Лев толстой: волга и вазуза

Читательский дневник «волга и вазуза» льва толстого

Предварительный просмотр:

Сказка о великой реке Волге и маленьком теплоходике.

Есть на свете великая река Волга. Она течет среди лесов и полей. Вдоль её берегов раскинулись большие города.

В одном из таких городов жил маленький теплоходик. От других теплоходов он услышал рассказы о том, как они ходили в плавание по Волге и видели ее красивые берега. Какая это большая река с чистой водой! Как много в ней рыбы! Как интересно по ней путешествовать!

Маленький теплоходик захотел сам побыстрее увидеть эту великую реку.

В один прекрасный день он отправился в свое первое плавание.

Что же он увидел, проплыв совсем немного по реке? Вода была очень грязной. В ней плавали бутылки. Вокруг валялось много мусора. Исчезла вся рыба. Птицы перестали прилетать к реке.

Проплывая все дальше и дальше, теплоходик увидел на берегах реки очень много заводов, которые сливали все отходы в воды реки.

Домой он вернулся расстроенный. Обо всем он рассказал своим друзьям. Если ничего не сделать, то может погибнуть все живое.

И тогда они попросили людей очистить реку.

Через некоторое время вода в реке стала чистой, развелось много рыбы. Волга стала еще краше. А теплоходик был рад, что есть на свете люди, которые могут помочь такой великой реке!

Источник

Самуил Маршак — Волга и Вазуза

Меж болот из малого колодца Ручеёк, не умолкая, льётся.

Неприметен чистый ручеёк, Не широк, не звонок, не глубок. Перейдёшь его через дощечку. А глядишь — ручей разлился в речку, Хоть местами речку эту вброд И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки, И снега, и ливни летних гроз,- И течёт она рекой широкой, Разливается в спокойный плёс, Пенится под плицами колёс.

Перед нею путь большой и долгий — Из лесного края в край степной. И зовут её рекою Волгой — Матушкой, кормилицей родной.

Волга — рекам родины царица. Ни одна не может с ней сравниться.

Высятся над Волгой города. На волнах качаются суда, Носят много дорогого груза. А у Волги есть сестра — Вазуза. Вьётся Волга, а её сестра Напрямик течёт, крута, быстра. Меж камней бурлит она в дороге, Сердится, катясь, через пороги. У сестёр-красавиц с давних пор Был такой между собою спор: Кто из них сильнее и быстрее, Кто из них умнее и хитрее?

И тянулась тяжба долгий век У сестёр — у двух соседних рек. Ни одна не уступала в споре. Наконец решили: — Ляжем спать, А проснувшись, побежим опять. Кто скорее добежит до моря, Ту и будем старшею считать!

Вот зима постлала им постели Под широкой крышей ледяной. Шубою накрыли их метели, Белою одели пеленой.

Но Вазуза пробудилась рано Под покровом вешнего тумана И сестру решила обмануть: Собралась, да и пустилась в путь. Говорит: -Прощай, сестрица Волга, Нежиться во сне ты будешь долго. Я же той порой по холодку От тебя подальше утеку, Выберу дорожку попрямее И до моря добежать успею!

Пробудилась Волга в свой черёд. Над собой взломала синий лёд, Разлилась в полях среди простора, Напилась холодных вешних вод И пошла не тихо и не скоро, Не спеша, не мешкая, вперёд.

Хоть она весной проснулась поздно И путём извилистым текла, Но сестру свою догнала грозно, Гневная, к Зубцову подошла.

И Вазуза, с Волгою не споря, Просит донести её до моря. Ей самой, усталой, не дойти — Не собрала силы по пути.

Что ж, сестра родная — не обуза. Две реки в пути слились в одну. С той поры шумливая Вазуза Будит Волгу каждую весну:

— Просыпайся, старшая сестра, Пробираться к морю нам пора!..

Гонят волны Волга и Вазуза, Две реки Советского Союза.

Говорит молва, что до сих пор У сестёр не утихает спор. Спорят реки Волга и Вазуза, Спорят с Доном, Обью и Двиной: Кто из них подымет больше груза, Больше рыбы даст земле родной, Кто прогонит летом больше сплава…

Всем советским рекам — честь и слава!

12

# Стихи Маршака

Урок литературного чтения в 3 классе. Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Волга и Вазуза»; обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа; расширить знания о реках.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять нравственные ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением рек.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

Речка, реченька, река

Широка и глубока.

Ты течешь между полей,

Городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой,

Разливаешься весной,

В осень листья-корабли

Тихо плавают все дни.

Ты для рыбы — дом родной.

Для животных — водопой.

Звездам — зеркало большое.

По ночам они не спят,

До утра в тебя глядят.

Т. Ашапина

— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; скороговоркой; выразительно.)

III. Проверка домашнего задания

— Творчество какого писателя мы изучаем?

— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.

IV. Актуализация знаний

— В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение о реке. Что вы из него узнали?

— Какую роль в нашей жизни играет река?

— Ребята, откройте учебники на с. 60. Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

— Почему вы думаете, что этот рассказ о реках? (По названию реки Волги.)

— Определите тему и задачи урока.

V. Работа по теме урока

(Учитель читает текст до слов «Река Волга начинается в Осташковском уезде…». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)

— Как вы поняли, о каких сестрах идет речь? Как вы думаете, что будет дальше?

(Текст продолжают читать хорошо читающие ученики.)

— Оправдались ли наши предположения?

— Что вы испытали при чтении этого рассказа?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст самостоятельно. Подумайте, к какому жанру мы его можем отнести. (Это сказка.)

— Докажите, что это сказка.

— Как вы думаете, для чего Л.Н. Толстой написал такое произведение? (Чтобы облегчить запоминание научного материала.)

Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В толстовских коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения.

— Что вы узнали из этой сказки?

— Чему учит нас произведение Л.Н. Толстого? (Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.)

— Перечитайте произведение еще раз, задайте вопросы по тексту одноклассникам.

VIII. Проверка домашнего задания

— Расскажите, какие заметки для стенгазеты вы написали.

IX. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

X. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились?

— Как его можно было назвать по-другому?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации.

Кто автор вазуза и волга. Волга и вазуза

«Волга для России — это гораздо больше, чем река…», — написал Евгений Евтушенко в стихотворении «Любовь России к ней нетленна…». Волга так важна для нас, что 20 мая даже отмечается ее праздник. На реке происходили важные исторические события, о ней слагали легенды и писали сказки. Давайте вспомним их.

Легенды о Волге
Почему татары не взяли Нижний

Нашествие хана Батыя охватило большую часть Руси. Удивительно, что Нижний Новгород татары не навестили. Русский народ объясняет это по-своему.

Весной подошло войско татарское к Волге реке. Отправили дозорных. У реки женщины в то время белье полоскали. Увидев врага, избили женщины дозорных коромыслами. Тогда и раздумал хан нападать на город.

Как есть встал батюшка Нижнiй Новгородъ

Мордовская легенда рассказывает о покорении мордвы русским и об основании Нижнего Новгорода.

Старики из мордвы узнали о поездке князя Мурзы по Волге и прислали ему дары. Князь обрадовался знаку покорности мордовского племени и поплыл дальше изучать земли русские и города основывать. Так и встал батюшка Нижнiй Новгородъ.

Легенда Волга, Рав и Каспий

Жили неподалеку друг от друга два богатыря Каспий и Рав, были дружными соседями. Поселилась рядом красивая девушка Волга и понравилась обоим богатырям. Боролись за сердце красавицы соседи долго. Победил Рав, а Каспий отправился в свою страну Высокого Солнца.

Вскоре у Волги и Рава родились дочери Ока и Кама, а потом и другие дети. Всего у них было более 400 дочерей, сыновей и внуков. В это время Каспий был одинок, но стал сильнее и богаче соперника. Отправился богатырь на сражение с Равом. Вышел на встречу Каспию Рав. Долго богатыри сражались. Загнал Каспия противник в глубокую впадину. Так появилось Каспийское море.

Недолго прожили Рав и Волга после гибели Каспия. Весть о смерти богатыря и красавицы разлетелась по всему миру. Заплакали дети Рава и Волги. Одна из дочерей покатилась по бывшим рекам-родителям. Так появилась новая Волга или Рав, как называет реку мордва.

Сказка
Сказка Льва Николаевича Толстого «Волга и Вазуза»

Волга и Вазуза сестры-близнецы. Однажды поспорили они, кто из них умнее и кто лучше проживет. Решили они плыть разными дорогами в Хвалынское царство утром. Так определится победитель в споре. Вазуза схитрила и уплыла ночью. Волга обогнала ее, и Вазуза назвалась младшей, чтобы сестра простила ее. Тогда и поплыли они в Хвалынское царство вместе.

«Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст».

Из истории
Массовый расстрел 1917-1923 гг на Мочальном острове

17 августа 1918 года произошло убийство председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого и покушение на Владимира Ильича Ленина. На следующий день на Мочальном острове расстреляли 41 человека. Среди убитых были военные, священники, чиновники. Так остров получил название «Нижегородская Голгофа».

Так с Волгой связаны легенды, сказки и исторические события еще до появления Нижнего Новгорода.

Волга-волшебница


Волга-волшебница

В далекие-далекие времена, за миллионы лет до нас с вами, разлилась по равнине небесно-голубая река Волга. Понесла они свои воды с севера на юг, через леса и степи, вдоль гор и холмов. Сила и красота ей была дана такая, что река всей мощью своей обрушала воды на земли, по-своему прокладывая русло, и украшала их так, что вовек не наглядеться.

Вода была такой чистой, что пить можно было, а уж кто умылся бы, то молодым красавцем навсегда остался. Но не было тогда рядом людей. Только орлы парили высоко в небе, звери лесные приходили напиться, да рыбы плескались.

Тысячи лет прошло, прежде чем по берегам реки появились деревушки. Девушки-красавицы приходили сарафаны и рубахи стирать. Да рассказать реке о своей жизни. Добры молодцы лодочки рубили, рыбу удили. К реке-кормилице как к дорогой хозяйке относились. Силу уважали, красоту преумножали. Всех река угощала да подбадривала. А некоторым и тайны свои глубинные открывала. О мире своем подводном ведала. О жителях речных, страшных водяных и капризных русалках, огромных царь-рыбинах и золотых рыбках. О лабиринтах из водорослей и пещерах из ракушек, зловещих круговоротах и неожиданных впадинах.

Бывало, река являлась в образе прекрасной молодой женщины, в роскошном бирюзовом платье и короне из жемчуга. Те, кто видели ее, навеки становились хранителями реки. Жили неподалеку, берегли как родную мать и слагали о ней сказания и легенды.

Время шло, и скоро утлые суденышки рыбаков потеснили крепко срубленные ладьи, товаром купеческим груженные. Бурлаки под стоны ветра баржи потянули, белоснежные парусники к морю заспешили. То тут, то там, нарушая девственный покой реки, загудели пароходы. А уж когда баржи начали резать водные просторы, заволновалась река, обернулась женщиной, к людям вышла. Поклонилась до земли да попросила слезно:

— Пощадите меня. Всех накормлю, напою, лица омою, вечной молодостью одарю. Только любите меня, заботьтесь, берега в камни не заковывайте, живую воду в мертвую не превращайте.

Люди послушали реку-матушку. Оставили ее вольною да свободную. Рыбы развелось в реке столько, что на всех хватало, да еще оставалось. Земля засухи не знала: река щедро дарила свою воду полям и степям. Волжане воду, солнцем согретую, пили и молодыми-здоровыми до старости оставались. Мир и согласие пришли в волжские города. Красота реки в воздухе разлилась. Стали люди воздухом волшебным дышать, мысли светлые начали приходить.

…Годы идут, а края волжские все процветают и процветают. Добрые сердца река добрая питает.

вторник, 21 декабря 2021 г.

Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза»

Это сказка, ведь её героями оказываются реки, которых автор наделил чертами человека. Но так же это и познавательный рассказ, ведь в нём описано, как текут и куда впадают реки Волга и Вазуза.

Мне больше всего запомнился обман Вазузы, который ни к чему не привёл.

Пример пересказа рассказа «Волга и Вазуза» для 3 класса

Были две сестры — Волга и Вазуза. И поспорили они, кто из них умнее и кто лучше проживёт.

Вазуза согласилась, но решила обмануть Волгу. Ночью она прямой дорогой побежала в Хвалынское царство.

Волга утром проснулась, увидела, что сестры нет, и спокойно пошла своей дорогой. Вскоре она догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, что её накажут, и попросила, чтобы Волга довела её до Хвалынского царства. Волга простила Вазузу и взяла её с собой.

Волга течёт из колодца в деревне Волго. Вазуза начинается в горах. Вазуза течёт прямо, Волга всё время сворачивает. На Вазузе раньше ломается лёд, но когда реки сходятся, Вазуза ещё узкая, а Волга имеет тридцать саженей ширины. Волга течёт через всю страну три тысячи сто шестьдесят вёрст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море.

Число страниц: 2.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: две сестры — Волга и Вазуза.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Вазуза — младшая сестра-река.

Хитрая и лживая.

Хотела обманом выиграть спор.

Провинилась, но признала свою неправоту.

Волга — мудрая, спокойная и справедливая.

Простила сестру за её поступок.

Великодушная и могучая.

Жили две сестры — две реки.

Как-то раз завязался у них спор: кто из них сильнее, умнее и лучше проживёт.

Они решили идти в Хвалынское царство.

Вазуза решила обмануть свою сестру.

Она выбралась тайком из дома и побежала прямой дорогой к Хвалынскому морю.

Волга утром неспешно отправилась в путь и быстро догнала торопыгу.

Вазуза испугалась и стал просить звать её младшей сестрой.

Река Волга берёт начало с небольшого колодца, расположенном на болотах возле одноимённой деревни.

А река Вазуза стекает с гор. Волга течёт извилисто, а Вазуза прямо и раньше пробуждается весной из-под льдин.

Когда обе реки-сестрицы сходятся, то Волга уже плещется во всю ширину, а Вазуза маленькая и узенькая.

Река Волга течёт через всю Русь и впадает в Каспийское море, а Вазуза — всего лишь её небольшой приток.

План сказки:

  1. Спор двух сестриц.
  2. Обман Вазузы.
  3. Встреча двух сестёр.
  4. Сравнение рек.

Главная мысль сказки в том, что сила не нуждается в хитрости и обмане.

Основная идея сказки в том, что правда всё равно выйдет наружу.

Чему учит сказка

Сказку учит быть честными и никогда не обманывать.

Учит спокойствию и невозмутимости.

Учит не суетиться, поспешать медленно.

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что истину не спрячешь.

Она всегда выйдет наружу и тот, кто пытался других обмануть, окажется в проигрыше.

Река Вазуза была торопливой, хотела обмануть Волгу.

Но она была всего лишь маленьким притоком и не ей было тягаться с великой русской рекой.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось не просто написать историю про обман и разоблачение, но рассказать многие сведения из географии.

Мне нравится Волга, могучая и спокойная.

Она была уверена в себе и никуда не спешила.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что важно иметь своё мнение и уметь его отстоять. Важно верить в себя и свои силы и никогда не опускаться до обмана

Важно верить в себя и свои силы и никогда не опускаться до обмана

Пословицы к произведению:

  • Обманом много не наторгуешь.
  • Обманщик и себе до обеда не верит.
  • На обмане далеко не уедешь.
  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • Кайся, да опять за то не принимайся.

Словарь неизвестных слов:

  • Хвалынское море — Каспийское.
  • Полую воду — высокая вода.
  • Сажень — русская старая мера измерения ширины. Приравнивалась к 2,16 метрам.
  • Верста — длина, равна 1,06 км.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: