Кратко «вечер накануне ивана купала» н. в. гоголь

Анализ повести вечер накануне ивана купала гоголя

Краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купала» подробно

Историю эту, местный дьяк Фома Григорьевич узнал от родного деда, который в жизни своей никогда не лгал. А тому поведала об этом его тётушка, уже более ста лет этой истории. В давние времена в бедном хуторе появился несметно богатый человек жуткой наружности.

Одаривал он жителей щедрыми подарками просто так. Да только тех, кто его дары принимал, начинала донимать всякая нечисть. Люди прозвали его Басаврюком и считали не иначе как дьяволом в человеческом обличье.

В том же хуторе жил Петро Безродный, был он хорош собою, только беден. Ходил юноша в работниках у старого казака Коржа. У Коржа была дочка Пидорка, девица редкой красоты, и полюбили они с Петром друг друга. Узнал об этом отец девушки, хотел парня высечь, но остановил его шестилетний брат Пидорки, Ивась.

Тогда Корж прогнал Безродного, а дочь-красавицу решил замуж выдать за богатого заезжего ляха. Так горевала Пидорка, что хотела даже с жизнью проститься. Рассказал Ивась Петру, что сестра его задумала.

Напился парень с горя, а Басаврюк тут как тут: пообещал парню два мешка чистого золота за одну услугу. Чтоб вернуть свою возлюбленную, не раздумывая, заключил Безродный уговор с нечистой силой. В ночь на Ивана Купала должен был Петрусь прийти в означенное место в лесу и сорвать цветок папоротника.

Так и сделал. Вмиг зашипела кругом нечисть и явилась перед ними старая скрюченная ведьма Яга. Старуха указала место, где под землёй зарыты были несметные сокровища, но, чтобы их достать, должен был Петро пролить невинную кровь.


Привели на поляну дитя, накрытое белым полотном, и приказала ведьма отрезать ему голову. Опешил Петрусь, сдёрнул простыню и увидел, что ребёнком этим оказался Ивась, братик его ненаглядной Пидорки.

В ярости кинулся он на старую ведьму с ножом, но Басаврюк остановил Петруся, напомнив про уговор. Яга топнула ногой и как сквозь хрусталь, показались под землёй горы червонцев и драгоценных камней. Тогда глаза Петра загорелись, ум помутился и словно безумный, схватил он нож и обезглавил безвинное дитя.

А потом стремглав побежал из леса, уснул на своей лежанке мертвецким сном.

Когда Петро проснулся, в ногах у него стояли два мешка, полные золотых червонцев, да только откуда они взялись, вспомнить юноша не мог, как ни старался.

Услыхал Безродный, что Ивася цыгане украли, но даже лица мальчика вспомнить не мог. Старый Корж, узнав о богатстве Петра, без лишних слов отдал Пидорку за него замуж.

Свадьба гремела на всю округу. А после того молодого мужа будто подменили. Петро перестал разговаривать, сидел на одном месте и силился вспомнить что-то. Измучилась Пидорка за год, что только ни делала, чтобы мужу помочь.

И решилась привести к нему старую колдунью, что жила на окраине леса и умела лечить все хвори. Было это как раз накануне Ивана Купала.

Как только вошла старуха в избу, узнал Петрусь в ней ту самую ведьму и всё вспомнил. Швырнул Петро топором в Ягу, а на месте ведьмы возник Ивась, весь в крови. Пидорка рванулась на помощь брату, но видение исчезло, а дверь захлопнулась так, открыть её никто не смог.

А когда всё же открыли, в комнате уже было пусто, только в мешках вместо золота черепки остались.

Больше Безродного Петра никто никогда не видел. Пидорка вскоре тоже ушла из хутора, люди поговаривали, будто видели её в Киеве монахиней в Лавре. А в тот день, когда исчез Петро, снова Появился Басаврюк, чтобы с помощью добрых молодцев добывать сокровища. И долго ещё всякая бесовщина пугала по ночам местных жителей.

Второстепенные герои и их характеристика

  •  Ведьма  — старуха, сгорбленная в дугу, со сморщенным лицом, похожим на печёное яблоко, и крючковатым носом. Ведьма, живущая на окраине леса в избе на курьих ножках в Медвежьем овраге. Колдунья Яга, способная превращаться в любых животных и людей.
  •  Ивась  — мальчик шести лет, невинное дитя с добрым сердцем. Младший сын Коржа, родной брат Пидорки, убитый обезумевшим Петрусем ради золота Басаврюка.
  •  Корж  — старый казак, у которого работал Петро, отец Пидорки и Ивася. Человек, падкий на деньги и богатства.
  •  Фома Григорьевич  — старый дьячок местной церкви, рассказчик истории о Петро и Басаврюке.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Гоголь начал писать «Вечера» в 1829 году: юный писатель совсем недавно переехал из Нежина в Санкт-Петербург, где терпит неудачи на актёрском поприще, а затем и на литературном — убитый язвительными отзывами, он выкупает все доступные экземпляры своей первой поэмы «Ганц Кюхельгартен» и сжигает. Спасительной оказывается идея написать что-нибудь на тему Малороссии. Он забрасывает мать просьбами прислать как можно больше подробностей о жизни на родине: как одеваются сельские дьячки и крестьянские девки, как справляют свадьбы, какие существуют народные поверья и предания. Гоголь берётся за тему не из-за ностальгии: в столице в это время бушует мода на всё украинское. Выпускаются книги («Малороссийская деревня» Ивана Кулжинского

