Морозко ∼ русская народная сказка

Морозко Русская народная сказка с картинками

Рейтинг:   / 82

Морозко Русская народная сказка

художник П.Г.Помаренко

Жили-были дед и баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: — Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

— Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит: — Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит: — Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: — Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей; окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

А мачеха по ней поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте-серебре, а около — короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…» Собака съест блин и опять:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, собачка — все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула — и руки врозь…

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

— Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

— Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут. Старуха кинула ей пирог:

— Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…» А собачка — все свое:

— Тяв, тяв! Старухиной дочери в мешке косточки везут… Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Похожие по содержанию произведения раздела:

Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями …ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …

Чудесный клад Молдавская сказка …ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …

Что дороже Осетинская сказка …ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …

Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями …Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …

  • < Сивка-бурка — русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
  • Колосок Украинская народная сказка с иллюстрациями >

Промысел

Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.

Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.

Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых

Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека

Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок

В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.

Здесь вы найдете обе версии сказки «Морозко»: № 95 и № 96.

Читать сказку «Мороз Иванович»

Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте в разделе «Художественные фильмы»

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка

. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

Подробный пересказ

Русская народная сказка «Морозко» рассказывает нам про мужика и бабу, у каждого из которых была своя дочь. Мужикова дочка, Настенька, была трудолюбива и послушна. Бабина дочка, Федукла, была ленивой и неряшливой. Как увидят её на улице, так и начинают шептать: «Вон она, Федукла-ленивица, вон она, Федукла-грязнуля!»Мачеха и без того Настю не любила, а от таких разговоров только пуще клевала: не нравилось ей, что мужнина дочь во всём лучше, чем её, родная.Вот и решила она Настюшу извести — послала в лес за хворостом лютою зимой, авось, не вернётся. Настена покорная была, собралась, да и пошла.Забралась поглубже в лес, села в сугроб, и задумалась над своей долюшкой горькой. Тут-то Морозко и прискакал. Спросил у Анастасии, чего это она в такой лютый мороз в лесу позабыла. Та ответила, что за хворостом её мачеха послала.»Не за этим тебя послали, девица красная…» — начал было Морозко, да промолчал: видно, жаль стало Настасье правду говорить. Горькая она, правда-то, как и вся Настина жизнь.»Ты вот что: сшей мне рубаху за единую ночь, там увидишь, что будет». — сказал Насте Морозко, дал кудель и прялку, и ушёл.

Настя послушалась: всю ночь с рубахой возилась. Замёрзнут пальцы — она на них подует, отогреет и дальше шьёт.Утром Морозко явился на работу Настенькину поглядеть. Приглянулась ему рубаха: до того ладно была сшита, что лучше нельзя. Улыбнулся он, говорит девушке:»На славу ты постаралась, Насстюша. Будет тебе за то награда». — и подаёт ей сундук, узорами да каменьями изукрашенный. Потом посадил её в свои сани, домчал до деревни:»Ну, теперь прощай, Настенька. До дому твоего рукой подать отсюда». — Настя только хотела крикнуть ответное» прощай», да Морозки уж и след простыл. Тем же временем вернулся домой Настин отец. Спросил у жены, где его дочь, та только плечами пожала: «Вчера ещё ушла за хворостом, да и по сей час её нет».Кинулся отец искать, а жена с Федуклой дома остались, шепчутся эдак по-змеиному: «Не вернётся Наська, косточки одни старик привезёт». — а собачка, которую Настя когда-то приютила и обогрела, из-под лавки гавкает: » Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв!»Баба и пироги собаке бросала, и кочергой её била, а та знай себе тявкает: «Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв».

Баба и пироги собаке бросала, и кочергой её била, а та знай себе тявкает: «Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв».В эту самую минуту появляются на пороге Настенька с отцом, у Насти ещё и полный сундук с подарками. Мачеха с Федуклой то увидели, схватили сундук, подарки на лавке разложили, любуются.- Подумаешь, подарки она привезла! — говорит Федукла — да я ещё больше привзу!- И то правда! — согласилась мачеха. В общем, одели девку потеплее, да и в лес. Сидит Федукла в снегу, бранится: «Где ж он, такой-сякой, замёрзла я уже!» — ну, Морозко тут как тут:- Зачем ты, девица, в мой лес пришла?- За подарками! — ответила Федукла, — да отдай уже быстрей, а-то я окоченела тут сидеть!- Погодь, сначала свяжи мне рукавицы за единую ночь. Вот, бери! — протянул ей Морозко ниток клубок, да пару спиц.- Ещё чего! Стану я на таком морозе работать! — выбросила ленивица спицы в снег, клубок ногой отбросила.

— Ну, какова работа, такова и награда будет. – усмехнулся Морозко, топнул ногой, и закружила вьюга, завыла метель. Федукла попробовала было найти обратную дорогу, да только пуще заблудилась; упала в овраг, да там её снегом и засыпало…

По утру рано будит старуха старика, чтоб тот за Федуклой в лес ехал, а сама за пироги принялась. Уехал старик, а собачка из-под лавки гавкает: «Гав-гав, старикова дочка весной замуж пойдёт, а старухина дочь домой не придёт». – старуха и кормила собачку, и кочергой била – без толку. «Может, и в самом деле беда?» – подумала женщина и тоже в лес отправилась, да так больше и не вернулась.

