Теремок. русская народная сказка. читать онлайн

Краткое содержание сказки Теремок

 
Посреди поля стоял теремок. Поселилась в нем мышка, к ней попросилась жить лягушка, потом прибежал зайка. Лисичка увидела теремок, захотела в нем жить. Друзья и ее к себе взяли. Потеснились обитатели теремка – пустили к себе и волка. Набрел на теремок медведь, тоже захотел в теремке жить, только места для него не оказалось. Решили, что косолапый поселится на крыше. Сел медведь сверху на теремок – теремок развалился. Стали звери вместе новый строить. Новый теремок получился прочнее и краше. Живут в нем теперь все звери в дружбе и согласии. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
 

Главные идеи, которым сказка учит детей

В «Теремке» провозглашается много идеалов, которым важно соответствовать в реальной жизни. Можно выделить следующие качества, которым детей учит сказка «Теремок»:

  • доброта;
  • взаимовыручка;
  • отзывчивость;
  • открытость;
  • бескорыстие;
  • умение дружить по-настоящему;
  • бережливость;
  • умение подстраиваться друг под друга для общего блага.

Сказка учит ценить свой дом, труд родителей по его обустройству. Она же развивает стремление делать свой дом еще лучше и комфортнее

Суть произведения в финальной его части кроется в важности преодоления любых трудностей через совместный труд. Оно учит не расстраиваться ни при каких обстоятельствах, а действовать и пытаться все изменить в лучшую сторону

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней.

С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием.

В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания

И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку

Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.

Функции сказок

В сказкотерапии выделяют следующие функции:

Воздействие сказки направляется на два психологических направления – сознание и подсознание индивидуума.

Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка). Читайте еще: Денискины рассказы.

Символичность сказки заключается в донесении информации:

  • об устройстве мира, его создании;
  • самореализации в жизни мужчин и женщин;
  • о жизненных препятствиях и их преодолении;
  • о человеческих ценностях;
  • отношения с окружающим обществом (дружба, любовь);
  • отношения между поколениями;
  • прощение.

https://youtube.com/watch?v=h7JsxUDrB-w

Вопросы, которые полезно обсудить с ребенком

По сказке «Теремок» помимо общих вопросов, касающихся ее содержания, можно задать подростку более содержательные вопросы. Они помогут развить у него воображение, позволят сделать нужные выводы и выработать у него положительные человеческие качества.

По данному произведению можно задать и обсудить со школьником после прочтения следующие вопросы:

  1. Каким ребенку видится теремок, в который попали герои сказки? Как бы он его описал?
  2. Откуда в лесу мог появиться такой домик? Кто его мог построить и для кого?
  3. Почему всем героям так хотелось попасть в теремок?
  4. Почему каждый новый обитатель теремка звал жить с собой других зверей?
  5. Что было бы с теремком дальше, если бы к нему не пришел медведь, не залез на него и не разрушил?
  6. Почему медведь не подумал о том, что он может разрушить дом, если залезет на него? О каких качествах говорит его стремление во что бы то ни стало поселиться в теремке?
  7. Почему все звери не разбежались после того, как их дом был разрушен медведем, а начали вместе строить новый?
  8. Как бы дальше могла продолжаться сказка? Какие бы новые события могли в ней произойти дальше?
  9. В чем бы могли поселиться герои, если бы они не стали заново строить теремок после его разрушения?
  10. Какими школьник видит героев сказки? Кто его любимый персонаж и почему? Кто ему не нравится и почему?
  11. Что бы сделал сам ребенок, если б нашел такой домик? Стал ли бы он в нем жить и позвал бы туда родителей, друзей?

Можно попросить ребенка выразить свое отношение к данному произведению

Будет важно, если он самостоятельно сделает выводы по сюжету и расскажет, что лично для себя он вынес после прочтения

Главный смысл сказки

Теремок в данном произведении является олицетворением общего дома, в котором смогли найти уют многие лесные звери.

Сначала его обнаружила мышка и поселилась в нем.

Затем в домик попали многие другие лесные обитатели, начиная от лягушки и заканчивая волком. Каждый из последующих зверей был крупнее предыдущего.

В первой части смысл сказки «Теремок» кроется в дружбе и гостеприимстве. Все звери, которые приходили в теремок, находили в нем приют. Никто из животных, уже живших в нем, не возражал против новых жильцов. Все обитатели домика были вежливы и дружелюбны друг к другу. Отдельно стоит отметить мышку, которая не побоялась позвать к себе в дом нового жильца.

В сказке показано доверие друг к другу разных и противоположных, на первый взгляд, персонажей. Это говорит о возможности и в реальной жизни налаживать дружеские отношения даже с теми, кто первоначально кажется чужим и не вызывающим доверия.

Во второй части сказки появляется медведь. Он является олицетворением неуклюжести. Из-за своих размеров зверь не смог попасть внутрь домика и решил забраться на крышу. В итоге дом был разрушен. В этой части мораль в том, что нельзя быть эгоистом

Важно думать в первую очередь об общем благе. Медведь же самонадеянно рассчитывал тоже поселиться в теремке, но из-за своей неуклюжести разрушил его, оставив всех его обитателей без крова

Вторая часть «Теремка» говорит о важности бережливого отношения к своему дому. Ее смысл кроется в необходимости уметь беречь уют и думать об общем, а не о своем личном благе

В конце животные совместными усилиями построили себе новый дом и стали жить вместе. Здесь делается вывод о необходимости уметь действовать сообща и не опускать руки в сложных ситуациях. Только совместными усилиями можно решить проблему и сделать все еще лучше, чем было до этого.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии

Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим

По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норышка; а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя

А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки!

Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса.

Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий».  Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок.

Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище).

Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

— А я лесной гнёт!

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Другие Русские народные сказки:

34 Царевна-Лягушка (музыкальная сказка)

Русская народная сказка 24:45 Было у отца три сына. И решил он детей женить. Каждому дал по стреле да сказал выйти в чистое поле и стелять. Куда стрела упадёт, там и судьба их. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на купеческий..

0:00 473 Волк и семеро козлят (музыкальная сказка)

Русская народная сказка 7:13 Самое важное правило для всех детей — нужно слушать маму. О том, что бывает с непослушными ребятишками, рассказывает русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Хитрый серый разбойник подкараулил момент, когда мама-Коза уйдет из дома, обманул маленьких козлят и… 0:00 48 Волшебное яблочко

Русская народная сказка 24:57 Жил-был мужик, сеял, пахал, да за садом ухаживал, жену кормил, да сыновей растил. Было у него их трое. И посадил для каждого мужик в саду по яблоне. Старшим достались сильные и крепкие деревья, а младшему — слабое да увечное. Учил мужик сынков за деревьями ухаживать…. 0:00 423 Иван-царевич и серый волк (аудиоспектакль)

Русская сказка 34:50 Жил-был царь, и была у него особая яблоня, на которой росли золотые яблоки. Да повадился кто-то их воровать. созвал царь своих сыновей и наказал им выследить вора. Старшие сыновья по очереди ходили сторожить яблоню, да всю ночь до утра проспали. Младший же Иван глаз… 0:00

Значение и подтекст в сказке Теремок

Сказка «Теремок» передавалась из уст в уста. Впервые была записана в сборнике русских сказок в 1855-1873 годах. Народ постоянно видоизменял произведение. Так теремок многие представляют в виде обычного домика. Но в народе также популярна интерпретация данного пространства, как рукавички, лошадиной головы или кувшина. В одних сказках рукавицу теряет, а затем находит Дед. В других первый теремок строит Муха. Существуют варианты, в которых сказка заканчивается счастливо и появляется новый Теремок. В других же вариантах звери разбегаются.

Объединяют сюжет следующие факты:

  • Животные простодушные, не являются врагами или друзьями друг к другу. Делят жилую площадь и не возражают соседству новых зверей.
  • В данной простоте и принятии новых соседей может проследить мудрость. Каждого встречного на пути можно воспринимать как подарок и делиться с ним своими ресурсами. Ты, как и он, тут всего лишь гость.
  • Теремок – пространство, которое готово принять каждого гостя просто так. Теремок символизирует мир, спокойствие, жизнь.

Одно из мнений – терем является прообразом внутреннего мира

Важно чтобы внутри царил мир и принятие. Увидев приближение медведя, звери заметили возможные проблемы и предупредили о том, что места может не хватить

Но они не стали воевать, закрываться, аргументировать. Они быстро приняли Медведя в свое пространство и затем начали коллективно решать проблему рухнувшего терема.

Прообразом медведя можно назвать негативные эмоции – зависть, гнев, ненависть, отчаяние. Этим эмоциями всегда найдется место в нашем внутреннем мире, они часть нас. Но часто они вредят нашей душе.

Примечательно то, что изначально сказка заканчивалась не так счастливо. Животные после крушения терема перестали жить вместе, Медведь принес собой только разрушение. Но в советское время произведение стало более оптимистичным и наполнилось небольшим духом коллективизма. Животные собрались вместе и построили новый теремок. В одной стороны, сказка стала более позитивная, что полезно для детской психики. С другой стороны, глубокий смысл пороков, которые навсегда могут разрушить жизнь, был потерян.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Общий вывод по сказке

Ценность «Теремка» для детей обусловлена народным характером данного произведения. В подобных сказках всегда закреплена мудрость и высокий смысл. Они помогают ребенку понять, что в мире хорошо, а что плохо. Русские сказки учат добру и развивают много положительных качеств у детей.

Конкретно «Теремок» позволяет сделать следующие важные выводы:

вместе и дружно жить всегда веселее, чем поодиночке;
вместе всегда проще справиться с неурядицами и проблемами, чем в одиночку;
найти общий язык и подружиться могут совершенно разные, на первый взгляд, персонажи;
важно всегда не отказывать в помощи другим, полезно быть отзывчивым и гостеприимным;
даже если жить в тесноте, то необязательно, что такая жизнь будет сложной и тяжелой, она может быть веселой и интересной.

Данное произведение учит бескорыстной дружбе и взаимопомощи, что видно на примере мышки и других зверей, которые никому не отказывали и сами звали гостей к себе в дом

В «Теремке» подчеркивается важность умения строить хорошие отношения с окружающими, доверять друг другу и не бросать в беде. Произведение учит совместному труду, бережливости и взаимному уважению

Видео: Аудиосказка «Теремок»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: