Краткое содержание в читательский дневник по рассказу ‘Аристократка’
Некий Григорий Иванович (власть имущий в рамках дворовой территории) замечает на собрание дамочку, которая видится ему аристократкой, и он начинает навещать ее, пользуясь служебным положением: ‘Все ли у Вас в порядке с водопроводом, уважаемая гражданочка?’ Гражданочка привыкает к визитам мужчины, и они начинают уже прогуливаться по уличкам, при этом Григорий Иванович, чувствуя себя недорезанным буржуем, продолжается волочится за своей аристократкой, как щучий хвост.
Вскоре дамочке надоедают эти хождения, и она высказывает мысль, что неплохо бы и пригласить уже ее куда-нибудь. Тут подворачивается удобный случай — поход в оперу, куда Григорий Иванович и приводит свою даму.
В театре обнаруживается, что пара сидит в разных местах: дама в удобном месте по билету своего ухажера, а сам мужчина — на галерке, т.к. второй билет ему слесарь отдал. Они встречаются в антракте.
Ходить по фойе не слишком интересное занятие, потому Григорий Иванович, проявляя рыцарские черты своего характера, приглашает аристократку откушать пирожное. Та охотно соглашается, однако, наш герой не подразумевал, что дамочка окажется не слишком интеллигентной в данном вопросе, и возьмет не одно, а 4 пирожных.
Вот на последнем десерте нервы Григория Ивановича и не выдерживают. Он кричит: ‘Ложь на место!’ Аристократка пугается, собирается толпа и начинаются обсуждения того, есть надкус золотого зуба аристократки или нет на 4-м пирожном.
Пока проводится следствие, Григорий Иванович выскребает всю мелочь из карманов, где денег оказывается аккурат на 4 штуки. Зря кричал, получается. Он деликатно просит свою спутницу докушать не съеденный кусок, но та отказывается. зато соглашается какой-то дядька из толпы-)
После окончания оперы, дамочка ехидно говорит, что без денег нечего за дамами ухлестывать, мужчина отвечает, что не в деньгах счастье. С тех пор Григорий Иванович аристократок не любит!
Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Аристократка» для читательского дневника
Главный герой рассказа, от чьего имени ведется повествование,-Григорий Иванович — простой мужик, управдом, жадненький, но хочет показаться перед дамой настоящим кавалером, ухаживает за женщиной, гуляя с ней по улицам.
Дама ожидает от Григория Ивановича более серьезных ухаживаний, он приглашает ее в театр, в антракте дама съедает больше пирожных, чем расчитывал кавалер. Тут жадное и мелочное нутро Григория Ивановича проявляется, возникает забавный конфуз с возвратом пироженого.
Главная мысль рассказа Зощенко «Аристократка»: не стоит пытаться казаться тем, кем ты не являешься. Жадность — комична, не стоит быть жадным и мелочным.
Читательский дневник — 4
Краткое содержание рассказа Зощенко «Аристократка» для читательского дневника можно написать так:
Главными героями рассказа оказываются Григорий Иванович и Аристократка.
Характеристика главных героев:
Григорий Иванович, солидный человек, у власти, как он сам себя называет. Интересуется водопроводом и унитазом. Считает, что ходить под ручку с женщиной не красиво. Так же полагает, что от предложенного угощения порядочная женщина должна вежливо отказаться. Уверенный в себе, равнодушный к окружающим человек. Не очень умный и совершенно необразованный. Пролетарий.
Аристократка, живет в своей реальности. Видимо легкомысленная и тоже не очень умная особа. Бесплатно готова съесть четыре и больше пирожных подряд, потому что ей не привыкать. Считает, что если кавалер приглашает даму, то должен за все платить, не феминистка. Легко смущается, но умеет остоять свою точку зрения. Конечно не пара главному герою.
Читательский дневник — 5
Главные герои рассказа — это Григорий Иванович и Аристократка. Григорий Иванович — обычный мужик, не очень умный, хочет познакомиться со «знатной дамой».
Аристократка — требовательная особа, которая считает, что раз кавалер пригласил ее, то должен за нее платить.