Иван Григорьевич Кулжинский (1803–1884) — писатель, публицист и педагог. Преподавал Гоголю латынь в Нежинской гимназии высших наук. Кроме того, в разные годы преподавал латынь и русскую словесность в Украинско-слободской гимназии, Институте благородных девиц и Харьковском университете, был директором нескольких гимназий. ⁠ , «Двойник, или Мои вечера в Малороссии»Антония Погорельского Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836) — писатель, работал под псевдонимом Антоний Погорельский. Перевёл на немецкий «Бедную Лизу» Карамзина. Занимался ботаникой, три его публичные лекции на эту тему были изданы отдельной книгой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года. Был близок литературному кружку арзамасцев. Воспитывал племянника — будущего писателя Алексея Константиновича Толстого. Автор сборника новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», написанной для племянника сказки «Чёрная курица, или Подземные жители», романа «Монастырка». ⁠ , «Сказки о кладах»Ореста Сомова Орест Михайлович Сомов (1793–1833) — критик, писатель, журналист. Служил столоначальником в правлении Российско-американской компании. Был арестован после восстания декабристов, поскольку в здании компании собирались члены Северного общества, но затем освобождён. Писал стихи, повести и рассказы по мотивам украинского фольклора. Вместе с Антоном Дельвигом издавал альманахи «Северные цветы» и «Подснежник». Был редактором «Литературной газеты». Автор трактата «О романтической поэзии», сыгравшего важную роль в становлении романтизма в русской литературе. ⁠ ), ставятся оперы («Леста, днепровская русалка»Николая Краснопольского Николай Степанович Краснопольский (1774 — после 1813) — переводчик с немецкого языка. Переводил преимущественно театральные пьесы. Одна из самых популярных адаптированных им постановок — «Леста, днепровская русалка» — была переделкой пьесы «Дунайская русалка» австрийского драматурга Карла Фридриха Генслера. В своём либретто Краснопольский перенёс действие оперы в условно-сказочный мир Киевской Руси. ⁠ , «Пан Твардовский»Алексея Верстовского Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862) — композитор и театральный администратор. Самым известным сценическим произведением Верстовского считается опера «Аскольдова могила» по роману Михаила Загоскина. В Москве она пользовалась большим успехом и шла больше 400 раз. По уровню востребованности у современников конкурировал с Михаилом Глинкой. После смерти Верстовского влиятельный музыкальный критик Александр Серов, вспоминая «Аскольдову могилу», о. ⁠ , «Козак-стихотворец»Александра Шаховского Александр Александрович Шаховской (1777–1846) — драматург. В 1802 году Шаховской оставил военную службу и начал работу в дирекции Императорских театров. Его первой успешной комедией стал «Новый Стерн», спустя несколько лет поставлена комедия «Полубарские затеи, или Домашний театр», в 1815 году — «Урок кокеткам, или Липецкие воды». В 1825 году скомпрометированный связями с декабристами Шаховской ушёл из дирекции театров, но сочинительство продолжил — всего он написал более сотни произведений. ⁠ ). Гоголь заканчивает работу над циклом к концу 1831 года — он успевает не только присоединиться к актуальному литературному тренду, но и, по сути, стать его лицом: со временем начинает казаться, что именно гоголевские «Вечера» открыли тему Малороссии в русской литературе.

Вечер накануне Ивана Купала

1830

Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.

История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тётке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором». Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идёт к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрёт, чем пойдёт за ляха, и, когда потрясённый Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветёт папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из неё собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывёт огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаётся хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынёю и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребёнка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».

Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своём падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом. Он несёт мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и лица ее меньшого брата

Но ещё чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днём сидит, припоминая. Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.

И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием

И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынёю. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки.

Кратко об истории создания произведения

Мистическая повесть «Ночь накануне Ивана Купала» стала первым произведением Н.В. Гоголя и впоследствии вошла в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В феврале 1830 года благодаря поэту Василию Жуковскому, с которым молодой Гоголь поделился рукописью, повесть была впервые опубликована, но без указания автора.

В последующие пять лет публикации выходили под именем «пасечника Рудого Панько».

Николай Васильевич создавал свои произведения почти всегда ночью. Ночь перед праздником Ивана Купала по старинным поверьям является временем, когда вся нечистая сила выходит на поиски невинных душ.

Эти поверья и обряды, которых существовало множество, подтолкнули Николая Васильевича к написанию повести, которая стала отражением быта и жизни людей ушедшей эпохи, которая несёт в себе связь поколений.

В 1968 году состоялась премьера экранизации произведения режиссёром Юрием Ильенко.

Заключение к краткому пересказу

темы

  • мистика, языческие традиции;
  • отношение людей к богатству, полученному нечестным путём.

Идея повести состоит в том, что человек является творцом своей судьбы, при жизненных трудностях надо самому их преодолевать, а не обращаться за помощью к нечистой силе, иначе неизбежно тяжёлое наказание.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:

«Пигмалион» — краткое содержание и пересказ по действиям пьесы Бернарда Шоу

«Срезал» — краткое содержание и пересказ рассказа В. М. Шукшина

Образ и характеристика Ивана Кузьмича Шпекина — почтмейстера из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Образ и характеристика Вулича — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ и характеристика Обломова — героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Образ и характеристика Гамлета — героя трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»

Образ и характеристика Федота Васкова — героя повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Сравнительная характеристика Насти и Митраши — героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: