Анализ
Сюжет
Сюжет басни Ивана Крылова «Обоз» очень прост, что, впрочем, типично для литературных произведений такого рода.
В обозе, везущем горшки, тянут возы немолодой умудренный опытом конь и молодая горячая лошадка
И вот когда обоз доехал до крутого спуска, опытный конь проявлял максимум осторожности, старался двигаться очень неторопливо, так, чтоб не подвергать опасности подводу и груз. И пусть со стороны такое перемещение выглядело крайне неуклюже, коня это не волновало. Он был заинтересован прежде всего в результате, хотел доставить воз и груз в целости и сохранности
И сделал это
Он был заинтересован прежде всего в результате, хотел доставить воз и груз в целости и сохранности. И сделал это.
Когда конь преодолевал спуск, молодая лошадка над ним смеялась, говоря, что он – жалок смешон и не способен скатить телегу таким образом, чтоб это и заняло мало времени, и выглядело красиво. Лошадь обещала показать класс. И как только подошла ее очередь спускаться, припустила во всю прыть. На крутом спуске это прогнозируемо привело к плачевному результату: задавшая слишком большую скорость лошадь не смогла удержать воз, и угодила вместе с ним в канаву, погубив весь груз.
Герои
В басне Ивана Крылова «Обоз» два основных персонажа – немолодой умудренный опытом конь и молодая горячая лошадь. Оба героя имеют прототипов. Конь – русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. А прототип лошади – критики военачальника, упрекавшие его в «не героической» стратегии войны с Наполеоном.
Зная о гениальности Наполеона в сражениях, которые были для французского императора зоной безусловного комфорта, Кутузов выбрал единственно верную тактику – лишить его этого комфорта, лишить возможности проявлять свою гениальность. Именно по этой причине Кутузовым и была выбрана тактика, ориентированная на изматывание противника затяжным бездействием, негативное влияние которого усугублялось не подходящим для французов русским климатом, особенно – зимой. Но эту стратегию критиковало немало соотечественников Кутузова, наивно полагавших, что Наполеона можно было бы быстро разбить, дав несколько победоносных сражений.
Мораль
Нечто, кажущееся со стороны ошибкой или проявлением некомпетентности, на самом деле может быть самым удачным решением проблемы. Ведь советовать со стороны всегда значительно легче, чем что-то делать самому, нести за это ответственность. Однако во все времена встречалось немало людей, подвергающих все уничтожительной критике и дающих «дельные» советы. Но стоит появиться у таких людей возможности самостоятельно реализовать то, что человек советовал, как в большинстве случаев все заканчивается фиаско и стопроцентным подтверждением нежизнеспособности «ценнейших» советов со стороны.
Басня Крылова «Обоз»: история создания
Басня Крылова «Обоз»: история создания.
ВОтечественной войне1812 года есть один знаменитый и самый сложный эпизод. После сражения была оставлена противникам Москва. Французы беспощадно разоряли ее, и весь народ Русской земли ждали отКутузова активной борьбы за город. Активно высказывались военная молодежь. Им не терпелось дать французам бой, отбить столь значимый город. Поэтому они отчаянно критиковали Кутузова, считая его старым человеком, который боится лишних потерь в своей армии. Даже император был возмущен спокойствием главнокомандующего, поэтому отправлял ему рескрипт с призванием ринуться в бой!Александр I критиковал военную политику полководца, не понимая его продуманных неспешных планов.
И хотя все ополчились на полководца, Кутузов не отступал от своих замыслов. Как стало известно позднее, он хотел взять врага измором, понимая, что воины Наполеона не смогут противостоять суровым условиям русской природы. Даже не побоявшись пойти против императора, главнокомандующий реализовывал свой план, что в последствии привело к победе.
Иван Андреевич Крылов понял замысел Кутузова. Он верил, что все действия полководца продуманы, а его нерешительность и отклонение от боевых сражений – продуманная тактика опытного главнокомандующего. Чтобы объяснить людям их ошибочное мнение, он написал басню.
В ней описывается колонна телег, запряженных лошадьми, которая перевозит глиняные горшки. Самый первый обоз тянет старый конь, умудренный жизненным опытом. Этот конь символизирует Кутузова
Когда конь подходит к горе и начинает аккуратно с нее спускаться, боясь перевернуть повозку, более молодая лошадь, следующая за ним, отчаянно критикует его нерасторопность и осторожность. Но в итоге, у старого коня все горшки остались целыми, а вот молодая лошадь, поспешившая быстро спуститься, опрокинула обоз
Написал свою басню писатель в октябре 1812
года. Сразу после написания басни «Обоз» Иван Андреевич впервые продекларировал ее семье Оленина, знатного вельможи.
Закончил Крылов свое выступление словами, что Кутузов – конь старый, с большим опытом, поэтому он обоз довезет и горшков не перебьет, как думают другие. Под молодой лошадью можно увидеть образ императора Александра Первого, который сильнее всех критиковал полководца. Так как молодая лошадь разбила-таки горшки в басне, то можно заметить аллегорию, в которой писатель намекает на неудачное командование императором. В 1805-1807
гг. Александр I сам возглавлял русскую армию, в результате чего Российская Империя потерпела поражение.
Иван Андреевич очень умно и резко раскритиковал поведения императора. И тем не менее, уже в ноябре басня «Обоз» была выпущена в массовую печать.
Первая публикация данной басни появилась в 1812
году во второй частижурнала «Сын Отечества» . Она была по достоинству оценена публикой, что послужило более доброму настрою людей к М.И. Кутузову.
В наши дни басня Крылова «Обоз»
является актуальной. Она говорит о том, что опытные люди знают, как добиться поставленной цели. И если молодому поколению их способ кажется медлительным и долгим, то не стоит смеяться над ним, так как в конечном итоге он будет единственным верным. А молодым следует прислушиваться к мнению старших.
Суть басни можно еще прировнять к известным русским пословицам: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь». Иван Андреевич
– талантливый писатель, который чувствовал людские души и отображал их в своих произведениях. Поэтому, он до сих пор любим народом, а его басни актуальны и поучительны для современных читателей, потому что они отображают суть человека.
Анализ 3
Басня «Обоз» была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1812 году. Сюжет произведения на первый взгляд незатейлив и прост. Молодая лошадка смеется над аккуратным и медленным спуском коня с обозом
В силу своей неопытности она полагает, что конь проявляет неуместную осторожность. Когда же настает очередь лошадки спускать следующий воз, она будучи уверенной в своих силах и умениях с быстротой и горячностью принимается за дело
Однако спуск с горы оказывается не таким простым, как предполагала молодая лошадь. Вместе с возом она попадает в канаву, разбивая при этом «хозяйские горшки».
Мораль басни заключена автором в последнем катрене. Многие люди, как и лошадка, с легкостью критикуют и дают советы. Они замечают ошибки других и незамедлительно указывают на них. Но стоит лишь приступить за дело самому, как из него уходит былая легкость и тот, кто недавно знал, как нужно поступать, сам начинает допускать ошибки. Мораль также можно сравнить с поговоркой: « в чужом глазу соринку увижу, а в своем и бревна не замечу».
Молодая лошадка не является строго отрицательным персонажем. Ее критика и советы бессмысленны и пусты из-за недостатка знаний и опыта. Как пишет Крылов «многие имеют слабость ту же». Зачастую действия других людей кажутся нам нелепыми и неправильными. Но оказавшись в таком же положении, предпринимаемые собственные действия могут быть еще хуже.
Если перенести смысл басни в жизнь людей, то можно сделать вывод, что критиковать и давать советы всегда намного легче, чем сделать что-то самому. Поучения и «ценные» указания не всегда могут оказаться помощью, даже если и человек желает вам помочь. Мудрый конь, привыкший самостоятельно принимать решения, не использует советы лошадки. Он аккуратно спускает воз. Из этого следует еще одно заключение, что не всегда нужно полагается на мнение окружающих, ведь оно может оказаться ошибочным. Так или иначе, но ответственность за принятое решение всегда лежит на том, кто его принял.
Мораль басни «Обоз»
Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.
Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.
Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.
Популярные сочинения
- Примеры милосердия из литературы (аргументы) Милосердием называют способность помочь человеку, который нуждается в этом. При чем помочь безвозмездно, не ожидая никакой благодарности или обратной услуги в ответ.
- Сочинение на тему Моя собака (Описание собаки) Год назад, после долгих уговоров мои родители все таки согласились и взяли мне щенка. Он был совсем маленьким и мало что умел делать. Папа предложил имя для нового члена семьи – Грей.
- Сочинение на тему Семейные традиции Каждая семья имеет свои традиции. Традиции объединяют всю семью, и время, проведенное вместе, становится интересным и надолго останется в памяти членов семьи.
История создания
Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.
Мораль басни «Обоз» Крылова, анализ, суть, смысл
Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.
Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:
- план сработал;
- русская армия одержала победу.
И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».
Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.
Сочинение на тему ларчик 6 класс
6 класс. Контрольная работа (тест) по теме: «Басни». Вариант 1. А1. Басня – это: меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь, краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме), произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, краткий устный рассказ с остроумной концовкой. А2. И.И. Дмитриев написал басню: «Муха», 3) «Осёл и Соловей», «Свинья под Дубом», 4) «Листы и Корни». А3. Найдите мораль басни «Ларчик»: «А ларчик просто открывался», «Избави бог и нас от этаких судей», «От басни завсегда Нечаянно дойдёшь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: ,,Мы сбили! Мы решили!,,» , «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться». А4. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»? без корней дерево погибнет, Листы справедливо считают, что они «краса долины всей», Корни не умеют ценить красоту, процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества. В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!» ___________________________ В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________ С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»? ________________ _________________________________________________________________ 6 класс. Контрольная работа (тест) по теме: «Басни». Вариант 2. А1. Мораль басни – это: краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения, краткий поучительный вывод, художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений, та часть басни, в которой описываются основные события.. А2. Назовите автора басни «Муха»: И.А. Крылов, 2) Ж. де Лафонтен, Эзоп, 4) И.И. Дмитриев. А3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает: пустое мудрствование, 3) невежество, жадность, 4) самолюбование. А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды? «Листы и корни», 3) «Осёл и Соловей», «Ларчик», 4) «Ворона и Лисица». В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название. От басни завсегда Нечаянно дойдёшь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» ___________________________ В2. Какой художественный приём лежит в основе басни? _________________________________________________________________ С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? ________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ключ к тесту. Вариант 1: А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория. Вариант 2: А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория. Литература: Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014 – стр.33-35.