Краткое содержание рассказа Зощенко «Аристократка»:
Краткое содержание рассказа «Аристократка» подробно
Григорий Иванович, от лица которого ведется рассказ, — человек, назначенный наблюдать за исправностью работы водопровода, канализации и других систем, однажды встречает в своем доме новую жилицу – по его понятиям, аристократку. А он испытывал слабость к такого рода барышням. Дамочка носит байковые платки, умеет кокетничать, а во рту у нее имеется золотой зуб.
Григорий Иванович все чаще заглядывает к красавице в квартиру под предлогом проверки работы водопровода. Постепенно между ними завязывается роман. Парочка гуляет либо проводит время дома.
Но однажды аристократке надоедает без конца ходить по улицам, ей хочется «культуры». Прижимистый Григорий Иванович, может быть, не стал бы разоряться на такие глупости, но ему повезло: случайно достаются билеты в оперу.
Пара незамедлительно отправляется смотреть представление. Поскольку билеты влюбленным достались в разных местах, встречаются они только в антракте. Дама отправляется в буфет, где ей приходит желание «скушать» аппетитно выглядящее пирожное. Что делать! Ради такого случая Григорий Иванович готов немного посорить деньгами. Он, чувствуя себя «буржуем», позволяет барышне взять одно пирожное с кремом.
Красавица в секунду уничтожает десерт, но останавливаться на этом не собирается. Пока Григорий Иванович не успел опомниться, она хватает второе пирожное, затем третье…
Положение кавалера становится критическим. Денег-то в кармане только на три пирожных! Мгновенно забыта роль галантного влюбленного: Григорий Иванович, сменив вежливое «вы» на бесцеремонное «ты», требует от своей дамы положить взятое ею четвертое пирожное обратно. Та от неожиданности и испуга так и делает.
Но буфетчик не так-то прост: пирожное уже не продашь, так как оно надкусано и смято. Спокойным тоном он велит оплатить четыре пирожных. Собирается толпа. Среди зрителей этой сцены начинается оживленная дискуссия: одни уверены, что десерт остался целым и невредимым, а значит, оплате не подлежит. Другие выступают на стороне хозяина буфета.
Бедная аристократка очень сконфужена, ей уже ничего не хочется. Когда Григорий Иванович, вывернув карманы, пересчитал мелочь, то обнаружилось: у него в обрез хватает ровно на 4 пирожных. Получается, не стоило затевать этот скандал! Вновь обратившись в вежливого кавалера, он предлагает даме доесть десерт. Но та отказывается.
Герои возвращаются в зрительный зал, досматривают оперу и едут домой. Там красавица прямо говорит ухажеру, что те, у кого нет денег, «не ездют с дамами». На что Григорий Иванович резонно возражает: «Не в деньгах счастье».
После этого случая аристократки Григорию Ивановичу совершенно разонравились.
Михаил Зощенко — Аристократка: Краткое содержание
Григорий Иванович, управдом, недолюбливает «аристократок» в шляпках. Однажды он был влюблен в такую, с золоченым зубом, из седьмого номера. Вначале про исправность водопровода спрашивал, а потом стал приглашать на прогулки. А она в театр на оперу попросилась. У него пара бесплатных билетов нашлась. Сидели, правда, не вместе. Потом она в буфете сожрала три пирожных, за четвертым потянулась. А у него денег с собой на три. Он в крик: «Ложи взад!» Люди собрались. Буфетчик за 4 штуки требует, мол, надкусила. Как назло, как раз на 4 и хватало. Кончилась их любовь. Ей нужны такие, чтоб с деньгами дам возили. А ему те, кому «не в деньгах счастье».
Анализ рассказа Зощенко «Аристократка»
«Аристократка» — рассказ, написанный в 1923 году и относящийся к раннему творчеству Зощенко. В 1920-30-е годы писатель был необыкновенно популярен – его книги издавались и переиздавались внушительными тиражами. Сам он много ездил по стране и выступал. При этом отношение критики к его творчеству было двойственным. Официальная советская критика считала Зощенко рупором мещанства. Ей не нравились его персонажи, язык и приземленно-бытовые сюжеты. Просвещенно-либеральная, академическая критика заступалась за писателя. По ее мнению, Зощенко – сатирик-попутчик, который сочувствует делу партии, разоблачает вредные пережитки прошлого через осмеивание мещан.
Благодаря автобиографической психоаналитической повести «Перед восходом солнца», опубликованной полностью только в перестроечный период, оказалось, что оба варианта, представленные выше, одновременно верны и неверны. Герой книги похож на персонажей-мещан, фигурирующих в зощенковских рассказах. По мнению литературоведа Александра Жолковского, в некоторым смысле Зощенко – действительно мещанин, «человек вообще». Этого смешного и жалкого человека писатель видит в критическом свете. Впрочем, и автор, и читатели ему все-таки сочувствуют.
Персонажи и их взаимоотношения
Главный герой рассказа, от лица которого также ведется повествование, — Григорий Иванович. Судя по его речи, он малообразован и до революции вряд ли принадлежал к высшим слоям общества. Григорий Иванович трудится водопроводчиком в организации наподобие ЖЭКа. По тексту создается впечатление, что кроме работы героя ничего особо и не интересует. Даже в театре он, пытаясь поддержать разговор с аристократкой, толкует о водопроводе. На опере Григорий Иванович откровенно скучает, так как с «верхотуры» ему ничего не видно, хотя мог бы наслаждаться пением и музыкой. Несмотря на то, что герой показан не самым приятным человеком, в эпизоде в буфете его становится жаль, ведь он опозорился при всем честном народе и потерял женщину, к которой испытывал симпатию.
Аристократка в произведении к настоящей аристократии никакого отношения, скорей всего, не имеет. Григорий Иванович принял даму за аристократку, так как на ней чулочки были и зуб золоченый во рту блестел. Создается ощущение, что в театре ей буфет интереснее, чем спектакль. В антракте она без остановки ест пирожные, будучи небезосновательно уверенной, что за лакомства заплатит кавалер.
В коротком рассказе Зощенко удается раскрыть историю взаимоотношений персонажей. На первом этапе Григорий Иванович частенько захаживал к аристократке, якобы по рабочим вопросам, — он интересовался, как у нее обстоит ситуация «в смысле порчи водопровода и уборной». Второй этап – прогулки. При этом Григорию Ивановичу было «перед народом совестно» водить даму под ручку. Третий этап – поход в театр, которым роман завершился, ведь в именно в театре аристократка «развернула свою идеологию во всем объеме». После конфуза в буфете отношения между персонажами закончились.
Основная тема рассказа
Как отмечает литературовед Александр Жолковский:
Это относится и к рассказу «Аристократка». Главный герой испытывает страх перед женщиной. Кроме того, у него возникают проблемы с едой – ему не достается ни одного пирожного; проблемы с личными границами – Григорий Иванович вынужден символически раздеться перед толпой зевак, когда выворачивает карманы в поисках денег. Также важную роль играют его конфликты – с обществом в целом и с мелким начальством в частности, в качестве которого выступает буфетчик в театре.
Читательский дневник по рассказу «Аристократка» Зощенко
Сюжет
Управдом Григорий Иванович ухаживал за «аристократкой» из 7 номера в шляпке и чулочках, а в театре запретил ей есть четвертое пирожное – у него денег было только на три. Гражданка оскорбилась, а он сказал ей, что не в деньгах счастье. И бросил с такими общаться.
Отзыв
Отчего случилось непонимание? Григорий Иванович выбрал даму не по себе, просто из-за шляпки и шика, пускал пыль в глаза, притворялся обеспеченным, «официальным лицом». Девушка, конечно, никакая не аристократка, просто модница. Она привыкла к богатым кавалерам. Смешна и безграмотная речь персонажей. Да и говорить им не о чем. Такая история может произойти и в наши дни. Сатирический рассказ учит выбирать человека не только по внешности, быть честным, откровенным, уметь извиняться, договариваться, признавать свои ошибки, относиться к себе с юмором.
Основная тема рассказа
Как отмечает литературовед Александр Жолковский, «все творчество Зощенко пронизано единой темой недоверия, страха, боязни вторжения и прикосновения чужих враждебных сил». Это относится и к рассказу «Аристократка». Главный герой испытывает страх перед женщиной. Кроме того, у него возникают проблемы с едой – ему не достается ни одного пирожного; проблемы с личными границами – Григорий Иванович вынужден символически раздеться перед толпой зевак, когда выворачивает карманы в поисках денег. Также важную роль играют его конфликты – с обществом в целом и с мелким начальством в частности, в качестве которого выступает буфетчик в театре.
-
«История болезни», анализ рассказа Зощенко
-
«Галоша», анализ рассказа Зощенко
-
«Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
-
«Беда», анализ рассказа Зощенко
-
«Встреча», анализ рассказа Зощенко
-
«Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
-
«Стакан», анализ рассказа Зощенко
-
«Ёлка», анализ рассказа Зощенко
-
«Монтёр», анализ рассказа Зощенко
-
«Самое главное», анализ рассказа Зощенко
-
«Колдун», анализ рассказа Зощенко
-
«Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко
-
Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография
-
«Карусель», анализ рассказа Зощенко
По писателю: Зощенко Михаил Михайлович
Михаил Зощенко – «Аристократка». Этот короткий рассказ невозможно читать без улыбки!
Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
– Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?– Я, – говорит, – из седьмого.– Пожалуйста, – говорю, – живите.
И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?– Да, – отвечает, – действует.
И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц – привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.
Дальше – больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. И чего сказать – не знаю, и перед народом совестно.
Ну, а раз она мне и говорит:– Что вы, говорит, меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.– Можно, – говорю.
И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.
На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой – внизу сидеть, а который Васькин – аж на самой галерке.
Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я – на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то ее вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу – антракт. А она в антракте ходит.
– Здравствуйте, – говорю.– Здравствуйте.– Интересно, – говорю, – действует ли тут водопровод?– Не знаю, – говорит.
И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее и предлагаю:
– Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
– Мерси, – говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.
А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:– Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.А она говорит:– Нет.И берет третье.Я говорю:– Натощак – не много ли? Может вытошнить.А она:– Нет, – говорит, – мы привыкшие.И берет четвертое.
Тут ударила мне кровь в голову.– Ложи, – говорю, – взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.– Ложи, – говорю, – к чертовой матери!Положила она назад. А я говорю хозяину:– Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.– С вас, – говорит, – за скушанные четыре штуки столько-то.– Как, – говорю, – за четыре?! Когда четвертое в блюде находится.– Нету, – отвечает, – хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.– Как, – говорю, – надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.А хозяин держится индифферентно – перед рожей руками крутит.
Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.Одни говорят – надкус сделан, другие – нету.
А я вывернул карманы – всякое, конечно, барахло на пол вывалилось, народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.Сосчитал деньги – в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.
Заплатил. Обращаюсь к даме:– Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено.
А дама не двигается. И конфузится докушивать.А тут какой-то дядя ввязался.– Давай, – говорит, – я докушаю.И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:– Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами.
А я говорю:– Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.
Так мы с ней и разошлись.Не нравятся мне аристократки.
1923
«Аристократка» — читательский дневник по рассказу М. Зощенко
Сатирический рассказ «Аристократка» Михаил Зощенко написал в 1923 году.
Описание книги для читательского дневника
Михаил Михайлович ЗощенкоНазвание произведения: «Аристократка»Жанр: сатирический рассказГод написания: 1923Издательство: АСТГод издания: 2010
Главные герои и их краткая характеристика
Григорий Иванович. Ответственное лицо, простой, недалекий, скупой. Аристократка. Красивая, нарядная, любит сладкое.
Краткое содержание и сюжет
Григорий Иванович невзлюбил аристократок после одного случая. Все эти дамы в шляпах, чулках и с мопсиками, стали для него пустым местом. Встретил он однажды на собрании жильцов такую даму, узнал, что она живет в седьмой квартире, и зачастил к ней. Сперва все водопроводом интересовался, потом стал дамочку по улицам под руку водить.
Наконец дама в театр стала проситься. Получил Григорий Иванович от комячейки два билета и повел даму в театр. Только места были разные. Одно внизу, туда дама села, второе на галерке Григорию Ивановичу досталось. Только в антракте с дамой он и встретился. Поздоровался, про водопровод спросил, и в буфет отвел. Предложил пирожным угоститься.
А наглая дама сразу хвать пирожное с кремом и ест. Потом за вторым потянулась. А у Григория Ивановича денег с гулькин нос. Он их пересчитывает и хмурится.
А дама третье пирожное скушала и четвертое взяла. Тут Григорий Иванович не выдержал, как заорет на даму, чтобы та пирожное положила. Дама испугалась, пирожное обратно кладет, а Григорий Иванович спрашивает, сколько с него за три пирожных. Но хозяин за четыре пирожных цену называет, ведь четвертое надкусано и помято.
Пошумел Григорий Иванович, все карманы вывернул, посчитал деньги, как раз на четыре пирожных хватило. Заплатил он и даме докушать пирожное предлагает, раз за него заплачено.
А дама конфузится. А раз так, какой-то левый мужик пирожное докушал. А Григорий Иванович с дамой досмотрели оперу, вернулись, и дама высказала ему претензию, что те, кто без денег, не ходят с дамами. Ответил Григорий Иванович, что не в деньгах счастье, и больше с аристократками не стал встречаться.
Очень краткое содержание для читательского дневника
После одного случая Григорий Иванович не встречается с аристократками. Познакомился он с соседкой и сперва водил ее по улицам. Потом повел ее в театр, а в антракте в буфет. Дама стала есть пирожные, а Григорий Иванович считать деньги. Он потребовал положить четвертое пирожное, но за него пришлось все равно заплатить. Григорий Иванович поссорился с дамой, и больше не встречается с аристократками.
Чему учит
Рассказ учит скромности, щедрости, умению вовремя остановиться. Учит рассчитывать свои средства и силы. Учит выбирать друзей своего круга. Учит не хвастать.
Мне понравился этот рассказ, в котором каждый герой по-своему прав. Григорий Иванович прав, что надо быть скромнее в своих запросах. Дама права, что нужно рассчитывать свои средства, если куда-то кого-то приглашаешь. Но оба и не правы. Дама пожадничала, а Григорий Иванович выбрал подругу не своего круга.
Пословицы
- Гусь свинье не товарищ.
- Не в деньгах счастье.
- Всяк сверчок знай свой шесток.
- Сам себе во всем меру знай.
- Не в свои сани не садись.
Зощенко, «Аристократка»: анализ
Смешно и грустно читать этот рассказ, повествующий о 20–30-х годах прошлого века, когда на поверхность всплыла социальная прослойка, которая себя представляла культурной и мыслящей. Главный герой жалок и смешон в его нелепых попытках ухаживать за женщиной. Мужчина способен разговаривать крайне односложно и только о водопроводе, в котором он хорошо разбирается. Даже в театре он спрашивает у спутницы не о том, понравился ли ей спектакль (ему этот вопрос просто не приходит в голову), а действует ли тут водопровод. Но «аристократка» не лучше Григория Ивановича. В театре, который в рассказе символизирует культуру, даме тоже нет дела до происходящего на сцене. Весь ее интерес сосредоточился на буфете, в котором она не сочла нужным умерить аппетиты и предвидеть, что у кавалера может не хватить денег. Отсутствие культуры, дремучая невежественность и невоспитанность обоих героев показаны как на ладони.
Грустная ирония сквозит в строках рассказа. Такую ли Россию мечтал видеть Михаил Зощенко? «Аристократка» – яркая насмешка над отвратительным, наглым, нелепым мещанством, отличающимся массой необоснованных претензий и огромным самомнением.
Главные персонажи/герои рассказа ‘Аристократка’
- Григорий Иванович, который и повествует о случившемся в своей жизни, предполагаю, что он управдом или что-то типа этого, т.к. ему достался билет в оперу на удобном месте, в то время, как билет, который ему отдал Васька-слесарь был на галерку (уже проявляется классовое неравенство при распределении дармовых билетов на культурное мероприятие-); по своим настроениям Григорием Иванович — пролетарий, хотя и был момент, когда почувствовал себя недорезанным буржуем-).
- Аристократка ли? — Женщина, которой увлекся Григорий Иванович и даже пытался за ней ухаживать, пока не случился казус в театре. Внешне аристократка представлена, как ‘фря’ с золотым зубом, в чулочках (непременный атрибут) и с мопсиком на руках.
На примере двух персонажей Зощенко показывает бескультурье общества. Жаргонизмы сыплются из уст обоих персонажей. Правила этикеты им явно не известны. Однако, тяга к прекрасному присутствует, иначе не пошли бы в театр на оперу.
Анализ 2
В произведениях М.Зощенко всегда присутствует неповторимый уличный колорит раннего советского периода. В отличие от других писателей, обратившихся к героической теме, Зощенко описывал простого человека, вынужденного жить в той сложной эпохе.
В своих рассказах писатель применяет сказовую манеру изложения: о случившемся рассказывает не повествующий, близкий автору по культуре и образованности, а полуграмотный работник, отнесенный к пролетариату. В подобном представлении события рассмотрены с его точки зрения.
Герои Зощенко нечаянно оказались среди грандиозных перемен. Революция принесла изобилие новых слов не только в идеологию, но и в бытовые отношения. Герой плохо ориентируется в новомодных понятиях. Он совсем запутался, но каша в голове не мешает его желанию соответствовать времени. Поэтому с ним происходят забавные истории, похожие на анекдот.
В рассказе «Аристократка» словами сантехника Григория Ивановича передана история неудавшихся лирических отношений. Герой делится обстоятельствами знакомства с аристократкой, которую посещал как официальное лицо, по вопросу исправности водопровода. Примитивная сущность Григория Ивановича обнаруживается уже при прочтении первых строк. Он и сам не понимает, почему называет понравившуюся женщину аристократкой. Ведь ему неведомо, как выглядят аристократы. Вероятно наличие шляпки, шелковых чулок, собачки в руках породило в его сознании образ княжны. Чтобы соответствовать светским манерам своей дамы ему пришлось научиться ходить с ней под руку. Подобного поведения простой сантехник стыдится.
Григорий Иванович начинает неловко ухаживать за избранницей, не умея этого делать. К нему приходит блестящая идея купить даме пирожное во время перерыва в театральной постановке. Карманной мелочи больше, чем на одно пирожное не хватает. Только аристократку это не заботит, она легкомысленно поглощает кондитерские изделия одно за другим. С нарастающей паникой герой считает съеденные экземпляры, но не выдерживает и срывается в крик, устроив скандал в буфете. Любовные отношения заканчиваются конфузом. Случившееся Григорий Иванович понимает по-своему и делает понятный ему вывод – оберегать свою будущую жизнь от аристократок.
Кратко об истории создания произведения
Михаил Зощенко написал «Аристократку» в 1923 году. В то время из-под его пера вышло много коротких рассказов, пронизанных меткой иронией и порой сарказмом. Вероятно, описанная история была когда-то увидена или подмечена им: молодой писатель был очень наблюдательным, с интересом изучал человеческие характеры.
Персонажи узнаваемы, таких легко повстречать. Это и неудивительно: молодой Зощенко обладал уже немалым жизненным опытом, успел пройти Первую Мировую войну, поработать столяром, делопроизводителем и даже сотрудником уголовного розыска.
«Аристократка» — не только насмешка над мещанством, что было очень модно в 20-е гг. прошлого века. Это еще и раскрытие тех черт характера, которые, увы, есть в нас, потомках первых читателей Зощенко, до сих пор: жадности, бахвальства, безалаберности, эгоизма. Пока живо человечество – останутся и эти черты. Нам всегда будет, с чем бороться и над чем можно от души посмеяться.
Подготовка к суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор в литературе» в 7 классе
В предыдущей статье, посвященной знакомству с основными чертами поэтики М.М.Зощенко, для аналитического чтения был предложен рассказ «Обезьяний язык». Овладение первоначальными навыками интерпретации произведений Зощенко поможет успешному освоению всей глубины и сложности авторского замысла при анализе эпизода рассказа «Аристократка». Слайдовая презентация основных положений статьи
Необходимо во всей полноте смыслов представлять лексическое значение слова «аристократка». Познакомьтесь с материалами словарных статей разных авторов
- Случай в театре
- История одного культпохода в оперный театр
Ключевой эпизод. Кульминационный.
Автор срывает маску со своих героев. Они «проговариваются», и мы узнаем их настоящих, без прикрас, с их неуютным бытом, грубыми нравами и хамскими поступками.