Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ сказки „В сладком морковном лесу“ с элементами творчества» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Морковь, морковка
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественной литературе, культуру поведения, эстетическое восприятие, доброжелательное отношение к героям сказки и своим товарищам.
Материал к занятию: Презентация по теме, сказка С. Г. Козлова «В сладком морковном лесу», аудиозапись «Страна волшебная», магнитная доска, геометрические фигуры, листы А-3 с нарисованными геометрическими фигурами, маркеры, медали «Сказочник года».
Ход НОД
Организационный момент: — Говорим всегда красиво,
Громко и неторопливо…
Четко, внятно говорим-
И конечно не спешим.
В-ль: -Ребята, вы любите сказки?
-Назовите свою любимую сказку… (ответы детей)
— Давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, чьи слова?
Дидактическая игра «Угадай, чьи слова?»
(Воспитатель читает выражение из сказки, дети угадывают, кому принадлежат эти слова. И если ответ правильный, на экране появляется картинка)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок.» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь…» (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Битый небитого везет…» (Лиса из сказки «Лиса и волк»)
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?.» (Мороз Иванович из сказки «Морозко»
«Чего тебе надобно, старче?.» (Золотая рыбка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (Царица из сказки «Белоснежка и семь гномов»)
«…Но помни, как только часы пробьют двенадцать…» (Фея из сказки «Золушка»)
-Как много сказок вы знаете. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной сказкой, которую написал С. Г. Козлов, а называется она «В сладком морковном лесу» (дети садятся на стульчики)
Чтение сказки с иллюстрациями на экране.
-Как называется сказка, понравилась ли вам сказка? О чем говорится в сказке? Что больше всего любил заяц, белка, еж, медведь? О чем мечтали звери? И что же произошло? (ответы детей)
-А сейчас, я предлагаю пересказать эту сказку, заменив героев на предметы-заместители. И сегодня это – геометрические фигуры. Кого из героев, мы можем заменить на геометрическую фигуру квадрат, круг, треугольник и прямоугольник? (ответы детей)
Пересказ сказки с помощью предметов-заместителей.
-Молодцы, ребята, вот какая геометрическая сказка у нас получилась.
Физкультминутка: — Руки подняли и помахали – это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это так птицы летят…
Птицы на юг улетают – скорей возвращайтесь назад!
В-ль: — Ребята, я предлагаю вам, еще раз послушать эту сказку, но не до конца. Окончание сказки вы придумаете сами.
Чтение сказки до середины.
— Что случилось потом? (варианты рассказов детей 1-2)
— Как можно назвать эту сказку? (ответы детей)
_ А сейчас, я предлагаю разделиться на 4 команды, и пройти к столам. (дети проходят к столам) На каждом столе, лист А-3, с нарисованной геометрической фигурой. Детям дается задание – посоветовавшись с командой, превратить эти геометрические фигуры в героев сказки, с помощью маркеров. (звучит музыка, дети выполняют задание)
Итог НОД.
Раздача медалей.
В сладком морковном лесу
Заяц больше всего любил морковку.
Он сказал: — Я бы хотел, чтобы в лесу вместо елок росли морковки.
Белка больше всего любила орехи.
Она сказала: — Я бы хотела, Заяц, чтобы вместо шишек на твоих морковках росли орехи.
Медвежонок больше всего любил мед.
Он сказал: — Я бы хотел, чтобы осенью шли медленные медовые дожди.
Ёжик больше всего любил сушеные грибы.
Он сказал: — Пусть твои дожди, Медвежонок, начнутся после того, как я наберу грибов.
И так все и вышло. Вместо елок за одну ночь выросли морковки. Заяц спилил две морковки и отволок к себе в дом.
На морковочных хвостиках выросли орехи. Белка набрала их Целую корзину и спрятала в дупле самой толстой морковки.
Ёжик ходил между морковок и собирал грибы.
А к осени полились медленные медовые дожди.
Заяц ел морковку с медом. Белка — орехи с медом. Ёжик — грибы с медом.
А Медвежонок целыми днями стоял на морковочной опушке с разинутой пастью и только когда темнело, — совсем ненадолго, совсем на чуть-чуточку, — хорошенько вылизав все четыре медовые лапы, ложился спать…
А все волки из леса ушли. Потому что волки не любят сладкого.
Сергей Козлов, рисунки Татьяны Абалакиной
У ручья
Заяц сидел на берегу ручья и смотрел в воду. Из воды на него смотрел Другой Заяц, и когда Заяц шевелил ушами и кивал головой, Другой Заяц тоже кивал головой и шевелил ушами.
Подошел Медвежонок.
— Что ты делаешь, Заяц? — спросил он.
— Разве ты не видишь? — удивился Заяц. — Шевелю ушами и киваю головой?
— А зачем?
— Как?! — снова удивился Заяц. — Там, в воде, сидит Другой Заяц. Видишь, он кивает головой и шевелит ушами!
— А Другого Медвежонка там нет? — спросил Медвежонок.
Заяц склонился к самой воде и спросил у Другого Зайца:
— Послушай, там нет Другого Медвежонка?
Другой Заяц посмотрел налево, направо, пошевелил ушами и помотал головой.
— Нет! — сказал Заяц. — Другого Медвежонка там нет. Хочешь, посмотри сам.
И Медвежонок подошел к ручью.
Но только он склонился над водой, как увидел Другого Медвежонка.
— Вот он! — крикнул Медвежонок и пошевелил ушами.
И Другой Медвежонок тоже пошевелил ушами.
И тогда Заяц с Медвежонком уселись рядышком и до самого вечера шевелили ушами и кивали головой, пока не стемнело и Другой Заяц с Другим Медвежонком не встали, не помахали им лапами и не ушли спать…
Заяц и Медвежонок
Летом Медвежонок подружился с Зайцем. Раньше они
тоже были знакомы, но летом друг без друга просто жить не могли…
Вот и сегодня Заяц чуть свет пришел к Медвежонку и сказал:
— Послушай, Медвежонок, пока я к тебе шел, расцвели все ромашки!
— А пока я тебя ждал, — сказал Медвежонок, — отцвели одуванчики…
— А когда я только проснулся и подумал, что пойду к тебе, — сказал Заяц, — поспела земляника!
— А я ждал тебя еще раньше, — сказал Медвежонок. — Когда я проснулся, она только зацветала.
— А когда я засыпал, — сказал Заяц, — я подумал, что хорошо бы утром пойти в гости к Медвежонку… И думал об этом так долго, что, пока я думал, выпала роса…
— А я вечером, — сказал Медвежонок, — набрал ее полный ковшик и пил за твое здоровье!
— Я тебя очень люблю! — сказал Заяц.
— А я без тебя… жить не могу, — сказал Медвежонок.
И они, обнявшись, пошли в лес — собирать ромашки и землянику.
Зимняя сказка
С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах как это было весело!
«Седьмая»,— прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос.
Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.
«Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними.— В лесу так же безветренно?
Медвежонок по—прежнему сидит на пеньке? Ах какой смешной Медвежонок!»
Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.
А снег все падал и падал. Снежинки все чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: «Здравствуй, Медвежонок!»
«Очень приятно,— говорил Медвежонок.— Вы – шестьдесят восьмая». И облизывался.
К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. И ему приснилось, что он — пушистая, мягкая снежинка… И что он опустился на нос какому-то
Медвежонку и сказал: «Здравствуй, Медвежонок?» — а в ответ услышал: «Очень приятно, вы — триста двадцатая…» «Лам-па-ра-пам?» — заиграла музыка.
И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился…
Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ёжика. Ёжик улыбался и шевелил иголками.
— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь,— ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом
— сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку…
— Не помню,— сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик.— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…
Дружба
Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал:
«В лесу много зайцев а мой друг Заяц — один. Надо его как-нибудь назвать!»
И стал придумывать своему другу имя.
«Если я назову его ХВОСТИК, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик… Если я назову его УСАТИК, это тоже будет нехорошо — потому что и у других зайцев есть усы… Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг».
И Медвежонок придумал.
— Я назову его ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА? — прошептал он. — И тогда всем-всем будет понятно.
И он соскочил с постели и заплясал.
— ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..
И тут появился Заяц.
Он переступил порог, подошел к Медвежонку, погладил его лапой и тихо сказал:
— Как тебе спалось, МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ?
— Что?.. — переспросил Медвежонок.
— Это теперь твое новое имя! — сказал Заяц. — Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И наконец, придумал: МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ!
Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов
Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов —автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…»
Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравились книги «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Служу Родине»! Ивана Кожедуба — военного лётчика, трижды Героя Советского Союза. Теперь, не забывая о прежних привязанностях, Сергей Козлов любит прозу Бунина и Бабеля, стихи Есенина и Пастернака.
Свои первые стихи (конечно, о лётчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В юности занимался в литературном объединении «Магистраль». Литературный институт окончил с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы.
Но до того как стать профессиональным писателем, — был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологическом экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в шестидесятые годы, тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Истории о них он сочиняет до сих пор, так что постепенно появляется целый сказочный мир — или лес.
Среди произведений С. Козлова, наиболее известные циклы: про ёжика и медвежонка, про Львёнка и Черепаху, сказки-пьесы для театра, стихи и рассказы, а так же переводы и пересказы с украинского, мансийского.
Едва ли не единственный из детских писателей своего и более старшего поколения, Сергей Козлов вспомнил и о потаенной, созерцательной стороне детской души. Его прозе чужда всякая натужная весёлость, октябрятский задор, корни ее кроются скорее в русской философии. Козлов вдруг вспомнил — ребенок может быть и грустным, и задумчивым, и нежным.
Тридесятое царство сказочника Козлова — это не волшебная страна с ковром-самолётом и скатертью — самобранкой, а самый обыкновенный среднерусский лес, который каждый день другой. То он пуст и безмолвен, то погружён в зимний сон, то наполнен паром от только что выпавшего весеннего дождя. Источник волшебства здесь в его переменчивости, ведь природа сама по себе волшебна.
Заметим, что у Козлова была возможность наблюдать её не из окна городской квартиры — до того как стать сказочником, он успел поездить в геологические экспедиции, проводить экскурсии в Михайловском, где с «очарованными лесами» тоже всё было в порядке.
Кстати, и паровозным кочегаром, и учителем пения, и токарем он тоже побывать успел, и окончил Литературный институт лишь после этого, а недавно сказочник купил себе дом во Владимирской области, где и проводит лучшую часть своего времени.
Все, кто, когда-либо имел дело с детьми или хотя бы читал книжку Чуковского от «двух до пяти», хорошо знают, какой фантастический, на грани гениальности и безумия, авангардистский абсурд живет в разговорах детей друг с другом. Козлов уловил и это. «Как хорошо, что ты нашёлся,- сказал Медвежонок.
Я пришёл. — Ты представляешь, если бы тебя совсем не было? — Вот я и пришёл. — Где же ты был? — А меня не было, — сказал Ёжик». Они греют остывшую осеннюю траву, «оттеняют» криками тишину, пытаются надышать нору впрок, чтобы тепла хватило на всю зиму, вытирают тряпочкой пыль со звёзд, но иногда неуклюжий Медвежонок случайно смахивает звёздочки с неба.
И всё же основное их занятие — удивляться и думать. Они невероятно статичны. Возможно, именно поэтому философские сказки Козлова и проскальзывали сквозь частую сеть советской цензуры — ни к какому открытому действию автор не призывал. Более того, давал ясную схему взаимодействия с внешним миром — живи себе в своем домике, слушай дождь и ветер, топи печку, наблюдай.
О том, что дети могут быть и другими — напористыми и шумными, Козлов знал не хуже других. Ведь жизнерадостного льва Бонифация, у которого были каникулы, Львенка и Черепаху, горланящих на солнышке песню, тоже сочинил он. Читайте еще: Сказки Диснея.
Хотя очевидно, что его первая и последняя любовь — именно Ёжик, умоляющий друзей послушать тишину, своеобразное Альтер эго писателя, как известно, не жалующего великосветский шум и как чумы бегущего публичности и журналистов.
Но деваться некуда, и никакая туманная завеса уже не спасёт, — еще задолго до своего юбилея Сергей Козлов вышел из тумана и превратился в классика детской литературы.
Такое дерево
Раньше всех в лесу просыпались птицы. Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось, будто сами деревья машут ветвями и поют.
— Я тоже буду деревом! — сказал сам себе Медвежонок.
И вышел однажды на рассвете на полянку и стал махать четырьмя лапами и петь.
— Что это ты делаешь, Медвежонок? — спросила у него Белка.
— А ты разве не видишь? — обиделся Мадвежонок. — Раскачиваю ветвями и пою…
— Ты разве дерево? — удивилась Белка.
— Конечно! А что же еще?! — А почему ты бегаешь по всей поляне? Разве ты когда-нибудь видел, чтобы деревья бегали?
— Это смотря какое дерево… — сказал Медвежонок, разглядывая свои мохнатые лапы. — А дерево с такими лапами, как у меня, вполне может бегать.
— А кувыркаться такое дерево тоже может?
— И кувыркаться! — сказал Медвежонок.
И перекувырнулся через голову.
— И потом, если ты не веришь, ты можешь побегать по мне, Белка, и увидишь, какое я хорошее дерево!
— А где твои птицы? — спросила Белка.
— Это какие еще птицы?..
— Ну, на каждом дереве живут свои птицы!..
Медвежонок перестал махать лапами и задумался:
«Птицы!.. А где же я возьму птиц?»
— Белка, — сказал он — найди для меня, пожалуйста, немного птиц.
— Это какая же птица согласится жить на Медвежонке? — спросила Белка.
— А ты не говори им, что я — Медвежонок. Скажи им, что я — такое дерево…
— Попробую, — пообещала Белка.
И обратилась к Зяблику.
— Зяблик! — сказала она. — У меня есть одно знакомое дерево… Оно умеет бегать и кувыркаться через голову. Не согласитесь ли вы немного пожить на нем?
— С удовольствием — сказал Зяблик. — Я еще никогда не жил на таком дереве.
— Медвежонок — позвала Белка. — Иди сюда и перестань махать лапами. Вот Зяблик согласен немного пожить на тебе!
Медвежонок подбежал к краю поляны, зажмурился, а Зяблик сел ему на плечо.
«Теперь я настоящее дерево» — подумал Медвежонок и перекувырнулся через голову.
— У-лю-лю-лю-лю!.. — запел Зяблик.
— У-лю-лю-лю-лю!.. — запел Медвежонок и замахал лапами.