Салтыков-щедрин михаил — премудрый пескарь

Читательский дневник по сказке «Премудрый пескарь» Михаила Салтыкова-Щедрина

Название: «Премудрый пескарь».

Число страниц: 10

Жанр: сказка

Главные герои: Пескарь.

Второстепенные герои: его родители, рак, щука, прочая рыба.

Характеристика главных героев:

Пескарь — Тихий, трусливый, необычайно осторожный.

Всего боялся и сидел в норе. Эгоист. Считал себя мудрым.

Бесполезная рыба.

Характеристика второстепенных героев:

Родители пескаря — Много повидали и много испытали.

Давали сыну дурные слова.

Прочая рыба — Обычная, подвижная, живёт своей жизнью.

Рак, щука — хотели съесть пескаря.

Краткое содержание сказки «Премудрый пескарь»

В детстве отец-пескарь потчевал сына историями про опасности, которые его подстерегают.

Он так запугал пескаря, что тот решил забиться в нору и никуда не выходить.

Сколько бы ни караулили его щука и рак, пескарь упрямо сидел в норе.

Он считал себя премудрым и гордился долгой жизнью.

Но все вокруг про него просто забыли.

И пескарь рванулся в мир, где и исчез без следа.

Может умер от старости или его сожрали.

Основная мысль сказки «Премудрый пескарь»

Главная мысль сказки в том, что нельзя жить в постоянном страхе.

Основная идея сказки в том, что лучше жить меньше, но оставить после себя след.

Чему учит сказка

Сказка учит ничего не бояться.

Учит жить полной жизнью, получая от этого удовольствие.

Учит жить для других, приносить пользу обществу.

Учит не быть одиночкой и эгоистом.

Учит думать о других.

Краткий отзыв по сказке «Премудрый пескарь» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что смысл жизни в том, чтобы приносить пользу.

Можно прожить долго, но оказаться забытым людьми.

А можно прожить жизнь короткую, но яркую, полную впечатлений.

Это поучительная и интересная сказка.

Автору удалось показать бесполезность долгой жизни, лишённой удовольствий.

Мне не понравился герой сказки, который боялся всего на свете.

Он на самом деле просто существовал, всеми забытый и одинокий.

Я всем советую прочитать эту сказку и постараться жить так, чтобы не было стыдно и больно за бесцельно потраченные годы.

Пословицы к сказке

  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Жить без цели — просто небо коптить.
  • Ещё не умер, но уже не живёт.

Словарь неизвестных слов

  • Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени.
  • Хайло — глотка.
  • Шваркнуть — бросить во что-то.
  • Козни — происки.
  • Остолоп — дурак.

Библиотека произведений автора пополняется.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки

Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Премудрый пескарь — Салтыков-Щедрин М.Е.

И мать, и отец у пескаря были очень мудрыми, поэтому и дожили до преклонных лет. Умирая, отец – пескарь наказывал сыну, чтобы тот всегда был настороже. И понял маленький пескарик, что поскольку он – рыбка малая, то и смерть грозит ему со всех сторон. И большие рыбы, щуки да окуни, полакомиться им хотят. И рак может со злости клешней перекусить. И водная блоха может до смерти замучить. А самое опасное – это человек может из него уху сварить.

Уж на что отец осторожен был, да и тот чуть однажды на удочку не попался. И придумал пескарь, как ему от смерти безвременной спастись. Начал он себе в камне норку выгрызать. Потихоньку да полегоньку выгрыз малюсенькую норку, в которую, кроме него, никому ходу не было. И стал он в ней жить: по ночам выходить погулять да покормиться, а днем спать да от хищников спасаться.

И вся жизнь у пескаря заключалась в вечном страхе: и днем он боялся, и ночью боялся. А однажды ночью приснился ему сон, что выиграл он по лотерейному билету 200 000 рублей, стал он во сне метаться да и увидел, проснувшись, что голова наполовину из норы высунулась и уже щука навострилась схватить его. Еле спасся он в тот раз!

Скучно живет пескарь, но сам себя уговаривает, что раньше время другое было: щуки о окуни были добрее, и пропитание можно было легче найти. А сейчас все очень страшно стало, поэтому не может он себе позволить жениться и деток иметь. Другие пескари , бывало, гуляют да зовут его с собой, а он опасается, как бы чего не вышло, нужно же жизнь свою беречь. Так и дожил он до ста лет.

Даже щуки и те стали пескаря хвалить, говорить, какой он мудрый да осторожный. Покоя ничьего не нарушает, не жалуется, не буянит, не бузит, вот бы все такими были. Чудесная бы жизнь была!

Сколько лет после ста прошло никто уже и не знает, а пескарь все живет и живет. Только теперь он и сам не понимает: а для чего же он жил? Зачем свою жизнь так ревностно спасал? Кому от этого тепло стало?

И вновь приснился ему сон, что выиграл он громадные деньги и стал большим и страшным и даже сам щук глотает и никого не боится.

И однажды ночью решил он выбраться из своей норки, в которой всю жизнь прожил да пробоялся, да и проплыть смело по всей реке, чтобы все увидели, что он еще до сих пор жив и здоров. Но и это показалось ему страшно. Так и прожил пескарь свою жизнь, жил- дрожал и умирал – дрожал.

А спустя несколько дней его норка оказалась пустой. И куда он девался, никто не знал. Вряд ли его щука какая-нибудь съела, поскольку высохший, тощий, полудохлый да еще и премудрый пескарь никакой щуке не надобен.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! — Премудрый пескарь. Салтыков-Щедрин М.Е.

Сочинения

Салтыков-Щедрин — писатель, который очень часто прибегал к такому жанру, как сказка, ведь с ее помощью в иносказательной форме всегда можно было раскрыть пороки человечества, в то время, как его творческая деятельность была окружена неблагоприятными условиями. С помощью данного жанра он мог писать в тяжкие годы реакции и цензуры. Благодаря сказкам Салтыков-Щедрин продолжал писать, несмотря на страх либеральных редакторов. Вопреки цензуре он получает возможность бичевать реакцию. И вот с одной из его сказок под названием Премудрый пескарь мы познакомились на уроке и теперь сделаем краткий анализ по плану.

Краткий анализ сказки Премудрый Пескарь

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь, мы видим, что главный герой является иносказательным образом. Начинается же сказка, как обычно, со слов Жили-были. Дальше мы видим совет родителей пескаря, после чего следует описание жизни этой маленькой рыбки и ее кончины.

Читая произведение Щедрина и анализируя его, мы прослеживаем параллель между жизнью в реальном мире и сюжетом сказки. Мы знакомимся с главным героем пескарем, который жил сначала, как обычно. После смерти родителей, которые оставили ему напутственные слова и просили себя беречь и смотреть в оба, он стал жалким и трусливым, но считающий себя премудрым.

Сначала мы видим в рыбке мыслящее существо, просвещенное, умеренно либеральных взглядов, да и родители его были совсем не глупы, и сумели дожить до естественной кончины. Но после смерти родителей он затаился в своей маленькой норке. Он все время дрожал, как только кто-то проплывал мимо его норы. Выплывал оттуда только ночью, иногда днем для перекуса, но тут же прятался. Не доедал и не досыпал. Вся жизнь его и прошла в страхе, и таким образом прожил Пескарь до ста лет. Без жалованья, прислуги, не играя в карты, не развлекаясь. Без семьи, без продолжения рода. Были как-то мысли выплыть из убежища, зажить полной жизнью, но тут же страх побеждал намерения и он оставил эту затею. Так и прожил ничего не видя и ничего не зная. Умер скорее всего премудрый Пескарь своей смертью, ведь на больного пескаря даже щука не позарится.

Всю жизнь пескарь себя считал премудрым и только ближе к смерти увидел бесцельно прожитую жизнь. Автор нам сумел показать какой унылой и жалкой становится жизнь, если жить премудростью труса.