Вернулся домой мужик, ни жены, ни дочки её не нашёл. Всей деревней их искали – толку нет. Вот и остались в избе Настёна с отцом.

Как пришла весна – к Насте парень посватался, она замуж вышла. Парень из простых, из кузнецов, хороший такой, толковый. По сей день живут они в мире и согласии, детей растят.

Сказка – ложь, да в ней намёк: терпение и спокойствие всегда вознаграждаются. А лень ни в сказках, ни в реальном мире до добра не доведёт.

Оцените произведение:

3.63

Голосов: 183 Читать краткое содержание Сказка Морозко. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»

Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными.

В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.

В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:

Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.

Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.

Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек.

Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся.

Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

Образ дочки

В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.

Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):

Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:

— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!

Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.

Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия.

Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.

Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

Чему учит история

Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:

  1. Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
  2. Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
  3. Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.

Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.

https://youtube.com/watch?v=kM6W8ZIMu50

Вариант 2

Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.

Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.

Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.

Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.

Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.

Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.

О сказке и ее авторе

Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:

  • не менее сорока русских вариаций;
  • одиннадцать белорусских;
  • около тридцати украинских.

Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.

Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:

  • под № 95, услышанным в Никольском уезде Новгородской губернии;
  • под № 96, записанным в Курской губернии.

В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.

Для 3 класса

Новогодняя сказка «Морозко» рассказывает о непростой судьбе девушки, у которой в один из трагичных дней жизни всё меняется в лучшую сторону.

Главная героиня живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрой. Она выполняет всю самую сложную и грязную работу по хозяйству и хорошо с этим справляется, но никак не может угодить жене отца. Падчерица не только трудолюбивая, но и красивая девушка, поэтому все завидные женихи засматриваются на неё, а не на родную дочку мачехи. Это очень раздражает сварливую женщину и поэтому она решает избавиться от сироты. Мачеха заставляет мужа отвезти падчерицу в лес на трескучий мороз, рассчитывая, что несчастная девушка там погибнет. Скромная падчерица безропотно подчиняется приказу деспотичной мачехи. Так же покорно она выносит все испытания, которые устраивает над ней Морозко. Старик с каждым разом всё больше усиливает мороз, проверяя характер девушки на стойкость, но падчерица не подаёт и виду, что очень замёрзла. Она вежливо отвечает на все вопросы Морозко. Своим терпением падчерица растрогала суровое сердце старика. Он смилостивился, пожалел девушку: отогрел её тёплыми шубами и одеялами. К тому же, за доброту Морозко награждает падчерицу щедрыми подарками.

Отец падчерицы, муж мачехи — безвольный, трусливый человек. Он во всём беспрекословно подчиняется жене, не защищает свою дочь перед ней. Когда мачеха приказывает старику отвезти падчерицу в лес, он плачет и переживает, но выполняет её волю. Таким образом, проявив малодушие, отец обрекает свою дочь на погибель.

Мачеха — властная, сварливая женщина. Все в доме подчиняются ей. Она не любит свою падчерицу. Чтобы избавиться от неё, мачеха выгоняет девушку из дома. Злая женщина надеется, что падчерица погибнет в лесу. К её досаде девушка возвращается домой живая и невредимая, богатая и счастливая. Такое неожиданное событие для мачехи, вызвало у неё ещё большую злость и зависть. Она старалась, чтобы у родной дочки было всё самое лучшее, горячо любила её, холила и лелеяла, оберегала от работы, а в результате – падчерица оказалась успешнее. Такое пережить мачеха не смогла. Жажда наживы и желание быть не хуже других затмила женщине разум. Она не задумываясь, отправляет свою родную дочь в лес за подарками. Мачеха ещё не знает, что её ждёт горькая расплата за всё зло, которое она причинила людям, но уже ничего изменить нельзя.

Дочь мачехи – высокомерная и невоспитанная девушка. Мать её за всё только хвалила и гладила по головке. Девушка привыкла получать всё, что захочет, не прикладывая для этого никаких усилий. Так же бесцеремонно она ведёт себя и с Морозко. В отличие от своей сестры, на все его вопросы отвечает грубо и непочтительно. Старик не может простить такого хамского отношения к себе и жестоко наказывает девушку — она погибает от холода.

Волшебный старик Морозко олицетворяет собой справедливость. Добрых людей он награждает, а злых – наказывает.

Есть в сказке ещё один персонаж — маленькая собачонка. Она умеет предсказывать события. Симпатии собачки на стороне падчерицы. Например, она сообщает мачехе, что старикова дочь приедет домой богатая и выйдет замуж, а старухина дочь – не вернется домой живой.

Главная мысль сказки в том, что всё в жизни воздаётся по делам.

3 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: