Павел Бажов. Про Великого Полоза
Жил в заводе мужик один. Левонтьем его звали. Старательный такой мужичок, безответный. Смолоду его в горе́ держали, на Гумешках то есть. Медь добывал. Так под землей все молодые годы и провел. Как червяк в земле копался. Свету не видел, позеленел весь. Ну, дело известное, — гора. Сырость, потемки, дух тяжелый. Ослаб человек. Приказчик видит — мало от его толку, и удобрился перевести Левонтия на другую работу, — на Поскакуху отправил, на казенный прииск золотой. Стал, значит, Левонтий на прииске робить. Только это мало делу помогло. Шибко уж он нездоровый стал. Приказчик поглядел-поглядел да и говорит:
— Вот что, Левонтий, старательный ты мужик, говорил я о тебе барину, а он и придумал наградить тебя. Пускай, — говорит, — на себя старается. Отпустить его на вольные работы, без оброку.
Это в ту пору так делывали. Изробится человек, никуда его не надо, ну, и отпустят на вольную работу.
Вот и остался Левонтий на вольных работах. Ну, пить-есть надо, да и семья того требует, чтобы где-нибудь кусок добыть. А чем добудешь, коли у тебя ни хозяйства, ничего такого нет. Подумал-подумал, пошел стараться, золото добывать. Привычное дело с землей-то, струмент тоже не ахти какой надо. Расстарался, добыл и говорит ребятишкам:
— Ну, ребятушки, пойдем, видно, со мной золото добывать. Может, на ваше ребячье счастье и расстараемся, проживем без милостины.
А ребятишки у него вовсе еще маленькие были. Чуть побольше десятка годов им.
Вот и пошли наши вольные старатели. Отец еле ноги передвигает, а ребятишки — мал-мала меньше — за ним поспешают.
Тогда, слышь-ко, по Рябиновке верховое золото сильно попадать стало. Вот туда и Левонтий заявку сделал. В конторе тогда на этот счет просто было. Только скажи да золото сдавай. Ну, конечно, и мошенство было. Как без этого. Замечали конторски, куда народ бросается, и за сдачей следили. Увидят — ладно пошло, сейчас то место под свою лапу. Сами, говорят, тут добывать будем, а вы ступайте куда в другое место. Заместо разведки старатели-то у них были. Те, конечно, опять свою выгоду соблюдали. Старались золото не оказывать. В контору сдавали только, чтобы сдачу отметить, а сами все больше тайным купцам стуряли. Много их было, этих купцов-то. До того, слышь-ко, исхитрились, что никакая стража их уличить не могла. Так, значит, и катался обман-то шариком. Контора старателей обвести хотела, а те опять ее. Вот какие порядки были. Про золото стороной дознаться только можно было.
Левонтию, однако, не потаили — сказали честь-честью. Видят, какой уж он
Бесплатный ознакомительный фрагмент закончился, если хотите читать дальше, купите полную версию
участок
В этом сказ, старый шахтер Левонтий, слабый и больной человек, всю жизнь проработавший добычу полезных ископаемых, решает попробовать Добыча золота чтобы свести концы с концами. Он почти не может работать, и его семья очень бедная. Однажды он, как обычно, идет на шахту с двумя маленькими сыновьями. Вечером идет к реке ловить рыбу. Пока мальчики ждут Левонтия, к ним подходит солдат Семёнич, странный человек, у которого «было много книг» и «каждый вечер сидел и читал». Семёнич имеет среди рабочих известную репутацию того, что у него деньги, казалось бы, ниоткуда. Он кормит детей хлебом и узнает о тяжелой ситуации в их доме. Он обещает им помочь, но предупреждает, чтобы это держалось в секрете. Семёнич уходит и возвращается с зеленоглазым мужчиной.
Лицо человека тоже желтое. «А если мы этих мальчишек балуем?» — ласково спрашивает он Семеныча. Семёнич защищает мальчиков как скромных, трудолюбивых и не жадных. Мужчина соглашается со своим суждением, заявляя, что он знает, что их отец долго не проживет. Затем он говорит детям «следить за тропой» и копать по ней. Человек превращается в гигантского змея и уходит, оставляя след позади. Семёнич объясняет, что это Великий Змей Полоз (альтернативный перевод: Великий Змей.), владыка всего золота. На следующее утро мальчики начинают копать золото и быстро находят два золотые самородки.
Источники
Полоз (Русский: полоз, IPA:) — это слово, обозначающее змей из Colubridae семья. В основе образа Великого Змея Полоза лежат уральские легенды, шахтерские приметы и суеверия Ханты, то Народ манси, а Башкиры. На Урале до сих пор ходят легенды о Полозе, гигантском змее длиной 6–10 метров. В башкирском фольклоре есть персонаж «Мастер золота», который может выступать в виде различных животных, в том числе и змеи. На Урале его еще называют Змеиный царь или Змеиный царь. Змеиный царь). Считается, что трава желтеет там, где он касается поверхности. Полоз и змеиные тропы в целом указывают на местонахождение золота.Медленные черви его слуги.
Территориально народные сказки пришли из старого Сысертского горного округа, в который входило пять добыча полезных ископаемых растения, т. е. то Сысерть Завод (Сысертский или Сысертский завод), головной завод района, Полевской (также известная как Полевая или Полева), Северский, Верхний (Верх-Сысертский) и Ильинский (Нижне-Сысертский). Появления Полоза часто связывали с Полевским заводом.
Бажов познакомил также с многочисленными дочерьми Змеи, в том числе с Золотыми Волосами из сказка с таким же названием. Отношения между ним и другим фольклорным существом, Хозяйка Медной горы, неясно. Бажов отметил, что, похоже, никто из собеседников этого не знает. Бажов считал, что древнейшее существо уральской мифологии — это , следующей появилась Змея, а последней была Госпожа. Это дополнительно подтверждается тем фактом, что Полоз является зооморфный существо, поскольку он, вероятно, происходит из эпохи тотемистические верования.