книг, важную роль в этом действе сыграли родители Евгения Ивановича, благодаря которым маленький мальчик понял свои предпочтения. Мать его привила любовь к природе, отец – к живописи.
Однако, кроме семейного воспитания и самообразования, Чарушин много учился по интересующему его направлению.
В армии он активно работал над созданием рисованных изображений, после нее – поступил в 1922-м в Петербургскую Академию по художественному направлению, где, помимо образования по своему профилю, активно посещал занятия у другого преподавателя.
Обучение длилось пять лет, по прошествии которых (1927) Евгений Иванович вышел дипломированным специалистом.
Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам
Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в «Мурзилке», детском журнале. Чуть позже он начал работать в «Еже» (с 1928 по 1935 год) и в «Чиже» (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата — оформить рассказ «Мурзук» В. В. Бианки
Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей
Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Как мишка большим медведем стал». В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.
«Большие и маленькие»
Как мамы учат своих детёнышей выживанию в природе.
Утка с утятами
Кря, кря, утятки! Кря, кря, маленькие! Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как вёслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте. А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки. Ешьте побольше! Растите побыстрее!
Зайчата
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, серенькие, здесь не увидит. А бегать вам нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. а следу нет – кто вас найдёт
Белка с бельчатами
На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай. С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины – на берёзу, с берёзы – в куст, с куста – на землю. По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку, и опять на самую вершинку заберись! Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай. У вас, бельчат зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, — куда повернёшь, туда и полетишь. Вот вы какие – ловкачи!
Медведица c медвежатами
А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним. На деревья лазим, в воду ныряем. Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем. Мы мед и траву едим, корешки и ягоды. А дичинка попадет ― и ей рады.
Волчица с волчатами
Волчатам волчица принесла еду. Каждый еду к себе потянул. Ворчат — рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.
Лиса с лисятами
Копай нору — подземный дом — глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой — под корнем, третий — за камнем, четвертый — в густой траве, пятый — в частом ельничке. Станут собаки тебя догонять, — ты скорее в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — и в лес… Только тебя и видели!
Рысь и рысенок
Ходи неслышно, ступай мягко — у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной — должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать. Желтые глаза — ночью видят. Черные уши — далеко слышат
Длинные ноги — осторожно ступают
Мы читали рассказы о животных помногу раз и с большим удовольствием, рисовали иллюстрации. Надеемся, вам они тоже понравятся.
Евгений Чарушин — Медвежата: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
“Кабан”
Чарушин Е., рассказ “Кабан”
Жанр: рассказы о животных
Главные герои рассказа “Кабан” и их характеристика
- Автор, рассказчик. Натуралист и художник. Очень любит животных, много о них знает.
- Сережа. Марал, беспокоится из-за рогов, которые чешутся.
- Кабаны. Шесть штук ручных кабанов, очень страшных, но добрых.
План пересказа рассказа “Кабан”
- Раннее утро
- Портрет Сережи
- Забавы животных
- Беспокойство Сережи
- Кабаний клин.
- Хлипкая решетка
- Путь к спасению
- Мальчик с хворостиной
- Стыдно как.
Кратчайшее содержание рассказа “Кабан” для читательского дневника в 6 предложений
- Автор по утрам рисует животных в зоопарке.
- Животные в это время играют и забавляются.
- Автор рисует марала Сережу и ничего не замечает.
- Вдруг он слышит хруст и видит кабанов, которые идут на него.
- Автор спасается на решетке, а кабаны съедают акварели.
- Мальчик загоняет ручных кабанов в вольер и автору стыдно.
Главная мысль рассказа “Кабан”Осторожность при общении с дикими животными никогда не помешает. Чему учит рассказ “Кабан” Рассказ учит любить животных, умиляться их повадкам и красоте, радоваться жизни
Учит проявлять разумную осторожность при общении с животными. Учит быть предусмотрительным. Учит не бояться показаться смешным, а бояться оказаться съеденным
Чему учит рассказ “Кабан” Рассказ учит любить животных, умиляться их повадкам и красоте, радоваться жизни
Учит проявлять разумную осторожность при общении с животными. Учит быть предусмотрительным
Учит не бояться показаться смешным, а бояться оказаться съеденным.
Отзыв на рассказ “Кабан” Мне очень понравился этот рассказ, в котором автор проявил такую полезную трусость. Он поступил совершенно правильно, ведь у кабанов на мордах не было написано что они ручные. А если бы они напали, то автору мало бы не показалось. Все-таки любое дикое животное всегда остается диким.
Пословицы к рассказу “Кабан” У страха глаза велики. Береженого бог бережет
Осторожность головной боли не причиняет. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки
Кабан хоть и сыт, а мимо желудей не пройдет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Кабан” Рано утром, когда в зоосаду никого нет, автор рисует марала Сережу. У Сережи новые рога, ведь каждый год олени сбрасывают старые рога, и у них начинают расти новые, сперва мягкие и живые. Только потом рога становятся твердыми. В этот час все звери в зоосаду играют. Ягуар катает деревянный шар. Медведь-губач стоит на голове, слон прижал к стене дворника и доедает его метлу. Волки бегают по кругу стаей, то в одну сторону, то в другую. В птичьих вольерах пляшут-танцуют журавли-красавки. А наш серый журавль ходит и восстанавливает порядок, наказывая нарушителей клювом. У Сережи молодые рога чешутся, он не стоит спокойно, а автор его рисует. Рисует, и ничего вокруг не замечает. Вдруг сзади него что-то хрустнуло. Автор оборачивается и видит кабанов, сразу шесть штук, которые клином идут на него. И нет между ними никакой решетки. Автор со страху запрыгивает на решетку вольеры и сидит там. С одной стороны его пытается скинуть и забодать Сережа, с другой оскалились кабаны. И походя съели рисунки и краски. Автор понимал, что звать кого-то на помощь криком бесполезно, и решил проползти по решетке до забора, за которым улица. Ползет автор, потом обливается, верхняя доска решетки совсем старая, того и гляди сломается. Вдруг детский голос громко зовет: “Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька!” Автор оборачивается и видит мальчонку, который прутиком гонит кабанов обратно в клетку. И грозные кабаны гурьбой послушно бегут в вольеру. Стыдно тут стало автору, кабаны-то ручными оказались.
Рисунки и иллюстрации к рассказу “Кабан”
Зоосад читать
В детском саду у ребят жили разные звери. В ящике с песком жила черепаха, её звали Манечка, в деревянной клетке жил белый кролик, его никак не звали, а в маленькой железной клетке — белая мышка, её тоже никак не звали. Эти звери были не дикие, а совсем ручные. А ребятам хотелось диких зверей. Очень хотелось! Вот однажды, когда была очень хорошая погода, тётя Маня им и говорит:
— Ну как, ребята? Не пойдём ли мы сегодня сами ловить диких зверей?
— Пойдём, пойдём! — закричали ребята. — Будем охотиться по-настоящему.
Все очень обрадовались. А тётя Маня стала раздавать разные вещи для того, чтобы ловить зверей. Пете дала поливальницу, Майе зелёное жестяное ведро, Оле большую кружку, а Васе цветочный горшок с дыркой в донышке, которую надо затыкать пальцем. И ещё дала разные спичечные и неспичечные коробочки. И два сачка — красный и зелёный. А сама взяла две стеклянные банки. Они очень ломкие.
И вот все пошли на луга, за город.
По дороге Петя поймал большого дикого кузнечика. Он очень больно щиплется. Его накрыли банкой, а потом посадили в коробку из-под папирос, — он в спичечную не влезал, у него длинные ноги.
Потом Майя увидала в канавке лягушат, а в траве лягушку. Их всех сразу поймали просто руками и посадили в банку.
А потом поймали ещё пять жуков. И одну бабочку-крапивницу.
А когда вышли на луга, тут началась самая интересная охота. Майя увидела в земле какие-то норки. Тут жила дикая полевая мышь. В земле было четыре дырки, две заткнули травой, и тётя Маня сказала:
— Бегите за водой.
И все побежали к канавке за водой. Петя принёс воду в поливальнице, Майя в зелёном жестяном ведёрке, Оля в кружке, а Вася в цветочном горшке с дыркой на донышке, которую надо затыкать пальцем. Принесли воду. Тётя Маня наложила на дырку в земле мешок и говорит:
— Ну, ребята, лейте воду в другую дырку. Мышка в воде не живёт — обязательно выскочит.
Вот Петя вылил, а никто не выскочил. И Майя вылила. И Оля вылила. А как стал лить Вася из цветочного горшка с дыркой на донышке, тут все увидели: в мешке что-то бегает. Шевелится мешок. Значит, выскочила из норки дикая мышка. Мышку скорее поймали, посадили её в коробочку, и все пошли домой — устраивать зоосад.
Лягушка с лягушатами стала жить в большой банке, кузнечики тоже в банке, в другой, а жуки потерялись — они по дороге выползли из коробочки, — ни одного нет. Бабочку сами ребята выпустили — пускай она летает, мёд собирает с цветов. А дикая мышь стала жить с белой мышкой в железной клетке.
Она скоро стала совсем ручной, и у неё родились пять мышенят.
Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет
Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Последняя иллюстрированная им книга — «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.
18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.
Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним
Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: «Разные звери» (1930 год), «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Про Томку», «Про больших и маленьких», «Моя первая зоология», «Васька», «Медвежата», «Про сороку» и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.