Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»
Вариант 1
Багряно-золотистая, розово-изумрудная, нарядная и немного тоскливая осень — любимое время года великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Творческое вдохновение приходило к Александру Сергеевичу осенью, и появлялись произведения, которые изучают в школе все русские школьники.
Не стал исключением и 1833 год, когда, посетив Болдино, русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал удивительное стихотворение «Осень». Это не ода данной поре года, не просто описание природы, это сравнение осенней флоры с живым существом, когда «она жива еще сегодня, завтра нет».
Восхищение и веселость поэта передает характерный для данного произведения ямб. Интересная рифмовка строк: в восмистрочном куплете рифмуются нечетные, первая, третья и пятая строки, четные, вторая, четвертая и шестая, и седьмая с восьмой строки. Живость стихотворения соответствует приподнятому настроению Пушкина, и он с азартом олицетворяет природу: «страждут озимы», «будит лай собак», «руку жмет, пылая и дрожа!» .
Поэт прямо заявляет, что не нравятся ему ни пробуждающая природу ото сна весна, ни солнечное лето. Первую он вспоминает исключительно грязной, неприятной запахом порой, а лето слишком засушливо и кишит мошкарой да мухами.
Более приятна ему снежная зима, с ее праздничными забавами. Но, тем не менее, снега в течение полугода также надоедают Пушкину. А вот осень, ею поэт восхищаться не устает. Понимая, что ни всем может быть понятна его любовь к чаще сырым и промозглым дням, Пушкин сравнивает ее с любовью к «чахоточной деве», которая привлекает кого-то своим румянцем.
Александр Сергеевич говорит о том, что очаровываясь буйством красок, его мысли занимают исключительно новые строки, которые так и просятся лечь на бумаги шедевральными произведениями. Именно осень – самое плодовитое время года для поэта. Вдохновляет его «свежее дыхание» ветра и богатое «природы увяданье», бодрит снижение температуры и даже внутренняя работа организма поэта становится более размеренной.
Периодически обращаясь к читателю, Пушкин доступными и простыми выражениями описывает свои чувства и эмоции по отношению к осени. Александр Сергеевич рассказывает о том, каким он видит это время года и, читая написанные строки, начинаешь невольно испытывать симпатию к осени, даже если больше всего жалеешь об ушедшем лете.
Вариант 2
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень» написано в 1833 году в самую плодотворную осень для творчества поэта. Стихотворение относится к пейзажной лирике Пушкина. Однако автор описывает не общий пейзаж осени, а конкретный.
В его произведении осень отличается удивительной реалистичностью, однако от этого прелесть и красота природы не теряется, автор так любил это время года, что даже простое разговорное описание осени у него вышло просто потрясающим. Пушкин не поет оду осени, он описывает простой пейзаж среднерусской полосы, который без всяких преувеличений и прикрас необыкновенно поэтичен и неповторим.
Стихотворение написано, как повествование, лирический герой-рассказчик делится с читателем не только своим видением красот природы, в стихотворении есть масса отступлений, юмор вместе с тем Пушкин описывает и свои чувства, и эмоции.
Осень по высказыванию самого поэта являлась для него самой благодатной порой для творчества, он сравнивает эту пору с зимой, летом и весной, объясняя, почему именно осень дарит ему столько вдохновения. Осенью он будто рождался заново, несмотря на любые жизненные повороты. Его работа дарит поэту минуты счастья, когда сердце наполняется жизненной энергией, а жизнь смыслом.
В стихотворении есть описания сцен из жизни помещиков — охота, от которой гибнут посевы крестьян, сцены катания на коньках, зимних праздников, знойного и душного лета.
Стихотворение «Осень» полно описаний не только осени, но и других времен года, и говоря об осени как о поре своего творчества, автор касается темы поэта и поэзии, ее силы и смысла. Он говорит о мимолетности красоты человека в рамках жизни, о краткости жизни по сравнению с вечностью, недаром в тексте возникает образ чахоточной девы, с которой он сравнивает осень.
Стихотворение заканчивается немым вопросом: «Куда нам плыть?». Кажется, будто произведение не окончено, однако это не так. В этой фразе автор задумывается над будущим своим и страны, будущем своего народа и заставляет каждого из нас над этими фундаментальными темами задуматься также.
Пушкин осень унылая пора очей очарованье стих
Пушкин не просто восхваляет этот период. Он открыто и без подтекста признаётся в безумном обожании данного времени года. Поэт ведёт с читателями полноценный разговор, напрямую к ним обращаясь и подробно описывая своё отношение к осени.
Он не может рационально объяснить эту странную привязанность, но чётко называет причины, по которым не так благосклонно относится к другим периодам времени. Весна у поэта ассоциируется только с постоянной скукой и грязью. Летом ему докучают насекомые, жажда и зной. А зима, хоть и радует Пушкина, но быстро надоедает.
Осень же для поэта – особое время. Ему безразлично, что многим она не нравиться. Даже некрасочные пейзажи он готов описывать столь эмоционально, с положительным оттенком, что невольно заставляет любоваться ими читателей и проникаться трепетными чувствами к осени.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Популярные сочинения
- Сочинение по картине На пашне. Весна Венецианова На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка. А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.
- Сочинение на тему Ложь В жизни редко бывают ситуации, которые можно было бы оценить однозначно. Случаются моменты, когда приходится говорить неправду.
- Сочинение-отзыв о книге Человек-амфибия Беляева Великий бестселлер, роман замечательного русского писателя Александра Беляева заставил почти всю эпоху рассуждать над темами добра и зла, справедливости и возмездия, о правде и лжи
Образы и символы
Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.
Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.
Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает:
Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.
Композиция, тропы
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
-
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
-
«Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
-
«Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
-
«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
-
«Метель», анализ повести Пушкина
-
«Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина
-
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Популярные сочинения
- Сочинение Нужна ли сатира сегодня? (7 класс) С начала существования жизни на земле между людьми по-разному складывались отношения. И в древности, и в современном мире они обладали разными характерами, наделены своеобразными чертами.
- Сочинение на тему Примеры дружбы из жизни рассуждение Часто дружбу называют высшим даром. Я полностью согласна с этим утверждением, ведь друг — это опора и поддержка, он всегда придёт на помощь в трудную минуту, поможет справиться с различными трудностями.
- Сочинение про Толерантность Рассматривая понятие «толерантность», невольно начинаешь задумываться о том, что в современном мире оно является основой взаимоотношений людей. Порой любое проявление человеческих качеств в каких-либо ситуациях
Это интересно: Сочинение: описание картины И. Шишкина «Рожь»
Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.
Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.
Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.
Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.
Анализ стихотворения «Осень» Пушкина А. С. 5 класс
1833 год в судьбе Александра Сергеевича ознаменовался второй «болдинской осенью» и небывалым творческим подъемом. Писатель как раз возвращался с Урала и решил остановиться в деревне Болдино. В этот период он написал очень много интересных и талантливых произведений, среди которых было и стихотворение «Осень». Пушкина всегда очаровывала золотая пора года, он любил это время больше всего — об этом он неустанно повторял как в прозе, так и в стихах. Вот и в 1833 году писатель решил посвятить осени большое и эмоциональное стихотворение.
Александр Сергеевич очень хотел передать особую атмосферу радости по поводу наступления его любимой поры года. «Осень» Пушкина поражает читателя своей красотой и поэтичностью. Поэт не может объяснить, с чем связано его восхищение этим временем года. Весна ему не нравится, потому что начинается оттепель, докучает грязь. Летом было бы весело, если бы не донимали комары, мухи, пыль и невыносимая жара. Еще Пушкину нравится зима с ее белоснежным покрывалом, лютым морозом, интересными праздниками. Но отношение к осени у поэта особенное, еще природа не сбросила своего наряда, но уже готовится к продолжительному сну.
Стихотворение Пушкина «Осень» написано ямбом, что придает ему веселости и оживленности, очень точно передавая душевное состояние автора. Тематика произведения грустная, а вот ритмический узор размера этому противоречит, при этом добавляя выразительности и вовсе не нарушая единства художественного впечатления от работы
В стихотворении внимание уделяется лирическим переживаниям. Поэт очень красочно передал картину последнего вздоха природы: «она жива еще сегодня, завтра нет»
Читая стихотворение «Осень» Пушкина, читатель может мысленно представить прекрасные болдинские пейзажи, «в багрец и золото одетые леса». Несмотря на грустные слова и порой тоскливое настроение, благодаря рифме стих кажется динамичным и живым. Писатель не может толком объяснить своей любви к золотой поре года, она просто ему нравится, как кому-то может нравиться «чахоточная дева». Именно осень Пушкина всегда вдохновляла на написание красочных и интересных работ.
Конечно, данное стихотворение нужно воспринимать не только как описание поры года. В нем поэт изобразил различные картины жизни: зимние праздники, катание на коньках, охота помещиков, летний зной. Есть в нем и скрытый смысл, касающийся судьбы поэта-вольнодумца, пытающегося творить в условиях самодержавия. Но все же это стихотворение является одой любимому времени года, в нем восхвалял осень Пушкин.
Анализ произведения позволяет разобраться в чувствах поэта, понять напряжение всех сил его души, творческое горение и нетерпение. Стихотворение заканчивается вопросом «Куда ж нам плыть?» Это раздумье уже касается положения поэта в обществе, его жизни в условиях самодержавно-крепостнического строя. «Осень» написана в форме непринужденной беседы с читателем, автор делится своими переживаниями, мыслями, чувствами. Особенной живости добавляет меняющаяся интонация: со спокойной повествовательной на ироническую и лирическую.
Художественное своеобразие произведения
В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.
Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.
Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.
Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».
Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.
В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.
Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:
- Основной темой произведения «Осень» является, конечно, удивительное разнообразие природы и восхищение ею. Пушкин высказывает свою точку зрения о каждом времени года, поэтому можно сказать, что в произведении есть темы весны, осени, лета и зимы. О каждой поре автор высказался предельно ясно, что и отражено в предыдущем пункте разбора. Больше всего лирический герой ценит осень, на втором месте у него зима, а потом идет лето. Весне достается последнее место. Каждым описанием Пушкин подводит нас к мысли о том, что человек должен ощущать единение с природой, ценить её. Ведь окружающий мир очень разнообразен и интересен. Прелесть времен года заключается именно в наших ощущениях, поэтому нужно уметь насладиться каждым из них.
- Также в стихотворении поднимается тема русского образа жизни. Автор перечисляет типично русские традиции и обычаи, делает акцент на том, как чувствует себя наш соотечественник в каждом времени года. «Здоровью моему полезен русской холод» — говорит он. Лирический герой повествует о своем досуге на природе: о прогулках верхом, о катании на коньках, о домашнем застолье, о вечернем чтении. Из этого стихотворения мы можем узнать, как проводили свои дни дворяне.
- Тема поэта и поэзии тоже поднимается в стихотворении «Осень». Автор описывает, как и когда к нему приходит вдохновение. Осенью он сидит перед огнем в камине и читает. В этот момент его уносит воображение, и появляются поэтические грезы. В этом ему способствует русский холод, который позволяет сосредоточиться на работе и очистить ум. В финале поэт уже забывает об осени: его фантазия уносится в далекие страны и плывет туда… куда он заведет нас в своих следующих произведениях.
- Также в стихотворении поднята проблема закономерности бытия. Пушкин не забывает, что вслед за рождением и рассветом приходят увядание и смерть. Поэт показывает, что осень проходит мимолётно подобно жизни чахоточной девы.
- Вместе со светлым, жизнерадостным настроением в стихотворении присутствуют минорные мотивы
Александр Сергеевич Пушкин стихи про осень
Категория: Поздравления » СтихиУнылая пора! Очей очарованье!…Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
***
Уж небо осенью дышало..
.
Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливый караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.
***
Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевойОглашено мое уединенье,И с образом любовницы драгойПоследнее слетело сновиденье.С небес уже скатилась ночи тень.Взошла заря, блистает бледный день —А вкруг меня глухое запустенье…Уж нет ее…
я был у берегов,Где милая ходила в вечер ясный;На берегу, на зелени луговЯ не нашел чуть видимых следов,Оставленных ногой ее прекрасной.Задумчиво бродя в глуши лесов,Произносил я имя несравненной;Я звал ее — и глас уединенныйПустых долин позвал ее в дали.
Уж осени холодною рукоюГлавы берез и лип обнажены,Она шумит в дубравах опустелых;Там день и ночь кружится желтый лист,Стоит туман на волнах охладелых,И слышится мгновенный ветра свист.Поля, холмы, знакомые дубравы!Хранители священной тишины!Свидетели моей тоски, забавы!Забыты вы… до сладостной весны!
***
Осень
Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча ещё бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.
ИИТеперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стёклами двойными.ИВОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив её блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.ВДни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.ВИКак это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
ВИИУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы.
ВИИИИ с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
ИXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несёт,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промёрзлый дол и трескается лёд.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиёт,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.XИ забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплён моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идёт незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.XИИ мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
Стихотворение написано в 1833 году. Оно является одним из самых сложных в понимании среди большого количества произведений творчества Пушкина. На тот период происходил его поэтический скачок, так как наступила вторая по счету Болдинская осень.
Писатель хотел показать не только саму картину происходящей вокруг природы, но в тоже время были затронуты и такие рассказы, как, например катание на коньках, праздники в зимний период и много других интересных моментов.
Пушкин очень часто упоминал в своих сочиненных повестях и стихах о том, что осень – это его любимое время года, она была самой близкой ему по духу, именно в этот период ему хотелось сотворить новые шедевры, на него нападало вдохновение к началу творческого процесса. Он ярко обрисовывает все природные пейзажи, которые возникают в эту прекрасную пору. Сюда можно отнести шум ветра, в золото одетые леса, редкий солнца луч, первые морозы и т.д, где он еще подчеркивает, что именно в этот период он хорошо себя чувствует, ощущая на себе прилив сил и полную чашу счастья.
Поэт хочет, чтобы читатели смогли прочувствовать все его впечатления по отношению к этому времени года и смогли так же полюбить это время, как случилось это и с ним. Осень является его музой для создания новых творений, он радуется каждой перемене погоды и климата в этот достаточно слякотный период года. Многие не любят эту пору из-за дождей и ненастья, но это все не печалит Пушкина, он радуется и боготворит каждое мгновение, проведенное в эти прекрасные дни, забывая обо всем, что происходило в окружающем мире.
Осень – это промежуток времени, когда она способствует его к созданию новых трудов, за которыми приятно проводить свои хлопоты, да и причем с хорошим настроением. В конце стихотворения Пушкин задает вопрос, который звучит так: «Куда ж нам плыть?». Это объясняется тем, что он из-за сложившейся ситуации стоит на пороге очень долгих и трудных колебаний, которые касаются самодержавно-крепостнического строя и полицейского надзора, что происходило в период жестокого разбоя декабристов.
Прочитывая каждые строчки этого стихотворения, хочется с большим желанием и любопытством увидеть эту рощу в Болдино, которую в таких красках описал Пушкин. Каждое слово написано искренне и задушевно, что ненароком и правда начинаешь проявлять интерес к такому периоду времени, как Осень, чем и хотел привлечь нас великий поэт. Еще с одним анализом стихотворения Александра Сергеевича Пушкина можете познакомится тут.
Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!