Павел Бажов. Каменный цветок
Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт — выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло.
Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.
Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.
— Пущай-де переймут всё до тонкости.
Только Прокопьич, — то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, — учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет, да и говорит приказчику:
— Не гож этот… Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет.
Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича.
— Не гож, так не гож… Другого дадим… — И нарядит другого парнишку.
Ребятишки прослышали про эту науку… Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-матерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, — выгораживать стали своих-то, кто как мог. И то сказать, нездорово это мастерство, с малахитом-то. Отрава чистая. Вот и оберегаются люди.
Приказчик все ж таки помнит баринов наказ — ставит Прокопьичу учеников. Тот по своему порядку помытарит парнишку да и сдаст обратно приказчику.
— Не гож этот…
Приказчик взъедаться стал:
— До какой поры это будет? Не гож да не гож, когда гож будет? Учи этого…
Прокопьич знай свое:
— Мне что… Хоть десять годов учить буду, а толку из этого парнишки не будет…
— Какого тебе еще?
— Мне хоть и вовсе не ставь, — об этом не скучаю…
Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек, а толк один: на голове шишки, а в голове — как бы убежать. Нарочно которые портили, чтобы Прокопьич их прогнал. Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что — навытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, по началу-то, потом рукой махнули:
— Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.
На заводскую работу либо в гору все ж таки не отдали — шибко жидко место, на неделю не хватит. Поставил его приказчик в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож пришелся. Парнишечко ровно старательный, а все у него оплошка выходит. Все будто думает о чем-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то — вон где! Старый пастух ласковый попался, жалел сироту, и тот временем ругался:
— Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?
— Я и сам, дедко, не знаю… Так… ни о тем… Засмотрелся маленько.
Кратко об истории создания произведения
Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок» основан на старинных народных преданиях. Бажов родился на Урале в 1879 году, отец его работал в рудниках, поэтому быт горнорабочих и камнерезов был знаком будущему писателю не понаслышке. Сказы (сказки) об этих людях Бажов начал писать в 1920-х годах, когда судьба вновь забросила его на Урал после скитаний по другим землям.
«Каменный цветок» был впервые опубликован в 1938 году в «Литературной газете», а позже вошел в цикл сказок «Малахитовая шкатулка». Это история юноши, загубившего свой талант и себя из-за чрезмерного желания добиться вершин мастерства не с помощью усилий, а путем привлечения волшебных потусторонних сил.
Главные герои и их характеристика:
- Данилка – в начале повествования это худенький, слабый, плохо приспособленный к жизни подросток, круглый сирота, «волоски кудрявеньки, глазки голубеньки». Высокий, гибкий как тростинка, Данила тем не менее оказался очень крепким силой духа: почти до смерти забил его палач, а он и не вскрикнул ни разу. Потом Данила вырос и стал «высокий да румяный, кудрявый да веселый», девушки на него заглядывались. Но Данила был поглощен одной страстью: из него вырос настоящий великий мастер-камнерез, и хотелось ему добиться в своем мастерстве истинного совершенства.
- Прокопьич – пожилой мастер, имевший исключительный талант камнереза, лучше всех в заводах. Одинокий, крутой нравом, но обладавший добрым сердцем. Полюбил Данилку, как сына.
- Хозяйка Медной горы – волшебная красавица в малахитовом платье, владелица сокровищ гор, обладательница каменного цветка. Коварно соблазняла мастеров каменным цветком, обещая открыть им дар оживления камня, и заманивала к себе в вечное рабство.
Очень краткий пересказ сказки «Каменный цветок»
На уральских заводах трудились камнерезы, которые делали из малахита красивые и нужные вещи: посуду, украшения, шкатулки. Был среди них Прокопьич, мастер славный, но человек уже пожилой.
Барин, на которого трудился Прокопьич, посчитал необходимым приставить к старику ученика, дабы тот успел перенять тайны мастерства. Приказчик много приводил к Прокопьичу мальчишек, но те оказывались не годны: отказывался Прокопьич передавать знания. Надавав ученикам тумаков за непонимание, выбраковывал всех.
Как-то приказчик заметил худенького, слабого мальчика-сироту, Данилку Недокормыша. Казалось, ни к чему у ребенка не было таланта: прислуживать в трактире у него не получалось, за стадом коров он уследить не мог – словом, бесполезен в хозяйстве. Хорошо Данилка разве что на дудочке играл. А еще он любил рассматривать цветы, травинки, слыл мечтательным парнишкой.
Раз Данилка подвергся страшному физическому наказанию за недогляд за коровами (нескольких утащили волки), после чего едва выжил. Приказчику и пришла на ум гениальная идея: раз парнишка сирота, можно отдать его в ученье к Прокопьичу: авось выживет после его суровой школы, а не выживет – все равно плакать по мальчику некому.
Прокопьич поначалу с неохотой принял мальчика, но в первый же вечер подросток покорил сердце старого мастера: указал ему, какой лучше на новом изделии делать узор. Прокопьич попробовал – и понял: у мальчика верный глаз. После этого Прокопьич потеплел, стал считать Данилку почти сыном, заботился о нем и от тяжелой работы берег.
Данилка между тем играючи перенял у старика секреты камнерезного мастерства. Приказчик испытал мальчика. Видит: Данилка справляется со сложной работой. Написал барину, а тот поручил Даниле и Прокопьичу выточить невероятной красоты каменную чашу. Дал время, деньги, материал – все, лишь бы работа вышла славная.
Данилка (к тому времени уже выросший, возмужавший, заимевший невесту) заказ барина выполнил. По этому случаю собрали они с Прокопьичем гостей.
На скромном пиру один совсем старый мастер, учивший еще Прокопьича, рассказал Даниле, как оживить камень и раскрыть всю его силу: для этого надо посмотреть на каменный цветок. Данила вместе с заказом барина еще и свою чашу делал. Сделал чудесную, да только никак не удавалось ему вдохнуть в камень жизнь.
Услышал он рассказ старого камнереза, загорелись у него глаза. Не испугался Данила ничего, даже когда ему сказали, что Хозяйка Медной горы, позволив взглянуть на каменный цветок, мастера от себя никогда не отпустит, и будет он вечно на нее работать глубоко под землей.
Пошел Данила к Змеиной горе, где брал недавно камень малахитовый для своей чаши, стал думать, как бы ему увидеть каменный цветок. Раскрылась гора, явилась юноше великолепная Хозяйка Медной горы, стала уговаривать не смотреть на цветок: это опасно.
Данила на все готов был, упросил Хозяйку показать цветок. Словно нехотя исполнила волшебница просьбу молодого мастера.
Бросился Данила, пораженный красотой цветка, домой. А там спал на лавке сильно сдавший за последние годы, ослабевший Прокопьич. Данила посмотрел на него, пожалел старика.
Вспомнил свою невесту, которая давно уже любила его и очень печалилась, потому что все ждала свадьбу, а Даниле было не до нее. От этих мыслей сердце юноши сжалось. Он понял, что не нужен ему Каменный цветок. Схватил молоток, разбил вдребезги чашу, которую для себя делал, с цветком, и бросился в лес.
С тех пор о нем никто ничего не слышал. Одни уверяют, что Данила ушел к Хозяйке Медной горы в работники. А другие полагают, что молодой мастер лишился рассудка и сгинул в лесу.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Приказчик – грубый, жестокий человек. Он был поставлен барином для контроля над заводами, в которых работали камнерезы. Следил за тем, чтобы абсолютно все наказы барина исполнялись, руководствуясь принципом: «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет».
- Катя Летемина – невеста Данилы, красивая, добрая девушка.
- Барин – владелец малахитовых заводов и мастерских, ему принадлежали и крепостные, которые там трудились, в том числе Данилка с Прокопьичем. В сказке этот персонаж сам не появляется, только выражает свою волю через приказчика либо через письма. В отличие от приказчика, умел ценить крепостных, берег и создавал особые условия тем, которые трудились успешно и проявляли талант.
- Старичок мастер – «ветхий старичоночко», обучавший Прокопьича и других славных мастеров, глуховатый от старости, слабый. Отличался мудростью: именно он подсказал Даниле, как раскрыть полную силу камня, но предостерег: опасное это дело.
- Бабушка Вихориха – старушка-травница, сердобольная, мудрая, выходила Данилу после побоев, поставила на ноги. Впервые от нее мальчик узнал о каменном цветке.
Читательский дневник «Каменный цветок» Павла Бажова
Название: «Каменный цветок».
Число страниц: 96.
Жанр произведения: уральские сказы.
Главные герои: сирота Данила, мастер Прокопьич.
Второстепенные герои: Хозяйка Медной горы, Катя, приказчик.
Характеристика главных героев:
Данилушка — мастер на все руки.
Умный и хваткий. Одержимый камнем.
Прокопьич — строгий, но справедливый.
Выучил Данилку и оберегал его, как сына.
Характеристика второстепенных героев:
Приказчик — жадный, жестокий и суровый.
Катя — невеста Данилушки.
Добрая и милая девушка.
Хозяйка Медной горы — волшебный персонаж.
Хранительница подземных сокровищ.
Могущественная, справедливая.
Краткое содержание произведения «Каменный цветок»
Старый мастер Прокопьич долго искал себе ученика.
Наконец он взял к себе сиротку Данило, мальчика наблюдательного и понимающего камень.
Данило быстро стал мастером и приказчик стал нагружать паренька работой.
А потом и барин прислал чертёж чаши с листьями.
Не нравился Данило чертёж, решил он ещё одну чашу по дурман-цветку делать.
Всем понравилась чаша, но сам мастер был недоволен.
На смотринах невесты он услышал про цветок из камня, и стал его искать.
И однажды встретил Хозяйку Медной горы.
Волшебница отвела Данило в подземный сад и показала мастеру цветок из камня.
Загрустил Данило, понял, что повторить такую красоту не сможет.
Разбил он свою чашу, а в баринову плюнул.
И ушёл навсегда.
План произведения:
- Старый мастер.
- Детство Данилки.
- В учениках у Прокопьича.
- Чаши для приказчика.
- Баринов чертёж.
- Дурман-цветок.
- Невеста.
- Поиски каменного цветка.
- Встреча с Хозяйкой.
- Подземный сад.
- Исчезновение Данило.
Основная мысль сказа «Каменный цветок»
Главная мысль сказки заключается в том, предела совершенству нет.
Основная идея сказа в том, что нужно всегда стремиться стать лучше, овладеть новыми знаниями и умениями.
Но не ставить перед собой непосильных задач.
Чему учит произведение
Сказ учит быть терпеливыми и трудолюбивыми.
Учит самостоятельно добиваться поставленной задачи и не рассчитывать на помощь других.
Учит ценить жизнь и любовь, не делать работу единственным смыслом существования.
Краткий отзыв о сказке «Каменный цветок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я пожалела не только главного героя мастера Данило, но и его невесту Катю, которая любила, но осталась одна.
Мне кажется, что Данило слишком увлёкся идеей создать идеальную чашу.
Он забыл о красоте обычной жизни.
Так поступать нельзя.
Эта история получилась одновременно трагической и поучительной.
Главный герой в конце исчезает, видимо, отправляется в волшебный подземный сад, познавать новые высоты мастерства.
И бросает людей, которые его любили.
Автору удалось написать интересную и поучительную сказку, в которой ярко показан быт ремесленников и мастеров Урала.
Она написана красивым русским языком.
Мне нравится одержимость героя.
Его стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели.
Настоящая красота окружает нас всюду.
Надо просто уметь её увидеть.
А этого Данило так и не понял.
Я всем советую прочитать этот сказ и подумать о том, что никогда нельзя ставить мечты выше жизни.
Не следует стремиться к тому, чего достичь невозможно.
Нужно стараться быть лучше, но без фанатизма.
Пословицы к произведению:
- Каков мастер, такова и работа.
- Дело мастера боится.
- Талант трудом добывают.
- Талант рождает заботы.
- Достигнуть мастерства во всяком деле трудно.
Словарь неизвестных слов:
- Подмастерье — помощник ремесленника.
- Блаженный — глуповатый и счастливый.
- Тихоход — выносливый.
- Подпаски — подросток, помогающий пастуху.
- Сухота — ощущение сухости.
- Ходко — быстро, живо.
Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:
- Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
- «Голубая змейка»
- «Горный мастер»
- «Две ящерки»
- «Малахитовая шкатулка»
- «Медной горы Хозяйка»
- «Огневушка-Поскакушка»
- «Серебряное копытце»
- «Синюшкин колодец»
- «Таюткино зеркальце»
- «Хрупкая веточка»
- Краткая биография Павла Бажова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.