Вывод

В своей сказке Премудрый пескарь, краткий анализ которой мы только что сделали, Салтыков-Щедрин изображает политическую жизнь страны прошлых лет. В образе пескаря мы видим либералов обывателей эпохи реакции, которые только и спасали свои шкуры, сидя в норах и заботясь лишь о своем благе. Они не пытаются что-то менять, не хотят свои силы направить в нужное русло. У них были лишь мысли о собственном спасении, а за правое дело никто из них не собирался бороться. И в то время таких пескарей было очень много среди интеллигенции, поэтому читая в свое время сказку Щедрина, читатель мог провести аналогию с чиновниками, что работали в канцелярии, с редакторами либеральных газет, с работниками банков, контор и другими людьми, которые ничего не делали, боясь всех, кто выше и влиятельнее.

Прочитав работу Салтыкова-Щедрина, и сделав ее анализ, мы можем сказать одно: в сказке автору удалось создать и показать нам образ трусливого и жалкого чиновника.

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

4.7 (93.33%) 3 votes

История создания

Сказка была написана вскоре после того, как группа людей, состоявших в партии «Народная воля», совершила покушение на Александра II. После гибели императора власть усилила давление на интеллигенцию, поэтому прогрессивные представители общества решили затаиться и как можно меньше заявлять о себе.

Салтыков-Щедрин не высказывал негативного отношения к такой позиции, однако выразил его завуалированно — в виде художественного произведения. Несколько месяцев сказку не пропускала в печать цензура. Впервые произведение увидело свет в Женеве, на страницах эмигрантского издания «Общее дело». Рубрика, в которой опубликовали текст, называлась «Сказки для детей изрядного возраста». Тем самым издатели давали понять, что творение предназначено для взрослых.

«Премудрый пескарь» — описание, кто автор

«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.

Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность

Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы

Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.

Премудрый пискарь

Очень кратко: Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.

В оригинале используется написание «пискарь», оно сохранено в названии и цитатах как дань традиции. Однако современная норма — «пескарь», этот вариант используется в остальных местах.

Жил-был пескарь. Его умные родители умудрились дожить до глубокой старости. Старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.

Пескарь-сын огляделся и увидел, что он в этой реке самый маленький: любая рыба может его проглотить, а рак — перерезать клешнёй. Он даже своим братьям-пескарям отпор не сможет дать — накинутся гурьбой и запросто еду отнимут.

Продолжение после рекламы:

Пескарь был умный, просвещённый и «умеренно-либеральный». Он хорошо запомнил поучения отца и решил «так прожить, чтоб никто не заметил».

Первым делом он придумал сделать такую нору, куда никто другой забраться не сможет. Целый год он украдкой выдалбливал её носом, прячась в иле и траве. Пескарь решил, что будет выплывать из неё либо ночью, когда все спят, либо после полудня, когда остальная рыба уже сыта, а днём — сидеть и дрожать. До полудня рыбы всех мошек съедали, пескарю почти ничего не оставалось и жил он впроголодь, но «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

Однажды он проснулся и увидел, что его караулит рак. Полдня рак пескаря поджидал, а тот в норке дрожал. В другой раз его щука целый день у норы стерегла, но он и от щуки уберёгся. Под конец жизни щуки начали его хвалить, что так тихо живёт, надеясь, что он возгордится и из норы высунется, но мудрый пескарь на лесть не поддавался и всякий раз, дрожа, одерживал победу.

Брифли существует благодаря рекламе:

Прожил он так больше ста лет.

Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».

Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.

Тут он начал понемногу забываться, и приснилось ему, будто он в лотерею выиграл, вырос значительно и «сам щук глотает». Во сне его нос высунулся из норы, и пескарь исчез. Что с ним случилось — неизвестно, может, щука сожрала, а может и рак утащил, но, скорее всего, он просто умер и всплыл на поверхность. Какая щука захочет есть старого и больного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого»?

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Сказка не была бы  сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии,  пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

Композиция и жанр

Структура сказки такая же, как и у других фольклорных произведений. Сначала идёт вступительная часть, затем описывается жизнь пискаря. Экспозиция образована рассказом о семье героя. Завязка начинается с того, что герой вспоминает, как отец учил его остерегаться опасностей, главные из которых — уда и уха. Развитие сюжета — та часть, где пискарь делает себе тесную нору и живёт в ней, укрываясь от страшного мира.

Кульминационные точки — сцены, в которых пескарь попадается на глаза раку и щуке. Та часть, где герой умирает, — развязка сюжета. В конце писатель даёт подсказку, как бы намекая, что название следует понимать иносказательно. Пискарь не был мудрым, хотя и считал себя таким.

