Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Глава вторая
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щёлкая кнутом, ходил пастух вопросительный знак.
– Ты не видал Кляксича? – спросила у него буква А.
– Кляксича? – вопросительный знак почесал в затылке. – Как же. Кляксича-то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.
От этого пастуха толку не добьёшься! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров:
– В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? – спросила она у Али. – Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
– Великолепно! – почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колёса застучали по шпалам. За окнами замелькали домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же ещё?) унёс рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!
Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась её утешать:
– Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше ёлочек: дороге нужна лесозащитная полоса!
Глава шестая
Скоро показалась речка Чернилка. Она текла между высоких лесистых берегов. Над лиловыми волнами кружили ласточки. Моста, по которому можно было перейти на левый берег, не было. Вчера здесь был ураган. Видно, мост снесло ураганом.
Уровень Чернилки поднялся. О том, чтобы перейти вброд, не могло быть и речи. Вплавь тоже нельзя было перебраться – течение в этом месте было очень быстрое.
– Давай спилим сосну, – предложила буква А. – Перекинем её на тот берег.
– Интересно, чем же ты будешь пилить? – спросила Аля ехидным голосом.
Буква А стала кричать, чтобы кто-нибудь с того берега пригнал лодку. Но никто не откликался.
Аля придумала, как быть.
– Давай вытряхнем бублики, – скомандовала она. – Мы перекинем строчку с берега на берег и по ней пройдём, как по мосту.
Так они и сделали. Буква А быстро перебежала на ту сторону. Но как только Аля ступила на этот самодельный мост, строчка под ней закачалась и прогнулась. Але стало страшно.
– Надо укрепить мостик палочками! – закричала буква А с того берега.
– Какими палочками, раз у меня нет карандаша? Чем мне написать палочки? Ой! Ой! – У Али закружилась голова. Вот‑вот строчка провалится!
Скорее, скорее, не теряя ни минуты, все, у кого есть карандаш и бумага, – целую строчку палочек!..
/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /
Ну вот, Аля перебралась на тот берег. Сколько времени упущено! Они пустились бегом. Добежали до маленького чистенького домика буквы Л. Но что это? Никого нет. Калитка стоит настежь. Двери открыты. В доме – никого. Только сидит в будке и даже не лает собачка Ленточка. Следы многих ног ведут от калитки влево.
Аля и буква А пошли по следам. Следы привели к сараю, сложенному из толстенных брёвен. У дверей сарая сидели вооружённые до зубов буква К и буква М. Аля сразу обо всём догадалась. Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.
– Куда? – крикнула буква К.
– Нам нужно видеть Л, – сказала Аля. – Эта буква нужна мне, чтобы подписать письмо. – И она сделала ещё шаг к сараю.
Буква К выхватила револьвер.
– Ни с места! Кира мыла раму. У Киры косы.
– Что ты бредишь? Лучше открой дверь, – сказала Аля.
– Нельзя, – сурово отвечала буква К. – Косы хороши. Кира мала.
– Что это с ней? – спросила Аля у М.
М улыбнулась и показалась не такой уж свирепой, как с первого взгляда.
– Эта буква К долго работала в старом букваре. А теперь букварь написали новый. Взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что тот букварь был лучше. Вот и бормочет слова, которые были в букваре на её странице.
– Каша. Кони. Сук. Сок. Ком, – подтвердила буква К.
– Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и подлизывается.
– А ты, ты‑то что? – вознегодовала буква А.
– А я что? Я не злая. Мёд. Малина. Мак. Мармелад, – добавила буква М в подтверждение своей доброты.
– Так помоги же нам. Давай выпустим ни в чём не повинную букву Л, а в сарай запрём эту злую букву К.
– Можно, – сказала буква М.
И не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л радостно выбежала навстречу Але. Из сарая неслись негодующие крики:
– Каша! Куры! Кира ушла в кино!
Но их никто уже не слушал. Уговорив букву М постеречь К, все трое двинулись дальше на поиски Кляксича и на выручку буквы Я.
Глава седьмая
Аля и буква А быстро пошли прочь от сарая, а за ними следом, едва поспевая, бежала буква Л. Кляксич не велел её кормить, пока она была взаперти, и она очень ослабла.
Возле дороги был вкопан огромный столб, а к столбу прибита стрелка, тоже огромная, и на ней написано: «НОП».
– Что это такое? – спросила Аля.
– Научно‑опытный пункт, – пояснила буква А.
– Это такое учреждение?
– Конечно.
– А что там делают?
– Ставят опыты. Там работают Н, О и П.
Стрелки с НОПами стали попадаться всё чаще, и вскоре путники увидели серый кирпичный дом со светлыми окнами во всю стену. Они вошли. Аккуратненькая вахтёрша – точка с запятой – провела их в лабораторию. Там что‑то кипело и шипело на спиртовках, что‑то булькало в пробирках.
– Извините… – начала было Аля.
– Тсс! – зашикали на неё Н, О и П. Все трое были в белых халатах и белых шапочках. – Тихо! Идёт опыт.
– Но нам очень… – робко заметила буква А.
Н, О и П замахали руками.
– Началось! – заявила буква Н.
– Плавится? – спросила буква П шёпотом у своих товарищей.
– Окисляется, – прошептала в ответ буква О. – Реакция идёт с выделением тепла… Ненужные буквы выпадают в осадок.
– Что вы тут делаете? – не выдержала Аля.
– Tсc! – зашикали на неё все трое. – Мы переплавляем слова.
– Что? Что? – поразилась Аля.
– Готово! – закричали Н, О и П хором.
Они подскочили к какой‑то колбе, и буква Н торжественно объявила:
– Опыт прошёл блестяще. Вот, пожалуйста. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения мы получили лабораторным путём устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни дурной погоды. Послушайте:
Жил на свете Умный слон, У него был Телепон. Ходит слоник — Топ-топ-топ, Звонит слоновый Теленоп…
– Постойте, подождите! – не выдержала буква А. – Что же это вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?
– Tсс! – зашикали опять все три буквы в белых халатах. – Тсс! Мы продолжаем опыт.
– Пошли, – сказала Аля. – Тут мы всё равно толку не добьёмся.
Глава первая
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну просто наказание!Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.— Что с тобой, что случилось? — сказала Аля.Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:— Кляксич!— Ничего не понимаю! — сказала Аля.— Да Кляксич же! — воскликнула буква «А». — Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками — кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса — его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась.— Вот тебе и на! — поразилась Аля. — Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!— Что уж тут придумаешь! — возразила буква «А». — Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву „А“ я уже выгнал, букву „Л“ запру под замок, а букву „Я“ так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!»
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля. — Я сейчас возьму папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки. И мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляк-сича и сотрём его. Правильно?— Ещё как правильно! — обрадовалась буква «А».
Взявшись за руки, Аля и буква «А» направились прямо в Азбуку.У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква «Б». У неё через плечо висела на ремне огромная корзина.— Будете брать бублики? — спросила она.— Да какие там бублики, — запротестовала буква «А»
— У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!— Бросьте, — сказала буква «Б», не трогаясь с места. — Берите белые бублики и баранки
Быстрее.Буква «Б» была ужасно толстая. Аля и буква «А» никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…оооооооооооооооооооооооооооооооооооНо буква «Б» по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:— Больше! Больше!Но у них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы «Б» бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква «А» не попадут в Азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!
— Берите белые бублики и баранки. Быстрее.Буква «Б» была ужасно толстая. Аля и буква «А» никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…оооооооооооооооооооооооооооооооооооНо буква «Б» по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:— Больше! Больше!Но у них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы «Б» бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква «А» не попадут в Азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Глава десятая, и последняя
Ну, вот теперь, когда всё так благополучно кончилось… Что? Конечно, ребята догадались, как прочесть заколдованную надпись, и буква Я освободилась из своего страшного плена. И Аля написала такое письмо:
Милая мамочка! Я так рада, что ты скоро приедешь и отведешь меня сама в 1-й класс. Приезжай скорее. Твоя дочка Аля.
Всё это прекрасно. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его?
Всем очень хотелось бы, чтобы это было так. Но… Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул азбуку вместе с дружками Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка.
Аннотация
В книгу известной детской писательницы Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»
Все истории» вошли пять историй о приключениях отважной девочки Али в мире букв и цифр, цикл стихотворений о правилах русского языка «Из уроков Мудрослова» и сказочная повесть «Маруся ещё вернётся». Ребята вместе с Алей и Антоном отправятся в увлекательное путешествие по Азбуке, познакомятся с цифрами, узнают о характере математических знаков и знаков препинания, а самое главное – запомнят правила русского языка и, может быть, полюбят учиться
Книга поможет подготовиться к первому классу и станет помощником ученика начальной школы.
Для среднего школьного возраста.
Скачать или читать онлайн книгу Аля, Кляксич и буква «А». Все истории
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «Аля, Кляксич и буква «А». Все истории» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана авторами Ирина Петровна Токмакова,
Лев Алексеевич Токмаков,
является частью серии Про девочку Алю,
относится к жанру Сказки народов мира,
добавлена в библиотеку 21.03.2017.
С произведением «Аля, Кляксич и буква «А». Все истории» , занимающим объем 18 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «Аля, Кляксич и буква «А». Все истории» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!
С этой книгой читают:
-
Аля, Кляксич и Вреднюга
— Ирина Токмакова -
Может, нуль не виноват?
— Ирина Токмакова -
Сосны шумят. Стихи, повести, сказки
— Ирина Токмакова -
И настанет весёлое утро
— Ирина Токмакова -
Ростик и Кеша
— Ирина Токмакова -
Повести-сказки
— Виталий Губарев -
Невероятные истории. В Тридевятом царстве и другие сказочные повести
— Виталий Губарев -
Каникулы в стране сказок
— Алла Казакова, Александр Шаров, Валерий Медведев, Евгений Шварц, Эдуард Успенский, Софья Прокофьева, Вениамин Каверин, Святослав Сахарнов, Николай Поливин, Виталий Губарев, Лия Гераскина -
Сказки братьев Гримм
— Якоб Гримм -
Странствие за Фарадоунами (без иллюстраций)
— Рик Форд
Глава третья
Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.
Наконец поезд подошёл к перрону.
Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.
Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.
Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:
Глупый гном глядел, глядел,Громкий горн гудел, гудел,Громче горна грохнул гром,Громче грома гаркнул гном.
Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.
– Что это за глупая песня? – спросила Аля у буквы А.
– Ничего удивительного, – ответила буква А. – «Глупость» с какой буквы начинается? Вот видишь – с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.
Они постучались и вошли.
Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.
– Кляксич? – переспросила она, когда узнала, о чём идёт речь. – Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.
Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1+1=2. Это же была самая пустяковая задача на свете!
– Глубоко ошибаетесь, – сказала буква Г. – Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
И буква Г опять запела свою глупую песенку.
Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что всё ещё уладится.
Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:
– Нуль! В ответе будет нуль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Надо было где-то устраиваться на ночлег. Огни в окнах погасли. Только в одном, самом высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.
– Пойдём попросимся переночевать, – предложила Аля. – Ты не знаешь, кто живёт там наверху?
– Знаю, – сказала буква А. – Там живёт буква Д. Её зовут Добрая Дуня. Она-то пустит нас переночевать, только в её доме нет лифта, и нам придётся идти пешком.
– Не беда, – сказала Аля. – Мы станем отсчитывать этажи, а читатели будут записывать, чтобы мы не сбились со счёта.
Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по тёмной лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пришли! Постучали. Буква Д – Добрая Дуня – крикнула из-за двери:
– Входите, не заперто!
– Здравствуй, А, душечка, – обрадовалась Дуня. – Кого это ты привела ко мне в гости?
Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:
– Аля.
Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:
Дикий удод наклевался ягод.Умный удод — он наелся на год.Наелся удод — и песни поетЯсные летние дни напролет.
Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит. Поэтому догадываться вам придётся самим.
Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня её перебила.
– Знаю, – сказала она. – Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в азбуку. Он ещё хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и всё слышала.
– Куда же они девались потом? – спросила Аля.
– Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить её и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь – это дружба.
– Ты не заметила, по какой дороге они пошли? – спросила буква А.
– По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.
Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:
Доброе утро, новенькая яхта,Утро доброе, синяя волна!Новенькая яхта, а вон там в горах-тоЯсная звездочка все еще видна!
«Что за странные песенки поёт Дуня?» – опять подумала Аля, так и не догадавшись, в чём дело
Ну, а вы догадались? Если нет, ещё раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки
Глава девятая
Солнце поднялось, и стало жарко. Они дошли до какого‑то запылённого скверика с жиденькими кустами и выгоревшими клумбами. Устало опустились на скамейку. На соседнюю лавочку тут же плюхнулись буквы Ч и Ц. Они обе хохотали.
– Что весёлого слышно? – спросила буква А сердитым голосом.
– Мы играем в прятки, – сказала буква Ч. – Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать? – И они затараторили, перебивая друг друга:
Чапнула чапля церные цернила.Церная чапля чиркулем цертила.Полуцился оцень цистенький цертеж,Станешь вверх ногами — сразу разберешь!
– Очень весело, – пробурчала буква А. – Вы бы мне лучше сказали, где буква Я? Где Кляксич?
– Ницего, то есть ничего не знаем. Мы всё время играли. Спросите у сестёр Ш и Щ, они серьёзные.
– А где они живут?
– Да тут рядом.
Но идти никуда не пришлось: на сквер прибежала буква Щ, расстроенная, вся в слезах.
– Беда, беда, – причитала она.
– Что с тобой? – встревоженно спросила Аля.
– Не со мной, с сестричкой! – Сквозь слёзы буква Щ еле выговаривала слова. – Кляксич растащил её на крючочки за то, что она не хотела выдать букву Я. Он заколдовал сестричку, и теперь крючочки будут все отдельно, пока кто‑нибудь не напишет букву Ш тысячу раз по сто. Но ведь этого никто не сможет сделать. Бедная моя сестричка!
– Не убивайся так, – сказала Аля. – Мы с буквой А давно уже путешествуем, и нас не раз выручали читатели. Я уверена, что каждый из них сначала перепишет себе крючочки в тетрадку и когда научится их писать совершенно правильно, то напишет много‑много Щ и пришлёт тебе. Вот у тебя и наберётся достаточно, чтобы разрушить колдовство.
Буква Щ немного успокоилась.
– Скажи, а куда девался Кляксич?
– Он пошёл куда‑то в самый конец азбуки, – сказала буква Щ. – Я слышала, как он ругался с твёрдым и мягким знаками. Кляксич их на что‑то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину!» А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь! Перестань!» Но я так была расстроена, что не поняла, о чём они говорят.
– А где сейчас буква Я?
– Не знаю. Буква Ш, моя сестричка, знала. Но она не хотела рассказывать, она боялась, что Кляксич задумал что‑то недоброе.
– Что ж, прощай, – сказала Аля, и они отправились в конец азбуки, туда, где жила буква Э.
У буквы Э был маленький собственный домик, крытый черепицей. Буква Э встретила их ласково, каждому протянула руку и назвала себя:
– Эмма‑Элла‑Эрна‑Эвелина.
«Батюшки, какое у неё длинное и сложное имя», – подумала Аля.
В гостях у Эммы‑Эллы‑Эрны‑Эвелины была её подружка буква Ю, которую все звали Юля в Юбке, потому что она никогда не носила платьев.
– Не трудитесь объяснять, я знаю, зачем вы пришли, – сказала буква Э. – Всё, что мне известно, я вам открою. Но, к сожалению, я знаю не так уж много. Букву Я прятало слово «заяц». Когда Кляксич всё‑таки догадался, где буква Я, он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква Я не сумела удержаться при такой скорости и выскочила из слова. Тут Кляксич её и схватил!
– Ax! – вырвалось у буквы А.
– И тут, – продолжала буква Э, – он составил какую‑то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтёт её, тот и освободит букву Я. Мы с Юлей переписали надпись, но расшифровать не могли.
– Где эта надпись? – спросила Аля. – Покажите скорее!
– Да вот, – сказала Эмма‑Элла‑Эрна‑Эвелина.
Все просто остолбенели. Да что же это такое? Кто сумеет прочесть эти мудрёные перекрученные буквы?
Никто не мог вымолвить ни слова. Все молча глядели на заколдованную надпись. Аля сделалась совсем мрачной. Буква А заплакала.
Вдруг в распахнутое окошко влетела маленькая птичка – зарянка. Это была буква З.
– Зеркало! Зеркало! Зеркало! – трижды прокричала она и выпорхнула в окно.
– Постой, объясни! – закричала ей вслед буква Э. Но зарянка точно растаяла в воздухе.
– Что «зеркало»? Что «зеркало»? Почему «зеркало»? – без конца повторяла буква А.
– Не знаю, – вздохнула Эмма‑Элла‑Эрна‑Эвелина.
– Понятия не имею, – огорчилась Юля в Юбке.
Аля подошла к зеркалу – оно не показало ей ничего, кроме самой Али.
– Что же делать? – спросила она задумчиво. – Может, нам снова помогут ребята?
– Не знаю, – грустно отозвалась буква А.
– Помогут, конечно! – сказала Аля. – Их так много. И все они умные. Они догадаются.
Краткий пересказ повести
Аля начала писать письмо своей дорогой маме, как вдруг случилось странное явление: все буквы между собой переругались и не хотели соединяться в слова.
Тут появилась буква А и сообщила, что Азбука в беде. На нее напал Кляксич. Аня и буква А зашли в Букварь и почти сразу повстречали букву Б.
Буква Б пропустила их вперед только за бублики.
Затем Аля и буква А должны были поехать на поезде, а за билет снова пришлось заплатить бубликами.
Рельсы были раскиданы (это клякса постарался), поэтому с помощью детей пришлось сделать новые рельсы и шпалы. Поезд быстро достиг нужного пункта назначения, герои истории отправились в сказочный домик, где цвела герань, висели голубые шторки.
В домике слышалась песня. В ней все слова начинались на букву Г. Хозяйка домика загадала странную задачку.
Далее Аля и буква А увидели высокий дом с лифтом. На 10 этаже они встретили добрую букву Д, которая рассказала, что Кляксич вместе со своими товарищами «опиской» и «помаркой» мусорят в Букваре.
Перед героями простирается речка из чернил. Аля и буква А сделали из бубликов мостик и попросили читателя написать палочки, которые скрепят мостик.
Чем ближе Аля и буква А подходили к Кляксе, тем больше отрицательных высказываний в его адрес слышали от букв. Когда они встречали какую-то букву, то каждый раз звучала песня, начинающаяся на этот звук.
З и Ж спели свою песенку, а Щ была вся раскорячена на крючки.
Последнюю букву вообще взяли в плен.
Как только герои смогли произнести волшебное заклинание «Буква «Я» — свободна!», то буква сразу освободилась.
Аля дописала маме письмо и сообщила ей радостную весть, что идет в первый класс.
Клякса со своими товарищами убежали, но стали заглядывать к ученикам в тетрадки, чтобы хоть как-то навредить.
Глава пятая
Конечно, Аля оказалась права.
И вот путешественники остановились перед калиткой в высоком тесовом заборе.
За забором стоял просторный бревенчатый дом. Там жили буква И, буква Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и спорили, кто из них главнее.
– Я, – утверждала буква И, – потому что я могу сказать слово «микроб».
– Это не так важно, – возражала Ы. – А сумеешь ли ты сказать слово «мормышка»?. – Мне и ни к чему говорить этот вздор
Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг»
– Мне и ни к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг».
– Не спорю. Зато ты не можешь сказать самого главного слова – «мы».
Так они препирались целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они распевали свою любимую песенку:
На полу скребется мЫшка, Спит в берлоге бурый мИшка, Этот мишка очень мИл, Только лапы он не мЫл.
Пока они спорили или пели, Тимофей занимался хозяйством: подстригал усики у гороха, чесал брюшко тыкве и вышивал крестиком.
Аля и буква А вошли в калитку.
На террасе посвистывал большой старинный самовар, на белой скатерти всё было накрыто к утреннему чаю.
– Можно? – спросила Аля.
– Милости просим, милости просим, – закивала буква И.
– Мы вам рады, мы вам рады, – вторила буква Ы. – Чайку?
– Тимофей, пожалуйста, ещё два прибора, – попросила буква И.
За чаем выяснилось, что Кляксич с дружками проходил тут ещё вечером. Дома был только один Тимофей. Тимофей понял из их разговора, что они отправились на левый берег реки Чернилки к букве Л и собираются её схватить. Зачем и за что, он не понял. Они велели Тимофею ни в коем случае никому не рассказывать, куда они пошли.
– Очень мило! – воскликнула буква И. – Какой-то негодник, даже не буква, а клякса, будет нами командовать!
– Выскочка! – негодовала буква Ы.
Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и буква А двинулись в путь.