Николай Носов. Витя Малеев в школе и дома
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике — этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было — это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела меня и перевела в четвёртый класс так, без работы.
— Не хочется тебе лето портить, — сказала она. — Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж всё равно ничего не поделаешь.
Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро — это было первого сентября — я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шёл не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и нашего вожатого Володю, который работал с нами в прошлом году. Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далёкое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.
Но всё-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет.
И ещё мне было грустно, так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох уж эта мне арифметика! Из-за неё у меня настроение совсем испортилось.
Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и падали вниз. Ветер гнал их по тротуару, и казалось, что листочки тоже куда-то спешат.
Ещё издали я увидел над входом в школу большой красный плакат. Он был увит со всех сторон гирляндами из цветов, а на нём было написано большими белыми буквами: «Добро пожаловать!» Я вспомнил, что такой же плакат висел в тот день, когда я совсем ещё маленьким пришёл первый раз в школу. И мне вспомнились все прошлые годы. Как мы учились в первом классе и мечтали поскорей подрасти и стать пионерами.
Всё это вспомнилось мне, и какая-то радость встрепенулась у меня в груди, будто случилось что-то хорошее-хорошее! Ноги мои сами собой зашагали быстрей, и я еле удержался, чтоб не пуститься бегом. Но это было мне не к лицу: ведь я не какой-нибудь первоклассник — как-никак всё-таки четвёртый класс!
Во дворе школы уже было полно ребят. Ребята собирались группами. Каждый класс отдельно. Я быстро разыскал свой класс. Ребята увидели меня и с радостным криком побежали навстречу, стали хлопать по плечам, по спине. Я и не думал, что все так обрадуются моему приходу.
— А где же Федя Рыбкин? — спросил Гриша Васильев.
С этой книгой читают
Школа клоуновУспенский Эдуард Николаевич
Однажды в Москве открылась совсем необычная школа: для тех, кто любит смешить и веселить людей — школа клоунов.
Вы понимаете, что в такой школе очень весело учиться….
3.18
(8)
Кошкин домМаршак Самуил Яковлевич
Кошкин дом. Русская народная песенка.Для дошкольного возраста.
4.5
(3)
Школа ужасовОстер Григорий Бенционович
Однажды черной-черной ночью в черную комнату влетела черная-пречерная перчатка… Примерно так начинаются все детские страшилки. Далее следует душераздирающая история, от…
4.7
(5)
Неандертальский мальчик в школе и домаМальмузи Лучано
Первый раз в первый класс! Да не простой, а неандертальской школы! Ох, и непросто жилось мальчишкам и девчонкам в ледниковый период. Компьютеров еще не придумали, а…
4.4
(1)
Дом с привидениемХмелевская Иоанна
Среди произведений знаменитой польской писательницы Иоанны Хмелевской особый цикл составляют пять романов о подростках и для подростков. Первый роман этого цикла `Дом с…
4.5
(1)
Школа Кота да ВинчиМатюшкина Екатерина Александровна
В этой замечательной книге знаменитый Кот да Винчи научит детишек рисовать, как он, клеить, как суперклей, вырезать, как суперножницы и шифровать, как суперсыщик. Дети…
2.17
(3)
Дом отважных трусишекЕрмолаев Юрий Иванович
«Дом» — это детское отделение клиники, где лечат ребят от тяжелых травм. Героиня повести школьница Надя Ермакова, пройдя через многие испытания, не только одерживает…
4.73
(3)
Дом, который построил ДжекМаршак Самуил Яковлевич, Милн Алан Александер, Киплинг Редьярд Джозеф, Лир Эдвард
В сборник вошли самые известные произведения английской народной поэзии для детей, а также стихи Р. Киплинга, А. Милна, Э. Лира в ставших уже классическими переводах…
4.8
(3)
Витя Малеев в фильмах
В продолжение успеха произведения в 1954 году вышел фильм в жанре семейной комедии под названием «Два друга». Главных героев исполнили актеры Леонид Крауклис (Витя) и Владимир Гуськов (Костя).
Экранизация имеет ряд отличий от книжного оригинала, в том числе присутствие в классе девочек. Но суть повести полностью отразилась в киноленте: каждый подросток стремится к изменениям, улучшению оценок и формированию твердой воли.
Характеристика литературных прототипов нашла свое воплощение на экранах. Несмотря на отрицательные поступки, каждый из мальчиков вызывает сочувствие, а не порицание.
Читательский дневник по повести «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова
Название произведения: «Витя Малеев в школе и дома».
Число страниц: 176.
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: школьник Витя Малеев, ученик Костя Шишкин.
Второстепенные герои: учительница Ольга Николаевна, сестра Лика, вожатый Володя, директор Виктор Александрович.
Характеристика главных героев:
Витя — добрый, дружелюбный.
Слегка рассеянный, но настойчивый и целеустремлённый.
Любит играть и проказничать, а потом до полночи делает уроки.
Шишкин — добрый, мечтательный мальчик.
Любит животных.
Начал отставать в учёбе и врать.
Так и не смог взять себя в руки.
Характеристика второстепенных героев:
Лика — младшая сестра мальчика.
Старательная, послушная, добрая и отзывчивая.
Умная и грамотная.
Ольга Николаевна — классный руководитель.
Добрая, строгая, справедливая.
Виктор Александрович — строгий директор.
Володя — вожатый. Находчивый, умный, весёлый.
Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома»
После каникул Витя идёт в 4 класс.
К ним приходит новый ученик Костя Шишкин.
Если у Вити есть проблемы с математикой, то Костя плохо учится по русскому языку.
Мальчики становятся друзьями и часто вместе играют в футбол.
Они получают двойки и их просмеивают в школьной стенгазете.
Витя пытается проявить силу воли и взяться за учёбу, но у него ничего не получается.
Он пытается заниматься с Аликом, но вместо уроков целыми днями играет в шахматы.
Шишкин разводит домашних животных.
Лика просит брата помочь её с математикой, и Витя учится решать задачи.
Шишкин увлекается дрессировкой собаки Лобзика и начинает прогуливать уроки.
Витя хочет помочь другу, но не знает как.
А обман Шишкина раскрывается, и Костя обещает учиться хорошо.
Они с Витей занимаются вместе и после Нового года получают первые четвёрки.
Ребята становятся библиотекарями, старательно учатся и заканчивают год на одни пятёрки.
План повести:
- Первое сентября.
- Новый ученик.
- Футбол.
- Морячок на доске.
- Стенгазета.
- Обещание.
- Сила воли.
- Шахматы.
- Школьный спектакль.
- Помощь сестре.
- Цирк.
- Дрессировка Лобзика.
- Прогулы.
- Обман раскрывается.
- Директор.
- Новогодний вечер.
- Библиотекари.
- Отличники.
Основная мысль повести «Витя Малеев в школе и дома»
Главная мысль повести заключается в том, что только упорство и желание что-то изменить помогают добиться значительных успехов.
Основная идея повести в том, что помогая другим, человек сам становится лучше.
Тем, кто всё делает вместе, любые трудности по плечу.
Чему учит рассказ
Повесть учит держать слово, выполнять данные обещания.
Учит дружбе и взаимовыручке.
Учит всё делать сообща.
Учит любить животных.
Учит не ставить игры выше учёбы.
Краткий отзыв о повести «Витя Малеев в школе и дома» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я порадовалась за её главных героев.
Мальчики плохо начинали учебный год, они часто получали двойки и не могли заставить себя собраться и взяться за ум.
Но постепенно, сообща, они сумели исправить ситуацию, стали более дисциплинированными.
У них всё стало получаться.
Ребята научились находить время не только для игр, но и для учёбы.
Это очень интересное произведение, полное юмора и забавных приключений.
Автору удалось очень точно показать обычную жизнь четвероклассников, рассказать об их проблемах и увлечениях.
Герои повести получились очень узнаваемыми.
Кажется, что речь идёт о мальчиках нашего класса.
Мне нравится Витя, который ради помощи сестре, заставил себя изучить математику.
Он показал себя настоящим другом, готовым всегда прийти на выручку.
И мне очень нравится его сестра Лика, умная и добрая девочка, для которой брат всегда был авторитетом.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что главной задачей любого ученика является учёба.
Только сделав уроки, можно пойти поиграть с друзьями, а не наоборот.
Пословицы к произведению:
- Терпение и труд — все перетрут.
- Труд человека кормит, а лень — портит.
- Для кого труд радость, для того жизнь — счастье.
- При настойчивости можно иглой колодец вскопать.
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
- Умный товарищ — половина дороги.
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:
- «Бобик в гостях у Барбоса»
- «Весёлая семейка»
- «Дневник Коли Синицына»
- «Живая шляпа»
- «Затейники»
- «Карасик»
- «Метро»
- «Мишкина каша»
- «На горке»
- «Незнайка в Солнечном городе»
- «Незнайка на Луне»
- «Огурцы»
- «Приключение Незнайки и его друзей»
- «Приключение Толи Клюквина»
- «Тайна на дне колодца»
- «Телефон»
- «Тук-тук-тук»
- «Фантазёры»
- «Федина задача»
- Краткая биография Николая Носова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Образ и биография Вити Малеева
История главного героя началась с того, что он не выполнил данное классному руководителю Ольге Николаевне обещание подтянуть арифметику летом. Поэтому с первых же уроков стал отставать от одноклассников.
К тому же, новенький — Костя Шишкин — не способствовал тому, чтобы Витя прилежно учился. Подружившись, мальчики стали больше времени тратить на увеселительные занятия, даже не стараясь повысить академическую успеваемость.
Это не осталось незамеченным в школьном коллективе. С ребятами пытались разговаривать и одноклассники, и учительница. Более того, их отстранили от общественной деятельности, не допускали до спортивных кружков и не давали участвовать в постановке «Руслана и Людмилы». К слову, «отстающие» противились такому порицанию и даже сшили костюм коня, в котором тайком вышли на сцену, когда шел отрывок «Бой Руслана с головой».
Четвероклассник понял, что дело приобретает серьезный оборот, когда стал получать по арифметике одни двойки. Но при этом мальчик не был глуп. Ему не хватало силы воли, чтобы заставить себя догнать пропущенный материал.
К 9-й главе подросток сделал над собой усилие и пришел поговорить с Ольгой Николаевной. Учительница пристыдила Витю, посоветовав тому брать пример с отличников, а не с двоечника Шишкина. А поворотным моментом в школьной биографии Малеева стало то, что из-за него и друга класс стал отставать по успеваемости от других.
Леонид Крауклис в роли Вити Малеева / Кадр из фильма «Два друга»
Главный герой решил, что дальше так продолжаться не может. Он пришел домой и сел решать задачи — про орехи и про топоры. Но ни одна ему не далась. Тогда четвероклассник заглянул в учебник к младшей сестре Лике, которая училась в 3-м классе, с ужасом отметив, что и эти примеры ему не под силу.
Тогда Витя понял, что нужно многое догнать по программе, чтобы исправить оценки. С этого дня успеваемость подростка стала повышаться. Но одновременно с этим у Кости Шишкина ситуация становилась все хуже.
Мальчик перестал ходить на занятия, боясь признаться матери в двойках и прогулах. Четвероклассник же не осмеливался рассказать взрослым правду и прикрывал друга. Малеев чувствовал, что поступает неправильно и делает Косте только хуже.
Когда обман раскрылся, главному герою было стыдно, что тот говорил неправду учителю о мифической болезни Шишкина. Теперь, когда Костя вернулся в школу, Витя решил подтянуть его по русскому языку.
Мальчик каждый день приходил домой к другу и боролся с его ленью и отсутствием силы воли. Постепенно оценки стали лучше, а дополнительной мотивацией стал допуск в баскетбольную секцию. Для бывшего прогульщика Кости самым счастливым стал момент, когда ему поставили заветную четверку по русскому языку. А к концу года оба ученика стали отличниками.
Главная мысль этого произведения для детей заключается в том, что ради получения результата нужно стараться. Оба героя позволили себе отстать от других в учебе. И для того, чтобы догнать материал, мало было желания — требовалось еще и упорство, и ежедневный труд.
Большую помощь в достижении цели оказала дружба — настоящая, когда поступают так, как будет лучше, даже если при этом приходится рассказывать правду о ложности болезни. Благодаря сплоченности ребят, их взаимовыручке и поддержке финал повести оказался положительным.