Якоб и Вильгельм Гримм. Умная дочь крестьянина
Однажды жил да был бедный поселянин, у которого своей и земли не было, а были только маленькая избушка и единственная дочка.
Вот и сказала ему как-то дочка: «Батюшка, надо бы нам попросить короля, чтобы он дал нам участочек пахотной земли.» Король, прослышав об их бедности, подарил им сверх этого участка еще кусочек луга, который дочка с отцом перепадали и хотели на нем посеять рожь или другой подобный хлеб.
Когда они уж почти весь луг вскопали, попалась им в земле ступа из чистого золота. «Слушай, — сказал старик дочери, — так как король к нам был так милостив, что даже подарил нам это поле, то мы ему за это должны отдать ступу.»
Дочка же не хотела на это согласиться и говорила: «Батюшка, коли ступа у нас есть, а песта нет, так, пожалуй, от нас еще песта потребуют, так уж лучше нам помолчать о нашей находке.»
Но отец не захотел ее послушать, взял ступу, снес ее к королю и заявил, что он ее нашел на своем лугу, так не угодно ли будет тому принять ее в дар.
Король взял ступу и спросил поселянина, не нашел ли он еще чего-нибудь? «Нет,» — отвечал тот. Тогда король приказал ему доставить к ступе и пестик.
Простак-поселянин отвечал, — что они пестика не находили; но это ни к чему не привело — слова остались словами, а простака посадили в тюрьму и велели ему там сидеть до тех пор, пока он не принесет песта от ступы.
Тюремщики, которые должны были ему ежедневно приносить хлеб и воду, обычную тюремную пищу, слышали не раз, как он восклицал: «Ах, зачем я своей дочери не послушал! Зачем я своей дочери не послушал!»
Тогда пошли тюремщики к королю и доложили ему, что вот, мол, заключенный постоянно одно и то же восклицает, и ни пить, ни есть не хочет.
Король приказал им позвать к нему заключенного и спросил его, почему он так постоянно восклицает: «Ах, зачем я своей дочери не послушал!..» — «Что же такое тебе дочь твоя говорила?» — добавил король. «А то и говорила, чтобы я не носил ступы, а то и песта от меня потребуют.» — «Ну, коли дочь у тебя такая умница, то пусть она сюда ко мне явится.»
Так и должна была умница явиться к королю, и тот спросил ее, точно ли она так умна, и предложил ей разгадать загадку, которую он ей задаст; а коли разгадает, он на ней и женится. Та тотчас согласилась и сказала, что она готова отгадать загадку.
Тогда и сказал ей король: «Приди ко мне ни одетая, ни нагая, ни верхом, ни в повозке, ни по дороге, ни без дороги, и если ты это сможешь, то я готов на тебе жениться.»
Вот она и пошла, и скинула с себя всю одежду, следовательно, была не одета; взяла большую рыболовную сеть и обернулась ею — значит, была не нагая; и наняла за деньги осла, привязала сеть к его хвосту так, что он должен был тащить ее за собою — следовательно, она ни верхом ехала, ни в повозке; осел должен был тащить ее по колее так, чтобы она только большим пальцем земли касалась — и выходило, что она двигалась ни по дороге, ни без дороги.
И когда она так явилась пред королем, король сказал, что она его загадку угадала и все по его замыслу исполнила. Тогда он выпустил ее отца из темницы, взял ее себе в супруги и поручил ей всю королевскую казну.
Так минуло несколько лет, и случилось однажды королю ехать на смотр своего войска.
Как раз на пути его скопилось перед замком несколько мужицких повозок, на которых дрова были привезены на продажу; некоторые из них были запряжены лошадьми, а другие — волами.
У одного мужика в повозку была впряжена тройка лошадей, одна из них ожеребилась; а жеребенок от нее отбежал и прилег между двумя волами, запряженными в другую повозку.
Подарок королю за помощь
Но отец ее не послушался, взял ступку и отнес ее королю и сказал, что нашел ее на лугу, и спросил, не примет ли он ее от него в дар. Взял король ступку и спрашивает:
— А не находил ли ты еще чего?
— Нет, — ответил крестьянин.
И сказал король, чтоб доставил он ему и пестик. Крестьянин сказал, что такого они, мол, не находили, но этот ответ помог ему мало, — все равно, что говорить на ветер. И посадили его в темницу, чтобы сидел он там, пока пестика не достанет. Тюремщики приносили ему каждый день хлеб да воду — то, что в тюрьме полагается; и услыхали тюремщики, как он все повторял про себя: «Ах, если б я послушался своей дочери! Ах, если б я послушался своей дочери!» Тогда пошли тюремщики к королю и доложили, что узник все кричит и повторяет: «Ах, если б я послушался своей дочери», а от пищи и питья отказывается. И приказал король тюремщикам привести узника к нему, и спросил его король, отчего это он все кричит: «Ах, если б я послушался своей дочери».
— Что же такое сказала твоя дочь?
— Да она сказала, чтоб я не относил вам ступки, а то потребуют с меня еще и пестик.
— Если у тебя такая разумная дочь, то пускай она явится ко мне.
Странная ловля рыбы
И вот на другой день крестьянин принялся ловить неводом рыбу на суше. Король, проезжая мимо, это увидел и послал своего гонца спросить, чем этот дурак там занимается. Тот ответил:
— Я рыбу ловлю.
А гонец спрашивает, как же он может ловить рыбу, когда нет воды. Тогда крестьянин сказал:
— Да так же, как от двух волов может родиться жеребенок, так вот и я ловлю рыбу на суше.
Гонец передал его ответ королю; и приказал король привести к нему крестьянина и объявил ему, что это не сам он придумал, и пусть, мол, тотчас сознается, кто его этому научил. Но крестьянин сознаваться не хотел и все говорил: «Да боже упаси! Сам я придумал!» Разложили его тогда на соломе и стали бить и пытать, пока он, наконец, не сознался, что этому научила его королева.
Воротился король домой и говорит своей жене:
Злая женушка
— Зачем ты мне говоришь неправду? Отныне не хочу я, чтоб была ты моею женой; прошли твои денечки, ступай туда, откуда пришла, — в крестьянскую свою избенку.
Однако на прощанье он дозволил ей взять с собой то, что всего ей дороже да милей.
И молвила она:
— Хорошо, мой милый муженек, если ты велишь, то я так и сделаю, — и она кинулась к нему в объятья, стала его целовать и сказала, что хотелось бы ей с ним как следует проститься. И она велела принести крепкого сонного зелья, чтоб выпить с ним напоследок; и выпил король весь кубок залпом, а она еле хлебнула. И вот вскоре впал он в глубокий сон; увидев это, она позвала слугу, взяла красивое белое покрывало, укутала в него короля и велела слугам вынести его и положить в карету и отвезла его тайком в свою избушку. Положила она его в свою постельку, и спал он целый день и целую ночь, а когда проснулся, огляделся и говорит:
— Ах, господи, где же это я? — и стал звать своего слугу, но никто не явился. Подошла, наконец, к постели жена и говорит ему:
Литература 2 класс
«Происхождение книги» — Книги. Русское слово БУМАГА происходит от татарского слова ”бумуг”. Книгопечатники. Восстанови слова. Берестяная грамота. Мануций Альд. Как называется у книжки рубашка, которая бережёт странички. Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. «Азбука». Гутенберг Иоганн. Одними рисунками не обойтись. Отгадай кроссворд. Папирус. Какие были первые книги, из чего они были сделаны.
«Чебурашка Успенского» — Эдуард Николаевич Успенский. Куда отнёс Чебурашку директор магазина. Сказка. Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания. Где остался работать Чебурашка. Литературная разминка. «Чебурашка» Э.Успенский. Куда привезли ящик с апельсинами. Шифр. Путешествие. Тест. Следим по тексту. Фрагмент текста. Уцененные товары. Проверь себя. Случайно упал с дерева. «Товарищам детям» Б.Заходер. Где жил Чебурашка.
«Носов «На горке»» — Викторина. Бери сейчас же лопату. Николай Николаевич Носов. Кто из героев Носова варил кашу. Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили. Ребята трудились целый день. Литературное чтение. Какое название детской игры является названием книги Н.Носова. Начал публиковать рассказы в 1938: «Затейники», «Живая шляпа». Кто был главным героем в этом городе. Дружба, злость, трудолюбие, радость, лень, зависть, терпение.
«Современные детские журналы» — Методы исследования. Детские журналы. «Микки-Маус», «Барби», «Том и Джерри». Чем интересны современные детские журналы. Какие журналы больше всего нравятся. Насколько интересны современные детские журналы. Главный критерий интереса. Где берут журналы читающие школьники. Чем же нравятся современные детские журналы. А читают ли вообще. Вопрос о знании журналов.
«Волшебный мир сказок» — Инсценировка сказок. Какие бывают сказки. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. В какое творчество входят сказки. Собери отрывок из сказки. Посели сказку в нужное жилище. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Выбежала она в чистое поле. Долго она бегала по полям, по лесам. Узнай сказку. Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2-3 классах.
«Рассказы Носова для 2 класса» — Из какого рассказа эти предметы. Из какого рассказа эта иллюстрация. «Фантазёры». Рассказ Н.Носова. «Огурцы». Кто уронил в колодец чайник и ведро. Как называется рассказ. Почему Павлик не понёс огурцы домой. Что сказали ребята Бобке. Какой рассказ можно соотнести с пословицей «Терпенье даёт уменье». Как называется рыба. Мишкина каша. Чем швырял Володя в шляпу. Кто схватил Петю за ногу в рассказе «Затейники».
«Литература 2 класс»