Жанр произведения — сатирическая сказка. На это указывают следующие признаки:

  • образы рыб, за которыми скрываются люди;
  • переплетение реальности и фантастики;
  • использование сатирических приёмов.

Тема произведения

Чтобы лучше понять авторский замысел, для начала следует охарактеризовать мотивы создания столь необычного произведения. В те годы, когда жил и творил Михаил Евграфович, писателям приходилось доносить свою позицию до публики иносказательно. Из всех, кто работал с аллегорическими образами, наиболее талантливым считался Салтыков-Щедрин.

Сказку о мудрой рыбе вполне можно понять буквально. Сюжет повествует о жителе подводного мира — пискаре. Он всего боялся и предпочёл умереть от старости, а не погибнуть в пасти щуки. Основные темы произведения, на которых строится проблематика:

  • влияние воспитания на жизнь подрастающего поколения;
  • поиск смысла жизни;
  • взаимодействие общества и отдельных личностей;
  • выбор между страхом и активностью.

Смысл название можно понять, только если прочесть сказку полностью или хотя бы ознакомиться с пересказом. Пискарь на самом деле был не премудрым, а глупым, и в его лице автор высмеивает либерально настроенных интеллигентов.

Выражения, с помощью которых автор показывает, что речь идёт о людях:

  • «за красными девушками не гоняется»;
  • «табаку не курит»;
  • «вина не пьёт»;
  • «в карты не играет».

Во сне герой видит, будто выиграл 200 тысяч, и по этой сцене тоже несложно догадаться, что автор имеет в виду человека. Основная мысль в том, что чрезмерный страх за свою жизнь преграждает путь к истинному счастью. Пискарь не завёл семьи, у него нет детей, за всю жизнь он никому не помог ни делом, ни добрым словом.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Премудрый пескарь: кратко для читательского дневника

Вариант 1

Жил в реке пескарь (авторский термин «пискарь» я изменяю на современное слово, которое употребляется по современным нормам русского языка).

От родителей, проживших очень долгую жизнь в целости и сохранности пескариный рыбёнок запомнил один урок: всегда и всего остерегаться и бояться.

Так и жил в страхе долгую полуголодную жизнь. Почти всё время проводил в своей глубокой норе, лишь изредка выплывая покушать, когда вся еда уже была съедена другими рыбами.

Но такое «несытое» проживание его даже радовало. Он считал, что лучше голодным, да живым, чем сытым, но съеденным другой рыбой.

Дожив до 100 лет и собираясь уже на покой, пескарь даже с большим трудом не смог вспомнить ничего из своей жизни: ни друзей, ни жены, ни деток не завёл.

Внезапно жители рыбного царства потеряли его и подумали, что он либо всплыл вверх брюшком, умерев, либо кто-то всё-таки умудрился перехитрить премудрого пескаря и позавтракать его старческими косточками. Хотя кому он был нужен, да ещё и премудрый такой.

Вариант 2

В одной реке жил был пискарь. Родители его были настолько умные, что за всю свою жизнь пескариную ни разу они даже щуке в рот не попали, ни разу на удочку рыбаки их не смогли славить.

Сына своего отец обучал быть осторожным. Понял пескарёнок, что он самый маленький в реке, рядом большие рыбы плавают, каждая на него голодными глазами смотрит, съесть хочет.

И стал он жить в страхе, да дрожании. Днём дрожит в норке, хотя есть хочет. Но выйти из норки боится, чтобы его кто-то не съел.

А когда ночь приходит, и все большие рыбы уплывают, пескарь из норки выбраться хочет, найти еду, чтобы покушать, но за день всю пищу уже другие рыбы съели.

Так и прожил премудрый пескарь всю свою жизнь. А когда время пришло помирать ему, начал он вспоминает свою жизнь, а вспоминать-то и нечего.

Ни друзей, ни семьи, никого.

Жил премудрый пескарь — дрожал и перед смертью дрожал, а потом исчез. И никто не узнал, куда же он девался.

То ли его рыба съела, то ли он умер, никто не знает. Но прожил он больше 100 лет, а ничего после него путёвого не осталось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: