Ванька — Встанька.
По разграбленным сёлам
Шла Орда на рысях,
Приторочивши к сёдлам
Русокосый ясак.
Как под тёмной водою
Молодая ветла,
Русь была под Ордою,
Русь почти не была.
Но однажды, как будто
Все колчаны без стрел,
Удалившийся в юрту,
Хан Батый захмурел.
От бараньего сала,
От лоснящихся жён
Что-то в нем угасало,
Это чувствовал он.
И со взглядом потухшим
Хан сидел, одинок,
На сафьянных подушках
Сжавшись, будто хорёк.
Хан сопел исступлённо,
Скукотою томясь.
И бродяжку с торбёнкой
Ввёл угодник-толмач.
В горсть набравши урюка,
Колыхнув животом,
– Кто такой? – хан угрюмо
Ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул: — Матерь Божья,
То Батый, то князья.
Дел игрушечных мастер,
Ванька Сидоров я.
Из холстин дыроватых
В той торбёнке своей
Стал вынать деревянных
Медведей и курей.
И в руках баловался
Потешатель сердец —
С шебутной балалайкой
Скоморох-дергунец.
Но в игрушки вникая,
Умудрённый, как змий,
На матрёшек вниманье
Обратил хан Батый.
В мужичках скоморошных,
Простоватых на вид,
Как матрёшка в матрёшке,
Тайна в тайне сидит.
И с тоской первобытной
Хан подумал в тот миг:
Скольких здесь перебил он,
А постичь – не постиг.
Озираясь трусливо,
Буркнул хан толмачу:
– Все игрушки тоскливы,
Посмешнее хочу.
Пусть он, рваная нечисть,
Этой ночью не спит
И особое нечто
Для меня сочинит.
Хан добавил, икнувши:
— Перстень дам и коня,
Но чтоб эта игрушка,
Просветлила меня.
Думал Ванька про волю,
Про судьбу про свою.
И кивнул головою:
– Просветлю, сочиню.
Шмыгал носом он хмуро,
Но явился в свой срок.
– Сочинил я игрушку,
Ванькой-встанькой нарёк.
Хан прижал его пальцем
И ладонью помог.
Ванька-встанька попался,
Ванька-встанька прилёг.
Хан свой палец отдёрнул,
Но, силён, хоть и мал,
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом
И, знобея от страха,
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг
Вынырнул из-под носка.
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
– Да уж, эта игрушка
Просветлила меня.
Хана страхом шатало,
И велел он скорей
От Руси, от шайтана
Повернуть всех коней.
И теперь, уж отмаясь,
Положённый вповал,
Ванька Сидоров — мастер
У дороги лежал.
Он лежал, отсыпался,
Руки белые врозь,
Василёк между пальцев
Натрудившихся рос.
А в пылище прогорклой
Так же, мал, да удал,
С головёнкою гордой
Ванька-встанька стоял.
Из-под стольких кибиток,
Из-под стольких копыт,
Он вставал – не убитый,
Только временно сбит.
Опустились туманы
На лугах заливных,
И ушли басурманы,
Будто не было их.
Ну а Ванька остался,
Как остался народ.
И душа Ваньки-встаньки
В каждом русском живёт.
Мы народ Ванек-встанек
Нас не бог уберёг.
Нас давили, топтали
Столько разных сапог.
Они знали: мы Ваньки,
Нас хотели покласть,
А о том, что мы встаньки,
Забывали, платясь.
И смеётся не вмятый,
Не затоптанный в грязь,
Мужичок хитроватый,
Чуть по-ка-чи-ва-ясь
Имена в этом стихотворении/песне:
Иван
Красивые и трогательные стихотворения Бориса Заходера о дружбе
Мы друзья
С виду мы Не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой!
Дело в том, Что он и я — Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем. Даже вместе… Отстаем!
Дружба дружбою, Однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? — Что-то, Вова, Позабыл! — И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: Я как стукну! — Я как тресну! — Он как даст! — А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели
Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется, А она еще смеется: — Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Морской бой
Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять! Кто-то там шипит в азарте: — Е-один! — А-шесть. — К-пять!
Это снова Вова с Петей Позабыли все на свете: На уроках день-деньской Бой идет у них морской!
Бьются два военных флота На листочках из блокнота. Вова с Петей не пираты, Не берут на абордаж, А наводят на квадраты Дальнобойный Карандаш!
И противника догонят Залпы меткие везде!
Вот линейный крейсер тонет В разлинованной воде, Вот уже близка победа: Миноносцы бьют в упор… Ну, еще одна торпеда — И на дно пойдет линкор!
Но внезапно все пропало: Море, волны, корабли… Прогремело Громче шквала: — Курс на доску, адмиралы! Адмиралы — на мели…
— Петька, друг, спасай — тону! — Я и сам иду ко дну!.
Часто терпит пораженье Самый храбрый адмирал, Если место для сраженья Неудачно он избрал!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чья корзинка тяжелей
Ходили два приятеля, Ходили по грибы. Ходили да ходили, Устали от хотьбы.
В одну ходили сторону И поровну прошли, Да только вот не поровну, Не поровну нашли.
В одной корзине белые, И все как на подбор! В другой один единственный Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель: — Ну что ж, не повезло. Зато мою корзинку Тащить не тяжело!
Идут они обратно, Идут они домой, Бежит вприпрыжку первый, За ним ползет второй.
Бежит вприпрыжку первый С добычею руке, Второй едва плетется, Хоть он и налегке.
Сказал второму первый, Прощаясь у дверей: — Пустая-то корзинка, Выходит тяжелей!
Строители
Пусть не сердятся родители, Что измажутся Строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока Этот домик из песка!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Листок последний
Не бывает любви Несчастной. Может быть она Горькой, Трудной, Безответной И безрассудной, Может быть Смертельно опасной, Но несчастной Любовь Не бывает. Даже если она Убивает. Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит!
Мордочка, хвост и 4 ноги
Едва мыЧуть-чуть обогнали мартышку,К высотам прогресса направив шаги, —За нами сейчас жеПомчались вприпрыжкуМордочка, хвост и четыре ноги.
ПороюС пути нам случается сбиться(Кругом темнота, и не видно ни зги),Но нам не дадутНасовсем заблудиться —Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чащеСвирепые хищники воют —Тебе не страшны никакие враги.— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоятМордочка, хвост и четыре ноги.
А если пороюТоска тебя гложет(Бывает такая тоска, хоть беги),Поверь,Что никто тебе так не поможет,КакМордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса,Маленечко каши…(Короче — влезать не придется в долги!)Матрасик в углу…И вот они — наши:Мордочка, хвост и четыре ноги!
Короткие стихи и четверостишия Бориса Заходера для детей
Ванька-встанька
Ах–ах–ах–ах–ах–ах! Среди игрушек — паника! Все куколки в слезах – Свалился Ванька – Встанька!
Матрешки тащат йод, Бинты, пакеты с ватой, А Ванька вдруг встает С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой! И не нуждаюсь в няньке! Нам падать не впервой – На то мы Ваньки – Встаньки!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Дождик
Дождик песенку поет: Кап, кап… Только кто ее поймет — Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно: Прорастать Начнет Оно!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Если бы
Ах, если бы Слоны Носили бы Штаны — Какие бы Материи Были им нужны? Никак не маркизет, И не батист, нет-нет! Чертова кожа, Рогожа И вельвет!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Как-то вечером к медведю…
Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Куда спешат головастики
Вихрем Мчится Под водой Головастик молодой. А за ним — Еще пяток, А за ним — Сплошной поток: Тот — без ног, А тот — с ногами, Этот — прямо, Тот — кругами, Кто — налево, Кто — направо, — Так и носится орава Вдоль пруда, Вокруг пруда… Почему? Зачем? Куда?
Головастики Спешат Превратиться в лягушат!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ласточка
Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Летом в лесу
«Шагай!» — поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка!… Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки!…
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Муха-чистюха
Жила-была Муха-чистюха. Все время купалась Муха. Купалась она В воскресенье В отличном Клубничном Варенье. В понедельник — В вишневой наливке. Во вторник — В томатной подливке. В среду — В лимонном желе. В четверг — В киселе и в смоле. В пятницу — В простокваше, В компоте И в манной каше… В субботу, Помывшись в чернилах, Сказала: — Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала, Но, кажется, Чище Не стала!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Лягушки поют
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором Не нужен дирижер!
Как славно! Все запело — Все реки, все пруды… Не скажешь, что капелла Набрала в рот воды!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Медведи на обеде
На турецком на обеде Обнимал Медведь Медведя. Заревел Медведь от боли: — Ты бы, Брат, Полегче, что ли! — Сам полегче ты, Медведь, — Нету сил моих терпеть!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мой лев
Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался!
Когда у поэта душа ребенка
Как такое может быть: автор произведений родился в начале прошлого века и не знал, что будет интересно для современных маленьких читателей?
А все очень просто: он никогда не взрослел и в душе остался веселым, шаловливым ребенком, который мог и умные книжки почитать и пошалить вместе с ребятишками на улице. Только такие люди могут писать вечно молодые стихи для деток.
Борис Заходер стихи для детей сочинял тогда, когда у него было веселое и светлое настроение, после общения с маленькими читателями. От того-то, строчки его четверостиший дышат таким весельем, динамикой и задором.
Любимая тема писателя – животные. Его поэтическая серия о живом мире впечатляет. В веселых стихотворениях поэт не только рассказывает о больших и маленьких зверях, которые живут на планете Земля, но и описывает их привычки и особенности. Вот такой небольшой урок зоологии и литературы. Ну, кто еще может так необычно соединить эти две дисциплины? Это под силу только тому, кто умеет творить для детей и создавать для них новый и интересный мир.