Басня Лев и Мышь — Лев Толстой

Чему учит басня лев и мышь

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы и ручному труду „Басня Л, Н, Толстого „Лев и мышь“» размещена в разделах

  • Животные Африки, жарких стран. Конструирование, поделки
  • Животные жарких стран. Африка для детей
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Конструирование, ручной труд, поделки
  • Лев, львенок. Все о львах для детей
  • Лев. Конструирование, поделки
  • Литература, чтение. Конспекты занятий
  • Мышка. Конструирование, поделки
  • Мышь. Все о мышках для детей
  • Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
  • Толстой Л.Н.
  • Темочки

— продолжать учить работать с ножницами; закреплять навыки работы с бумагой;

— тренировать чёткое произношение; учить отвечать полными ответами;

— учить работать по схеме;

— развивать внимание, память, мелкую моторику рук, творческое воображение;

— воспитывать усидчивость, аккуратность.

Ожидаемый учебный результат:

— приучение к анализу изображения;

— развитие воображения, мышления, конструкторских способностей, формирование познавательных интересов;

— развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Материал: портрет Л. Н. Толстого, фломастеры, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Интеграция : чтение художественной литературы, познание, речевое развитие, физическое развитие, художественное творчество.

Ход занятия:

Орг. момент (дети сидят на ковре)

Ребята, вы любите отгадывать загадки?. Тогда слушайте:

Эта кошка – царь зверей.

Назови ее скорей. Лев

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна,

В норке прячется она. Мышь

Игра «Волшебные превращения».

Представьте, что мы львы — давайте порычим, а теперь мы мышки – попищим…

Скажите, какие истории могут случиться, если лев и мышь встретятся? Ответы детей.

Сегодня я познакомлю вас с произведением, где лев не съел мышь.

Основная часть.

Эту историю придумал и написал русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. До сих пор с интересом читают дети сказки, рассказы и басни. Напоминание, что басня – это короткая, поучительная история. В них часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

Знакомство с текстом басни. Послушайте — пересказ басни.

Беседа по содержанию басни :

— О ком говорится в басне?

-Что произошло со львом?

-Как маленькая мышка помогла льву?

— Придумайте название басни? Ответы детей.

Ищем поучительную мысль. Ответы детей.

А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица : «Друзья познаются в беде»? Почему? Можно ли, назвать льва и мышь друзьями?

Давайте смастерим героев басни.

Из чего можно их сделать? Ответы детей.

Для начала проведём разминку для рук.

В старом замке под горой

Был однажды пир горой.

До утра в нем пировали,

Пели песни и плясали

Не король, не королевич

С королевной молодой.

Не царевна, не царевич,

Не сапожник, не портной —

В старом замке пели звонко

И плясали три мышонка!

Потому что, три мышонка

В первый раз за триста лет

Отыскали в старом замке

Корку хлеба на обед! (выполнение импровизированных движений по тексту)

Беседа и практическая работа. Дети занимают места за столом. Изготовление аппликации главных героев басни

Вспомним правила работы с ножницами?

Для изготовление льва нам необходима цветная бумага, карандаш, ножницы и… ладошка.

Какие умения нам пригодятся, чтобы выполнить работу? Ответы детей. (умение обводить ладошку, умение работать с ножницами, умение располагать шаблон, умение составлять композицию)

1. Обведите раскрытую ладошку – вырежете, это будет тело льва.

2. Обведите круг – это будет… голова, вырежете.

3. Приклейте голову и тело.

Из круга меньшего размера изготовим мышку.

1. Обведите круг. Вырежете.

2. Сложите пополам.

3. Отрежьте, как показано на схеме (схема на доске)

Из чего сделаем ушки? Ответы детей (дети сами моделируют ушки и приклеивают).

Давайте немного отдохнём.

Физминутка на ковре.

Мы пойдём сегодня в лес.

Там в лесу полно чудес.

В лесу мышку увидали,

Вместе с нею побежали.

Вот и львёночек сидит,

Он ушами шевелит.

Птички весело летают,

Рядом бабочки порхают.

Мы размялись хорошо,

Завтра повторим ещё.

А теперь вспомним, что было сначала в басне? Что было дальше? Ответы детей.

Чего не хватает нашим героям? Ответы детей.

Творческая работа. Украшение аппликации, прорисовывание деталей.

Работы вывешиваются на доску, рассматриваются.

Давайте посчитаем сколько львов «Один -, два -,пять -,. много -… .»

Скажи ласково мышь – мышка.

Игровое упражнение «Антонимы»

Длинный –

Лев большой –

Высокий –

Длинный –

Злой –

Творческое рассказывание по теме «Лев и мышь»

Придумайте своё окончание истории? Ответы детей.

А у меня такая история.

Зверь уснул, укрывшись гривой.

Хвостик с кисточкой игривой.

Рядом мышка с ним лежит,

И она тихонько спит.

Восемь лап и два хвоста —

Вот какая красота!

Рефлексия

Ребята, закончите предложение:

Я сегодня научился…

Мне запомнилось …

Мы сегодня на занятии …

Мне было трудно…

Вы сегодня хорошо потрудились. Ребята вы возьмёте домой свои работы, и расскажите маме, папе, бабушке, братику и т. д. поучительную историю. О чём?. О дружбе.

Молодцы!

Убираем рабочее место. Занятие закончено.

Короткие рассказы для детей

Собака и тень

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Настина кукла

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Дети и ёж

Нашли дети ежа на траве. — Бери его, Вася, на руки. — Мне колко. — Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку. Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

Конь

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. — Дай мне, мой конь. — Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Варя и чиж

У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Две крысы

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть, но видят — летит ворона и хочет яйцо взять. Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно. И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её на хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Баба и курица (быль)

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

Трус

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.

Лев и мышь (Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит: — Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам. Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь, он всё ждёт и слышит – старуха опять приговаривает: — Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьём его. Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а делают другое», — и пошёл прочь от деревни.

Собака, львица и щенок

В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки: — Скажи, собака, откуда вы корм берёте? Собака сказала: —- Люди нам дают. — Верно вы трудную службу людям служите? — Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь. — Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать. — Что ж, иди, — сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет. Волк был рад и пошёл с собакой людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки не шее шерсть стёрта. Он сказал: — А что это у тебя, собака? Отчего? —- Да так, — сказала собака. —- Да что так? —- Да так от цепи. Днём я ведь на цепи сижу. Так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее. —- Ну, так прощай, собака, — сказал волк. – Не пойду к людям служить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

***

У Розки были щенки во дворе на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла возле печки. Дети сняли щенка и дали Розке. И Розка снесла щенка во рту на место.

***

Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю. — Гляди, Вася, три птички! Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.

Источник «Хрестоматия для маленьких» М. 1987  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: