Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
В сказке рассказывается о трех медведях, которые по очереди выполняли обязанности лесного воеводы.
Первый из них Топтыгин I — жестокий и воинственный медведь, которого Лев назначает на должность и отправляет усмирять лесных врагов. В первый же день медведь напился и спросонья съел Чижика, который славился на весь лес своим певческим талантом.
Весть об этом сразу же доходит до Льва, который приказывает разжаловать медведя. Опозоренный и осмеянный лесным народом медведь покидает пост, и на этом его карьера заканчивается.
Далее на пост воеводы назначают Топтыгина II, который решает начать правление со злодеяний. Первым на очереди в его планах стояло разорение типографии, которой в пределах его владений не оказалось.
Тогда медведь решает перейти к учебным заведениям, но те уже давно разорены еще задолго до него, а все виновники бесчинств умерли и некому за это понести наказание. Тогда Топтыгин Второй залез во двор к деревенскому мужику, где его ловят селяне и убивают.
Третий новоиспеченный генерал Топтыгин, прослышав о печальной участи двоих предшественников, отчаивается в поисках правильного метода правления, и так и не находит верного. Тогда он решает вовсе ничего не делать, ведь от злодеяний никакого проку, как и от добрых дел, и просто все время просиживает в берлоге, выбираясь лишь для получения жалования.
В это время все в лесу идет мирно и своим чередом, за что Лев даже выдает медведю награду и повышает до ранга подполковника. Все бы так и продолжалось, если бы третьего правителя не настигла смерть от рук мужиков-лукашей.
Читательский дневник по сказке «Медведь на воеводстве» Михаила Салтыкова-Щедрина
Название произведения: «Медведь на воеводстве».
Число страниц: 6
Жанр: сказка
Главные герои: лев, осёл, топтыгины.
Характеристика главных героев:
Лев — Царь зверей.
Осёл — Советник льва.
Топтыгин Первый — Злобный пьяница.
Глупец и трус.
Топтыгин Второй — Зверь.
Жестокий и глупый.
Топтыгин Третий — Ленивый, хитрый.
Краткое содержание сказки «Медведь на воеводстве»
Назначил лев первого Топтыгина воеводой. Тот для начала напился и съел чижика.
Все стали смеяться над глупым воеводой, и как тот не зверствовал, выгнал его лев с должности.
Назначил лев второго Топтыгина на воеводство, а тому и делать нечего — всё предшественник уничтожил.
Полез Топтыгин к мужикам погром чинить, тут его и поймали, да шкуру содрали.
Назначил лев третьего Топтыгина воеводой, а тот решил по уставу жить.
Никому не мешал, в берлоге лежал и дары принимал.
А потом пришли мужики и убили Топтыгина.
План сказки:
- Первый Топтыгин.
- Смерть чижика.
- Насмешки.
- Изгнание.
- Второй Топтыгин.
- Гибель в деревне.
- Третий Топтыгин.
- Спокойная жизнь.
- Смерть от мужиков
Основная мысль сказки «Медведь на воеводстве»
Главная мысль сказки в том, что от начальства тогда толк будет, когда оно о людях заботиться станет.
Основная идея сказки в том, что власть часто достаётся недостойным людям.
Чему учит сказка
Сказка учит тому, что зверствами, поборами и разбоем счастья не добудешь.
Учит управлять не приказами, а собственным примером.
Учит заботиться о людях.
Краткий отзыв по сказке «Медведь на воеводстве» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что только очень хороший человек с высокими моральными принципами имеет право управлять людьми.
Медведи в этом рассказе показали себя корыстными, глупыми, жадными и недостойными правителями.
И были наказаны.
Это смешная и поучительная сатирическая сказка.
Автору удалось показать, к каким бедам приводит появление во власти случайного человека.
Мне понравилась эта сказка и истории трёх медведей, поставленных в разное время воеводами.
Я всем советую прочитать эту историю и помнить о том, что настоящий начальник, руководитель, должен думать о благе народа.
Пословицы к сказке
- Начальства много, а толку мало.
- Каков царь, таков и народ.
- На Руси всякой власти до страсти.
- Легче за стадом ходить, чем стадо водить.
- Власть даётся не любить, а давить.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
- «Премудрый пескарь»
- «Как мужик двух генералов прокормил»
- «Дикий помещик»
- «Коняга»
- «Карась-идеалист»
Библиотека произведений автора пополняется.
Михаил Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве
Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными, и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы.
I. Топтыгин 1-й
Топтыгин 1-й отлично это понимал. Был он старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. Но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий. Так что об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он всё на одно поворачивал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!»
За это Лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальний лес, вроде как воеводой, внутренних супостатов усмирять.
Узнала лесная челядь, что майор к ним в лес едет, и задумалась. Такая в ту пору вольница между лесными мужиками шла, что всякий по-своему норовил. Звери – рыскали, птицы – летали, насекомые – ползали; а в ногу никто маршировать не хотел. Понимали мужики, что их за это не похвалят, но сами собой остепениться уж не могли. «Вот ужо приедет майор, – говорили они, – засыплет он нам – тогда мы и узнаем, как Кузькину тещу зовут!»
И точно: не успели мужики оглянуться, а Топтыгин уж тут как тут. Прибежал он на воеводство ранним утром, в самый Михайлов день, и сейчас же решил: «Быть назавтра кровопролитию». Что заставило его принять такое решение – неизвестно: ибо он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина.
И непременно бы он свой план выполнил, если бы лукавый его не попутал.
Дело в том, что, в ожидании кровопролития, задумал Топтыгин именины свои отпраздновать. Купил ведро водки и напился в одиночку пьян. А так как берлоги он для себя еще не выстроил, то пришлось ему, пьяному, среди полянки спать лечь. Улегся и захрапел, а под утро, как на грех, случилось мимо той полянки лететь Чижику. Особенный это был Чижик, умный: и ведерко таскать умел, и спеть, по нужде, за канарейку мог. Все птицы, глядя на него, радовались, говорили: «Увидите, что наш Чижик со временем поноску носить будет!» Даже до Льва об его уме слух дошел, и не раз он Ослу говаривал (Осел в ту пору у него в советах за мудреца слыл): «Хоть одним бы ухом послушал, как Чижик у меня в когтях петь будет!»
Но как ни умен был Чижик, а тут не догадался. Думал, что гнилой чурбан на поляне валяется, сел на медведя и запел. А у Топтыгина сон тонок. Чует он, что по туше у него кто-то прыгает, и думает: «Беспременно это должен быть внутренний супостат!»
– Кто там бездельным обычаем по воеводской туше прыгает? – рявкнул он наконец.
Улететь бы Чижику надо, а он и тут не догадался. Сидит себе да дивится: чурбан заговорил! Ну, натурально, майор не стерпел: сгреб грубияна в лапу, да, не рассмотревши с похмелья, взял и съел.
Съесть-то съел, да, съевши, спохватился: «Что такое я съел? И какой же это супостат, от которого даже на зубах ничего не осталось?» Думал-думал, но ничего, скотина, не выдумал. Съел – только и всего. И никаким родом этого глупого дела поправить нельзя. Потому что, ежели даже самую невинную птицу сожрать, то и она точно так же в майорском брюхе сгниет, как и самая преступная.
– Зачем я его съел? – допрашивал сам себя Топтыгин, – меня Лев, посылаючи сюда, предупреждал: «Делай знатные дела, от бездельных же стерегись!» – а я, с первого же шага, чижей глотать вздумал! Ну, да ничего! первый блин всегда комом! Хорошо, что, по раннему времени, никто дурачества моего не видал.
Короткий пересказ «Медведь на воеводстве»
Краткое содержание «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин:
Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.
Топтыгин I
Первый герой мечтал оставить свой след в истории, предпочитая для этого учинять «кровопролития». Приехав на место, он в скором времени совершает роковую ошибку – разбуженный с похмелья пением Чижика (пташка, уважаемая всей округой), он съедает его. Осознав свою ошибку, медведь надеется, что никто не заметил совершённую им «пакость».
Однако поблизости находился Скворец, который раструбил об увиденном на весь лес. Вскоре, все в лесу узнают о том, что сделал Топтыгин, и каждый персонаж упрекает его, но вовсе не за то, что он съел Чижика, а за то, что он не оправдал надежды жителей леса на большие злодеяния, совершив маленькое. Даже после того, как он совершил ужасные расправы и погромы, медведю продолжили припоминать его первую ошибку. Вскоре, за это его понизили, что поставило крест на его карьере.
Топтыгин II
Топтыгин III
Третий был самым умным из всех. Зная о судьбе предыдущих воевод, он решил, что стоит позволить свершаться «натуральным» кровопролитиям, не спровоцированным его деятельностью, дать волю несправедливому, но уже сложившемуся, порядку. Он так и поступил – всё свое правление медведь провёл в берлоге, пустив жизнь жителей леса на самотёк.
Однако его постигла та же печальная участь, что и его предшественников – мужики расправились с ним.
Вывод:
В своём произведении Михаил Евграфович использует в качестве центральной темы тезис о том, что большие злодеяния могут быть признаны важными в анналах истории, а вот незначительные не только не останутся в ней, но ещё и привлекут ненависть современников.
Проблемы, поднятые в ней, являются классическими для всей русской литературы. Это, прежде всего:
- Безобразие чиновничества любых рангов.
- Аморфность и пассивность русского народа.
Салтыков-Щедрин создал скорее сказку для взрослых, нежели для детей. Используя эзопов язык, автор создает карикатурные образы социальных классов, существовавших в то время в Российской Империи. С помощью сатиры автору удаётся изобличить всё невежество реальных людей.
Еще одну сатирическую сказку «Орел-меценат» Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В ней он в иносказательной форме высмеял негативные явления русского общества. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Орел меценат» для читательского дневника, чтобы лучше подготовиться к уроку литературы. Автор обличает мнимую, глупую просветительскую деятельность высших слоев общества.
Суть: о чем?
В первой главе Топтыгин Первый собирается сотворить «большое кровопролитие», чтобы его имя осталось в истории. Но вместо этого он съел поэта Чижика, и весь лес поднял его на смех. Лев, царь зверей, решил наказать медведя за неудачу с Чижиком и не дал ему продвижения по службе. Осел, помощник Льва, чья протекция помогла медведю, посоветовал ему сжечь типографии и отнять у бабы корзину. Но ничего не помогло.
Во второй главе Топтыгин Второй получил четкое задание от Льва, но и его провалил. Поскольку типографий и университетов для разорения уже не осталось, он решил истребить скот соседа и сжечь его дом. Но повис на рогатине и был атакован населением, которое решило повесить его шкуру на болоте в назидание другим разорителям.
В третьей главе Топтыгин Третий сетовал, что ему-то как-раз плана не дали. Лев и Осел махнули рукой и запретили ему записывать свое имя в истории путем злодейств — больших и малых. Изворачивайся, мол, как можешь! Он не хотел ехать, но выбирать не приходилось. В лесу он решил, что без вмешательства городничего злодейства будут происходить сами, естественным путем, а значит, вмешиваться не нужно. Он ничего не делал и дослужился до полковника. Но потом его убили охотники.
Главные герои и их характеристика
В произведении «Медведь на воеводстве» перед читателем предстают три главных героя.
- Так, первым из них является Топтыгин 1-й, воевода. Как рассказывает автор, в недалёком прошлом он был «скотиной», поэтому весьма не удивительно, что он с лёгкостью мог совершить кровопролитие. Однажды Топтыгин 1-й позволил себе совершить злодейство. Из-за того, что главный герой съел Чижика, у него разрушилась карьера. Доминирующая черта героя — тщеславие. Ради чести остаться в истории он был готов убивать, разорять и унижать других. Но глупость и поспешность помешали ему удовлетворить свое самолюбие. В этом образе автор высмеял господ, которые ради славы готовы развязывать войны и угнетать народ.
- Топтыгин 2-й также является воеводой, однако ему дали план действий. Он совершил грандиозное злодейство. Так, у «соседнего мужика» из-за действий Топтыгина был истреблен весь скот. Однако на этом главный герой не успокоился. Он задумал «двор по бревну раскатать». Планы его не были реализованы, ведь он оказался в рогатине. Местные обитатели с удовольствием содрали шкуру с Топтыгина. Ее они вывезли на болото — в назидание другим. Этот герой отличается трусостью и слабостью. Ведь его мучители прибежали на его же крик. Он взялся за дело, которое ему не по силам, и даже злодейство не смог довести до конца. Автор высмеивает людей при власти, которые идут на ужасные поступки ради укрепления авторитета, но при этом не соответствуют масштабу того, что они задумали.
- Можно заметить, что Топтыгин 3-й является более адекватным среди остальных воевод. По натуре он очень осторожный: «Чин на тебя большой накладывают, а какими злодействами его подтвердить — не указывают!» — сетовал герой. Он даже хотел отказаться от чина. Этот персонаж не позволял себе никаких злодеяний, потому что любил старые порядки и хотел сохранить «естественный уровень злодеяний». Без его вмешательства все равно будут происходить преступления, так что народ не расслабится. Он просто лежал в берлоге и выходил только за зарплатой. Однако, несмотря на смирный нрав, Топтыгина 3-его ждала та же участь, что и остальных зверей. Этого героя автор высмеял за консерватизм, лень и полное несоответствие должности.
Анализ сказки «Медведь на воеводстве»
Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.
Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.
Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом.
История создания
Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени.
Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти.
На фоне отмены крепостного права, общественных беспорядков и невыполнения властью своих обещаний, произведение «Медведь на воеводстве» приобретает остросоциальную окраску, оставаясь актуальным и по сей день.
Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя.
Жанр
Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни. В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими.
Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости.
Композиция
Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой.
В качестве вступления приведен краткий перечень происходящих в каждой главе «злодеяний», являющийся характеристикой всех трех частей и их объединяющим элементом.
Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории: за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.
Главная тема
Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти. К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя.
Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым.
В этой басне, как и в сказе Даля «Медведь-половинщик», сам гротескный образ медведя является предметом высмеивания и поучения.
Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства.
Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.
—
Впервые (первая часть): ОД. 1884, декабрь. № 68. С. 11 – 15, без подписи. Полностью, вместе со сказками «Добродетели и Пороки» и «Вяленая вобла»: Новые сказки для детей изрядного возраста. Н. Щедрин. Изд. М. Е1р1сПпе. Оепёуе, 1886. С. 10-26. Впервые в России: Салтыков-Щедрин М. Е. Поли. собр. соч. СПб., 1906. Т. 4. С. 222-232 (прилож. к журн. «Нива»).
Первая часть сказки – «Топтыгин 1-й» – была напечатана в февральском номере «Отечественных записок» за 1884 г., но по требованию цензуры из него вырезана. Две другие части – «Топтыгин 2-й» и «Топтыгин 3-й» – Салтыков предполагал поместить в мартовском номере журнала за тот же год, но после цензурного инцидента с февральской книжкой отказался от этой мысли. Сохранились вырезанные из «Отечественных записок» страницы первой части сказки и выправленные автором корректурные гранки всех ее частей (ЦГАЛИ). В журнальном тексте первой части сказки по сравнению с корректурными гранками были сделаны явно по цензурным соображениям следующие сокращения.
С. 43, строка 13 снизу. Слов: «в виде временной меры» – в 03 нет.
С. 45, строки 3-8 снизу. Слов: «Все равно, как если б ~ Но… чижик! скажите на милость!» – в ОЗ нет.
С. 46, строки 25-28 сверху. Слов: «Проклятое то время ~ злодеяний срамных и малых!» – в ОЗ нет.
С. 46, строки 3-4 снизу. Слов: «Наконец, забрался ночью ~ в отхожую яму свалил» — в ОЗ нет.
С. 47, строки 7-8 сверху. Слов: «А если б он прямо с типографий начал – быть бы ему теперь генералом»-в ОЗ нет.
Сказка «Медведь на воеводстве» написана на одну из самых основных и постоянных тем щедринского творчества. Она представляет собою острую политическую сатиру на правительственную систему самодержавия. Основная идея сказки восходит ко многим ранее созданным сатириком произведениям и прежде всего к «Помпадурам и помпадуршам» и «Истории одного города» (подробнее об этом см. с. 225). Действие сказки развертывается в лесных трущобах. Возможно, что на ее окончательное художественное оформление, на ее образную систему оказала воздействие преподнесенная писателю московским нотариусом Н. П. Орловым картина художника Д. А. Брызгалова, изображающая сатирика в окружении лесных зверей и гадов.
Комментаторы отмечают, что в сказке содержится ряд злободневных намеков на правительство Александра III, личность которого угадывается в образе безграмотного Льва. Вполне возможно также, что прототипами послужили: для осла, главного советника при Льве,– Победоносцев, для Топтыгина 1-го, осрамившего себя перед лесным населением и перед важным начальством мелкими злодеяниями,– министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев, а для Топтыгина 2-го – сменивший Игнатьева на этом посту граф Д. А. Толстой, ознаменовавший свою деятельность злодеяниями крупными, в том числе закрытием в 1884 г. редактировавшегося Салтыковым журнала «Отечественные записки».
В настоящем издании сказка печатается по выправленным Салтыковым корректурным гранкам, с восстановлением двух мест, измененных писателем по цензурным соображениям.
С. 46, строка 2 снизу. Вместо: «Сделавши все это, сел, бездельник, на корточки» – восстанавливается зачеркнутый вариант: «Сделавши все это, сел, сукин сын, на корточки».
С. 47, строка 8 сверху. Вместо: «быть ему теперь подполковником» – восстанавливается зачеркнутый вариант: «быть ему теперь генералом».
Либеральный воевода
Следующий пункт анализа «Медведя на воеводстве» Салтыкова-Щедрина М. Е. — это краткое содержание третьего рассказа. За время правления двух Топтыгиных произошли небольшие изменения. Теперь злодеяния не были главным требованием для попадания на страницы истории
Уже стало неважно, большое ли, мелкое ли — теперь его совершать было неприлично
И эта новость привела Топтыгина Третьего в недоумение. Он решительно не знал, что же теперь ему делать, как управлять-то народом. Осел никаких прямых ответов ему не мог дать, только уклончивый совет держаться на уровне приличий. Медведь и вовсе отказался бы от этой затеи, если бы не щедрое вознаграждение.
Тогда новоявленный воевода не придумал ничего умнее, чем залечь в свою берлогу. Лежа в своем уютном доме, он размышлял о том, как лучше управлять вверенной ему территорией. И вспомнился ему разговор с Ослом, в котором тот говорил, что не нужно мешать народу делать то, что он делает. Ведь основная задача воеводства — это поддержание ранее установленного порядка.
И ведь правда, Топтыгину Третьему достались жители, которые не были такими апатичными, как у Первого, или такими распоясавшимися, как у Второго. Они жили по давно заведенным порядкам. И ничего страшного, что они не всегда отличались справедливостью! Главное, чтобы никаких волнений не было. И эти размышления окончательно успокоили медведя.
Выходил он из своей берлоги только для того, чтобы забрать дань, которую ему приносили мужики. И правил медведь достаточно долго. Но однажды пришли другие мужики и содрали с него шкуру. И это был конец воеводства либерального медведя.
II. Топтыгин 2-й
Но бывает и так, что даже блестящие злодеяния впрок не идут. Плачевный пример этому суждено было представить другому Топтыгину.
В то самое время, когда Топтыгин 1-й отличался в своей трущобе, в другую такую же трущобу послал Лев другого воеводу, тоже майора и тоже Топтыгина. Этот был умнее своего тезки и, что всего важнее, понимал, что в деле административной репутации от первого шага зависит все будущее администратора. Поэтому, еще до получения прогонных денег, он зрело обдумал свой план кампании и тогда только побежал на воеводство.
Тем не менее карьера его была еще менее продолжительна, нежели Топтыгина 1-го.
Главным образом, он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию: это и Осел ему советовал. Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет; хотя же старожилы и припоминали, что существовал некогда – вон под той сосной – казенный ручной станок, который лесные куранты тискал, но еще при Магницком этот станок был публично сожжен, а оставлено было только цензурное ведомство, которое возложило обязанность, исполнявшуюся курантами, на скворцов. Последние каждое утро, летая по лесу, разносили политические новости дня, и никто от того никаких неудобств не ощущал. Затем известно было еще, что дятел на древесной коре, не переставаючи, пишет «Историю лесной трущобы», но и эту кору, по мере начертания на ней письмен, точили и растаскивали воры-муравьи. И, таким образом, лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее. Или, другими словами, слонялись из угла в угол, окутанные мраком времен.
Тогда майор спросил, нет ли в лесу, по крайней мере, университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил: университет в полном составе поверстал в линейные батальоны, а академиков заточил в дупло, где они и поднесь в летаргическом сне пребывают. Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать («similia similibus curantur»), но получил в ответ, что Магницкий, волею Божией, помре.
Нечего делать, потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. «Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, – сказал он себе, – стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!»
Сказано – сделано. Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил, а все ему мало кажется. «Постой, – говорит, – я у тебя двор по бревну раскатаю, навеки тебя с сумой по миру пущу!» И, сказавши это, полез на крышу, чтоб злодейство свое выполнить. Только не рассчитал, что матица-то гнилая была. Как только он на нее ступил, она возьми да и провались. Повис майор на воздухе; видит, что неминучее дело об землю грохнуться, а ему не хочется. Облапил обломок бревна и заревел.
Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной. Куда ни обернутся – кругом, везде погром. Загородки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А посреди двора и сам ворог висит. Взорвало мужиков.
– Ишь, анафема! перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны! А ну-тко-то, братцы, уважим его!
Сказавши это, поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало, и уважили. Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы.
Таким образом, явилась новая лесная практика, которая установила, что и блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные.
Эту вновь установившуюся практику подтвердила и лесная История, присовокупив, для вящей вразумительности, что принятое в исторических руководствах (для средних учебных заведений издаваемых) подразделение злодейств на блестящие и срамные упраздняется навсегда и что отныне всем вообще злодействам, каковы бы ни были их размеры, присвояется наименование «срамных».
По докладу о сем Осла, Лев собственнолапно на оном нацарапал так: «О приговоре Истории дать знать майору Топтыгину 3-му: пускай изворачивается».
Тема
Как было сказано выше, «Медведь на воеводстве» — результат реакции автора на сложившуюся в родной стране проблемную ситуацию. Поэтому тематика данного произведения вполне предсказуема: это конфликт между властями и народом и невежество правителей.
Зачастую в литературе такие «опасные» темы авторы стараются скрыть под определенными аллегорическими образами. Так поступил и Салтыков-Щедрин, заменив главных героев образами животных. В его сказке у власти – семейство медведей Топтыгиных. Они и являются основными действующими персонажами произведения. Также в сказке, в качестве вспомогательного образа, присутствует Лев.
Сказка разделена на главы, которые освящают период правления каждого из медведей. Начинается повествование с описания самого жестокого и своенравного правителя, который считает, что без кровопролития власти не добиться. К счастью, правление его долго не продлилось – его убрали из-за отсутствия последовательности в словах и действиях.
Следующий воевода, подобно первому, мудростью не отличался. Правление его также состояло из сплошных злодеяний. Желая добиться расположения начальства, Топтыгин неоднократно оказывался в неловких ситуациях, выставив себя посмешищем.
Последним правителем стал медведь, принципом которого было ни во что не вмешиваться. Зла он не творил, но и пользы от него не было. Все время своего царствования он провел сидя в норе. Такая позиция позволила ему дослужиться до звания полковника. Возможно, карьера его продолжилась бы, но он был убит охотниками.
Таким образом, становится ясна основная мысль произведения: система власти диктует характер правления, отстраняя личные качества воевод.
Вариант 2
Это логичная и сатиричная сказка состоит из трёх частей. В каждой из них главный герой – медведь, который живёт в «басенном», то есть очеловеченном обществе зверей. Он служит, пытается выслужиться – войти в Историю. В принципе, обычно у него это получается, но вот только не так, как он бы хотел.
Каждый медведь и, вообще, любой зверь в мире этой сказки знает, что крупные злодейства открывают двери Истории, а мелкие – даже у современников вызывают смех. Этим принципом старается руководствоваться главный герой. Каждому кусочку этой мудрости посвящены части этой сказки.
Первый Мишка всё старался себя проявить, но был слишком молод, поэтому на свой день рождения напился. Да так, что заснул не в берлоге, а на поляне и спросонья съел чижа. А Чиж тот был очень перспективным, все на него надежды возлагали… Мишка понадеялся, что никто не заметит этого маленького преступления, но не тут-то было – все от галки до зайца передавали эту новость, смеялись. Медведь бесился, бессильный что-то сделать перед лицом судьбы.
Даже царь зверей, когда ему после подали бумажку о заслугах Топтыгина, вспомнил, что тот съел его любимца – Чижика. Так ни до чего «майор» Топтыгин и не дослужился. Только и поминали ему ту глупость с Чижиком. И никому уже не доказать, что случайно съел. Даже если и случайно, то выходит всё равно, что медведь – дурак.
Второй Топтыгин помнил эту поучительную историю, решил сразу совершить что-то такое серьёзное, чтоб всех удивить. Конечно, он отправился к людям – решил разорить двор мужика. Перегрыз весь домашний скот, двор по бревнышку раскидал – и всё с таким старанием! Напоследок полез ещё к дому – на крышу, но бревно гнилое попалось, так и провалился, и повис Мишка. Пришли мужики – увидели беспорядок и виновника, тут его и прибили. И опять, если и вошел в историю герой, то как-то совсем глупо.
Третий медведь понимал, конечно, что ни так нельзя, ни так. Он старался держаться золотой середины, но ничего не мог придумать. Пробовал Мишка пореветь на дереве – толку не было. Спрашивал у придворного Осла, но тот советовал ждать спокойно случая, делать всё прилично, ведь у нас и так дурак на дураке – беда сама собой и приключится. В итоге залёг медведь в берлоге, а всё пошло своим чередом.
Язык сказки стилизован, там такие устаревшие слова, как, например: «слиберальничать», «упраздниться», «злодейство». Лексика свойственная веку Салтыкова-Щедрина.
Почему именно эзопов язык
Сам М. Е. Салтыков-Щедрин называл манеру письма «рабьим». Это произошло от того, что в его произведениях пороки общества высмеиваются иносказательно. Когда-то в своих произведениях раб Эзоп не мог прямо говорить об отрицательных качествах своих господ, поэтому для этого он пользовался иносказательными приемами.
Эзоповым языком пользовался и Салтыков-Щедрин. Писатель понимал, что только в этом случае есть вероятность того, что сказки будут пропущены цензурой. И такая манера письма позволяла ему свободнее говорить о недостатках высокопоставленных людей. И от этого его произведения были еще ближе к народу.
Это был анализ «Медведя на воеводстве» по плану.
«Медведь на воеводстве» в сокращении
М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» краткое содержание для читательского дневника:
Трёх медведей по очереди отправляют управлять целым лесом. Каждый это делает по своему, и в итоге все получают своё.
Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и современники отзываются без похвалы.
Топтыгин 1‑й
Первый Топтыгин неглуп, но всему предпочитает блеск кровопролитий. В любом разговоре он утверждает:
За это лев производит его в майорский чин и временно отправляет в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.
Распустившиеся обитатели леса заранее начинают его боятся, но план медведя не срабатывает. Он прибывает в лес и сразу напивается. Проснувшись утром, он случайно съедает умного Чижа, любимчика лесного народа.
Лесной народ дразнит медведя. Слухи о таком поступке доходят до льва. Медведь начинает всё крушить, ломать и бесчинствовать, но это не поправляет его дел. По приказу льва медведь разжалован в майоры. Так заканчивается карьера первого Топтыгина.
Топтыгин 2‑й
Топтыгин второй также послан в лес, правда в другой. Он решает совершить крупное злодеяние — уничтожить университет либо типографию… но ничего подобного в лесу не находится — всё уничтожено и разорено до него.
Тогда Топтыгин забирается на двор к мужику и разоряет его хозяйство, но попадается. Лесные мужики недовольны таким положением дел.
Мужики убивают набедокурившего медведя. После этого случая все злодеяния считаются срамными.
Топтыгин 3‑й
Этот медведь — самый умный и рассудительный. Он понимает, что за все злодеяния придётся отвечать, и решает ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.
В лесу тем временем всё идёт своим чередом, совершаются натуральные злодейства. Довольный лев производит медведя в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но приходят мужики с рогатиной, и медведя постигает участь всех пушных зверей.
Чему учит детей? Тому, что за любое совершённое зло мы получаем неизбежное наказание.
Это интересно: Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.