Рассказ Зайцы — Лев Толстой

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Какая бывает роса на траве (Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется

Лев Толстой, художник А. Пахомов

ыл Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

Мама! Что мне теперь делать?

Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Был Сережа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Сереже сетку, чтоб птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить во двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернется, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Сережа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Сережа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И все стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошел Сережа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьется птичка. Сережа обрадовался, поймал птичку и понес домой.

— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьется.

Мать сказала:

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Сережа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти ее.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Сережа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьется об клетку. Сережа вычистил клетку и пошел за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Сережа, закрой клетку, а то вылетит и убьется твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашел дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Сережа, взял птичку, понес ее в клетку. Чижик был еще жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Сережа смотрел, смотрел и начал плакать.

— Мама! Что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Сережа целый день не отходил от клетки и все смотрел на чижика, а чижик все так же лежал на грудке и тяжело дышал. Когда Сережа пошел спать, чижик еще был жив.

Сережа долго не мог заснуть, всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Сережа подошел к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Сережа никогда не ловил птиц.

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Зайцы

Сказка Льва Толстого «Зайцы»

У Льва Толстого в книге сказок для детей есть много произведений о животных. Эти повествования хороши тем, что очень похожи на басни. Они короткие, но в каждой из сказок Толстого заключён огромный смысл, содержится мораль, которую можно попросить найти самостоятельно каждого ребёнка. Можно взрослому человеку использовать народную мудрость, добавив к содержанию сказки пословицы и поговорки.

О чём сказка

Автор проводит наблюдение за зайцами, подразделяя их на два вида: на лесных и полевых. В лесу зайцам кроме коры деревьев нечем кормиться. Полевые зайцы едят озимые культуры и траву. Те, кто пробирается в закрома человека – лакомятся зёрнами. Зимой можно легко проследить за зайцем по оставленному им в снегу глубокому следу. Зайчатинкой полакомиться любят многие: человек, собака, волк, лиса, ворона и орёл. Заяц никогда не ходит прямой тропинкой. Он петляет не от большого ума, а от невероятной своей трусости. Это его и спасает от неминуемой гибели. Ночью зайцу нечего бояться, потому след его прямой и ровный. Под утро каждый из врагов готов схватить ушастого пушистого зверька. Собаки оповещают о своей готовности поохотиться громким лаем. Мужики въезжают в лес на санях, скрип полозьев заяц уже издалека слышит. Волк по лесу пробирается, треск сучьев для чуткого уха зайца слышен. Пугается заяц каждого шума, треска да шороха боится, из стороны в сторону скачет, а иногда и назад по своему следу возвращается. А охотники думают, что зайцы так мудрёно свои следы запутывают, от ворога спасаясь. С наступлением рассвета заяц уж заляжет где-то, затаится и спит. Утром зайца начинают охотники с собаками разыскивать, следы его распутывать. Вот как у страха глаза велики бывают. Иногда собственная трусость от смерти спасти может.

Чувства ребёнка

Толстой не хотел, чтобы заяц был пойман, потому и рассказал детям такую сказку. Пусть зайчика умным считают, а взрослый человек знает, что иногда от страха можно совершить самый необдуманный поступок. В любом случае, ребёнок будет и жалеть зайца, и гордиться им. На протяжении всего чтения у малыша могут возникнуть самые разные чувства. По этой причине взрослые дяди и тёти, мамы и папы, бабушки и дедушки должны находиться рядом с малышом, чтобы вовремя подсказать, научить ребёнка разбираться в окружающей природе. Такой одновременно простой и по-своему сложный текст предложил Лев Николаевич своим маленьким друзьям.

Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Зайцы» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимыми и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

http://dropt.ru/tehnika-prodazh/lev-tolstoi-zaicy-chitat-rasskaz-zaicy/

http://narubalke.ru/lev-tolstoi-zaicy-chitat-zaicy/

http://russkaja-skazka.ru/zaycyi/

Старый дед и внучек

(Басня)Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Косточка (Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Толстой «Котёнок»: чему учит?

В рассказе Л.Толстого «Котенок» брат и сестра Вася и Катя пошли на прогулку, а котенок, который жил у них увязался за ними. Дети играли с котенком и кормили его. На прогулки ребята смотрят как котенок веселиться и играет, а потом увидели щавель, растущий около дороги. Они стали его собирать и забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл. Тут дети видят охотника и замечают его бегущих собак, которые собираются наброситься на котенка. Он прижимается к земле и замирает. Катя испугалась и убежала, а Вася закрыл котенка от собак. Охотник отогнал их. В последствии дети поняли, что несут ответственность за жизнь живого существа. Больше они не брали котенка с собой.Главную мысль рассказа «Котенок» можно выразить пословицей «Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказ Толстого «Котенок» учит нас ответственности за жизнь тех, кто зависит от нас. Это может быть не только маленькое животное, но и ребенок или другой человек. Тот кто не в состоянии за себя постоять.

В данном произведении Л. Толстого под названием «Котенок», речь идет о двух детях, которые маленького котенка взяли с собой играть на дорогу, а там котенка хотели покусать две большие собаки. Катя в страхе убежала струсив, а Вася спас котенка.

Произведение учит тому, что надо быть ответственным за братьев наших меньших, коли уж взялись за их воспитание. Котенок не игрушка, его нельзя просто так взять и бросить. Правильно поступил в момент опасности Вася, и не сам спасался, как Катя, а котенка спас. Котенок в рассказе просто как пример. Автор показывает как люди себя могут вести по разному в момент опасности.

В рассказе Толстого «Котенок» мы узнаем историю о детях, которые нашли свою кошку с котятами. Одного котенка они оставили себе, а других раздали в добрые руки.

Однажды брат и сестра пошли в лес собирать щавель. Котенок увязался за ними. Вдруг они услышали собак и увидели маленького котенка на дороге, к которому бегут охотничьи собаки. Не растерявшись мальчик закрыл котенка своим телом и спас его от собак.

Так автор показывает нам, что мы должны следить за теми, кого взяли под опеку. Автор учит молодое поколение присматривать и ухаживать за слабыми. А тех кого приручили мы должны оберегать от внешних опасностей.

В рассказе Л. Н. Толстого «Лев и собачка» произошел удивительный случай: лев не съел брошенную ему на съедение собаку и даже подружился с ней. Лев делил с новым другом и место в клетке, и еду, и досуг. Животные прожили вместе около года, но потом собачка померла от болезни. Лев стал печальным и вскоре тоже умер от тоски по маленькому другу.

К этому рассказу подойдут такие пословицы:

Лев и собачка были дружны, даже до смерти.

Лев не захотел принять другую собачку, оставшись верным своему другу.

Когда собачка умерла, то и лев страдал и умер.

И еще одна пословица, которая подходит и к концовке рассказа:

Это как раз про льва, потерявшего покой и жизнь после смерти собаки.

Источник

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: